Конспект урока литературного чтения «Сказки Ганса Христиана Андерсена»
Пояснительная записка к презентации
Тема : «Сказки Ганса Христиана Андерсена»
Цель : расширять знания детей о жизни и творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена;
Задачи :
Образовательные : - познакомить учащихся с биографией и творчеством Г.Х. Андерсена, закрепить и обобщить знания сказок писателя;
Коррекционные : - развивать мышление, умение делать выводы, интерес к творчеству Андерсена;
- обогащать активный и пассивный словарный запас;
- активизировать зрительные и слуховые анализаторы, процессы запоминания и воспроизведения;
Воспитательные : - воспитывать милосердие, сочувствие, умение сопереживать героям.
Оборудование : презентация к уроку, выставка книг со сказками Г.Х. Андерсена, приложения к уроку.
Предварительная подготовка: Чтение сказок Г.Х. Андерсена.
Ход урока.
I. Орг. Момент.
Сказка в гости к нам пришла,
в мир фантазий позвала.
Всё про сказку мы расскажем
Свои знания покажем.
II. Задания на внимание.
- Какое слово лишнее
(слайд 1)
- Прочитайте, какие слова остались?
- Что их объединяет? (Это герои из сказок Г.Х. Андерсена)
- Герои сказок приготовили сказочные призы-сюрпризы, для самых активных.
III. Сообщение сведений о Гансе Христиане Андерсене.
1) Показ портрета Г.Х. Андерсена
(слайд 2)
- Кто знает этого писателя?
2)- Ганс Христиан Андерсен родился в Дании в семье прачки и сапожника. Сам Андерсен в юные годы чинил башмаки, был певцом, ходил в школу танцев.
В 14 лет после смерти отца он много работает, чтобы свести концы с концами. Он пишет рассказы, сказки для детей. Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. И выходят самые чудесные сказки : «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик».
Всего Анднрсен написал 170 сказок. Его сказки известны во многих странах мира.
2 апреля, в честь дня рождения Андерсена, проводится Международный день детской книги. И учреждена Международная Золотая медаль Г.Х. Андерсена.
III. Работа со сказками.
- Сегодня мы вспомним некоторые сказки Андерсена.
1) Угадай какая сказка?
(слайд3)
(Принцесса на горошине)
2) Чтение сказки «Принцесса на горошине» учащимися цепочкой.
3) Работа с новыми словами
(слайд 4)
4) Проверка понимания прочитанного.
- Понравилась ли вам сказка?
- Назовите главных героев сказки.
- На ком хотел жениться принц?
- Что он для этого сделал?
- Кто однажды вечером постучал в ворота?
- Прочитайте, как она выглядела.
- Как королева хотела проверить принцессу?
- Какой предмет она подложила под 20 тюфяков и 20 пуховиков?
- О чем утром спросили принцессу?
- Что рассказала принцесса о проведенной ночи?
- Чем закончилась сказка?
5) Работа с высказываниями.
(слайд 5)
- Какие высказывания подходят к сказке? Прочитайте.
6) Игра «Угадай героиню сказки»
(слайд 6)
( «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена)
- Кто главная героиня сказки?
- Какие черты характера полюбились вам в Дюймовочке?
- А каких еще героев сказки помните?
- Назовите героя по описанию.
(слайд 7)
(Эльф)
- Как была вознаграждена Дюймовочка за свою доброту?
- Какова главная мысль сказки? Подтвердите пословицей.
(слайд 8 )
IV. Физ. пауза.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, на пояс.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели и за дело.
- Сейчас мы узнаем, какие мы внимательные читатели.
Посмотрите на иллюстрации к сказке «Дюймовочка», расставьте их в том порядке, в котором происходят события в сказке.
(приложение 1)
V. Игра «Угадай сказку».
(слайд 9)
1) (Сказка «Снежная королева»)
- Назовите сказочных волшебных персонажей.
- Какие персонажи сказки делают зло?
- Кто помогал Герде искать Кая?
- Кто так говорил о себе?
(слайд 10)
2) – Сейчас потолкуем о сказке другой.
Здесь синее море корабль большой.
Вдруг ветер поднялся и шторм начался,
Корабль закачался и весь затрещал.
Попадали люди с борта корабля.
Они выплывали, спасая себя.
Но принц обессилел, он начал тонуть.
Принца Русалочка крепко схватила.
И к берегу быстро его потащила.
( Сказка «Русалочка»)
- Как называется сказка?
- О чем эта сказка?
- Какие волшебные события происходят в сказке?
3) Бравый солдат домой возвращался,
С ведьмою старой в лесу повстречался.
В пустое дупло солдат наш спустился,
Золото взял и назад воротился…
Но кроме деньжонок вещица чудная
Служивому парню от ведьмы досталась,
Надеюсь, ребята, что сказку ту зная,
Напомните мне, как она называлась.
(«Огниво»)
- Назовите главных героев сказки?
- Какие сказочные предметы есть в этой сказке?
- Выберете предложение, которое передает главную мысль сказки.
(слайд 11)
- Как добро восторжествовало в сказке?
4) – Посмотрите на отрывок из следующей сказки.
(слайд 12)
(«Гадкий утенок»)
- Как называется сказка?
- Можно ли назвать волшебными события сказки?
- Почему гадкого утенка выгнали из птичьего двора?
- Скажите, надо ли стараться быть таким как все?
- Люди не всегда терпимы друг к другу. Бывает, появляется в школе, классе ученик непривычной внешности или другой национальности или с каким-нибудь физическим недостатком. Его обижают, не принимают в свой коллектив. Это очень плохо, жестоко и бесчеловечно. Нужно в каждом человеке видеть лучшие его стороны.
VI. Тест по творчеству Г.Х. Андерсена.
(приложение 2)
VII. Игра «Бюро находок».
- каким героям сказок принадлежат эти вещи?
(Зонт – Оле-Лукойе)
(слайд 13)
(Горошина – матери принца)
(слайд 14)
(Санки – Каю)
(слайд 15)
(Скорлупка грецкого ореха – дюймовочке)
(слайд 16)
(Бумажный кораблик – оловянному солдатику)
(слайд 17)
VIII. Кроссворд.
- Отгадайте все слова по горизонтали и узнаете в каком детском журнале 19 века были опубликованы сказки Андерсена для детей России.
(приложение 3)
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Какая сказка Андерсена вам понравилась больше всего? Почему?
- чему учат сказки Г.Х. Андерсена?
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
(слайд 18)
- Наш урок подошел к концу. Поднимите руки, кто считает, что урок был интересны и полезным.
- А теперь получите призы-сюрпризы.
Здесь будет файл: /data/edu/files/j1442324442.ppt (Андерсен)
Рамзия Валеевна
Васильева Татьяна
Администрация сайта «УРОК.РФ»