Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов «Лингвистический калейдоскоп»

1
0
Материал опубликован 23 October 2016 в группе


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Чесменская средняя общеобразовательная школа

Бобровского муниципального района

Воронежской области

 

Внеклассное мероприятие по русскому языку

для учащихся 6 класса

«Лингвистический игродром»

 

Выполнила:

Кулешова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы.

 

с.Чесменка

2016

Ход мероприятия

Учитель Внимание! Внимание! Сегодня в нашей школе состоится открытие необычного парка аттракционов «Лингвистический игродром». Первыми посетителями парка станете вы, ученики 6 класса. Только для вас сегодня посещение аттракционов бесплатное, а для тех ребят, которые правильно и быстро выполнят задания, приготовлены небольшие призы.

Мы уже сказали, что наш парк необычный. Необычен он тем, что весёлые и познавательные аттракционы посвящены изучению нашего языка. А пройдя все предложенные задания, мы на одну ступеньку продвинемся вверх в изучении родного русского языка.

И сейчас я приглашаю вас посетить первую площадку игродрома, которая называется «Орфоэпический микроскоп».

Площадка № 1. «Орфоэпический микроскоп»(слайд №2)

Учитель

Задания из какого раздела русского языка будем выполнять на этой площадке?

Что изучает орфоэпия?

Прежде чем приступить к выполнению заданий, мы должны познакомиться с правилами поведения на аттракционе.

Правило № 1

Не зная орфоэпии

Во всём великолепии,

Не ощутишь её волшебных чар.

Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.

Правило № 2

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением,

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

Правило № 3

Возил не шóфер, а шофёр.

Не фáрфор, а фарфóр.

Был оглашён не прúговор –

Судебный приговóр.

Строгал не стóляр, а столЯр,

Но дóску – не доскý.

И слушал в одиночестве

Не «Тóску», а тоскý.

Как вы понимаете эти правила?

Задание № 1

После чтения стихотворения ответьте на вопросы:

Сколько речевых и сколько орфографических ошибок допущено в тексте?

Как правильно поставить ударение в форме сравнительной степени прилагательного КРАСИВЫЙ?

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивéе», «Мы так хóчим»,

«Дóсуг, шóфер, прóцент, зáем,

Квáртал, пóртфель, бюлитéнь»,

«Пóверх плана выполняем»,

«Агент звóнит целый день».

Задание № 2

Трудности часто возникают не только в выборе места ударения в различных формах имени прилагательного, но и в образовании этих форм. Я сейчас предлагаю вам сыграть в игру «Ха – ха!». Я буду читать имена прилагательные и их формы, вы должны сказать «Ха – ха!» и исправить ошибку.

Строгий – строгайший.

Добрый – добрейший.

Тихий – тихайший.

Храбрый – храбрейший.

Глубокий – глубокайший.

Богатый – богачейший.

Высокий – высочайший.

Скучный – скучнейший.

Редкий – редкейший.

Вечерний – вечернейший.

Древний – древнейший.

(за каждый правильный ответ в заданиях учащиеся получают жетоны)

Учитель

А мы переходим на следующую площадку игродрома, где вас ждёт аттракцион «Морфологический аукцион».

Площадка № 2. «Морфологический аукцион»

Что изучает морфология?

На этом аттракционе прокатятся все ребята, но победителем окажется тот, кто последним назовёт имя прилагательное, обозначающее…

Цвет (белый, зелёный, красный…).

Вкус (солёный, сладкий, горький…)

Размер (Большой, маленький, узкий…)

Качества характера (добрый, злой, весёлый…)

Температуру (холодный, тёплый, горячий…)

(победители получают жетоны)

Учитель

Продолжаем движение по игродрому и оказываемся на площадке № 3. Здесь нас ждёт «Словообразовательный марафон».

Площадка № 3. «Словообразовательный марафон»

Задание № 1. Образуй прилагательное.

В этой игре побеждает тот, кто быстрее и правильнее образует имена прилагательные от числительного ДВА и данных имён существительных.

