12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
6

Учебно-методический материал «Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Алёнушка» рабочего посёлка Солнечный

Солнечного муниципального района

Хабаровского края.


 

«Воспитание любви к родному краю

у детей среднего и старшего дошкольного возраста

через проектную деятельность»


 

Автор работы: Герасимова

Наталья Сергеевна,

Воспитатель.

 

РАЗДЕЛ I. Информационный

Тема опыта: «Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Опыт представлен:

- Теоретическим обоснованием вопроса необходимости воспитания любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста через различные формы работы.

- Описанием системы работы по данной проблеме через традиционные и нетрадиционные формы работы в проектной деятельности: создание предметно-развивающей среды, тематические занятия, беседы: о родном посёлке, о природе родного посёлка и края, о замечательных людях посёлка; чтение детских книг на патриотические темы, знакомство с творчеством местных поэтов и художников, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, национальные игры коренных народов, взаимодействие с родителями, взаимодействие с краеведческим музеем, детской библиотекой, публикацию в СМИ, создание проектов.

- Систематизированным наглядным, практическим материалом.

- Описанием условий, обеспечивающих эффективность системы работы.

- Описанием результативности данного опыта.

По степени новизны:

-Усовершенствование процесса воспитания любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста через инновационные формы взаимодействия, используя проектную деятельность.

- Систематизирование материала, используя технологию проектной деятельности и разработку перспективных планов по знакомству с родным посёлком для средних, старших групп, по ознакомлению с играми коренных народов Приамурья и с творчеством писателей дальневосточников.

-Организация взаимодействия с родителями по вовлечению их в образовательную деятельность.

РАЗДЕЛ II. Технологический

Актуальность опыта.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский


 

Чувство близости в семье, чувство гордости за родную деревеньку и родной дом не покидает и греет душу любого самого успешного человека нашей страны. Многие хранят дома семейные фотографии из детских лет на самых видных и почётных местах. И когда человек покидает родные места, он всегда вспоминает малую Родину, с любовью рассказывает своим детям и внукам о красоте и богатстве своей малой Родины.

Такая глубокая привязанность и любовь к тому, что с рождения осталось в сердце как самое дорогое у родителей, сподвигает детей внимательно и с любовью относиться к малой Родине. Чтобы сохранить эти греющие душу воспоминания, важно постоянно транслировать своим образом жизни и непосредственными мероприятиями жизни в семье и детском саду своё отношение к родному краю и родной стороне.

Все стороны взаимоотношений с детьми должны быть пронизаны обогащением их знаниями о родной сторонке – совместная образовательная деятельность по освоению знаний по пяти областям, определённым для дошкольного образования федеральным государственным стандартом ставит «во главу угла» интеграцию любого воспитательного момента.

А для воспитания патриотических чувств подрастающего поколения очень важно, чтобы и окружающие взрослые, участвующие в создании социальной ситуации развития учили детей любить родные места. Эта линия взаимодействия с детьми должна присутствовать во всех моментах взаимодействия педагогов с детьми. Потому что в самом начале жизненного пути, когда закладывается фундамент личности ребёнка, это должно стать предпосылкой формирования важных человеческих качеств высоконравственной гармоничной личности. Пройдёт ли мама с малышом мимо срывающего цветы с клумбы ребёнка, найдёт ли папа с сыном урну для фантика от конфеты, мороженного или бросит на тротуар. Или сделают замечание озорникам, бегающим по газонам, прививая своим поступком бережное отношение к окружающей нас прекрасной родной стороне, зависит судьба нашей страны, которую в трудный час смогут защитить заботливые, воспитанные нами наши дети. Зависит и наша судьба, постаревших и немощных, то есть наше будущее. Значит, воспитав гражданина, мы обеспечиваем процветание нашей страны и её населения. Эта задача под силу воспитанному нами маленькому будущему гражданину страны.

