« Этноэкология и современность» ПРОЕКТ «Язык танца родного края»

2
0
Материал опубликован 25 February 2021

Автор публикации: А. Акулова, ученица 8Б класса

МБУ ДО «ТАШТЫПСКИЙ ЦДТ»



t1614230530aa.gif



Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос».


Номинация

« Этноэкология и современность» ПРОЕКТ «Язык танца родного края»

Выполнила: Акулова Анна Тимофеевна,

учащаяся МБУ ДО «Таштыпский ЦДТ»

Таштыпский район с. Таштып Республика Хакасия

Руководитель: Окулова Наталья Ивановна,

Педагог дополнительного образования


Таштып:2020г





Содержание


Введение

3

Слово о хакасском танце

6

Значение танца в жизни человека

10

Практическая часть

10

Заключение

13

Литература

15

Приложение


16




























Введение


Каждый регион нашей родины по-своему очень самобытен, и интересен, в том числе и в хореографической плане. Таким образом, осмысление национального фольклора в исторической динамике и его воплощение в хореографическом искусстве в контексте региональной культуры представляет собой актуальную задачу современности. Существует широкое разнообразие хакасских танцев, как стремительных и быстрых, так медленных и плавных. Танцы исполняются группами, парами, иногда сольно. Сейчас целью хакасского, как и любого другого народного танца, является рассказ о жизни народа. В древности танцы были одним из способов отдыха, развлечения. Обычно танцевали парами или вчетвером, став друг напротив друга. Движения девушек были неторопливыми, ногами выполнялись мелкие шажки по рисунку танца, руками же совершались плавные движения. Мужчины двигались более резко, совершая стремительные, отрывистые движения. Каждая фигура и поза в хакасском танце имеет определенное назначение и смысл и не является случайной. В танце хакасы почитали природу и стихии, нередко подражали окружающему животному миру, например, взмахи рук символизировали взлетавших птиц. В основе проекта – создания хакасского танца, материалы о жизни и быте хакасов.

У каждого народа свои традиции все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Творчество формируют любовь к традициям своего народа и способствуют развитию личности. Танцы воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основа жизни. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов,

Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял. 

Актуальность проекта:


С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии. Проблема этнокультурного воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день является  очень актуальной.  Воспитание любви и уважения к своим корням, к своей малой Родине в дальнейшем послужит фундаментом для развития целостной, гармонически развитой личности, способной противостоять вызовам современного общества. Исходя из практики занятия танцем, мной была выстроена система, представленная в виде проекта «Танец «На Саянах ». Чтобы сформировать интерес к народному танцу,  возникла идея данного проекта, который позволит войти в огромный мир танца!

Цель проекта : раскрытие значения танца в жизни человека.

Задачи проекта:

 Образовательные:

- познакомиться с народной танцевальной культурой;

-изучить основные танцевальные движения народного танца Хакасии;

-узнать о быте , нравах хакасского народа.


 Развивающие:

- развивать интерес к национальной традиции;

- обогащать свой словарный запас;

- развивать художественный вкус;

-подобрать музыку к танцу.

 Воспитательные:

- воспитывать желание охранять природу родного края;

- воспитывать уважительное отношение к своей малой Родине.

 Музыкальные:

- формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой;

- обогащать музыкальные впечатления ;

- закреплять практические навыки выразительного исполнения танцевальных движений, развивать чувство ритма.

Обеспечение проекта:

Научно - методическое: подбор необходимой литературы, музыкального материала, иллюстраций, фотографий по теме проекта.

 Материально - техническое: компьютер, видеокамера, Интернет-ресурсы, музыкальный центр,  МР3-диски, аудиокассеты, телевизор.

Наглядно-дидактическое:  национальные костюмы, фотографии, иллюстрации, артефакты.

Методы, средства, формы проекта:

- музыкальные занятия;

- беседы, объяснения;

- продуктивные виды деятельности.

