Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 6-7 классов – игры «Кто хочет стать миллионером»
Цели и задачи игры:
- пополнять копилку знаний ребят по русскому языку и литературе;
- развивать кругозор и логическое мышление;
- способствовать утверждению в ребятах собственного «я», развитию уверенности в своих силах.
Состав участников:
- ведущий (может быть учащийся или учитель);
- 6 игроков;
- 6 помощников;
- 1 чтец.
Примечание: игроков может быть меньше или больше – решать организатору игры. Соответственно будет уменьшаться или увеличиваться количество помощников, карточек, жетонов, медалей и призов.
Оборудование:
- компьютер;
- медиапроектор;
- экран;
- 6 комплектов карточек, соответствующих вариантам ответов (размер карточек – 10х15 см);
А |
B |
С |
D |
- 30 жетонов «Так держать!»
- 30 жетонов «Молодец!»
- 30 жетонов «Умница!»
(размер жетона – 6х8 см);
Так держать! |
Молодец! |
Умница! |
- 3 медали участника;
-2 медали призёра;
- 1 медаль победителя;
- Грамота победителя.
Ход игры:
- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами побываем на самой настоящей игре «Кто хочет стать миллионером?».
Приглашаются шесть желающих участвовать в игре.
- Отличие нашей игры от телевизионной будет заключаться в том, что наши участники-знатоки не будут выбывать после ошибочного ответа. Они будут иметь возможность подумать и ответить на все вопросы.
Перед вами карточки с буквами, соответствующими вариантам ответов.
Как только прозвучит вопрос и появятся варианты ответов, вы должны поднять карточку с буквой, соответствующей вашему варианту.
Мои помощники будут зорко следить за тем, кто какой вариант выбрал. За каждый правильный ответ вам будет вручен соответствующий жетон. А победителя ждёт награда!
Болельщики тоже скучать не будут. Для них после каждого раунда будут предложены задания в виде ребусов. А потом выберем самого активного болельщика!
Проверим свои силы?
Примечание:
за правильные ответы на 1-5 вопросы – жетон «Так держать!» (1 очко),
за правильные ответы на 6-10 вопросы – жетон «Молодец!» (2 очка),
за правильные ответы на 11-15 вопросы – «Умница!» (3 очка).
Итак, игра!
Первый раунд:
Что значит сделать фонетический разбор слова? Разобрать по:
звукам;
значению;
составу;
членам предложения.
Второй раунд:
Какой знак нужно поставить в словах принцессы из сказки "Двенадцать месяцев", чтобы спасти человеку жизнь: "Казнить нельзя помиловать"?
точка;
тире;
двоеточие;
запятая.
Третий раунд:
Как изменяются наречия?
не изменяются;
по числам;
по временам;
по падежам.
Четвёртый раунд:
Кто был создателем первого славянского алфавита?
Афанасий и Никита;
Минин и Пожарский;
Борис и Глеб;
Кирилл и Мефодий.
Примечание: На 500$ - греческие миссионеры, просветители славян Кирилл и Мефодий, создали первый славянский алфавит в IX веке нашей эры, а пользоваться им стали лишь в X – XI веках.
Пятый раунд:
Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен её создатель, у неё есть "день рождения". В 2007 году ей исполнилось 210 лет.
ъ;
ё;
я;
ф.
Примечание: На 1000$ - В 1797 году писатель Н.М. Карамзин в своём альманахе стихов впервые использовал букву «ё». С 1735 года использовали сочетание «iо», а до этого такого звука вообще не было. Произносили «мед», «слезы». В Ульяновске установлен памятник данной букве.
Шестой раунд:
Какая часть речи самая малочисленная и включает лишь несколько десятков слов?
наречие;
местоимение;
числительное;
предлог.
Примечание: На 2000$ - В древнерусском языке числительных как части речи не было вовсе. Конечно, счётные слова имелись, но крайне мало. Например, очень большие числа обозначались словом 2тьма». Числу «11» соответствовало сочетание трёх слов «один на десять», поэтому данное слово и пишется с двумя «Н». Слово «миллион» имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово «миллион», которое означало «тысяча» и суффикс -ОНЕ-, который имел значение преувеличения, как суффикс -ИЩ-. Таким образом, слово «миллион» дословно соответствует не существующему в русском языке слову «тысячища».
Седьмой раунд:
Кто составил "Толковый словарь живого великорусского языка"?
Ожегов;
Даль;
Эфрон;
Чуковский.
Примечание: На 4000$ - Над созданием своего словаря В.И.Даль трудился 47 лет.