«Гражданин - сознательный член общества, человек, подчиняющий свои личные интересы общественным» - читаем мы в словаре Д.Н Ушакова. Маленький ребёнок и сознательность? Да, конечно же, пока несовместимо, но заложить основу для развития такого качества возможно, и только с помощью многогранной и целенаправленной совместной деятельности взрослых и детей. Ведь чувство любви к Родине – это такое важное чувство, без которого человека нельзя назвать личностью высоконравственной и гармонично развитой. А научить любить и беречь можно только то, что ребёнок ценит, чувствует, понимает и знает.

У меня возник вопрос - когда и как надо начинать воспитывать любовь к Родине? Народная мудрость гласит: воспитывай ребенка, пока он поперек лавки лежит. После 5 лет воспитывать сложнее, а к 7 годам уже складывается «психологический портрет» личности. Поэтому в средней группе передо мной возникло много вопросов: какие формы и методы избрать для воспитания детей как сознательных личностей, как я смогу научить их ценить, понимать и знать всё то, что нас окружает. При этом всегда помнить и учитывать, что шестым принципом дошкольного образования ФГОС является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Ведущей педагогической идеей опыта я ставлю создание условий, помогаюших воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному посёлку на основе обогащения социальных представлений детей. Ведь в ФГОС указано, что при создании социальной ситуации развития для участников образовательных отношений одно из требований к условиям реализации ООП ДО должно быть «построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.»

Актуальность проблемы обусловлена тем, что социальная значимость такого качества как «гражданское самосознание» в обществе возрастает, а в полной мере эффективные и систематизированные средства, способствующие повышению результативности воспитательного процесса по этому вопросу, отсутствуют.

Я провожу работу по воспитанию любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста, используя инновационные формы взаимодействия по уже отработанным методикам с поиском эффективных инновационных путей и средств их реализации с учётом положений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ФГОС определил перед нами понятие «адекватности дошкольного образования, как соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников». Поэтому все стороны взаимодействия с детьми по этому вопросу буду осуществлять, учитывая ведущий вид деятельности дошкольного возраста – игровую деятельность, и ведущее психическое новообразование - воображение.

Проблему воспитания любви к своей малой Родине у дошкольников рассматриваю как многосторонний процесс, который должен осуществляться творчески и регулярно. Потому что я хочу, чтобы наши дети научились с самого раннего детства заботиться о своей Родине. И буду работать над тем, чтобы пробудить у детей, а не навязать чувство любви к малой Родине, так как с пробуждением этого чувства происходит духовное самоопределение личности.

Сделав теоретический анализ литературы, я для себя выдвинула гипотезу: если в воспитательно-образовательный процесс ввести организованную познавательную деятельность с элементами проблемного обучения, использовать технологии проектов, то это позволит создать мотивацию деятельности детей по расширению знаний о малой Родине и родном крае, что в дальнейшем будет способствовать эффективному воспитанию любви к родному краю.

Предмет – воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста, используя инновационный подход в образовательной деятельности.

Из актуальности существующей проблемы, мною была определена тема: «Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

       Далее я определила цель работы: проведение воспитательно-образовательной работы, способствующей формированию любви к малой Родине у детей с помощью ознакомления с родным посёлком.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

1. Проанализировать методическую литературу по нравственно-патриотическому воспитанию ребёнка-дошкольника.

2. Провести мониторинг необходимости проведения работы по данному направлению и наличия знаний детей по этой теме.

3. Познакомить детей с особенностями сезонных и природных явлений в нашей местности, их взаимосвязью с трудовой деятельностью жителей Солнечного и коренных народностей края, традиционными мероприятиями и праздниками.

4. Объединить деятельность педагога и родителей с деятельностью дошкольников для формирования у них интереса к познанию народной культуры и традиций родного края и обогащения знаний у дошкольников.

5. Создать предпосылки для свободной деятельности дошкольников, способствующей формированию знаний о родном посёлке и коренных народностях, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей большого мира.