Этапы осуществления проекта:

Организационный:   сентябрь – октябрь  2020г

- выбор темы, подбор методической литературы, музыкального  репертуара.

Реализация проекта: ноябрь 2020– декабрь 2020г

- изготовление атрибутов, костюмы, фотографий;

- изучение танцевальных движений;

- постановка танца.

Презентация проекта:

- республиканский конкурс «Моя малая родина: природа, культура , эпос».


Чтобы перейти к работе над проектом, мы разделились на 2 группы. Мы решили найти в интернете знаменитые танцевальные коллективы такие как «Кун сузы» , «Жарки» и посмотреть как исполняются танцы. После просмотра мы обсуждали костюмы и движения танцев.

t1614230530ab.gif

Следующим этапом для нашего коллектива было создать с помощью музыки образ танца «На Саянах ». С помощью образа танец выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы.


Слово о хакасском танце.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему дому . Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. (Д. С. Лихачёв). Танец из века в век сопровождает человека, приобретая самые разные формы - от религиозного обряда до сценического искусства, танец является одним из главных способов самовыражения.

Первая группа ищет музыку для нашего танца , вторая группа материалы о жизни и быте хакасов.

Вторая группа изучила следующую литературу: (Захаров Р. В. Сочинение танца. — М. : Искусство, 1983). и пришла к выводу, что танцевальный фольклор занимает особое место в культуре хакасского народа он также своими корнями уходит в глубокую древность. являясь одним из популярных и любимых видов искусства. Многие стороны материальной жизни хакасского народа изучены достаточно хорошо, однако из поля зрения исследователей, к сожалению, выпали традиционные танцы разных этнографических групп, которые тоже являются ярким проявлением духовной жизни народа, достоянием его культуры. Хакасские танцы покорили тысячи зрителей. Танцы, подобно песням, сказаниям, тесно связаны с жизнью народа. До недавнего времени хакасы не имели своего танца. У них, как и у всех малых народностей России, искусство существовало в форме устного народного творчества. Существовали музыкальные мелодии, сказания, тахпахи. (одни из самых любимых и популярных песенных жанров хакасского фольклора). Поэтому создателям народных хакасских танцев пришлось изучать их быт и обряды, прислушиваться к мелодиям, присматриваться к движениям во время труда, домашних занятий и праздничных игр.

До Великой Октябрьской социалистической революции танец среди хакасов не имел широкого распространения.

Но, несмотря на это, народ любил свои песни, пляски, обращался к ним в часы короткого досуга, искал в них отдых и отраду после тяжелой, изнурительной работы. Старинные хакасские танцы не были массовыми. Пляску с большим количеством участников легко было заметить, а это могло повлечь за собой тяжелые для танцоров последствия. Да и не так просто было найти досуг для пляски, особенно тем, кому приходилось, не разгибая спины трудиться на «хозяев жизни». Показательна в этом отношении прямая зависимость, существовавшая между деревенскими танцами и временами года. После окончания страды, осенними вечерами сельская молодежь собиралась у одной из девушек в юрте. Начинался так называемый «Пеелбек », – аутентичный танец подражательный танец , построенный на кружении пантомимы и подражании повадкам животных исполняемый в большом на внутренним ритме) (Приложение №1).