ЗНАК

ЛИЦО

НОГА

СЛОГ

СМЫСЛ

ВЕДРО

ГОД

ЛЕТО

(правильно выполнившие задание получают жетоны)

Задание № 2

Я называю имя прилагательное, а вы образовываете от него имя существительное и называете его хором. Играть нужно в быстром темпе, поэтому будьте внимательны.

Новый – новость.

Суровый – суровость.

Сосновый – сосна.

Полный – полнота.

Чёрный – чернота.

Красный – краснота.

Ясный – ясность.

Учитель

Переходим на площадку № 4. Здесь мы оказываемся на самом подвижном аттракционе «Орфографические пересадки».

Площадка № 4. «Орфографические пересадки»

Правила игры: я называю орфограмму, ученик приводит пример на эту орфограмму и пересаживается на свободное место, следующий называет другой пример и занимает освободившееся место ученика и т. д. В ходе игры я несколько раз буду менять названия орфограмм.

(все участники получают по жетону)

Учитель

А на площадке № 5 мы попадаем на аттракцион «Занимательный синтаксис».

Площадка № 5. «Занимательный синтаксис»

Что изучает синтаксис?

Задание 1

Исправьте ошибки в объяснительной Миши Иванова по поводу пропусков уроков.

Подхожу до школы, смотрю – двери окрашены. Думаю: наверное, занятия отменили. А тут ребята с окошка кричат, что вход со двора…

(за правильный ответ выдаются жетоны)

Учитель

Переходим на следующую площадку игродрома, где нас ждёт «Грамматическая арифметика».

Площадка № 6. «Грамматическая арифметика»

Задание

Предлагаются карточки с грамматическими примерами, которые нужно решить.

+ большой деревянный сосуд = ? (бабочка)

+

БА

пресноводное животное с клешнями = ? (барак)

 

+ приятный полезный напиток = ? (басок)

+ музыкальный звук = ? (батон)

+ хвойный лес = ? (сбор)

+

С

спрятанные ценности = ? (склад)

 

+ сражение = ? (сбой)

+ дом отдыха = ? (сдача)

(ученикам, выполнившим правильно задание, выдаются жетоны)

Учитель

Площадка № 7 называется «Этимологическая сказка»

Площадка № 7. «Этимологическая сказка»

На что обратим внимание на этой площадке?

Задание

В качестве домашнего задания детям предложено придумать и инсценировать сказку о цветах. Учителем предложен следующий состав действующих лиц:

Незабудка – девушка, красота которой незабываема;

Мать-и-мачеха – злая волшебница, выдающая себя за мать Незабудки;

Подснежник – поэт, влюблённый в Незабудку;

Гладиолус – благородный чужестранец (с лат. – «меч», имеет русское название Шпажник);

Флокс – приятель Гладиолуса, отважный рыцарь (с греч. – «пламя»);

Герань – добрая волшебница в образе журавля (с греч. – «журавль»).

(в основу сюжета сказки должны быть положены толкования имён героев, всем участникам инсценировки раздаются жетоны)

Учитель

Вот и закончилось наше посещение необычного игродрома. Необычного, потому что, играя, мы изучали разные явления русского языка и доказали количеством собранных жетонов, что каждый достоин носить звание «Знаток русского языка»

(подсчитывают жетоны, сдают учителю, взамен получают разноцветные удостоверения Знатока русского языка (цвет зависит от количества жетонов)

Надеюсь, что эти удостоверения станут пропуском на другие аттракционы, изучающие наш родной язык!

Используемая литература:

Блаженко В.Т. Урок – волшебный сон.// Русский язык и литература в средних учебных заведениях , 1991, № 6.

Волина В.В. Весёлая грамматика. – М., 1995.

Грибова Л.А. Дом крышей вниз.// Русский язык и литература в средних учебных заведениях , 1991, № 1.

Подгаецкая И.М., Постникова И.И. Саксофон и саксаул: родичи или чужестранцы?// Русский язык и литература в средних учебных заведениях , 1991, № 6.

Чёрная А.А. КрасИвее или красивЕе?// Русский язык и литература в средних учебных заведениях , 1990, № 10.


 

Комментарии
Комментариев пока нет.