Любовная лирика А.С.Пушкина (Урок литературы в 9 классе)

2
1
Материал опубликован 4 January 2022


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Полетаевская средняя общеобразовательная школа»








Любовная лирика А.С.Пушкина

9 класс



Автор: Р.Я. Аскарова

учитель русского языка и литературы , высшая квалификационная категория










П. Полетаево

2022



1. Познакомить девятиклассников с особенностями любовной лирики А.С.Пушкина, с психологизмом пушкинских стихов.

2. Развивать умение выполнять литературоведческий анализ текста, выразительно его читать.

3. Развивать интерес к творчеству А.С.Пушкина, высокие эстетические чувства у обучающихся.






Проектор, экран, мультимидийная презентация, музыкальное оформление, фонохрестоматия.



Портрет А.С.Пушкина, тексты стихотворений, план анализа текста, кластер, альбомные листы, краски, кисти.

Есть всегда что-то особенно благородное ,кроткое , нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве А.С.Пушкина. человека. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе.

В.Г.Белинский










Тема. Цель.

- Ребята, прослушайте одно из стихотворений А.С.Пушкина.



- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?


- Правильно, тема нашего урока любовная лирика А.С.Пушкина.

А.С.Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. Влияние творчества поэта неизмеримо на людей разных поколений, разных эпох…И каждый россиянин может с гордостью сказать о нём «Мой Пушкин»

2. Актуализация знаний

- Дома вы должны были сочинить стихотворение о нём. Давайте, послушаем эти стихи.


Чтение стихов собственного сочинения «Мой Пушкин»


- Давайте, прослушаем, что говорили великие люди о нём.


Н.В. Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное, и , может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явиться через 200 лет».

- Какой синоним можно подобрать к словосочетаниям: явление чрезвычайное, единственное явление.

2) В.Г. Белинский говорил: «Писать о А.С.Пушкина – значит писать о целой русской литературе»

- Как вы понимаете это выражение?

3) А.М. Горький утверждал: « А.С.Пушкина – начала всех начал»

- Почему так утверждал так Горький.

4) А.Григорьев высказывался: « А.С.Пушкина – наше всё. А.С.Пушкина – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным, после всех столкновений с чужим, с другими мирами»

- Что значит: « А.С.Пушкина - это наше всё»


Новый материал.

- Позвольте мне тоже прочитать высказывание русского критика В.Г. Белинского о величайшем поэте 19 века - А.С.Пушкине.

«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве А.С.Пушкина. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека»

- Найдите ключевые слова в нём, как вы их понимаете?

Поэт дорог нам тем, что учит нас с уважением относиться к бесценному дару судьбы, как любовь.

-Как вы понимаете слово «любовь»

Понятие «любовь» многозначно. Вот одно из его толкований: «Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности»

А.С.Пушкин рассматривал любовь как нечто преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным» А.С.Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь для А.С.Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской прозы. В стихотворениях запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. А.С.Пушкин любил женщин, он воспел женщину.

Сегодня мы познакомимся с адресатами любовной лирики поэта. Готовя своё сообщение, вы должны будете по первой строчке стихотворения найти его, определить название и указать кому оно посвящено.


- Сообщение о Н. Гончаровой «Мадонна»

Сообщение о княгине М.А.Голицыной

(Давно о ней воспоминанье …)

«Кн. М.А. Голицыной»

- За что благодарит поэт кн. М.А. Голицыну?

- Сообщение о Елизавете Ксаверьевне Воронцовой.

(Прощай, письмо любви! Прощай: она велела)

«Сожженное письмо»

- В каком душевном состоянии находился лирический герой.

- Сообщение об А.И. Осиповой

(Я Вас люблю, хоть я бешусь)

«Признание»

- Назовите ключевые слова, раскрывающие гамму различных чувств героя.

- Сообщение об Олениной

(Она мила – скажу меж нами)

«Её глаза»

- С кем сравнивает А.С.Пушкин возлюбленную?

