Урок-пресс-конференция по истории России в 10 классе «Церковная реформа и раскол православной церкви. Старообрядчество»
Урок-пресс-конференция по истории России в 10 классе
«Церковная реформа и раскол православной церкви. Старообрядчество»
Урок формирования новых знаний, форма: пресс - конференция.
Цель урока: формирование знаний, организация работы по усвоению учащимися понятий с исторической и религиозной спецификой, исторических фактов.
Задачи:
образовательные: познакомить с различными мнениями историков о расколе Русской церкви; дать представление о причинах возникновения старообрядческих течений и выступлений; научить аргументировать свою точку зрения; активизировать познавательную активность.
воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; уважение к драматическим страницам истории родного государства.
развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать различные исторические источники, выделять главное в текстах, устанавливать причинно-следственные связи внутри темы; приводить примеры, формировать умения работы с научной и учебной литературой.
Подготовительная работа:
Учителю необходимо подготовить к конференции участников, распределив обязанностей среди выступающих. Учащиеся могут работать парами: один готовит текст доклада; второй готовит мультимедийную презентацию; а вместе выступают перед аудиторией. Аудитория – это представители прессы - сотрудников различных газет, которые по ходу выступлений конспектируют основные моменты для собственной статьи.
Планируемые результаты:
Личностные:
Развивать способность аргументировано оценивать деятельность людей;
Вырабатывать свои мировоззренческие позиции;
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него
Метапредметные:
Совершенствование навыков работы с Интернет-ресурсами, с видеоматериалами, наглядным пособием.
Развитие умения самостоятельно делать выводы, анализировать факты, устанавливать причины и следствия.
Выработка и закрепление навыков работы на ПК с использованием программ: Microsof Power Point, Microsoft Word.
вырабатывать у учащихся умение преподать полученные знания одноклассникам в простой и доступной форме.
Ход урока.
1.Организационный.
Учитель: Приветствую всех участников конференции: учёных-историков, специалистов и журналистов, представителей духовенства – всех, кому интересна тема церковного раскола в 17 веке. Что же произошло тогда, что изменило жизнь многих людей?
2.Постановка цели.
Учитель: в русле русской православной традиции существует совокупность религиозных течений и организаций, получившая название старообрядчество. Поскольку вы заранее познакомились с темой урока, многие будут выступать с сообщениями, то вы мне скажите, почему и когда появилось это ответвление от официальной церкви?
Ученики: старообрядчество появилось в середине 17 века после церковной реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью.
Учитель: обратимся к картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова».
Вам она известна как произведение искусства, а теперь посмотрим на неё с исторической точки зрения. О чём рассказывает нам автор? Что произошло с русским обществом после церковной реформы? Что ждёт в будущем? Вернёмся к этому вопросу в конце конференции.
Участники конференции рассуждают.
Учитель: действительно, на соборе 1667 года только четыре человека, в том числе и Аввакум, решительно отказались принять постановления этого сонма иерархов. Тем не менее, вслед за ними очень скоро все большее и большее число русских людей стало высказываться против постановлений русских и ближневосточных, по преимуществу греческих, владык, проявлять свою верность древлерусскому церковному преданию и отказываться от подчинения, совсем еще недавно общей для всей Руси, матери церкви. Таким образом, в течение немногих десятилетий развилось мощное движение старообрядцев, самое значительное религиозное движение в истории русского народа, которое, не покорившись воле епископата и государства, стоящего за этими иерархами, на века оторвалось от церкви, и образовало свои особые, отдельные, независимые общины. Русское старообрядчество пережило немало фаз значительного развития и заметного спада движения, раскололось на множество толков, все же объединенных любовью к прошлому русской церкви и русскому древнему обряду и, несмотря на гонения, сыграло большую роль в духовном и общественном развитии русского народа.
3.Актуализация знаний, составление плана
Учитель: мы посмотрим небольшой ознакомительный фильм «Раскол» и составим план работы конференции. План формируется после просмотра фильма «Раскол», поскольку в фильме рассказчик лишь отчасти касается основных моментов темы, подробной информации не озвучивается. Фильм наталкивает на многие вопросы, которые и станут нашим рабочим планом.