6. Провести обследование уровня сформированности у детей знаний о родном посёлке и его природе.

Данный опыт по воспитанию любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста, используя инновационные формы взаимодействия поможет мне решить следующие противоречия:

-между неосведомлённостью родителей по этой проблеме и намерением воспитателя к работе по формированию любви к родному посёлку у воспитанников;

- между потребностью формирующейся личности современного общества, которая способна духовно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала ДОУ и семьи в воспитании дошкольника;

-целенаправленной работы и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по проблеме;

- между отсутствием необходимого методического и дидактического оснащения и его необходимостью для использования детьми в процессе взаимодействия;

- между необходимостью интенсивно проводить процесс воспитания в процессе формирования знаний по этой теме и нахождению для этой работы места в образовательной деятельности.

Для решения поставленных задач определены этапы работы.

1 этап: Семья, её члены, профессии и традиции, домашние питомцы.

2 этап: Детский сад и его сотрудники, профессии, праздники и традиции.

3 этап: Родной посёлок, его достопримечательности, профессии замечательных людей, местные поэты и художники.

4 этап: Знакомство с ветеранами Великой Отечественной войны Солнечного.

При осуществлении взаимодействия с детьми по обогащению знаний о родном посёлке и его традициях, коренных народностях я придерживаюсь следующих принципов:

-Принцип амплификации - обогащения детского развития.
-Принцип историзма - знакомить детей с прошлым, используя понятие «давным-давно» и настоящим –« в наши дни».

- Принцип полноценного проживания всех этапов детства – использовать по максимуму ведущий вид деятельности при поддержке инициативы детей, не ущемляя в выборе содержания личной деятельности.

- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

- Принцип возрастной адекватности, соответствие условий, требований, методов возрасту и индивидуальным особенностям детей;

-Принцип гуманизации - вставать на позицию ребёнка,учитывая его точку зрения, обращая внимание на его чувства и эмоции, при взаимодействии видеть в ребёнке полноправного партнёра.

-Принцип дифференциации - создавать предметно-развивающую среду, учитывая индивидуальные и возрастные особенности, эмоциональную и познавательную сферу ребёнка, накопленного им опыта,

-Принцип интегративности - взаимодействовать с социумом: семьей, библиотекой, музеем. Включение краеведческого материала в программу непосредственно-образовательной деятельности группы и интеграция взаимодействия с детьми во все области образовательного процесса, а также сочетание всех видов деятельности.

- Принцип учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Поставленные задачи позволили мне начать последовательную, поэтапную работу с детьми средней и старшей групп по воспитанию любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста через инновационные формы взаимодействия.

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ОПЫТА И ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

«Детство – это каждодневное открытие мира,и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».В.А.Сухомлинский

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда развиваются не только умственные способности, но и формируются нравственные качества личности ребёнка, закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Эти важные слова создают основное направление работы по формированию гражданской позиции у детей дошкольного возраста.

В воспитательно-образовательной деятельности педагогов ДОУ одним из главных этапов формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта о жизни в своем посёлке, усвоение принятых в нем социальных норм, знакомство с традициями народа.

Осознать маленькому человеку значимость в жизни малой Родины, помогают взрослые – вот и начинается процесс нравственного воспитания, воспитания любви к Родине. Ведь у каждого человека до самой зрелости сохраняются в памяти радостные моменты детства, пережитые им в родных местах. Поэтому так важно планомерно с самого раннего детства воспитывать гражданскую позицию у дошкольников.

В современных психолого-педагогических исследованиях нет пока широкого освещения этой проблемы. Многие авторы лишь указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, а целостная система по данной проблеме отсутствует. В основном рассматриваются разрозненно отдельные аспекты.

Так, в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; группа педагогов под руководством Т.Е. Комаровой делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

Но ведь нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений воспитательной работы, что и отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Данный опыт представлен образовательным проектом, т.к. я считаю, что образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности, творчество. инициативу, поиск всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, педагогов.

