Статья «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
"Организация гендерного подхода в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе освоения первоначальных представлений социального характера и включения в систему социальных отношений"
«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»
В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно – методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России гендерные особенности практически не учитываются. В ФГОС прямых задач направленных на формирование у детей дошкольного возраста первичных гендерных представлений нет. В образовательной области познавательное развитие можно выделить косвенную задачу: … формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений осоциокультурных ценностях нашего народа,… В Основной образовательной программе нашего ДОУ в образовательной области познавательное развитие ставятся задачи направленные на формирование представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей. На наш взгляд этого недостаточно.
В результате такого содержания воспитание и образование ориентировано на ознакомление детей с явными признаками различия между мужчинами и женщинами, на мой взгляд это большая ошибка.
Толчком для более глубокого изучения темы послужила подготовка к педагогическому совету, где тема моего выступление стала: «Социальное развитие детей через формирование гендерной принадлежности». При подготовке я изучила опыт ведущих педагогов исследователей, выход новых документов регламентирующих образовательную деятельность дошкольных образовательных учреждений. В процессе работы я познакомилась с опытом работы по данной проблеме других педагогов и дошкольных образовательных учреждений. В процессе исследований я убедилась в актуальности выбора направления свей педагогической деятельности.
«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»
Актуальность обусловлена тем, что дошкольное образовательное учреждение как социальный институт продолжает воспроизводить жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, способствовать формированию стереотипов самовосприятия и самооценки личности дошкольника по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления индивидуальности воспитанников в выборе дальнейшего жизненного самоопределения.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей .В современном обществе: деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия
Разнополое воспитание в детском саду во многом будет опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье.
Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»
Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. Гендерная социализация включает в себя три аспекта: когнитивный –– ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина); эмоциональный –– поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д. В. Колесов, А. Е Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман); поведенческий –– усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина).
В настоящее время содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков.
Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей.
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ.
Исходя из всего выше сказанного в своей педагогической деятельности мы поставили перед собой следующие цели и задачи
«Цель и задачи педагогической деятельности»
Цель нашей работы – организация гендерного подхода в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе освоения первоначальных представлений социального характера и включения в систему социальных отношений.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- развитие способности идентифицировать себя с представителями своего пола; развитие умений соотносить свое гендерной поведение с поведением других, адекватно оценивать гендерное поведение сверстников и свое собственное;
- формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;
- формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.
- создание условий для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками;
- Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка- дошкольника.
- повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста первоначальных гендерных представлений
образовательного
«Ведущая педагогическая идея»
Лишь при создании необходимых условий, а так же вовлечение в активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, возможна целенаправленная организация гендерного подхода в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе освоения первоначальных представлений социального характера и включения в систему социальных отношений. Это и стало для меня основной педагогической идеей.
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Наша работа включала в себя 3 основных этапа:
1 этап – подготовительный
Задачи: изучение методической литературы и психолого-педагогической литературы, опыта работы педагогов и проведение начального обследования детей.
2 этап – основной
Задачи: разработка системы работы с детьми и родителями, организация работы с воспитанниками и их семьями, обогащение предметно-развивающей среды
3 этап - итоговый
Задачи: выявить эффективность разработанной системы, оценить полученные результаты, обобщить и распространить опыт работы
После проведенной педагогической диагностики проведенной на первом этапе мы определили для себя основные направления работы:
Организация работы в совместной деятельности взрослого и детей
Организация самостоятельной деятельности воспитанников
Обогащениеразвивающей предметно – пространственной среды группы для эффективной реализации работы по организации гендерного подхода в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе освоения первоначальных представлений социального характера и включения в систему социальных отношений.
Организация партнерского взаимодействия с родителями воспитанников
Первое направление – формирование первоначальных гендерных представлений в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Нами было разработано перспективное планирование по формированию у детей гендерных представлений.
В процессе занятий мы формировали у воспитанников представления о себе как представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках полов. Создавали условия, помогающие познакомится с основными качествами мужественности/женственности,сформировать представления о различиях внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности. Создавали игровые ситуации способствующие вырабатывать навыки: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола.
Мы разработали презентации для воспитанников на тему:
«Мужчина и женщина в семье и обществе».
Цель этих презентаций: уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях.
Кроме того особое место мы отвели тематике занятий направленнойнарасширение представлений о настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формировать положительное к ним отношение и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского/женского поведения, формировать предпосылки мужественности/женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола. Этот цикл мы назвали «Я сегодня и в будущем».