- Сообщение по Е.И. Ушаковой

(Вы избалованы природой)

«Е.И.Ушаковой»

- Какое художественно-выразительное средство использует поэт для описания красоты Ушаковой?

- Сообщение по А.П. Керн

(Я помню чудное мгновенье)


Закрепление

Работа с таблицей (деление на смысловые части)

Идейно-смысловые части стихотворения

Этапы жизни поэта и состояния души лирического героя


Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.


Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твой небесные черты.


В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.


Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.






Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье»



ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

А) Прочти текст

Б) Тема стихотворения

В) Идея (главная мысль, ради которой написано произведение)

Г) Тип речи: описание, рассуждение, повествование

Д) Ключевые слова, рисующие образы(синонимы, антонимы к ним)

Е) Изобразительно-выразительные средства языка:

- сравнения;

- эпитеты;

-аллегория;

-метафоры;

-олицетворение;

-гипербола;

-недосказанность;

-перифраз;

-метонимия;

-анафора; (единоначатие)

-эпифора; (одинаковое окон)

-антитеза;

-инверсия;

-лексические повторы;

-гротеск;

-риторический вопрос;

-риторическое восклицание, обращение;

-параллелизм;

-ассонанс;

-аллитерация и др.

-оксюморон; (печаль светла)

-плеоназм (излишества темный мрак)

Ж) Композиция стихотворения

З) Ритм (плавный, мелодичный, резкий, изменяющийся в зависимости от содержания)

И) Интонация (ораторская, пафосная, торжественная, маршевая, лирическая, задушевная, элегическая)

К) Рифма

- ПЕРЕКРЕСТНАЯ

-парная

-кольцевая


Л) Размер стиха:

1.Двусложный размер стиха:

а)ямб;

б)хорей;

в) пиррихий;

г)спондей;


2.Трёхсложный размер стиха:

а)дактиль;

б) амфибрахий;

в) анапест.


М) Словарь внутреннего состояния героя:

1.восхищение;

2.удивление;

3.разочарование;

4.упоение;

5.уныние;

6. радость;

7.счастье


Н)Отношение автора к описываемому:

1.словарь с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

2.Прямое высказывание.

3.Глаголы повелительного наклонения.


О)Ваше отношение к изображаемому.


П) Работа над выразительностью чтения:

1.Чёткая дикция;

2.Сила голоса;

3.Интонирование(ритмико – мелодическая сторона устной речи, служащая для выражения смысла высказывания , а также чувств и настроения героя).

4.Паузирование (деление звучащей фразы на отрезки , которые называются речевыми тактами.

/ - короткая пауза

// - длительная пауза




- Вывод. Итак , ребята, как вы думаете , для чего мы провели такой глубокий анализ текста?

- Правильно, для понимания темы , идеи произведения.

Но ещё анализ текста помогает выразительно прочитать его. Я хочу прочитать вам стихотворение а С. Пушкина « Я помню чудное мгновение».Моё чтение Пушкина это приглашение слушателям вместе со мной удивиться тому , как звучат стихи поэта, разделить мою радость от общения с ним. Я хочу , чтобы вы услышали музыку в стихах.


- Чтение стихотворения «Я помню чудное мгновение».


4.Тренировочные задания.

1 Группа «Литературоведческая мастерская»

Анализ стихотворения « Сожжённое письмо».


СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви прощай! Она велела…
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...




2Группа «Литературная мастерская».

- сочинить стихотворение – экспромт


Кто знает ,что такое слава!

Какой ценой купил он право,



- написать синквейн на тему «Любовь».

Синквейн Синквейн – приём, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. «Синквейн» от фран. «пять» Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Правила составления синквейна: В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным) Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные) Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия) Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка – одно слово, синоним темы.


3.Группа « Художественная мастерская».


-подготовить иллюстрацию к стихотворению « Я помню чудное мгновение», передав идею произведения , цветовую гамму.





Итог.Анализ.


Чтение синквейна на тему «Любовь».

Заключительное слово учителя.

Кластер (Приложение 1)


5.Д/З

1.Выучить одно из стихотворений о любви.