Для того, чтобы начать работу по этой проблеме, мне необходимо было определить степень сформированности представлений у дошкольников о названии и объектах нашего посёлка, улицах, на которых дети живут – своего адреса, памятных местах посёлка, о профессиях работников детского сада, родителей и жителей Солнечного района. Чтобы выявить уровень знаний о родном поселке, я использовала диагностику детей дошкольного возраста и Анкету для родителей Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой,.

1.Провела анкетирование с родителями для выявления их заинтересованности в воспитании патриотических чувств у детей по отношению к своему посёлку, так как развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – педагогов и родителей. Результаты анкетирования родителей дали возможность определить компетентность, настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве и выявить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь (Приложение № 1).

2.Провела мониторинг со своими воспитанниками по выявлению уровня знаний о родном поселке. Мною выявлено, что дети имеют скудные знания о родном поселке. ( Приложение №2).

Психологи утверждают, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Огромное значение в их развитии и обогащении имеет процесс накопления и эмоционального освоения конкретных фактов и событий, и зависит это от условий социальной среды развития. Поэтому со среднего возраста я детей включаю в проектную деятельность по ознакомлению с родным посёлком, его природой, профессиями работников детского сада, профессиями родителей и замечательных людей. Предметно-развивающая среда нашей группы значительно пополнялась совместными усилиями воспитателей и родителей.

Выбрав инновационное направление – проектную деятельность, я решила, изменить формы организации образовательной деятельности по ознакомлению детей с достопримечательностями родного посёлка и Дальневосточного края, взяв их за основу. На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация долгосрочного проекта «Родной свой край люби и знай!», реализующегося краткосрочными проектами «Родной дом», «Моя семья и я», «Домашние питомцы», «Наш любимый детский сад», «День России», «День Победы», «Путешествие в космическиедали».

Постоянное использование метода создания проектов по этим темам позволяет детям усвоить сложный познавательный материал через совместный поиск решения проблемы, включая эту работу в совместную непосредственно-образовательную деятельность по всем образовательным областям. Проектная деятельность, организовнная таким образом повышает интерес и создаёт у детей мотивацию к деятельности ещё и тем, что непосредственными участниками и помощниками являются семьи воспитанников. Родители не только присутствуют на мероприятиях, они участвуют в подготовке, помогают готовить оборудование, выставки и альбомы, даже представляют портфолио ребёнка. Участие воспитанников в проектной деятельности нетолько обогащает знания детей о родном посёлке и крае, развивает творческие способности дошкольников, помогает развиваться как творческой личности, но и способствует сплочению семьи. Основные требования ФГОС направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений и среди прочих включают создание условий для участия родителей в образовательной деятельности. Метод проекта помогает мне осуществить это требование, потому что не только предполагает участие в освоении информации, заданной в проекте, для семей воспитанников в самых разных формах. Родители иногда опережают начало работы над следующим проектом.

Использование технологии проектирования помогает сформироваться у ребенка главной потребности – потребности в саморазвитии, и это остаётся как естественное состояние.

Метод проектов также предполагает гуманистический подход к взамодействию с детьми – уважение к личности ребенка, принятие его целей, интересов, создание условий для развития и обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью,развивает познавательную активность, формирует навыки исследовательской деятельности, творчество,самостоятельность, умение планировать свою деятельность, работать в группе сверстников. Эти качества не только создают предпосылки для формирования навыков успешного обучения в школе, но и способствуют развитию коммуникативных качеств дошкольников и сплочению детского коллектива.


 

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Подбор исторической литературы. (Приложение №3),

Подбор произведений дальневосточных писателей. (Приложение №4)

Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки) (Приложение №5),

Подготовка разного вида бросового и природного материала. (Приложение №6)

Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, (Приложение №7)

Дидактические игры (Приложение №8)

Выставки книг, рисунков, поделок.