Необходимо отметить, что предложенные занятия у детей вызвали интерес. Дети с удовольствием учувствовали в дискуссиях. Мы уделяли большое внимание тому, чтобы дети в процессе работы получали не только определенные знание, но и принимали эти знания как свою социальную позицию с учетом гендерного подхода.
Мы использовали в своей работе разные методы: обсуждение, беседы, создание проблемных ситуаций. Дети сначала с трудом, а затем с огромным удовольствием вступали в дискуссии со сверстниками, воспитателем, отстаивая свою точку зрения.
Работа с детьми велась и в процессе организации режимных моментов.
Для обогащения детского опыта в выполнении гендерных ролей нами использовались беседы «Девочки − будущие женщины», «Мальчики – будущие отцы», «О нормах и правилах достойного поведения», «Наши добрые дела»; дискуссии «Почему и зачем люди дружат?», «Что такое семья?», «Что такое хорошо и что такое плохо?». Нами также использовался анализ поведения и поступков известных персонажей детской литературы, в которой сосредоточены наиболее важные представления о духовно-нравственных ценностях: о том, что такое «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо», о том, какими качествами нужно обладать человеку, чтобы занять достойное место среди людей и самому быть счастливым.Содержание воспитания дошкольников в ходе гендерной социализации реализовывалось с помощью методики, включающей организацию педагогических ситуаций. Организация педагогических ситуаций способствовала накоплению ребенком позитивного опыта гендерного поведения («Мужской и женский этикет», «Поведение мальчиков», «Поведение девочек», «Здравствуйте, пожалуйста!», «Утреннее приветствие» и т.д.).
Гендерный подход осуществлялся и в воспитании культурно – гигиенических навыков. Для этого были придуманы обозначения на туалетную комнату – ленточки синего и красного цвета.
В течение дня мы старались создавать ситуации, при которых у детей возникало желание проявить мальчикам свои мужские качествам, девочкам - женские. В дальнейшем у детей это становилось нормой поведения и проявления гендерных ролей.
При организации праздников и развлечений мы также ставили перед собой цель:Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения.
Игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. И этот вид деятельности, на наш взгляд наиболее благодатная почва для реализации поставленной цели.
Мы организовали игры для девочек и мальчиков. В первую очередь это отразилось на организации сюжетно – ролевых игр. Мы внесли такие игры как «Рыцарский турнир», «Семья», «Защитники отечества», «В гостях у сказки», «Мушкетеры», и др.
Мы не забывали и о том, что в дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому мы старались организовать игры таким образом, чтобы дети четко осознавали полоролевое поведение. Не редко возникали ситуации когда девочки брали на себя роль мальчиков и наоборот, в этих ситуациях мы брали на себя роль ведущего и ненавязчиво приводили игру в нужное нам русло.
Опираясь на психолого педагогическую литературу мы постарались разработать и подобрать дидактические игры, помогающие детям сформировать гендерные представления, помочь им освоить правила поведения в соответствии с полоролевой принадлежностью.
Например: «Волшебный цветок», «Дом добрых дел», «Пожелание», «Профессии», «Девочки и мальчики» и др.
При организации предметно – развивающей среды направленной на процесс по организации гендерного подхода в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе освоения первоначальных представлений социального характера и включения в систему социальных отношений нами была проведена следующая работа. Несмотря на уже имеющиеся в оснащении группы предметы мужского и женского труда, атрибуты гендерной культуры (игрушки, аксессуары), внимание детей не акцентировалось на их специфической полоролевой значимости. В игровой деятельности, для того чтобы было легче транслировать свой собственный опыт и предпочтения мальчикам и девочкам, был пересмотрен процент игрового оборудования, ориентированный на детей обоего пола, обновлено гендерное содержание методического материала, наглядного, раздаточного, демонстрационного.
В повседневной деятельности в предметно-развивающей среде были созданы уголки для возможности реализации своего хобби, способностей сознательного участия в реализации интересов другого (мальчик-девочка, девочка-мальчик, девочка-девочка, мальчик-мальчик), дополнительно был оборудован уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно, без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде. Организована мини-среда «Светский этикет», где сосредоточены костюмы, шляпки, «бабочки», галстуки, цветы, книги и др., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона. Изготовлены вместе с детьми (также привлекались родители) на занятиях атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Дочки-матери», «Ателье», «Школа», «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные». В книжном уголке – портреты писателей, поэтов (мужчин и женщин). Проводились тематические выставки: «Красота женская», «Красота мужская», «Книги о мальчиках и для мальчиков», «Книги о девочках» и т.д. Осуществлен подбор фотоальбомов: «Отцовство», «Материнство», «О наших мальчиках», «О наших девочках», «Семейные праздники», «Настроение» и т.д.
В наши дни семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. Сказывается, как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания.