Восьмой раунд:
С тех пор, как люди изобрели письмо, они старались усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее и, во-вторых, быстрее. Как называется искусство красиво писать?
пиктография;
клинопись;
каллиграфия;
скоропись.
Девятый раунд:
Какое значение имеет родительный падеж в предложении "Водород легче воздуха"?
принадлежности предмета;
объекта, на которое направлено действие;
носителя свойства;
части целого.
Десятый раунд:
Какую записку оставил Винни-Пух на дверях своего домика для Кристофера Робина?
"яушол";
"будунискоро";
"прихадизафтра";
"щасвирнус".
Примечание:
- Скажи мне, Кролик, - сказала Сова, - что говорилось в первой записке? Только точно. Это очень важно. От этого все зависит. Повтори слово в слово.
- Да то же самое, что и в этой, честное слово!
Сова посмотрела на Кролика, борясь с искушением спихнуть его с дерева, но, сообразив, что это всегда успеется, она еще раз попыталась выяснить, о чем же все-таки идет разговор.
- Прошу повторить точный текст, - сказала она, словно не обратив внимания на то, что сказал Кролик.
- Да там было написано: "Ушол щасвирнус". То же самое, что и здесь, только здесь еще добавлено: "Занит щасвирнус".
Сова с облегчением вздохнула.
- Ну вот, - сказала Сова,- вот теперь наше положение стало яснее.
- Да, но каково положение Кристофера Робина? — сказал Кролик. - Где он сейчас? Вот в чем вопрос!
Сова снова поглядела на записку. Конечно, столь образованной особе ничего не стоило прочитать такую записку:
"Ушол щасвирнус. Занит щасвирнус". А что тут еще могло быть написано?
- По-моему, дорогой мой Кролик, довольно ясно, что произошло, - сказала она. - Кристофер Робин куда-то ушел с Щасвирнусом. Он и этот... Щасвирнус сейчас чем-то заняты. Ты за последнее время встречал у нас в Лесу каких-нибудь Щасвирнусов?
- М-м-м, - сказал Кролик, - я как раз хотел у тебя узнать. Как они выглядят?
- Ну, - сказала Сова, - пятнистый или травоядный Щасвирнус - это просто... По крайней мере, - сказала она, - он больше всего похож на... Но. конечно, - продолжала она, - это сильно зависит от... Ну... - сказала Сова. - Словом, я плохо представляю себе их внешний вид, - закончила она чистосердечно.
- Большое спасибо, - сказал Кролик.
И он помчался к Винни-Пуху.
Одиннадцатый раунд:
Сколько омонимов имеет слово "коса"?
два;
три;
четыре;
пять.
Примечание: Значения слова Коса:
1. Коса - Несколько прядей волос на голове человека, сплетенные вместе.
2. Сельскохозяйственное орудие в виде узкого изогнутого лезвия, насаженного на длинную рукоятку, служащее для срезывания травы, хлебных злаков. Устар. Изображение такого орудия в руках у скелета как образ смерти.
3. Длинная узкая отмель, идущая от берега; мыс.
Двенадцатый раунд:
Как называется наука, изучающая происхождение слов?
фразеология;
лингвистика;
этимология;
сравнительное языкознание.
Тринадцатый раунд:
Эти знаки появились значительно позже, чем была изобретена письменность. Без них люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на освоение этой премудрости. Что это за знаки?
дорожные знаки;
знаки внимания;
денежные знаки;
знаки препинания.
Четырнадцатый раунд:
Какое крылатое выражение означает не существующий в природе продукт, нечто неслыханное, невозможное, предел мечтаний?
птичье молоко;
рог изобилия;
разбитое корыто;
журавль в небе.
Пятнадцатый раунд:
Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги "Отверженные". Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только "?". Что получил писатель в ответ?
чистый лист бумаги;
"!";
".";
"Да".
Примечание: Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
После подсчёта количества очков в конце игры
ГРАМОТА
награждается
____________________
учени___ __ класса
за победу в игре-конкурсе
по русскому языку
Кто хочет стать миллионером?»
Литература
1.Бирих А.К., Зыкова Е.И., Мокиенко В.М. Слово о русском языке. Иностранцам о русском языке. М.: Русский язык, 1991
2. Водолазская С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 192с.
3. Трембольская Я.Л., Чекалов И.В. Ваше слово, эрудиты. – М.: Просвещение, 1990
4. http://900igr.net/prezentatsii/russkij-jazyk/Urok-Imja-chislitelnoe/011-Nemnogo-istorii.html
Устинова Валентина Ивановна
Мажаева Галина Александровна
Устинова Валентина Ивановна