Создание условий для проведения открытых мероприятий.

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Одним из этапов проведения и реализации проекта стал организационно практический раздел.

- Проведение краткосрочных проектов в рамках действующего проекта «Родной свой край люби и знай!»: Проект «Родной дом» (Приложение № 10), «День России» (Приложение № 11),«День Победы» (Приложение № 12), «Путешествие в космические дали» (Приложение № 13).

- Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Победа великого народа» (Приложение №9) «Мир профессий»(Приложение № 14), «Зимующие птицы Хабаровского края» (Приложение №15), «Мама- слово дорогое» (Приложение №16), «Мой адрес» (Приложение №17), «Огонь – друг, огонь – враг» (Приложение №18), «Праздник День России» (Приложение № 19), конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» (Приложение № 24).

- Оформление альбомов «Мои домашние питомцы», « Мой любимый детский сад», «Наш посёлок», «Красная книга Хабаровского края», «Я в детском саду», «Профессии», «Любимые домашние питомцы», «Нанайские узоры» (Приложение № 20).

- Оформление коллажей и схем моделирования для освещения образов и событий проекта (Приложение № 21).

- Оформление дидактических игр по краеведению: «Игры и упражнения, способствующие развитию нравственной сферы и навыков общения детей» (Приложение № 22), картотека сюжетно-ролевых игр» (Приложение № 23), картотека дальневосточных игр по возрастам (русские, нанайские, ульчей, эвенков)(Приложение № 25).
- Выставка «Осенние фантазии - огородный урожай » муниципальный смотр-конкурс (Приложение № 26), «Портрет ветерана» районный конкурс (совместно с родителями) (Приложение № 27),«Фото мам» .

- Лепка «Животные и птицы Дальневосточного края»

- Экскурсии в краеведческий музей и фотоэкскурсии по посёлку.

- Разучивание стихов песен о Солнечном, Хабаровском крае.

- Оформление стенда «К 70-летию Великой Отечественной Войне» (ветераны посёлка)

Для реализации проекта мною был составлен перспективный план работы с использованием парциальных программы и пособий (Приложение №27):

* Программа Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем в России»,

* Программа Ветохиной А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».Система организации экскурсий (Приложение № 12).

*Пособие Н.В.Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников», как и Титова Е.М..Материалы данного пособия легли в основу целевых прогулок, бесед,дидактических игр.

* Методическое пособие Мосаловой Л.Л. «Я и мир». Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

* Методическое пособие Комратовой Н.Г., Грибовой Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6лет.». Содержание и технология ознакомления детей с родным краем,планирование деятельности.

 

Проект «Родной дом». (Приложение №10).

На основе актуальных для возрастной ступени проблем я поставила цель проекта:формирование патриотических чувств у детей на основе привязанности и любви к родному дому, детскому саду.

Задачи:

- формировать личностное отношение к родному дому как общечеловеческой ценности;

-развивать представление о значении семьи в жизни ребёнка, вызвать интерес к истории семьи, с которой начинается любовь к Отечеству;

- развивать потребность в приобретении знаний о себе, семье, роде; детском саде; умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.

- воспитывать уважение, отзывчивость, внимание заботу о близких людях;

Определила ожидаемые результаты:

- расширение представлений о природе и традициях родного посёлка;

- бережное отношение к родному дому, детскому саду, стремление заботиться о родных, уважать старших;

- привязанность к близким людям, чувство гордости за своих родителей и сотрудников детского сада.

Обсудила план достижения цели с узкими специалистами ДОО и родителями, разработала мероприятия по реализации проекта.

Совместная деятельность воспитателя и детей.