План (как вариант): 1.Причины церковной реформы Никона. 2.Протопоп Аввакум. 3.Взаимоотношения царя и патриарха. 4.Неповиновение народа. Соловецкое восстание. |
4.Введение знаний.
Доклады:
1)Учитель: Патриарх Никон был выдающимся деятелем Русской Православной Церкви. С его именем связаны самые важные исторические события нашей жизни XVII столетия — не только церковные, но и политические, имевшие решительное влияние на дальнейшее развитие церковной и гражданской жизни Русского государства.
Позиция Никона http://studme.org/44076/istoriya/tserkovnaya_reforma_patriarha_nikona#935 – в помощь докладчику.
2) Учитель: На бедную, еще слабую средствами Русь при Алексее Михайловиче обстоятельства наложили столько государственных задач, поставили столько вопросов, требовавших немедленно ответа, что невольно удивляешься исторической содержательности царствования Алексея Михайловича. Рядом с крупными вопросами юридическими и экономическими поднялись вопросы религиозно-нравственные; вопрос об исправлении книг и обрядов сплелся с вопросом о культурных заимствованиях. Рядом с этим встал вопрос об отношении церкви к государству, ясно проглядывавший в деле Никона, в отношениях патриарха к царю.
Позиция царя
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Plat/_15.php – в помощь докладчику.
3)Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 года был вынужден бежать от возмущённой паствы города Юрьевца-Поволожского в Москву. Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, участвовал в проводимой при патриархе Иосифе «книжной справе». Когда патриарх Иосиф скончался в 1652 году, новый патриарх Никон заменил прежних московских справщиков малороссийскими книжниками во главе с Арсением Греком. Далее слово уважаемому историку.
Позиция Аввакума
http://rushist.com/index.php/russia/90-avvakum - в помощь докладчику.
4) Знаменитый по всей России Соловецкий монастырь с началом реформ Никона выступил против них, на стороне старообрядчества. Это выступление возглавил сам архимандрит Илья. Когда в 1657 году в соловецким инокам были присланы новонапечатанные никоновские служебники, архимандрит и его приближённые их спрятали. В следующем году Илья созвал всю соловецкую братию и увещевал ее постоять за православие, не принимать «латинских» новшеств. Монахи подписали общий приговор, чтобы священники не смели служить по новопечатным книгам. Илья и его помощники стали распространять старообрядческую пропаганду по всему Поморскому краю. Илья вскоре умер. Новый архимандрит соловецкого монастыря Варфоломей пытался отменить помянутый приговор и ввести новые книги, но безуспешно; стойкая приверженность старообрядчеству и проповедь о наступлении времени антихриста уже прочно укрепились среди братии и окрестного населения.
Соловецкое восстание
http://rushist.com/index.php/russia/1814-solovetskoe-vosstanie-1668-1676 - в помощь докладчику.
5)Многие исследователи стремились избежать употребления слова раскол. В обычной русской терминологии это слово несправедливым в отношении старообрядчества. Раскол, полагают они, не был отколом от церкви значительной части ее духовенства и мирян, а подлинным внутренним разрывом в самой церкви, значительно обеднившим русское православие, в котором были виноваты не одна, а обе стороны: и упорные и отказывавшиеся видеть последствия своей настойчивости насадители нового обряда, и слишком ретивые и, к сожалению, часто тоже очень упрямые и односторонние защитники старого. Попробуем разобраться и выслушаем следующего докладчика.
Историки о расколе.
(Приложение 1: текст большой, поэтому можно его сократить или разделить между несколькими выступающими).
6) Боярыня Морозова, обиженная царем Алексеем Михайловичем, объявила себя ученицей протопопа Аввакума. Художник В. Суриков изобразил на своей знаменитой картине тот момент, когда окруженную толпой Морозову везут в темницу, а она призывает народ не отказываться от двоеперстия, от святой веры предков. Ее пытали, заточили в подземную тюрьму, где она, вместе со своей сестрой княгиней Урусовой, погибла от голода.
Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» и реальный человек.
http://fb.ru/article/134732/boyaryinya-morozova---legendarnaya-lichnost-istoriya-jizni-boyaryini-morozovoy - в помощь докладчику.
5.Обобщение первичного закрепления и систематизация знаний.
На данном этапе урока можно провести работу с историческими и религиозными терминами (Приложение 2), озвучивая которые школьники будут вспоминать, анализировать и обобщать полученные и уже имеющиеся знания по теме. Для этого на конференции можно ввести роль представителя от духовенства. «Духовное лицо» может подготовить кроссворд, либо непосредственно в беседе и рассуждениях (журналисты могут задавать вопросы выступающим, получать ответы) давать пояснения и верные определения. С теми же функциями предлагаю ввести роль историка-специалиста по терминам для точного определения исторических терминов.
6.Подведение итогов.
Итог урока: возвращение к картине и к главному вопросу урока.
Учитель: и вновь обратим взоры на картину В.И. Сурикова. Что происходило с русским обществом в середине 17 века и что его ожидало в будущем?
Участники конференции рассуждают.
Учитель: для исследователей слово «раскол» в пластическом образе картины «Боярыня Морозова» воплощается в остром треугольнике саней с черным силуэтом боярыни, который нарушает целостность народной массы и раскалывает ее надвое. Конфликт просматривается уже в центре композиции: рядом с бледным и напряженным лицом Морозовой художник прописал физиономию глумящегося над боярыней лица возницы, а также отвратительно злорадствующего и смеющегося беззубым попом и юродивым, который провожает опальную боярыню горящими глазами. Художник предлагает искать правду в пестрой и волнующейся толпе, где бушует океан человеческих эмоций и чувств. В лицах, окружающих сани, мы можем проследить эмоциональные состояния неприятия, осмеяния, удивления, сочувствия, смирения. Внутренняя позиция автора просматривается в фигуре странника, обременённого тяжелыми и суровыми мыслями о результатах раскола православной церкви, о дальнейшей судьбе России. Образу странника соответствует образ подростка, в фигуре которого мы видим недетскую серьезность. Он пытается запомнить, понять и переосмыслить увиденное зрелище. В.И. Суриков изобразил одного персонажа, взгляд которого направлен из толпы за пределы холста и обращен напрямую к зрителю. Этот взгляд обращён в будущее. Глубокий смысл таится и в изображении православных святынь, располагающиеся в трех основных точках: сверкает в лучах лампады золотой фон большой старинной иконы Богоматери, ближе к центру помещено изображение двух заснеженных куполов и еще один изящный купол на тонком высоком барабане. Художник поместил эти изображения рядом с обозначенными персонажами. Можно сделать вывод, что все исконное, глубокое, важное на Руси неразрывно связано для В.И. Сурикова с православием и традициями народа, люди найдут в себе силы и преодолеют как внутренний, так и внешний раскол в их судьбе.
Спасибо нашим докладчикам за интересную и познавательную информацию, которая заставляет размышлять и делать выводы, спасибо гостям журналистам за содержательные вопросы. До новых встреч.
7.Определение домашнего задания, инструктаж по его выполнению.
Журналисты задают вопросы на конференции в порядке очередности. Вопрос начинают словами: «Читателей нашего журнала интересует вопрос...» или «В редакцию нашего журнала пришло письмо с просьбой объяснить следующее явление...». Отвечают на них историки. Вопросы могут быть подготовлены заранее, поскольку тема известна, либо возникнуть на уроке. Журналисты выслушивают ответы и делают в своих блокнотах записи. Домашнее задание заключается в написании статьи (Приложение 3), заметки в свой журнал или газету о конференции, о теме урока, о (не) понравившемся выступлении и так далее (по согласованию с учителем). В конце каждой статьи должно быть обязательно мнение школьника о прошедшем уроке: о теме, о настроении во время конференции, о том, что можно было бы добавить или изменить, о том, что хотел бы ещё узнать). Также творческим заданием будет считаться подбор иллюстраций по теме для публикации в «своём» журнале с краткими пояснениями.
Приложение 1.
