Мастер-класс «Воспитание любви к родному краю через реализацию этнокультурного содержания образования на уроках музыки»

2
0
Материал опубликован 21 January 2016

Семинар(Мастер класс)МБОУ «СОШ №3»г.Абакан учитель музыки: Куломаева Виктория Васильевна.

«Воспитание любви к родному краю через реализацию этнокультурного содержания образования на уроках музыки»

Программное содержание:

Цель – сохранение и укрепление национальной културы.

Задачи;

Формировать уважительное отношение и интерес к национальным традициям и обычаям хакасского народа в составе Российской Федерации.

Развивать музыкальные способности детей через народную песню, игру, через игру на народных инструментах

Формировать патриотические качества; любовь и гордость к малой Родине

Оборудование :компьютер, проектор, мультимедиа, ветки березовые, богородская (чабрец) трава, пиала, чалама – ленты красного, черного, белого, синего и зеленого цветов, стол, блюда хакасской национальной кухни, картины огня, березы (ветка березы),картина солнца,плакаты «Навруз», «день Сакуры».

Продукты хакасской кухни;потхы,айран,талган,молоко.

Класс оформлен в хакасском стиле. Все участники праздника в национальных костюмах. Справа у доски стоит священная береза. В центре на доске – тема праздника: “Чыл Пазы”. Слева: “Праздник благословения. Навруз”, “Праздник сакуры”.

Звучит игра на чатхане: Г.Челбораков Отцовская земля(играет ученица 5 класса Бокиева Диана)

(Помещение окуривается богородской травой.)

Слайд 2.

 

Ученик 1:Изеннер,аарлыг аалчылар! Чалбах чазылар, ап-арыг суглар,хайхастыг курганнар,силиг тайгалар-прай ол Хакасия! Мында чуртапча минин чоным-тадар чоным!22 корк айда пстн чон пу улукунни таныхтапча!

Слайд 3,4,5,6.

Ученик2: Необозримые степи, горные реки, древние курганы, дивной красоты таежные дали – все это Хакасия. Здесь живет древний народ со своими древними и мудрыми традициями и обрядами. Главным праздником по хакасскому календарю является Чыл Пазы – встреча Нового года, который отмечают 22 марта.

Ученик1:Пу улукунни хакастарнан пасха аймах-пасха чон таныхтапча;мусульманнарнан- навруз адалча,японияда сакура ахастын улукунни,орыстарнан –Масленица тип ,адалча.

Слайд 6.

Ученица 2: Этот праздник еще называют “Праздником Благодарения, Гостеприимства, Очищения и Благословения”.22 марта не только хакасы встречают Новый год, но и другие народы, только название праздника у всех разное. У мусульман – Навруз, у японцев – Праздник Сакуры, у русских – день Берендея или в настоящее время – Масленица. Почему именно 22 марта многие народы отмечают Новый год?

- (22 марта – день весеннего равноденствия.)

.Ученик 1:Хакас чонны киртинчен хысхы туста чир-чайан узупча,че часхыда 22 корик айда ол усхунча.

Слайд 7.

 Ученик 2:Хакасы верили, что в холодные зимы на земле царит Смерть Природы, что ее покидают на это время Божества Земли. Возвращаются они на Землю только тогда, когда день становится равным ночи, т.е. 22 марта. На долгожданной заре весеннего равноденствия вместе с лучами солнца встречают люди возвращающихся богов столом уважения, почитания и паром от дымящегося свежего мяса. Таким образом, происходит заряжение доброй энергией Солнца.

Ученик 1:Че,улукунни пс пастапчабыс!

Ученица 2:Итак, начнем наш праздник! Обряд Благодарения Солнца.

Ученица играет на чатхане; Г.Челбораков «Отцовская земля» .

Слайд 8:

( Появляется Благословитель в руках у него ритуальная чаша с молоком (сеек, сеек делает), Учитель играет в бубен.)

Благословитель:

Ученица 1:

.Ради жизни,

Чтоб она не прекращалась,

И жилища ради,

Чтоб не разрушалось!

Обряд Благодарения Огня.

Слайд 9:

Ученик 2;  В этот день благодарили Богиню Огня, дарующую тепло и пищу. Первый чистый костер. Огонь кормили чаем с молоком и мясом.

Благословитель (окропляет айраном, молоком небеса, подходит к огню, кормит огонь мясом и приговаривает ,в это время раздаются ленточки)

Песня на хакасском языке «Хакас тил» И.Токмашова .Поют Бокиева Диана и Кичеева Милана.

Учитель: Приглашаю вас совершить обряд с огнем и предлагаем всех присутствующих гостей поучаствовать в сжигании чалама.

Благословитель идет первым ,показывает как завязывать чалама и бросает чалама в огонь со словами:

(все идут за благословителем и повторяют вместе с ним слова)

Повторяйте за мной:

Отчисти нас от скверны,

От болезней и грехов,

Чтоб мы не врали,

не завидовали,

не болели.

Ученик 1:

Ученик 2:

Ради жизни на Земле!,

Ради счастья на земле!

Ритуал почитания священной березы.(Раздаются разноцветные ленточки)

Ученик 1:

Слайд 11:

 Все плохое мы сожгли,обратите внимания какого цвета ваши ленточки. Скажите, а что бы вы попросили у богов в этот день? (Здоровья, успехов, богатства,удачи…).

Отвечают педагоги:

Да, в этот день люди просят у богов любви, удачи, урожая, здоровья, благополучия.

(Все гости вслед за благословителем направляются к новому месту события – к березе.)

Ученик 2: Кто из вас знает, почему именно к березе привязывают чалама?

Отвечают педагоги .(Это священное дерево у хакасов.)

Ученик 1:

Слайд 12:

Все помнят цвет своей чалама

Белый – цвет чистоты.

Синий – цвет неба и мира.

Красный – цвет огня и солнца.

Зеленый – цвет леса.

(Благословитель показывает как завязывают чалама.

Выходят все гости с чалама разного цвета и привязывают их к березе со словами и все повторяют за благословителем)

Благословитель: О, Белая Береза!

На твою белую грудь – белые чалама!

Синему небу – синие!

Солнцу и Огню – красные!

Травам и листьям – зеленые О, владыки стихии: Небо, Солнце, Природа!

Дайте нам счастья, здоровья, удачи!

Ученик 1:Какой праздник без праздничного стола. Приглашаем всех к столу Почитания. В этот день обязательно готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Попробуйте блюда из потхы, айран, талкан.

Благословитель: Золотой стол ставим! Серебряный стол ставим! Гостям нашим: Небу, Солнцу, Природе

Все садитесь за наш стол,

Угощайтесь айраном, молоком.

Всем тем, что дарит нам Земля!

(Гости подходят к столу и пробуют хакасские блюда)

Играет музыка А.Белоглазовой: «Сыбычах»,поют Д.Бокиева и Кичеева Милана.Поют все гости.(текст песни)

Литература:

Казачинова Г.Г., Татарова В.К. Чыл Пазы – Голова Года. – Абакан, Издательство “Роса”, 1997.

Комментарии
Комментариев пока нет.