По познавательной деятельности были проведены:

- экскурсия по улице, на которой находится детский сад, беседы о близлежащих улицах и улицах, где живут дети (НОД «Мой адрес» Приложение №13);

- чтение произведений дальневосточных писателей, устного народного творчества, обсуждение с детьми прочитанного, заучивание стихотворений, пословиц (Перспективное планирование «Ознакомление с творчеством писателей дальневосточников» (Приложение № 4);

- оформление совместно с детьми и родителями тематической выставки книг и альбомов;

- беседы о семье, родном доме, детском саде, ознакомление с трудом работников ДОО и родителей (НОД «Знакомство с миром профессий» (Приложение №14);

- рассказы из опыта детей на темы «Моя семья», «Мой детский сад»;

- выставки фотографий «Наши мамы», «Мы в детском саду»; (Приложение №15).

- комплексное занятие «Мама-слово дорогое», старший дошкольный возраст. (Приложения № 16);

- Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. (Приложение №17)

- Пословицы и поговорки о семье. (Приложение № 18)

Игровая деятельность:

- развивающие игры «Найди общее и разное», «Сравни», «Собери портрет мамы»;

-- Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин» - средний и старший дошкольный возраст.(Приложение №19 )

- Игры на ориентировку – «Где я живу» - описание места проживания, «Приходите в гости» - описание пути к своему дому или детскому саду;

- дидактические игры «Узнай по описанию», «Узнай по голосу», игра «Назови друга ласково; (Приложение №8)

- игры-интервью «Расскажи о себе», «Что я знаю о родных»;

- создание ситуаций для проявления гуманности, добрых чувств, свободного общения со сверстниками, минутки фантазирования.

Музыкальная деятельность:

В непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному развитию дети знакомятся с народной музыкой, фольклёрным творчеством, поют колыбельные и народные песни, играют в игры народного характера („Ворон“, хороводная игра „Дружочек", "Солнышко-колоколнышко", "Ах, вы сени"); участвуют в исценировке русских народных сказок, пропевают народные потешки.

Для эффективности включаю дидактические игры («Разрезная картинка», «Сложи узор», «Отгадай загадки, «Подбери пару»).

2 проект «Путешествие в космические дали»

Вид проекта:

Информационный

Фронтальный

Краткосрочный. Срок реализации: февраль – апрель

Цель проекта. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.

Результат: У детей сформировались элементарные знания по теме «Космос», эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса. На фотографии Солнечного из космоса дети свободно находят значимые места посёлка (детский сад, школы, здание управления образования, кинотеатр и т.д.)

Для воспитания у детей уважения к подвигу земляков в годы Великой Отечественной войны я запустила творческого проект по нравственно-патриотическому воспитанию:

3-ий проект «День Победы»

Вид проекта:

Информационный

Фронтальный

Краткосрочный.Срок реализации: две недели

Цель проекта: Воспитание глубокого уважения и чувства большой благодарности воинам Российской армии, охранявшим Родину и наш Хабаровский край.

Результат:

У детей появился: интерес к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

Родители поняли важность патриотического воспитания дошкольников.

4-ый проект «День России»

Тип проекта: краткосрочный, познавательный, творческий.

Цель:  Формирование целостного восприятия  окружающего мира: России, как Родины – страны, где  ты родился; посёлка – места, где ты живешь; страны – России, нашего государства с традициями, символами, богатствами, историей.

Основная деятельность:

Вид

деятельности

Мероприятия

НОД: рисование

«Моя Родина - Россия» - на асфальте

НОД –

познавательное

развитие

НОД «День независимости России»

Развивающие

игры

«Сложи   Российский флаг»

Найди флаг, герб Солнечного района, Хабаровского края,

России

Речевое развитие,

Российская символика - рассматривание иллюстраций,

составление рассказов

Заучивание стихотворений о символах России, Родине


Результат:  

Расширили кругозор детей знаниями о празднике – Дне России, о символах России.

У детей появился интерес к народным играм.

Дети стали дружнее, они свободнее общаются со взрослыми и сверстниками.

