Конспект урока литературы: А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»
Тема урока: А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Цель урока: получить положительные эмоции, большой нравственный заряд как ученикам, так и учителю; выяснить, меняется ли смысл слова «дружба» с годами; пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.
Задачи урока:
образовательные:
-расширить знания учащихся по данной теме.
-заинтересовать учащихся рассказом о лицейских друзьях поэта;
- закрепить навыки выразительного чтения лирических произведений.
Развивающие:
-развивать творческое мышление, воображение, речь;
-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к литературному творчеству А.С.Пушкина;
- раскрыть понимание дружбы через поступки, мысли и чувства А.Пушкина и И.Пущина;
-воспитание чувства дружбы и товарищества в классе.
- пропагандировать здоровый образ жизни.
-воспитывать толерантность
Планируемые результаты: знание основных сведений о детстве и отрочестве А.С. Пушкина, о годах его учения в Лицее, лицейских друзьях; понимание роли А.С. Пушкина в русской литературе; умения извлекать из текста необходимую информацию, анализировать поэтический текст, составлять устный портрет, работать в группах.
Оборудование:
-репродукции портретов А.С. Пушкина;
-репродукция картины И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»;
-интерактивная доска;
-компьютер;
-проектор;
-презентация на тему: «Пушкин и его лицейские друзья»;
-учебник «Литература», 6-й класс;
-методическое пособие по литературе, 6-й класс;
-фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6-й класс».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке …
II. Первая стадия – вызов (Создание проблемной ситуации).
(Учитель ставит перед учащимися зеленую лампу)
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают с этим предметом? (Ответы учащихся. Если ученики не могли вспомнить, учитель помогает: «Зеленая лампа» - русский литературно-поэтический кружок в Петербурге; объединял передовую дворянскую молодежь. Существовал с марта-апреля 1819 года до осени 1820. Собрания (не менее 22) происходили в доме друга А.С.Пушкина – Н.В.Всеволожского. Название «З.л.» получила по зеленому абажуру на лампе в комнате заседаний, что символизировало «свет и надежду».
На заседаниях читали новые литературные произведения (часто вольнолюбивые стихи), отчеты о репертуаре театров, уделялось внимание занятиям русской историей, обсуждалось политическое устройство России в будущем. В послании к Юрьеву Пушкин обращается к друзьям по «З.л.»:
«Здорово, рыцари лихие,
Любви, свободы и вина!
Для нас, союзники младые,
Надежды лампа зажжена».
-Итак, как, по вашему мнению, будет звучать тема нашего урока?
(Дружба в жизни А.С. Пушкина)
Цель нашего занятия: раскрыть понимание дружбы через поступки, мысли и чувства А.Пушкина и И.Пущина.
Учитель: (зажигает лампу) Наше собрание считается открытым!
III. Проверка домашнего задания.
А перед тем, как мы начнем разговор о лицейских годах Александра Сергеевича, постарайтесь ответить на вопросы, которые вам задали ученики 4 Ардонской школы. Видео-вопросы
Вторая стадия – осмысление.
19 октября 1811 года в Царском Селе, близ Петербурга, тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.
Жили лицеисты как одна большая семья. Особенно близкие отношения у Пушкина установилось с двенадцатью одноклассниками. Их имена поэт называет в своих стихах. Это Иван Малиновский, Михаил Яковлев, Константин Данзас, Фёдор Матюшкин, Александр Горчаков и др. Самыми любимыми и преданными друзьями будущего поэта были Дельвиг, Пущин и Кюхельбекер. Дружба с ними явилась для поэта прекрасным и волнующим мгновением, поэтому поэт посвятил немало строк своим лицейским друзьям. Познакомимся с двумя стихотворениями и сделаем анализ стихотворений, а также попытаемся найти средства выразительности языка (эпитеты, метафоры, сравнения), синтаксические фигуры: антитеза, обращение, восклицание. Какие чувства вызывает стихотворение?
Групповая работа (6 мин.) (Класс делится на 2 группы. Каждая группа делает анализ своего стихотворения. Некоторые зачитываются). (Определения средств выразительности языка показаны на слайде).
Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит - Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля - Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.
|
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
|
1.Стихотворение можно разделить на 2 части, которые в смысловом плане друг другу противоположны. Первые 4 строчки, скорее всего, обращены к жене, вторые 4 строчки - к поэту как к образу (поэтому во второй части отсутствует конкретное обращение). Тема - Пушкин хочет уехать из Петербурга в деревню Болдино. При жизни этот стих не печатался, что, вероятно, может нам говорить, что это личный стих.
Главная мысль всего стиха - в строка "Давно, усталый раб, замыслил я побег"
Обращение мой друг, олицетворение (сердце просит), антитеза (предполагаем жить - и глядь, как раз умрем), анафора - повторение в 6 и 7 начала строк (давно...), эпитет (чистых нег), метафора - дни летят
Учитель открывает слайды с правильными ответами, дети сверяют свои работы. Обсуждение.
«Фишбоун» - «скелет рыбы».
Учитель: (слайд) Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.
В голове рыбы ставится «толстый вопрос».
Верхние плавники – это аргументы или причины.
Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы.
В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».
В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «Что такое настоящая дружба для А.С. Пушкина?»
Аргумент 1: Стихотворения о дружбе.
Факт 1: «Многие стихотворения, написанные, как правило, в жанре дружеского стихотворного послания, посвящены самым близким по духу людям: лицеистам. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него – это целый круг людей, близких «по судьбе», это «братство», «наш союз», сложившийся еще в лицее. Дружба - святое чувство, пронесённое Пушкиным через всю жизнь. До самой смерти поэт был верен друзьям, вспоминал их, поддерживал их. В памятные дни января 1837 года, когда тысячи людей собрались на набережной Мойки у дома, где жил и теперь умирал А.С. Пушкин, многие близкие друзья не могли прийти проститься с ним. "Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского", - сказал умирающий Пушкин Данзасу.
Аргумент 2: «И. Пущин».
Факт 2: «В коротком стихотворении Пушкин обнаружил глубину связей, соединивших двух людей: это и дружба, возникшая еще в лицее, и судьба, которая может быть зла или благосклонна к каждому из них, и время, которое не властно над ними: настоящее окликает прошлое, ход времени только подчеркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточенья».
VI. Работа по учебнику.
Слово учителя: А теперь рассмотрим стихотворение Пушкина «И.И. Пущину» и сделаем анализ стихотворения.
«И. И. Пущину»
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Итак, по роду – это небольшое лирическое стихотворение, состоит из двух пятистиший. По жанру – стихотворное послание, по своему характеру – дружеское письмо, которое обращено к конкретному лицу – Пущину. Здесь нет определенного сюжета, нет героев. Главный и единственный лирический герой – сам автор, передаются мысли и чувства самого автора.
- Почему Пушкин называет Пущина “мой первый друг”? (С ним первым будущий поэт подружился в Лицее).
- Подберите синоним к слову “бесценный”. ( Дорогой, любимый).
-Назовите эпитеты, использованные поэтом. (Друг бесценный, двор уединенный, печальным снегом).
-Какие ещё изобразительно-выразительные средства языка вы нашли в стихотворении?
(Метафора – «Твой колокольчик огласил»)
-Как вы понимаете слова «благословил», «огласил», «утешенье», «заточенье»?
-Часто ли употребляются в обыденной речи эти слова? Для чего автор использует их?
А теперь послушаем выразительное чтение стихотворения «И.И. Пущину»
VII. Рефлексия.
Составление синквейна «Дружба в лирике А.Пушкина» (работа в группах).
Порядок составления синквейна |
Синквейн |
1.Одно слово-существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. 2.Два слова-прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета 3.Три слова-глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия 4.Фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора к предмету или объекту 5.Одно слово, характеризует суть предмета или объекта |
Дружба |
Зачитывается несколько синквейнов.
VIII. Домашнее задание
- Задание на дом - написать письмо, послание другу (можно в стихах). Ребята, мы с вами больше не встретимся, но вы можете прислать мне свое домашнее задание на мой электронный адрес….
IX. Итог урока.
Дорогие ребята, мне было очень приятно провести с вами этот урок. А если вам тоже понравился наш урок, положите в вазочку розовый цветок, если урок был не интересный, то берите жёлтый цветок, а если урок вам совсем не понравился – голубой цветок. Спасибо за урок!