«Теелбек» (танец плясовой) – народно сценический или стилизованный танец , в котором хореографическая лексика основана на подскоках и прыжках. Эти танцы поставлены профессиональными хореографами в конце 20 века , балетмейстерами , имеющими за «спиной» огромный лексический «багаж».(С.Д.Словиной первому и самому значительному балетмейстеру Хакасии второй половины 20века) За делом девушки распевали песни под хакасский народный инструмент хомыз. Устраивались зимние вечерние посиделки назывались «Потхычах» – на них девушки рукодельничали, пели песни, а когда приходили парни, затевались игры и танцы. Вечеринки устраивались с участием юношей только при отсутствии родителей девушки-хозяйки. Весной и летом собрать такие вечеринки было труднее. Лишь при праздновании Тун- Пайрам (праздник первого молока) молодежь отводила душу в играх, танцах и песнях. При подходящем случае не отказывали себе в удовольствии поплясать и представители старшего поколения. Очень распространенной была танцевальная кадриль. Даже пожилые, а то и вовсе старики любили потанцевать под этот несложный трехтактный мотив. Под эти простые мотивы народ слагал частушки, воспевающие силу, ловкость, трудолюбие. И эти же мелодии использовались для высмеивания отрицательного в народном быту. Разделение хакасского танцевального фольклора на деревенский и городской возникло, в XIX веке. Девушки и женщины пели тахпахи ,( распространенный вид стихотворного творчества и песенной культуры хакасов. По форме эти песни представляют четверостишие и восьмистишие) , которые сопровождались аккомпанементом струнного музыкального инструментахомыса и чатхана.

t1614230530ac.gif

Благотворное влияние передовой культуры великого русского народа самым положительным образом сказывалось на творчестве крупнейших представителей хакасской литературы и драматургии. Перед хакасской молодежью широко открылись двери музыкальных, хореографических школ и студий, театральных училищ, консерватории. Национальная политика обеспечила бурное развитие национального по форме и по содержанию хакасского искусства. Народный танец и хореографическое искусство: традиции и современность показала еще один пример того, какие чудеса может творить хакасский народ, возрожденный к жизни. Быт хакасского народа претерпел огромные изменения, родилась и окрепла новая, идеология, возникли новые взаимоотношения между людьми. Все это отразилось и в народном танце, неразрывно связанном со всей историей народа, условиями его быта и труда. Счастливой и радостной стала наша жизнь, и где же как не в танцах выразить свою радость и силу, свою бодрость и удаль! Как прежде, так и теперь игры и пляски – излюбленный вид хакасской молодежи. Но современные хакасские танцы и игры значительно отличаются от старинных. Они формировались на основе сочетания с элементами русских народных танцев и стали более содержательными и интересными, обогатились новыми танцевальными движениями и прониклись духом, свойственным мировосприятию человека. Основным источником всех новшеств и изменений в современном народном танце является колхозная деревня. Уже в первые годы Советской власти на селе зарождается плясовой жанр, совершенно неизвестный в дооктябрьском музыкально-танцевальном фольклоре, – хороводно-игровые песни . Отражая дружбу хакасского народа с русским и другими братскими народами , этот жанр интересен не только прямыми заимствованиями некоторых хороводно-игровых движений («воротца» и др.), но также применением сольного и парного танца. Особенно широкое распространение и быстрое развитие новый жанр получает со второй половины тридцатых годов . Одновременно и параллельно с хороводно-игровыми песнями

Конечно, не все новые танцы равноценны по красоте, выразительности и содержательности, но замечательна сама массовость и новизна танцевального искусства. Как известно, один и тот же танец в различных местностях может приобретать особую оригинальность, своеобразную характерность. Многие сольные и групповые массовые танцы изменяются в зависимости от творческой способности и изобретательности исполнителей.

Массовость – характерная черта любого из этих танцев. Все они примечательны с композиционной стороны и, напоминая русские кадрили, танцуются очень просто, благодаря чему в них принимают участие почти все присутствующие. Переходя из села в село, эти танцы варьируются и получают новые формы.

Можно указать и на ряд других общестилистических особенностей хакасского танца. Прежде всего, это танцы живые, с большим внутренним темпераментом, имеющие преимущественно игровой характер. Элементы шутки, желание перехитрить партнера по танцу являются их характерной чертой. Девушки танцуют мягко, сдержанно, застенчиво, со скрытым кокетством, их движения неширокие, скользящие, без больших прыжков. Танец юношей задорный, активный и мужественный, их движения чеканные, изобилуют легкими подскоками и акцентированными притопами. Танцуя с девушкой, юноша держит себя уверенно, гордо, напорист в своих движениях.


