Методическая разработка по истории России для 7 класса по теме: «Власть и церковь. Церковный раскол»

3
0
Материал опубликован 11 January 2016

Методическая разработка по истории России для 7 класса по теме: «Власть и церковь. Церковный раскол»

Цель урока: познакомить учащихся с взаимоотношениями власти и церкви в России, с причинами и последствиями церковного раскола.

Оборудование: карта Россия в XVII в.»

Основные понятия: церковная реформа, старообрядцы

План изучения новой темы:

1. Деятельность церкви в годы Смуты и ее последствия.

2. Реформа патриарха Никона.

Изучение новой темы

1. Учитель напоминает учащимся, что православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни российского общества в XVII в. Церковь объясняла людям смысл их жизни. Смысл жизни человека, с точки зрения христианской церкви, - следование в жизни примеру Иисуса Христа, соблюдение его заповедей.

Далее учитель предлагает обратиться к конкретным примерам деятельности церкви в годы Смуты. Главные мысли прочитанного можно зафиксировать в схеме.

Смута-----разрушение церквей. Убийства священников и монахов. ---- Патриарх Гермоген и архимандрит Дионисий вдохновляли создание народных ополчений. ----- Усиление влияния церкви на власть. Патриарх Филарет – соправитель царя Михаила Федоровича.

2. Учитель сообщает учащимся, что усиление влияния церкви на государственную власть было использовано ею для проведения церковной реформы.

Реформа – это переустройство чего-либо. Это определение необходимо записать на доске и тетрадях.

Далее записи в тетради:

РПЦ существует с 988 года, когда киевский князь Владимир крестил Русь и крестился сам. За многие века существования церкви в церковных книгах и обрядах накопились искажения. Книги искажались от того, что переписывались от руки. А во время переписывания неизбежны ошибки, людям свойственно ошибаться. Переписчики нередко добавляли что-то свое. Почему искажались обряды? Обряды исполняются людьми. Все люди разные. У разных людей могут быть разные представления об исполнении обрядов. Какие церковные обряды вы знаете? Главные церковные обряды – крещение, венчание, отпевание итд. Патриарх Никон решил, что если верующие читают в книгах разное, обряды совершают по-разному, то это ведет к искажению веры. Что недопустимо. Православие утверждает, что верующие могут спастись только все вместе. Разночтения в священных книгах и различия в обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви. Для восстановления ее влияния в обществе требовалось навести порядок, унифицировать обряды и священные книги согласно единому образцу. Однако среди верующих не было единства по поводу выбора образца. Никон предлагал взять за образец греческие книги и обряды, ведь крещение Русь приняла от греческой церкви. Протопоп Аввакум, например, предлагал брать за образцы древнерусские книги и обряды. Никон использовал свою дружбу с царем Алексеем Михайловичем, чтобы провести свое решение. Это вызвало сопротивление многих верующих. Приверженцы РПЦ раскололись на никониан и старообрядцев.

Старообрядцы – сторонники древнерусских обрядов. Никониане называли старообрядцев раскольниками. Царь Алексей Михайлович преследовал их. Старообрядцев лишали имущества, изгоняли из своих домов, ссылали в Сибирь. Большинство верующих приняло реформу Никона. Никон же считал себя наместником бога на земле и не хотел подчиняться патриарху. В результате патриарх и царь поссорились. Алексей Михайлович настоял. Чтобы Церковный собор лишил Никона сана патриарха. Никон был сослан на Север. Таким образом, церковь подчинилась царю, то есть государству.

Закрепление

Учащиеся по схеме и тексту в тетради повторяют, в чем заключалась роль церкви в годы Смуты, почему усилилось влияние церкви на государство, причины церковной реформы и ее последствия.

Вывод

Церковная реформа патриарха Никона привела к расколу приверженцев РПЦ на никониан и старообрядцев и подчинению церкви государству.

Домашнее задание: Параграф 7, записи в тетради

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.