Конспект урока литературы: А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»

7
0
Материал опубликован 11 December 2021

Тема урока: А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Цель урока: получить положительные эмоции, большой нравственный заряд как ученикам, так и учителю; выяснить, меняется ли смысл слова «дружба» с годами; пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.

Задачи урока:

образовательные:

-расширить знания учащихся по данной теме.

-заинтересовать учащихся рассказом о лицейских друзьях поэта;

- закрепить навыки выразительного чтения лирических произведений.

Развивающие:

-развивать творческое мышление, воображение, речь;

-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к литературному творчеству А.С.Пушкина;

- раскрыть понимание дружбы через поступки, мысли и чувства А.Пушкина и И.Пущина;

-воспитание чувства дружбы и товарищества в классе.

- пропагандировать здоровый образ жизни.

-воспитывать толерантность

Планируемые результаты: знание основных сведений о детстве и отрочестве А.С. Пушкина, о годах его учения в Лицее, лицейских друзьях; понимание роли А.С. Пушкина в русской литературе; умения извлекать из текста необходимую информацию, анализировать поэтический текст, составлять устный портрет, работать в группах.

Оборудование:

-репродукции портретов А.С. Пушкина;

-репродукция картины И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»;
-интерактивная доска;
-компьютер;
-проектор;
-презентация на тему: «Пушкин и его лицейские друзья»;
-учебник «Литература», 6-й класс;
-методическое пособие по литературе, 6-й класс;
-фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6-й класс».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
       Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке …

II. Первая стадия – вызов (Создание проблемной ситуации).

(Учитель ставит перед учащимися зеленую лампу)

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают с этим предметом? (Ответы учащихся. Если ученики не могли вспомнить, учитель помогает: «Зеленая лампа» - русский литературно-поэтический кружок в Петербурге; объединял передовую дворянскую молодежь. Существовал с марта-апреля 1819 года до осени 1820. Собрания (не менее 22) происходили в доме друга А.С.Пушкина – Н.В.Всеволожского. Название «З.л.» получила по зеленому абажуру на лампе в комнате заседаний, что символизировало «свет и надежду».

На заседаниях читали новые литературные произведения (часто вольнолюбивые стихи), отчеты о репертуаре театров, уделялось внимание занятиям русской историей, обсуждалось политическое устройство России в будущем. В послании к Юрьеву Пушкин обращается к друзьям по «З.л.»:

«Здорово, рыцари лихие,
Любви, свободы и вина!
Для нас, союзники младые,
Надежды лампа зажжена».

-Итак, как, по вашему мнению, будет звучать тема нашего урока?

(Дружба в жизни А.С. Пушкина)

Цель нашего занятия: раскрыть понимание дружбы через поступки, мысли и чувства А.Пушкина и И.Пущина.

Учитель: (зажигает лампу) Наше собрание считается открытым!

III. Проверка домашнего задания.

А перед тем, как мы начнем разговор о лицейских годах Александра Сергеевича, постарайтесь ответить на вопросы, которые вам задали ученики 4 Ардонской школы. Видео-вопросы

Вторая стадия – осмысление.

19 октября 1811 года в Царском Селе, близ Петербурга, тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.

Жили лицеисты как одна большая семья. Особенно близкие отношения у Пушкина установилось с двенадцатью одноклассниками. Их имена поэт называет в своих стихах. Это Иван Малиновский, Михаил Яковлев, Константин Данзас, Фёдор Матюшкин, Александр Горчаков и др. Самыми любимыми и преданными друзьями будущего поэта были Дельвиг, Пущин и Кюхельбекер. Дружба с ними явилась для поэта прекрасным и волнующим мгновением, поэтому поэт посвятил немало строк своим лицейским друзьям. Познакомимся с двумя стихотворениями и сделаем анализ стихотворений, а также попытаемся найти средства выразительности языка (эпитеты, метафоры, сравнения), синтаксические фигуры: антитеза, обращение, восклицание. Какие чувства вызывает стихотворение?

Групповая работа (6 мин.) (Класс делится на 2 группы. Каждая группа делает анализ своего стихотворения. Некоторые зачитываются). (Определения средств выразительности языка показаны на слайде).

 

Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит -

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём

Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля -

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег.

