12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Валентина Хохленкова32
Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования ИНСТИТУТ ПОВЫЩЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное общеобразовательное учреждение Устьинская СОШ Вяжлинский филиал Моршанского района Тамбовской области Конкурс исследовательских и проектных работ «Тебя ж, как первую любовь, Россия не забудет!..» Исследовательская работа по направлению

«Основные темы творчества А.С.Пущкина»



Тема работы « Дружба в лирике А.С.Пушкина»









Автор работы: ученик 8 класса Гребенников Илья

Руководитель работы: учитель русского языка и литературы

Хохленкова Валентина Михайловна.









п. Вяжли 2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………3-4  Глава 1. Пушкин в Царскосельском лицее…… …….. 5-7  Глава 2. Лицейское «святое братство», пронесенное через годы………… ………………………………………….. 8-12  Заключение…………………………………………… ..13  Список  литературы…………………………………… 14  

























Введение

Цель работы: выяснить, что значила дружба для поэта и какое место в жизни и лирике Пушкина занимает тема дружбы.


Задача: показать, как пример лицеистской дружбы заставляет задуматься о своей жизни и об окружающих людях, как стать настоящим другом.


Гипотеза: прошла ли испытание временем дружба поэта, родившаяся в стенах Лицея.

Объект исследования: лирика А.С.Пушкина.

Предмет исследования: тема дружбы в лирике поэта.

Основной метод исследования: изучение литературы по данной теме.





Дружба — святое братство на всю жизнь.

Друзья мои, прекрасен наш союз!



Классическая литература поднимает вопросы актуальные и в современном мире: что представляют собой вечные ценности? Какую роль играет дружба в жизни человека? Что значит быть «хорошим другом»? Как ведут себя друзья? Нужна ли человеку дружба? Эти вопросы волновали писателей     XIX века, они волнуют и нас. Хотелось бы узнать, как поэты и писатели прошлого отвечали на эти вопросы.

Вспомним Александра Сергеевича Пушкина – величайшего русского поэта 19 века, автора многих лирических шедевров мирового масштаба, осветивших в своих произведениях тему дружбы. Именно в его творчестве мы находим ответы на многие интересующие нас вопросы. Огромное количество стихотворений поэта посвящено дружбе. Эта тема проходит через всё его творчество, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни поэта.

Трепетное отношение Пушкина к дружбе не было случайным, ведь всю силу этих человеческих взаимоотношений он испытывал на себе с двенадцати лет, с момента поступления в Царскосельский лицей. Там он нашел людей, близких ему по духу и восприятию мира, научился понимать и ценить своих товарищей. Дружба для Пушкина «отрадная звезда», «святое братство» единомышленников, для которых любовь к Отечеству и товарищам была неотделима.

Образы друзей поэта И.И.Пущина, А.А.Дельвига, В.К.Кюхельбекера можно увидеть во всех его стихотворениях, которые относятся к лирике дружбы.

































Глава 1. Пушкин в Царскосельском лицее

Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь он пережил события Отечественной войны 1812 года и где впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта. Дух творчества, свободы поощрялся в лицее начальством. Между преподавателями и лицеистами царили дружеские взаимоотношения, которые строились на принципах уважения, а не палочной дисциплины. В Царскосельском лицее Пушкин провёл всего несколько лет, но не забывал о нём на протяжении всей своей недолгой жизни, ведь лицей явился для тогда ещё маленького Пушкина школой жизни, там он познакомился с людьми, которые сопровождали его в течение всего жизненного пути, они стали его лучшими друзьями: Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Быть может, без них он и не стал бы тем легендарным поэтом, стихи которого мы с наслаждением читаем. Лицейское братство – самая светлая глава в биографии Пушкина. Все лицейские друзья Пушкина - и он сам прежде всего - были большей частью увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством. Это не могло не иметь влияния на Пушкина. В лицее, как вспоминал позднее Пущин, Пушкин «постоянно и деятельно участвовал во всех литературных журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и пр.» Эта лицейская дружба скрепила их своим союзом на всю жизнь. Они были близки не только в лицее, но и после его окончания… Их союз только ещё сильнее укрепился. В течение всей жизни они помогали и поддерживали друг друга… Искренность и теплота остались с ними навсегда!

В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVII—XVIII веков, с творчеством которых он познакомился в детстве, читая книги из библиотеки отца. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. В его ранней лирике соединились традиции французского и русского классицизма. Учителями Пушкина-поэта стали Батюшков, признанный мастер «лёгкой поэзии», и Жуковский, глава отечественного романтизма. Пушкинская лирика периода 1813—1815 годов пронизана мотивами быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждения радостями бытия. Пушкин-лицеист использует различные жанры: от оды и романса до сказки. Но самый любимый жанр раннего лицейского периода поэта – дружеское послание (первое стихотворение – «К Наталье», «Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру»). Пушкин придает жанру послания особое значение, так как оно открывает поэту путь свободы. В этом жанре меньше всего действуют литературные влияния и традиции. И поэтому именно здесь Пушкину было легче всего идти собственным путем. Послание у Пушкина не только свободный жанр, но и наиболее лирический: оно полно искренних признаний – признаний души. С 1816 года он обращается к элегиям, где развивает характерные для этого жанра мотивы: неразделённой любви, ухода молодости, угасания души. Лирика Пушкина ещё подражательна, полна литературных условностей и штампов, тем не менее, уже тогда начинающий поэт выбирает свой, особый путь.