Интересный и увлекательный для детей материал, многообразие общественных мероприятий, постоянное взаимодействие родителей, участие детей в создании дидактического материала и обогащении предметно-развивающей среды, рост их знаний и умений показали, что работа была задумана верно, и такая организация взаимодействия способствует воспитанию у детей любви к родному посёлку, желанию беречь его красоту и проявлять заботу о нём.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Чтобы определить результативность работы, которую я проделала по воспитанию любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста, используя инновационные формы взаимодействия, провела промежуточный мониторинг знаний детей о родном посёлке.

100% детей знают название посёлка, в котором они живут, могут найти флаг и герб района. 91% детей имеют знания об истории возникновения нашего посёлка и только 1% (один ребёнок) допускает неточности.

82% детей знают название улиц посёлка, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут, детский сад, который они посещают.Дети знают, почему или в честь кого названы улицы посёлка, только 18% детей допускают ошибки. Хорошие знания о профессиях нашего посёлка имеют 64% детей, 36% детей могут ответить не уверенно. Достопримечательности нашего посёлка могут назвать 81% детей, и только 19% - в этом затрудняются

В результате общий уровень освоения знаний следующий:

- прочные знания о родном посёлке имеют 87%,

- допускают неточности 13% детей.

В результате проделанной работы у детей сформировалось достаточно знаний о своём посёлке, они научились видеть и ценить красоту и богатство родной природы, восхищаться красотой окружающего мира.Дети поняли и осознали, почему так важно беречь родную природу и родной посёлок.

В результате проведённого анкетирования родителей я увидела эффективность своей работы по этой теме. Родители поняли, что семья несёт ответственность за патриотическое воспитание своего ребёнка, поэтому стали уделять больше внимания воспитанию ребенка и активизировать интерес к истории посёлка, принимать активное участие в проведении садовских и групповых мероприятий для детей (праздники, занятия, экскурсии, конкурсы).

Итогом нашей совместной деятельности при реализации проекта является положительная динамика воспитания патриотических чувств у моих воспитанников. ( Приложение № 2)

В дальнейшей моей работе я планирую реализацию долгосрочного проекта «Коренные народы Приамурья» с реализацией краткосрочных проектов, некоторые из которых предлагают сами дети, желая больше знать о чём-либо.

Описанный опыт работы может быть использован в работе воспитателей средних и старших групп ДОУ.

Таким образом, использование проектной деятельности по воспитанию у детей дошкольного возраста любви к родному посёлку имеет свои положительные результаты, а детский сад является той социокультурной средой, где создаются замечательные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания у них чувства патриотизма, а также воспитание любви к своей «малой Родине».

ЛИТЕРАТУРА

1.ФГОС ДО – Центр педагогического образования, Москва 2014 год.

2.Александрова Е.Ю.,Гордеева Е.П.Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007 год

3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ,

4. Буре Р.С., Родина Г.Н. Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у

Старших дошкольников. 2-е изд. Подред. Виноградовой А.М.

5. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Санкт-Петербург, детство – пресс,2011г.

6. .Водзинский Д.И. Нравственное и эстетическое воспитание. – Мн: Нар.

Асвета, 1982 г.

7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. „Мыживем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа). – М.: 2010 г.

8. Козлова С.А. «Нравственное воспитание детей в современном мире“ Д/в № 9 – 2001.

9.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6лет: Методическое пособие, М., 2007 г.

10. Курочкина И.Н. «Как научить ребенка поступать нравственно». – М.,

2003 год.

11. Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7

лет.» – М.: 2004 г.

12. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.М.:Мозаика-Синтез , 2006 – 72с.

13.Титова Е.М Опыт работы «Воспитание патриотических чувств и любви к родному городу»

Дата проведения: с 1 сентября по 12 июня
Опубликовано в группе «Распространение педагогического опыта работы»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 25.08.18 в 14:02 0Ответить Пожаловаться
Здорово,что воспитываете патриотов своей страны!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.