2.Написать эссе « Моё восприятие любовной лирики А.С.Пушкина.


Цель











Оборудование




Оформление урока



Эпиграф









Исполнение романса «Я вас любил ..» на музыку М.Глинки.


Проблемный вопрос


Слово учителя










Звучит музыка на фоне чтения стихотворений

М. Глинки.

Домашнее творческое задание.


Высказывание великих людей о А.С.Пушкина.

(поисковая деятельность учащихся)
















Вступительное слово учителя

Слайд № 1 (портрет А.С.Пушкина)
























Сообщение детей об адресатах любовной лирики А.С.Пушкина







Чтение стихов









Беседа по текстам









Работа с таблицей












































Анализ стихотворения по плану



















































































Слово учителя










Чтение стихотворения


Групповая работа

1 группа «Литературоведческая мастерская»























2 группа «Литературная мастерская»



Сочинить стихотворение – экспромт




Написать синквейн


























3 группа «Художественная мастерская»









Чтение синквейнов

Слово учителя

Кластер






































Приложение 1

ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

А) Прочти текст

Б) Тема стихотворения

В) Идея (главная мысль,

ради которой написано произведение)

Г) Тип речи: описание, рассуждение, повествование

Д) Ключевые слова, рисующие образы

(синонимы, антонимы к ним)

Е) Изобразительно-выразительные средства языка:

- сравнения;

- эпитеты;

-аллегория;

-метафоры;

-олицетворение;

-гипербола;

-недосказанность;

-перифраз;

-метонимия;

-анафора; (единоначатие)

-эпифора; (одинаковое окон)

-антитеза;

-инверсия;

-лексические повторы;

-гротеск;

-риторический вопрос;

-риторическое восклицание, обращение;

-параллелизм;

-ассонанс;

-аллитерация и др.

-оксюморон; (печаль светла)

-плеоназм (излишества темный мрак)

Ж) Композиция стихотворения

З) Ритм (плавный, мелодичный, резкий, изменяющийся в зависимости от содержания)

И) Интонация (ораторская, пафосная, торжественная, маршевая, лирическая, задушевная, элегическая)

К) Рифма

- перекрёстная

-парная

-кольцевая

Л) Размер стиха:

1.Двусложный размер стиха:

а)ямб;

б)хорей;

в) пиррихий;

г)спондей;

2.Трёхсложный размер стиха:

а)дактиль;

б) амфибрахий;

в) анапест.

М) Словарь внутреннего состояния героя:

1.восхищение;

2.удивление;

3.разочарование;

4.упоение;

5.уныние;

6. радость;

7.счастье

Н)Отношение автора к описываемому:

1.словарь с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

2.Прямое высказывание.

3.Глаголы повелительного наклонения.

О)Ваше отношение к изображаемому.

П) Работа над выразительностью чтения:

1.Чёткая дикция;

2.Сила голоса;

3.Интонирование(ритмико – мелодическая сторона устной речи, служащая для выражения смысла высказывания , а также чувств и настроения героя).

4.Паузирование (деление звучащей фразы на отрезки , которые называются речевыми тактами. / - короткая пауза, // - длительная пауза

Приложение 2



ЧТО ЗНАЛ?

t1641290073aa.gif



ЧТО УЗНАЛ НОВОГО?




ЧТО ХОЧУ ЕЩЁ УЗНАТЬ?









t1641290073ab.gif




ЧТО ЗНАЛ?

t1641290073aa.gif



ЧТО УЗНАЛ НОВОГО?

t1641290073ab.gif



ЧТО ХОЧУ ЕЩЁ УЗНАТЬ?













t1641290073ac.gif



t1641290073ad.gif








t1641290073ae.gif




t1641290073af.gif





t1641290073ag.gif





















t1641290073ah.gif



t1641290073ai.gif


















t1641290073aj.gif



t1641290073ak.gif












Творческая

мастерская

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

В конспекте идёт ссылка на презентацию, но она не загружена.

4 January 2022