В лицейские годы Пушкин воспевает радости беззаботного дружеского общения (стихотворение «Пирующие студенты»).  А в послании «К Каверину» поэт призывает всех оставить заботы и волнения света и присоединиться к кругу друзей. Покой, беззаботное веселье, шумные пиры, легкость, жизнерадостность, наслаждение жизнью, по мнению юного Пушкина, и есть настоящее человеческое счастье. Этим же настроением проникнуто и стихотворение « Воспоминания в Царском Селе». Лицейские друзья прошли вместе сквозь все радости и тяготы, выпавшие на их долю, и каждое событие их жизни нашло яркое отражение в произведениях Пушкина. Не зря Пушкин в одном из своих писем написал: “Я хочу доказывать своим друзьям, что не только их люблю и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня первые из порядочных людей”.





Глава 2. Лицейское «святое братство» (Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер).

Среди товарищей Пушкина были юноши с реакционными взглядами, привитыми им с детства. Но основная масса лицеистов, товарищей Пушкина, была проникнута духом вольномыслия, жила дружной, братской семьей. Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими - на всю жизнь - стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, с которыми его связывала искренняя, глубокая дружба.

Вспоминая впоследствии о лицейских годах, в своем послании бывшим лицеистам Пушкин так охарактеризовал лицейское «святое братство»:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Он быстро подружился с Иваном Пущиным - " Жанно", как его называли товарищи, - был на год старше Пушкина. С первых же дней пребывания в Лицее тринадцатилетний Иван Пущин стал считаться одним из лучших учеников. Его отличали прилежание, благоразумное поведение, добродушие, “чувствительность с мужеством и тонким честолюбием”, особенно же рассудительность, в обращении с окружающими — неизменная вежливость и “приличная разборчивость и осторожность”. Главным его свойством была рассудительность. Среди товарищей Пущин пользовался всеобщей любовью. Прямой и открытый характер Пущина, его спокойная рассудительность и твердые моральные правила внушали его другу-поэту не только любовь, но и глубокое уважение. Пушкин вообще легко сходился с разными людьми, но дружба с Пущиным выделялась среди всех этих дружеских отношений особой серьезностью. В его стихах, обращенных к Пущину, всегда слышатся глубокие сердечные ноты. Как только речь заходит о Пущине, у него точно меняется голос. Так в «Пирующих студентах» (1815): Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку...

В Пущине с ранних лет чувствовался уже будущий общественный деятель, последовательный и убежденный сторонник свободы. Его ровный характер и благоразумие давали ему возможность играть роль старшего, и юный поэт часто поверял ему в ночных беседах через перегородку, разделявшую их комнатки, свои огорчения, и тот утешал и успокаивал чересчур впечатлительного и увлекающегося друга.

Пути друзей разошлись после окончания Лицея: Пушкин поступил в Коллегию иностранных дел, а Пущин - в гвардию, в конную артиллерию. Участие в тайном обществе «Союз благоденствия» положило между ним и Пушкиным известную преграду, мешавшую полной откровенности. В мае 1820 г. Пущин был сослан на юг, и друзья расстались на целых пять лет. Это было последнее свидание друзей перед вечной разлукой. Многое изменилось в положении друзей за пять лет. Пушкин был уже знаменитый поэт. Пущин же преобразился из блестящего гвардейского офицера в скромного судейского чиновника.

Задачей Пущина было облагородить судейское ведомство, искоренить взятки, защитить простой народ от притеснений.    Пушкин писал о нем в черновом варианте «Мой первый друг…»: Ты победил предрассужденья
И от признательных граждан
Умел востребовать почтенья,
В глазах общественного мненья
Ты возвеличил темный сан.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

В январе 1825г. Пущин расстался с Пушкиным, а в декабре того же года вспыхнуло восстание. Пущин принял участие в командовании. Он действовал хладнокровно и оставался на площади до картечных выстрелов. Его шуба была прострелена в нескольких местах. Князь Горчаков предлагал Пущину побег, но он отказался. На другой день, 15 декабря, он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. По указу Николая I велено было его "по лишению чинов и дворянства, сослать вечно в каторжные работы в Сибирь". Тянулись годы каторги, и только через 12 лет, в 1839г., Пущин был выпущен на поселение.
В 1856г. декабристы получили свободу. Пущин вернулся из Сибири больной - ссылка подорвала его здоровье. Въезд в обе столицы ему был запрещен, и он поселился под Москвой, в селе Марьине, имении вдовы декабриста М.А.Фонвизина, на которой вскоре женился. Умер он в апреле 1859 года.