Очевидно, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями мы начинали с формирования доверительных отношений
Мы использовали разнообразные как традиционные так и не традиционные формы взаимодействия с родителями. Была проведена консультация в форме круглого стола на тему « О воспитании девочек и мальчиков». О значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения.
Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывали и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и проведение обучающих семинаров и конкурсов для родителей по воспитанию мальчиков и девочек и многое другое.
Родители были привлечены к педагогическому процессу и к организации развивающей предметно – пространственной среды в группе. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Родители активно участвовали в праздниках и развлечениях. Это всё помогло детям соотносить себя в соответствии со своим полом.
«Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»
В процессе нашей деятельности нами была выстроена система работы с детьми старшего дошкольного возраста
Разработана серия конспектов
Разработано перспективное планирование
«Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»
В ходе проведения педагогической диагностики мы выяснили положительную динамику по сравнению с диагностикой проведенной на первом этапе.
Диагностика гендерной социализации детей потребовала составления основных показателей:
способность идентифицировать себя с представителями своего пола (выраженности половой идентичности);
умение соотносить свое гендерной поведение с поведением других, адекватно оценивать гендерное поведение сверстников и свое собственное;
умение заботиться о своем здоровье, организме (на доступном возрасту уровне), чистоте, внешнем виде;
знание о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;
представления о партнерском характере жизни в семье и дошкольном образовательном учреждении;
гуманное отношение к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.
На основании вышеизложенных критериев осуществлен выбор методик.
Диагностическая методика «Проективный рисунок человека» (Маховер К. «Проективный рисунок человека». – М.: Смысл, 1996.) − выявление степени выраженности половой идентичности (отождествление себя с представителями определенного пола).
Индивидуальная беседа с детьми с целью выявления представлений о роли занятости мужчины и женщины в семье, определения знаний о различиях девочек и мальчиков, культуре их общения, в беседу включены вопросы из полустандартизированного интервью В.Е Кагана «Изучение гендерных установок у детей». (Бендас Т.В. Гендерная психология. − СПб.: Питер, 2006 − 431 с.)
Составление рассказов − мальчики составляют рассказ о девочках для выяснения мальчиками фемининных черт девочек, а у девочек − понимание маскулинных черт мальчиков;
Наблюдение за игровой деятельностью детей, с целью выявления особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнера по игре, особенностей гендерного поведения детей.
У детей увеличились знания о видах профессий, но дети, все же затруднялись в дифференциации на мужские и женские виды профессий. У 10 (%) детей отмечался высокий уровень представлений о социальном статусе мужчины и женщины. Дети стали называть причины разделения труда.
Существенно увеличились представления детей о различиях мальчиков и девочек, культуре их общения. Примитивные ответы об отличиях мальчиков и девочек во внешнем облике сменились более сложными. Однако, так как мы рассматриваем именно средний возраст, развернутого рассказа все же не получилось.
Повысился эмоциональный настрой детей на противоположный пол. После работы дети называли более существенные характеристики пола, например, мальчики − сильные, смелые, защищают девочек и поэтому иногда дерутся, а девочки − слабые, поэтому когда их обижают, они плачут. Эти изменения нашли свое отражение в повседневной жизни и взаимодействии мальчиков и девочек. Мальчики стали проявлять заботу о девочках. Девочки научились видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, доброжелательно относится, выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты, оказывать помощь в совместной деятельности, следить за внешним видом.
Представления о социальном статусе мужчины и женщины, поведенческих и внешних различиях полов, а также представления детей о роли и занятости мужчины и женщины в семье существенно расширились.
Анализ наблюдений за игровой деятельностью мальчиков девочек показал, что игровое взаимодействие между детьми разных полов несколько изменилось, замечено некоторое объединение детей в группы независимо от половой принадлежности. Мальчики и девочки чаще стали организовывать совместные игры. У детей повысился эмоциональный настрой на принятие в игру ребенка противоположного пола. Мальчики перестали отрицательно реагировать на игрушки, различные атрибуты которые девочки использовали в своих играх.
Сюжеты игр стали более развернутыми и разнообразными. Дети исполняли роли согласно своей половой принадлежности. Например, при наблюдении за игрой «Семья» было отмечено, в игре уже были задействованы дети обоих полов. Конечно же, действие игры носило примитивный характер, но, при включении в игру взрослого (родителя) наблюдалось заметное оживление.
"Заключение"
Проблема гендерного воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.Работа по поло-ролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребенка, ставит перед педагогами и родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому необходимо учитывать то, что для каждой девочки и каждого мальчика эмоционально значимо и по мере возможности удовлетворять потребности и интересы детей.
Спасибо за внимание!