Музыка для народных танцев родного края.

1 группа изучила музыкальные произведения и сделала следующие выводы, что : это отражение широких степей, бескрайней тайги, бурных рек, вечного синего Неба. В ней мы слышим отголоски судеб многих поколений нашего края - величавость героических побед, печаль утрат и поражений, лирических отношений между мужчинами и женщинами.

Практическая часть

1 группа предложила для создания танца использовать музыку из репертуара певца Руслана Ивакина.

2 группа предложила использовать танцевальные движения коллективов. Педагог нас поддержала и предложила нам танцевальные движения из репертуара хореографа Коковой М.М.

С помощью педагога мы составили танцевальную композицию танца «На Саянах» и приступили к репетициям.

Танец исполняют девушки, изображая птиц, как они величаво и гордо парят над высокими скалами, садятся, взлетают, вьют гнезда на самой вершине горы как бы охраняя покой тайги.

После выполнения творческого задания мне захотелось узнать мнение моих одноклассников, родителей и педагогов, работающих в нашем классе, о значимости танца в их жизни. Мною было проведено анкетирование, где основной целью являлось выявить их предпочтения в области танца.

Моим одноклассникам и педагогам была представлена следующая анкета: Вопросы анкеты были составлены мной.

1. Для чего нужен танец:

- здоровья;

- веселья;

- гибкости.

2. Полезен ли танец для здоровья?

- да;

- нет;

- не знаю

3. Вы любите танцевать?

- да;

- нет.

Было опрошено 10 учащихся моего класса 8 родителей и 5 педагогов.

На вопрос «Для чего нужен танец» (можно было выбрать несколько ответов):

здоровья – ответили 60 % детей, 90% родителей, 87 % педагогов;

веселья - 30 % детей, 20 % родителей, 62 % педагогов;

гибкости – 30 % детей, 30 % родителей, 50 % педагогов.

Результаты наглядно представлены на диаграмме 1 «Для чего нужен танец?».

Диаграмма 1.

t1614230530ad.png

На вопрос, полезен ли танец для здоровья, все ответили положительно. Результаты наглядно представлены на диаграмме№ 2 «Полезен ли танец для здоровья».

Диаграмма 2.

t1614230530ae.png

И на последний вопрос анкеты: «Вы любите танцевать?» были получены следующие результаты: учащиеся 95 % - «да», 5 % - «нет», родители – 85 % ответили «да», 15 % - «нет», педагоги – 80 % - «да», 20 % - «нет».

Диаграмма 3.

t1614230530af.png

Исходя, из результатов анкет выяснилось, что большинство ребят, их родителей и педагогов любят танцевать и все знают о пользе танца.Я уверена, что мой проект заинтересует многих. И возможно, ребята полюбят читать литературу о родном крае , о природе будут меньше смотреть телевизор и играть на планшете, а будут заниматься танцами и интересоваться своим здоровьем ведь танцы –это и есть здоровый образ жизни . Можно использовать проект на классных часах в школе и использовать как пособие.

Ссылка видеоролика смотреть в приложении. (Приложение 2)

Танец «На Саянах».

Заключение.

Танец – удивительное занятие, которое помогает человеку по-настоящему раскрыть себя.

Танцы хороши тем, что практически в любом возрасте можно начинать ими заниматься. Они не требуют непомерных физических нагрузок. Сложность выполняемых элементов растет по мере получения тобой танцевального опыта. Вследствие занятий танцами у человека выработается красивая походка, исправляется осанка, мышцы находятся в постоянном тонусе, значительно сокращается количество подкожного жира.

Занимаясь танцами, человек продлевает себе активную жизнь. И не только потому, что будет здоровым и активным, но и потому, что моральное состояние претерпевает большое количество положительных изменений.

