Пример задачи: «В класс пришел ребенок из семьи мигрантов»
• Ключевое задание: разработайте стратегию действия педагога, которая позволит наладить отношение класса с ребенком из семьи мигрантов
«В 7 класс пришел новый ученик Алан Бероев. Его семья приехала из Чечни. Алан плохо владеет русским языком, так как в семье чаще говорят на родном – чеченском. Педагоги практически не спрашивают Алана на занятиях. Дети сторонятся его. А классный руководитель не оказывает мальчику помощи в адаптации к новым условиям жизни и учебы».
• Задания, которые приведут к результату (продукту): 1. Как решались подобные задачи в истории педагогики? 2. Как решается данная задача, исходя из концепции поликультурного образования? 3. Какие педагогические принципы были нарушены педагогами? 4. Придумайте варианты развития ситуации: благоприятный и неблагоприятный, исходя из конкретных социально-педагогических реальностей.
В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности. В последние десятилетия к ее решению активно подключаются не только педагоги и социологи, но и психологи. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания. Задача образования – воспитание гражданина демократического государства.
Просматривая многочисленные статьи в Интернете по данной проблематике, я увидела ряд повторяющихся рекомендаций:
1. Создание положительного отношения к сотрудничеству. Нужно убедить детей, что работать вместе с другими интересно, сама работа часто позволяет сделать то, чего не сделаешь в одиночку, а теплые чувства к партнерам сохраняются и после окончания общего дела.
2. Формирование привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других. Нужно помочь детям осознать, что вклад каждого в работу обогащается вкладом других участников, а вызывающий положительные эмоции результат может существенно отличаться от первоначального личного замысла.
3. Обучение детей правилам эффективной организации совместной работы. Нужно научить детей до начала и в ходе работы обсуждать и согласовывать планы, а также распределять обязанности и средства, используя при этом справедливые процедуры и объективные критерии.
4. Развитие эмоциональной сферы. Нужно научить детей чувствовать эмоциональное состояние партнеров, своевременно реагировать на их слова, жесты, мимику и т. п., адекватными средствами выражать собственные чувства и обсуждать предполагаемые чувства партнеров.
Данные рекомендации предполагают проведение следующих мероприятий:
1. Проведение диагностики личностной сферы детей мигрантов.
2. Индивидуальные консультации с детьми мигрантов (по запросу).
3. Выявление интересов и склонностей ребёнка, вовлечение во внеурочную деятельность, в секции, контроль их посещения.
4. Индивидуально-групповые занятия с детьми мигрантов по русскому языку.
5. Профилактика асоциального поведения и проблем в обучении, общении.
6. Занятия – тренинги, направленные на сплочение коллектива (по необходимости).
7. Занятия – тренинги, направленные на коррекцию межличностных отношений (по необходимости).
8. Проведение недели толерантности.
9. Привлечение детей мигрантов к участию в классных и школьных мероприятиях.
История педагогики показывает, что проведение этих мероприятий при учете данных рекомендаций решают проблему адаптации ребенка-мигранта в классе.
Контекст решения задачи с Аланом Бероевым предполагает обращение к определению «поликультурного образования». Обратимся к определению данного термина.
Определений данного понятия несколько. Я буду придерживаться определения, данного в «Новом словаре методических терминов и понятий» (Москва, издательство Икар, Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин, 2009).
Поликультурное образование – это система обучения и воспитания, которая учитывает культурную, этническую и религиозную специфику учащихся, развивает у них толерантность, уважение к представителям иной лингвокультурной общности.
Исходя из концепции поликультурного образования, классный руководитель, прежде всего, должен изучить культурные, религиозные и этнические нюансы воспитания Алана.
Первичный контакт (учитель - Алан).
Алан приехал из Чечни. В Чечне принято мусульманство. Вовсе необязательно изучать культурные устои Чечни и суть мусульманской веры углубленно, но для установления первичного психологического контакта с Аланом поверхностное знание этих аспектов необходимо.
После успешного установления контакта, признаками которого являются открытость, доброжелательность и в целом позитивные эмоции, делать следующий шаг в направлении адаптации ребенка. Этим этапом будет установление контакта с родителями.
Установление контакта с родителями (учитель – родители - Алан).
Цели:
А). Донести до родителей и Алана правила поведения группы, в данном случае классного коллектива, в который интегрируется ученик.
Б). Выяснить у родителей, нет ли в данных правилах критических противоречий с морально-культурными и этническими устоями, на основе которых воспитывается ребенок.
При обнаружении таких противоречий ищем компромиссный вариант преодоления противоречия.
После устранения всех противоречий создаются наиболее благоприятные условия для комфортной адаптации Алана в классе. На данном этапе классный руководитель предлагает Алану некий обобщенный разумный сценарий поведения в классе, который не нарушит кодекса правил, принятого классом.
Адаптация в классе (учитель – Алан – класс).
На данном этапе внимание учителя направлено на работу с классом. Можно провести классный час, на котором в теплой дружественной обстановке рассказать об Алане и особенностях его культурного и этнического воспитания. По возможности привлечь к диалогу самого Алана. А также в максимально корректной форме классный руководитель должен показать классу необходимость толерантного отношения к новенькому.