 

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

 

1.Стихотворение можно разделить на 2 части, которые в смысловом плане друг другу противоположны. Первые 4 строчки, скорее всего, обращены к жене, вторые 4 строчки - к поэту как к образу (поэтому во второй части отсутствует конкретное обращение). Тема - Пушкин хочет уехать из Петербурга в деревню Болдино. При жизни этот стих не печатался, что, вероятно, может нам говорить, что это личный стих. 

Главная мысль всего стиха - в строка "Давно, усталый раб, замыслил я побег"

Обращение мой друг, олицетворение (сердце просит), антитеза (предполагаем жить - и глядь, как раз умрем), анафора - повторение в 6 и 7 начала строк (давно...), эпитет (чистых нег), метафора - дни летят 

Учитель открывает слайды с правильными ответами, дети сверяют свои работы. Обсуждение.

 

«Фишбоун» - «скелет рыбы».

 

 


t1639219094aa.gif

Учитель: (слайд) Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.

В голове рыбы ставится «толстый вопрос».

Верхние плавники – это аргументы или причины.

Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы.

В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».

В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «Что такое настоящая дружба для А.С. Пушкина?»

Аргумент 1: Стихотворения о дружбе.

Факт 1: «Многие стихотворения, написанные, как правило, в жанре дружеского стихотворного послания, посвящены самым близким по духу людям: лицеистам. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него – это целый круг людей, близких «по судьбе», это «братство», «наш союз», сложившийся еще в лицее. Дружба - святое чувство, пронесённое Пушкиным через всю жизнь. До самой смерти поэт был верен друзьям, вспоминал их, поддерживал их. В памятные дни января 1837 года, когда тысячи людей собрались на набережной Мойки у дома, где жил и теперь умирал А.С. Пушкин, многие близкие друзья не могли прийти проститься с ним. "Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского", - сказал умирающий Пушкин Данзасу.

Аргумент 2: «И. Пущин».

Факт 2: «В коротком стихотворении Пушкин обнаружил глубину связей, соединивших двух людей: это и дружба, возникшая еще в лицее, и судьба, которая может быть зла или благосклонна к каждому из них, и время, которое не властно над ними: настоящее окликает прошлое, ход времени только подчеркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточенья».

VI. Работа по учебнику.

Слово учителя: А теперь рассмотрим стихотворение Пушкина «И.И. Пущину» и сделаем анализ стихотворения.

«И. И. Пущину»

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

 

Итак, по роду – это небольшое лирическое стихотворение, состоит из двух пятистиший. По жанру – стихотворное послание, по своему характеру – дружеское письмо, которое обращено к конкретному лицу – Пущину. Здесь нет определенного сюжета, нет героев. Главный и единственный лирический герой – сам автор, передаются мысли и чувства самого автора.

- Почему Пушкин называет Пущина “мой первый друг”? (С ним первым будущий поэт подружился в Лицее).

- Подберите синоним к слову “бесценный”. ( Дорогой, любимый).

-Назовите эпитеты, использованные поэтом. (Друг бесценный, двор уединенный, печальным снегом).

-Какие ещё изобразительно-выразительные средства языка вы нашли в стихотворении?

(Метафора – «Твой колокольчик огласил»)

-Как вы понимаете слова «благословил», «огласил», «утешенье», «заточенье»?

-Часто ли употребляются в обыденной речи эти слова? Для чего автор использует их?

А теперь послушаем выразительное чтение стихотворения «И.И. Пущину»

 

 

 

 

 

VII. Рефлексия.

Составление синквейна «Дружба в лирике А.Пушкина» (работа в группах).

Порядок составления синквейна

Синквейн

1.Одно слово-существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

2.Два слова-прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета

3.Три слова-глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия

4.Фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора к предмету или объекту

5.Одно слово, характеризует суть предмета или объекта

Дружба

 

Зачитывается несколько синквейнов.

 

VIII. Домашнее задание

- Задание на дом - написать письмо, послание другу (можно в стихах). Ребята, мы с вами больше не встретимся, но вы можете прислать мне свое домашнее задание на мой электронный адрес….

IX. Итог урока.

Дорогие ребята, мне было очень приятно провести с вами этот урок. А если вам тоже понравился наш урок, положите в вазочку розовый цветок, если урок был не интересный, то берите жёлтый цветок, а если урок вам совсем не понравился – голубой цветок. Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.