Вильгельм Константинович Кюхельбекер - ещё один лицейский друг Пушкина. Он считался самым веселым лицеистом. Незаурядным было творчество Кюхельбекера. Современники мало его читали. Он не успел многого напечатать, а после 1825 года стало еще труднее. Только в нашем веке большая часть его наследия была опубликована. За прошедшие с тех пор годы исследователями проведена большая работа по сбору, публикации и анализу наследия поэта. Сегодня мы имеем возможность свежим взглядом посмотреть на творчество этого интереснейшего поэта, драматурга, прозаика и критика.

Бог дал огонь их сердцу, свет уму, Да! Чувства в них восторженны и пылки,- Что ж? их бросают в чёрную тюрьму, Морят морозом безнадёжной ссылки...  Был он крайне вспыльчив, самолюбив, болезнен и неловок. Пушкин, может быть один из первых, сумел разглядеть и оценить за смешной внешностью благородство и бескорыстие «Кюхли», его поразительную начитанность, его страстную приверженность поэзии, философии, всему высокому и прекрасному. Он был неплохим художником. Кюхельбекер на полях своих рукописей часто делал различные наброски. В.К. Кюхельбекер всегда дорожил памятью о Лицее, о городе юности. В продолжение всей своей жизни он так же, как и Пушкин, стремился душой и сердцем в эти места. В 1818 году Кюхельбекер создает стихотворение «Царское Село», в котором описывает те памятные места царскосельского парка, где бывали вместе он, Пушкин и Дельвиг и где заключили они «тройственный союз, союз младых певцов, и чистый, и священный». Еще одним другом А.С.Пушкина был Антон Дельвиг. Не способный к зависти поэт в стихотворении «Пушкину» уже в 1815 году предсказал своему другу великое будущее. Флегматичный толстяк и великодушный добряк со своим вечным “Забавно!”, произносимым с задумчивой улыбкой, мягкий, снисходительный даже к обидам со стороны. Пушкина (хотя, казалось бы, кому понравится, когда о тебе говорят: “ленивец сонный” и “сын лени вдохновенный”), умел понимать, щадить, ценить и поддерживать друга. Кстати, по воспоминаниям одного из лицеистов о Дельвиге, “только огненная натура Пушкина могла вызвать его к деятельности”. Друзья понимали друг друга с полуслова. По выходе из Лицея Дельвиг был определен на службу в Министерство финансов. Но уже с сентября 1820 года он "по найму" поступил в Публичную библиотеку, под начало Ивана Андреевича Крылова, а 2 октября 1821 года был официально утвержден в должности помощника библиотекаря. Он и потом служил чиновником самых различных ведомств, но душой неизменно был весь в своем альманахе "Северные цветы". В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: «Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты». Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. В лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству. Друзья оставались верны ему и не забывали о нем в течение всей жизни. Заключение Произведения на тему дружбы в лирике Пушкина, представленные в разные временные периоды, имеют неодинаковые тональности: мажорные и минорные. И это не удивительно. Жизнь менялась. А вместе с ней менялись и взгляды поэта на те или иные события и чувства. Пушкинская лирика дружбы, несмотря на разделяющие нас столетия, продолжает волновать нас, живущих в 21 веке, а жизненный его пример, внутренняя крепость, с которой Пушкин противостоял ударам судьбы, являются одним из лучших образцов для подражания каждому новому поколению. Изучив стихотворения А.С.Пушкина, мы поняли, что дружба для поэта одна из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов. Стихотворения А.С.Пушкина напоминают нам, что дружба – величайшая ценность в жизни человека, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. И в 21 веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша школьная дружба продолжалась всю жизнь. Мы поняли, что настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести. Дружба – это то, что защитит нас от превратностей судьбы. Иметь настоящих друзей – это великое счастье. А дружить – значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому учит нас лирика А.С.Пушкина.

Огромную роль в жизни Пушкина играла дружба. Она виделась ему как союз людей, одержимых одной идеей. Дружба для Пушкина - это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. К таким отношениям в дружбе, к такому благородству, к бесстрашному отстаиванию истинных ценностей должны стремиться и мы, потомки бессмертного гения.

















Список литературы

1. В. Соколов «Рядом с Пушкиным»

2. В. Ф. Шубин «Поэты Пушкинского Петербурга»

3. Ю. А. Лотман «Биография А.С.Пушкина»

4. И.И. Пущин «Записки о Пушкине»

5. Статья о Дельвиге Ю. Тытьянов

6. Статья о Кюхельбекере П.Кулаков



Автор материала: И. Гребенников (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.