Тема церковного раскола и старообрядчества в русской философско-исторической мысли XIX – начала XX вв.
http://santaburge.livejournal.com/131577.html
На протяжении двух веков, последовавших после раскола Русской Православной Церкви, старообрядцы не имели возможности рассказать о себе сами на страницах официальных изданий или литературных произведений. Лучшее произведение о расколе XVII века – гениальное «Житие» протопопа Аввакума, которым восхищались величайшие русские писатели XIX–XX вв., – стало достоянием русской образованной публики лишь в 1861 г. Зато достаточно много и охотно писали о расколе и старообрядцах их идейные противники – представители господствующей церкви («Скрижаль» Епифания Славинецкого, «Жезл правления» Симеона Полоцкого, «Увет духовный» епископа Афанасия Холмогорского (Любимова), «Пращица» митрополита Питирима Нижегородского, «Розыск о брынской вере» митрополита Димитрия Ростовского (Туптало), «Оправдание поливательного крещения» Феофана Прокоповича, «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах» протоиерея Андрея Иоаннова (Журавлева), «Раскол, обличаемый своею историею» А.Н. Муравьева и т.д.). Фактически вплоть до середины XIX в. образ старообрядчества формировался под влиянием миссионерской полемической литературы. Любимыми темами этого более чем тенденциозного направления были обоснование антигосударственной деятельности старообрядцев, подчеркивание их невежества и безграмотности, акцентирование отрицательных качеств в характере старообрядца. Вместе с тем такие фундаментальные исторические сочинения, как «История российская» В.Н. Татищева и «История государства российского» Н.М. Карамзина были доведены лишь до начала XVII в. и не затрагивали тему церковного раскола. Но и эти историки все-таки продолжали смотреть на старообрядчество сквозь миссионерские очки.
Вместе с тем во второй половине XIX в. стали появляться первые серьезные исследования и труды, посвященные истории раскола Русской Церкви. Этому не в малой степени способствовало то, что старообрядцы наконец-то обрели голос – начинают выходить первые легальные издания старообрядческих сочинений. До этого о старообрядчестве могли лишь превратно судить на основе миссионерской полемической литературы. Теперь появилась возможность изучать старообрядчество по первоисточникам. Велика в этом деле заслуга петербургского книгопродавца и издателя Д.Е. Кожанчикова (1820 или 1821–1877), в 1860-х годах занявшегося изданием памятников старообрядческой литературы («История Выговской пустыни» Ивана Филиппова, «Житие протопопа Аввакума») и сочинений, относящихся к истории старообрядчества («Описание раскольничьих сочинений» Александра Б.).
Среди авторов, писавших на тему старообрядчества в этот период, встречались как яростные его противники, так и ученые, более или менее доброжелательно настроенные к нему. Видное место среди противников старообрядчества занимают Н.И. Субботин и И.Ф. Нильский. Николай Иванович Субботин (1827–1905) был профессором кафедры истории и обличения старообрядчества при Московской духовной академии. Главную заслугу его составляет издание большого числа первостепенных по своей важности источников по истории старообрядчества и официальной полемики против него (прежде всего, «Материалы для истории раскола за первое время его существования» в 6 томах). Другие его произведения: «Дело патриарха Никона», «Раскол как орудие враждебных России партий», «Деяние Московского собора 1654 г.», «О сущности и значении раскола», «История Белокриницкой иерархии» (в 2 томах), «Переписка раскольничьих деятелей», «Полемика между Механиковым и Швецовым» и многие другие. Однако из статей и исследований Субботина далеко не все имеют научную ценность. Причина этому – резко выраженная полемическая тенденция и обусловленная ею односторонность взгляда. В старообрядчестве он усиленно ищет и находит только ряд отрицательных явлений, только ничтожных, невежественных или нравственно недоброкачественных деятелей, сознательно и упорно пренебрегающих требованиями правды и совести ради мелких личных побуждений. Отсюда и крайняя нетерпимость Субботина к чужим мнениям (академика Е.Е. Голубинского, профессора Н.Ф. Каптерева и др.). Недостатки Субботина отразились в трудах многих других писателей о расколе, считавших себя его учениками и последователями.
