Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 классов: «Своя игра»

1
0
Материал опубликован 15 December 2015

«СВОЯ ИГРА»

МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для учащихся 6 классов

Учитель: Алешина Ольга Николаевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • в увлекательной форме повторить материал, изученный на уроках русского языка в 5-6 классах;
  • развивать творческое мышление, произвольное внимание, связную устную речь учащихся, активизировать процессы долговременной памяти;
  • формировать умение учащихся работать в группе в условиях соревнования;
  • через дидактический материал игры воспитывать интерес к знаниям, к урокам русского языка.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • таблицы с названием рубрик и номерами вопросов;
  • эмблемы участников;
  • бумага и ручки для черновых записей к ответам.

УСЛОВИЯ ИГРЫ:

  • все участники делятся на 2 команды по 6 человек, остальные становятся болельщиками (предварительный этап);
  • каждая команда выбирает своего капитана, выбирается название, изготавливается эмблема (предварительный этап);
  • игра проводится в один этап, пока не закончатся вопросы;
  • каждый игрок может три раза выбрать вопрос и на него ответить, предварительно обсудив его с другими членами команды;
  • за правильный ответ присуждается 1 очко, если вопрос был отмечен звездочкой – 2 очка;
  • в случае неправильного ответа появляется возможность заработать баллы команде-противнице;
  • победитель выявляется путем подсчета жетонов-баллов в конце игры;
  • ответы всех участников оцениваются жюри, в которое входят учителя русского языка и классные руководители участников игры.

 

ХОД ИГРЫ:

Приветственное слово ведущего игры.

Знакомство с рубриками лингвистической игры:

Фонетика

Лексика

Фразеология

Морфемика

словообразование

Морфология

Синтаксис

1

1

1

1

1

1

2*

2*

2

2

2*

2

3

3*

3

3*

3*

3

4*

4

4

4*

4

4

5

5

5*

5*

5

5*

6

6*

6*

6

6*

6*

Фонетика 1. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

Фонетика 2*. Сколько согласных звуков в русском языке? (36)

Фонетика 3. Чем отличается Фонетика от Орфоэпии?

Фонетика 4*. Назовите 3 разных случая, когда в слове букв больше, чем звуков (Ь после согласной, удвоенная согласная, непроизносимая согласная).

Фонетика 5. Охарактеризуйте последний согласный звук в слове семья (й – согласный, мягкий-непарный, звонкий-непарный).

Фонетика 6. Назовите слово, в котором 5 букв и 7 звуков (например, яркая, ясная, юная и т.д.)

 

Лексика 1. Как называется раздел науки о языке, изучающий лексику? (Лексикология)

Лексика 2*. Какое явление лексики русского языка нашло отражение в стихотворении:

Суслик выскочил из норки и спросил у рыжей норки:

- Где вы были?

- У лисички.

- Что вы ели там?

- Лисички! (Омонимы)

Лексика 3*. Подберите 4 синонима к слову блистать (сверкать, сиять, светиться, лучиться).

Лексика 4. Вспомните пословицу, в которой есть антонимы (Ученье – свет, а неученье – тьма. Мягко стелет – жестко спать и т.д.).

Лексика 5. Какие виды необщеупотребительных слов вы знаете? (Диалектизмы, профессионализмы, устаревшие, новые)

Лексика 6*. Чем отличаются архаизмы от историзмов?

 

Фразеология 1. Что обозначает фразеологизм обвести вокруг пальца? (Обмануть)

Фразеология 2. Что обозначает фразеологизм как с гуся вода? (все нипочем).

Фразеология 3. Вспомните фразеологизмы со словом нос (совать нос, повесить нос, держать нос по ветру, не казать носа, водить за нос).

Фразеология 4. Вспомните фразеологизмы со словом голова (сломя голову, ломать голову, не бери в голову, очертя голову и т.д.)

Фразеология 5*. Расскажите о появлении одного из фразеологизмов.

Фразеология 6*. Какое значение имеет слово нос во фразеологических оборотах: остаться с носом, зарубить на носу, водить за нос? (Нос – подношение жениха невесте, если родители невесты отказывали – жених оставался с носом; нос – памятная дощечка, которую носили с собой неграмотные люди; нос – орган на лице).

 

Морфемика …1. Перечислите морфемы русского языка.

Морфемика …2. Можно ли сказать, что нулевое окончание и отсутствие в слове окончания – это одно и то же? (нет)

Морфемика …3*. В русском языке есть 2 морфемы: постфикс и интерфикс. Что это за морфемы? (-ся\-сь и соединительные гласные в сложных словах).

Морфемика …4*. Может ли быть такое, что в слове нет корня? (Да – вынуть).

Морфемика …5*. Образуйте разными способами слова от глагола светить (светофор, засветить, светиться, свет).

Морфемика …6. Определите способ образования слова орфографический (суффиксальный).

 

Морфология 1. Назовите служебные и самостоятельные части речи.

Морфология 2*Сколько падежей в современном русском языке? А в древнерусском был седьмой – звательный. В каком виде он сохранился в наше время? (Обращение, «Что тебе, старче, надобно?» (А.С.Пушкин).

Морфология 3* Что обозначает слово глагол ? В древнерусском языке это слово имело другое значение. Какое? (Так называлась буква «Г»)

Морфология 4. Какую глагольную форму называют инфинитивом?

Морфология 5. Какой часть речи являются слова Ай, Ой, Ох, Боже! (Междометие)

Морфология 6* Л.В.Щерба, русский лингвист, предложил выделять такую часть речи, как категория состояния. Приведите примеры слов этой части речи. Почему ее изучают вместе с наречием? (холодно, жарко, весело и т.д.)

 

Синтаксис 1. Какие знаки препинания могут быть в конце сложного предложения? (Точка, восклицательный и вопросительный, кавычки, многоточие).

Синтаксис 2. Каким членом предложения может быть существительное?

Синтаксис 3. Что такое словосочетание? Что не является словосочетанием? (однородные члены, главные члены, фразеологические обороты).

Синтаксис 4. Может ли предложение состоять из одного слова? (Да. Ночь.)

Синтаксис 5* Вспомните пословицу, по структуре сложное предложение с союзом (В июле жарко, а расставаться с ним жалко. Примечай будни, а праздники сами придут и др.)

Синтаксис 6* Составьте предложение с такой характеристикой: побудительное, восклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.

Подведение итогов игры, подсчет очков, объявление победителей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.