Дальнейшая задача учителя сводится к наблюдению за процессом интеграции и его коррекции в случае необходимости. Но это не означает, что учитель отстраненно наблюдает за ребенком и включается лишь тогда, когда возникает какой - нибудь конфликт или другие проблемы. Учитель внимательно изучает ребенка, выявляет его способности и пытается включить ребенка во внеурочные процессы (кружки, классные мероприятия). Учитель пытается проявленные способности использовать для повышения интереса к его предмету и обучению в целом. Если существует языковой барьер, то учитель совместно с родителями ведет работу, направленную на скорейшее овладение русским языком.
Последовательное прохождение данных этапов позволяет ребенку максимально быстро адаптироваться в классе, найти друзей и начать с интересом учиться.
В контексте задачи спрашивается, какие педагогические принципы были нарушены педагогами. Чтобы разобраться с данным вопросом, нужно прояснить, какие педагогические принципы подходят для данной ситуации. Для выяснения данного вопроса я обратилась к учебнику по общим основам педагогики (автор Голованова Н.Ф.)
По месту в педагогической системе воспитания принципы делятся на три группы: содержательные, организационные, методические.
К содержательным принципам относятся: воспитательная целеустремленность, цивилизованность и созидательность, связь с жизнью и деятельностью, содержательная преемственность и непрерывность.
К организационным принципам относятся: подчиненность воспитания интересам общества, единство воспитания и самовоспитания, единство воспитывающей среды, согласованность воспитательных воздействий.
К методическим принципам относятся: терпеливая настойчивость, авторитет воспитателя, сознательность и активность, уважение, забота о человеке, воспитывающая деятельность, индивидуальный подход.
Я считаю, что в ситуации с Аланом применимы такие принципы:
- принцип гуманного подхода в воспитании. Этот принцип выражается в постоянной любви к ребенку, уважении, заботе о человеке, разумной требовательности к нему.
- принцип индивидуальности и дифференцированного подхода в воспитании. Когда речь идет о дифференцированном подходе, имеют в виду необходимость строить работу и с учетом особенностей разных групп и категорий воспитывающих.
- принцип воспитательной целеустремленности. Данный принцип обязывает всю работу строить с установкой на достижение именно воспитательного эффекта, выраженного во вкладе в воспитанность, в формирование ценностей, ориентаций и убеждений. Важно стремиться в воспитании к максимально полному достижению целей, принимать все меры к этому;
- принцип цивилизованности, духовности, связи с жизнью и деятельностью. Данный принцип предписывает при любом воспитательном моменте задавать себе вопрос «Чему воспитывать?», при этом помнить, что главное заключается в возвышении, а не подавлении человека, содействии его подъему на уровень ценностей и достижений человеческой цивилизации, духовности, культуры, интеллекта, а не отдельной корпоративной группировки, не сиюминутным интересам. Необходимо дать возможность человеку почувствовать то, что он достоин уважения, он является нравственной личностью, гражданином мира. Роль воспитания заключается в том, чтобы пробудить, развить, усилить стремление каждого человека стать человеком с определенным набором качеств и ценностей.
На мой взгляд, в ситуации с Аланом педагоги нарушили все вышеперечисленные принципы.
Учителя и классный руководитель явно нарушают принцип гуманного подхода. В контексте задачи я не увидела каких-либо проявлений любви к ребенку, уважении и заботы о нем. У ребенка ярко выражен языковой барьер и вместо постепенного вовлечения его в процесс общения учителя не спрашивают его вовсе. Учителя видят, что Алан не находит общий язык с классом, но при этом не совершают никаких действий для помощи в установлении этого контакта. Ребенок страдает, это негуманно.
Также нарушен принцип индивидуальности и дифференцированного подхода в воспитании: классный руководитель не оказывает мальчику помощи в адаптации к новым условиям социальной среды.
Наблюдаем нарушение принципа воспитательной целеустремленности. Из условия задачи ясно видно, что у классного руководителя отсутствует какая-либо стратегия в достижении цели адаптации Алана в классе. И под большим вопросом остается существование данной цели.
Предлагаемый контекст задачи заставляет задуматься и о нарушении еще одного принципа – принципа цивилизованности и духовности. Процесс адаптации предполагает проникновение во внутренний мир ребенка, выяснение его культурных особенностей и проявления уважения к ним. Такое отношение вызывает со стороны ребенка, да и у любого взрослого, только позитивные реакции, о которых в условии задачи сказано не было.
Благоприятным вариантом развития рассматриваемой ситуации может являться вариант, развивающийся по предложенным выше этапам. Классный руководитель берет инициативу и ответственность за адаптацию Алана в классе в свои руки. У него есть четкая цель и стратегия ее достижения. За стратегию можно взять этапы адаптации ребенка-мигранта, описанные ранее.
Первичный контакт
Контакт с родителями
Выявление и устранение противоречий в правилах и традициях
Адаптация в классном коллективе
Наблюдение и управление процессом интеграции и коррекция в случае необходимости.
Неблагоприятный вариант: при активном НЕсодействии классного руководителя и других педагогов по интеграции Алана в классный коллектив ребенок замыкается в себе. Находится в стрессовом, подавленном состоянии. Отбывает пребывание в школе как каторгу. Может начать пропускать уроки без уважительной причины.