Иван Федорович Нильский (1831–1891) возглавлял кафедру русского раскола Санкт-Петербургской духовной академии. Его главный труд (докторская диссертация) «Семейная жизнь в русском расколе» (1869), основанный на изучении богатого рукописного материала и посвященный изложению старообрядческого учения о браке от начала раскола до конца царствования Николая I, занимает одно из видных мест в литературе по старообрядчеству и вызвал в свое время обширные критические статьи и исследования. Ему принадлежит также ряд полемических трудов и статей: «Об антихристе против раскольников», «Взгляд раскольников на некоторые наши обычаи и порядки жизни церковной, государственной, общественной и домашней», «Разбор бесповщинского учения о лицах, имеющих право совершать крещение», «К истории раскола в Остзейском крае» и другие.
Из авторов, хотя и враждебных старообрядчеству, но стремившихся к объективно научному рассмотрению истории раскола Русской Церкви, следует отметить Николая Федоровича Каптерева (1847–1917), в течение 30 лет занимавшего кафедру всеобщей гражданской истории Московской духовной академии. Каптерев одним из первых сказал в своих сочинениях правду о происхождении старообрядчества и об истинном положении Греческой Церкви под властью турок, также о происхождении древних русских обрядов. Книга Каптерева «Патриарх Никон», печатавшаяся ранее в виде статей в журнале «Православное Обозрение», из-за новых воззрений, высказанных им на время патриаршества предшественника Никона – патриарха Иосифа, и на действительное происхождение «старообрядческих особенностей», вызвала против ученого нападки со стороны приверженцев синодальных воззрений на историю старообрядчества. Миссионерские противостарообрядческие съезды требовали даже суда над автором. Дальнейшее печатание статей Каптерева о патриархе Никоне, по распоряжению обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, было запрещено, что не помешало большинству ученых признать воззрения автора правильными. Лишь после 1905 г. профессор Каптерев смог снова печатать свои труды.
Чрезвычайно ценный материал собран в магистерской диссертации историка литературы А.К. Бороздина (1863–1919) «Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственного развития русского общества 17 в.» (1898), хотя труд этот порой страдает односторонностью освещения некоторых фактов.
Среди авторов, достаточно доброжелательно настроенных к старообрядчеству, следует выделить А.П. Щапова, В.В. Андреева, Н.И. Костомарова, В.А. Мякотина, С.П. Мельгунова, А.С. Пругавина и других.
Профессор истории Афанасий Прокопьевич Щапов (1831–1876) был автором нескольких крупных, оригинальных исследований по истории раскола и старообрядчества. К формированию собственной концепции истории России А.П. Щапов шел в процессе изучения старообрядчества. Историк поставил вопрос о старообрядчестве как способе религиозной и гражданской жизни значительной части народа, не сводя всю проблему только лишь к обрядовым разногласиям, а развертывая широкую картину, объединяющим названием которой стало понятие «дух народа». По мнению Щапова, старообрядчество представляло собой «общинную оппозицию податного земства против всего государственного строя – церковного и гражданского, – отрицание массою народною греко-восточной никонианской церкви и государства, или империи всероссийской, с ее иноземными немецкими чинами и установлениями». Труды Щапова по старообрядчеству были высоко оценены историком С.М. Соловьевым и, безусловно, оказали влияние на подход к истории раскола даже «официальных» историков.
Знаменитым историком Николаем Ивановичем Костомаровым (1817–1885) было написано исследование «История раскола у раскольников» (1871). Главная идея этой работы состояла в том, что старообрядчество – это чисто народное движение. Историк видел в старообрядчестве крупное явление народного умственного прогресса («раскол расшевелил спавший мозг русского человека») и доказывал, что «в нашей истории раскол был едва ли не единственным явлением, когда русский народ, – не в отдельных личностях, а в целых массах, – без руководства и побуждения со стороны власти или лиц, стоящих на степени высшей по образованию, показал своеобразную деятельность в области мысли и убеждения». По мнению Костомарова, значение старообрядчества в русской истории – «народно-образовательное», поскольку оно заставляет преданных религии старообрядцев в поисках правды изучать как Священное Писание, так и различную литературу по этим вопросам.
Приложение 2.
Работа с терминами
Бог— название могущественного сверхъестественного Высшего Существа.
Богослуже́ние — внешнее выражение религиозности, выраженное в общественных молитвах и обрядах. Составляет существенную часть религии вообще. Оно во внешнем отражает внутреннее содержание самой веры и религиозное настроение души. Религиозное чувство не может не изливаться в живых проявлениях — в слове ли, в жертвах ли, или в других каких действиях богопочитания; религия немыслима без культа, в котором она проявляет и выражает себя подобно тому, как душа обнаруживает свою жизнь через тело. Религия по существу своему стремится к высшему благу. Источником высшего блага выступает Бог, формою сообщения блага со стороны Бога человеку — откровение, а средством приобретения благоволения Божия со стороны человека считается богослужение. Таким образом, богослужение составляет нераздельную и существенную часть религии вообще.
Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Душа человека — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа его личности, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.
Молитва — «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам», важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется «на славословия, прошения и благодарения.
Обряд — совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. Стереотипный характер действий обряда, то есть их чередование в некотором более или менее жестко заданном порядке, отражает происхождение слова «обряд». В сущности, с точки зрения этимологии оно означает именно «приведение чего-либо в порядок». Обряд нередко характеризуют как традиционное действие человека.
Откровение, (в религии) — разнообразное открытие Богом себя самого и своей воли людям. Откровение может исходить как непосредственно от Бога, так и через посредников. В некоторых религиях существуют священные тексты, которые рассматриваются в качестве богооткровенных.
Религиозный культ (лат. почитание, поклонение) — религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.
Религия (лат. воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь).
Приложение 3.
http://shabloniskovogo.my1.ru/publ/dokumenty_nachalnika/obrazec_napisanija_stati_v_gazetu/18-1-0-255
Памятка: «Как написать статью в газету?» Для того чтобы быстро написать качественную статью надо как-то наполнить себя, поймать вдохновение. Последнее придет тогда, когда у вас будет достаточно материала для работы. Насыщайтесь информацией, изучайте все, что касается выбранной вами темы. Как только у вас сформируется собственная точка зрения относительно вопроса, приступайте к работе. Начинайте с определений, постановки задач или вопроса – в зависимости от того, о чем вы пишите. Написать статью в газету значит сделать работу, состоящую из трех частей: Вступление. В первой части у вас должно быть 3-4 вводных предложения, определения и объяснение актуальности рассматриваемого в статье вопроса. Придерживайтесь своего стиля письма, учитывая стилистку журнала/газеты. Основная часть. Она может состоять из нескольких разделов. Здесь важно передать основное содержание, суть рассматриваемой проблемы. Итоговая часть. Третья часть может содержать выводы, конкретные советы по теме, ваши мысли и собственный взгляд на проблему. Главное, чтобы читатель получил ответ на свой вопрос. Общие указания не стоит работать над статьей в плохом настроении, без желания написать статью о мероприятии, после того, как вы посетите его – это лучший способ собрать информацию сделать хорошую работу выработайте свой стиль письма. Возможно, ваши работы будут отличать необычные речевые обороты свойственные только вам написать статью о каком-либо человеке у вас получится после того, как вы соберете больше информации о нем. старайтесь писать простым, легким для восприятия текстом. Избегайте предложений сложной конструкции узнайте мнение друзей, близких, знакомых по вопросам вашей темы. Взгляд со стороны, возможно, обеспечит вас полезной информацией делайте перерывы. Не всегда бывает, что текст ложиться легко, на одном дыхании. Если чувствуете напряженность, сделайте паузу – выпейте сок или прогуляйтесь по улице после того, как вы закончите статью, подождите какое-то время. Вам необходимо прочесть то, что вы написали на «свежую» голову. Восприятие будет другим, более объективным, что очень важно. Пишите искренне, от души, излагайте свои мысли. Нестандартный подход и ваш неподдельный интерес гарантируют вам успех. |