Танец дарит человеку невероятно приятную возможность раскрыть свое внутреннее «я», обрести гармонию и подарить заряд Занятия танцами прекрасно развивают дыхательную систему, что способствует излечению от многих, даже хронических заболеваний, таких, например, как астматические приступы или хронические бронхиты, тонзиллит. Благодаря правильному дыханию, многие процессы, протекающие в организме, приходят в норму, улучшается обмен веществ, реже простужаешься, и даже заболев, значительно быстрее выздоравливаешь.

энергии и здоровья организму в целом.

Танец – это красочное, яркое творение народа, воплощающее в себе его эмоциональный и художественный образ, танец может рассказать и показать всю многовековую и многообразную историю общества, в котором он зародился и является олицетворением фантазии людей и всей глубины их чувств. Он насыщен содержанием, сюжетом, драматургической основой, пространственными рисунками и пластическими движениями, которые характерны для той или иной национальности. Танец является самой яркой и специфической формой отображения действительности, ведь в нем проявляются нормы поведения и взаимоотношения, этика, мораль, а также любые изменения в социальной, экономической и политической сферах. Все эти аспекты каждой из эпох отображаются в художественном творчестве народа, передается этнически и генетически от поколения к поколению независимо от веры и национальности. Каждый народ имеет танец, характерный только для него. Он отличается стилистикой исполнения, техническим наполнением, подачей, настроением, музыкой и костюмами. Все эти традиционные признаки нарабатывались столетиями и отображают многовековую историю народа.

Необходимо правильно осваивать элементы хакасского танца, так как это является своеобразной азбукой, из которой складывается танцевальный язык - «слова», «фразы», и «предложения».

В своей работе я рассказала о том, какую роль играет танец в жизни человека, историю танца и отношение людей к такому виду искусства.

Возможно, учащиеся, ознакомившиеся с проектом ещё больше заинтересуются удивительным миром танца СВОЕЙ МАЛОЙ Родины. Я знаю, что заниматься профессионально танцами очень нелегко. Для этого требуется усердие, внимание, терпение, но самое главное все же – это любовь к музыке.

Считаю, что цели и задачи данной работы были выполнены, материал работы может быть использован учителями и учащимися на уроках музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах.

Эта работа позволила мне приобрести опыт в проведении анкетирования, опроса, работе с литературой, ну и самое главное общению с одноклассниками и педагогами.











Список литературы :

1.Бутонаев В.Я.брошюра «Хакасы»-1995.

2.Захаров Р. В. Сочинение танца. — М. : Искусство, 1983.

3.Пасютинская В.М. Волшебный мир танца: Книга для учащихся.-М.:

4. Стоянов А. К. Искусство хакасских хайджи // Там же. С. 577—590

5.Унгвицкая М. А., Майногашева В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество. — Абакан, 1972.

6.Хакасский героический эпос «Ай-Хуучин». Сказитель П. В. Курбижеков / Вступ. ст., зап. и подгот. текста, перевод, приложения В. Е. Майногашевой. Новосибирск: Наука, 1997





















Приложение 1

«Теелбек»


Танец  исполняется в характерном костюме. Это может быть стилизованный костюм или национальное яркое платье. Танец исполняют как девушки, так и парни. Из аксессуаров используются – украшения из бисера , расписной сигидек , яркий платок , кожаные сапожки, ленты , мех , ремень. Обязательным пунктом является то, что все представительницы прекрасного пола выступают в одинаковых нарядах со множеством косичек что создает особую атмосферу.



t1614230530ag.gift1614230530ab.gif


t1614230530ah.gif




















«Пеелбек »,

Медленный обрядовый – аутентичный танец игровой , подражательный построенный на кружении и исполняемый в большом на внутренним ритме. Девушки обнявши друг друга и .составивши, таким образом большой круг покачиваясь из стороны в сторону медленно двигаются по кругу.

t1614230530ai.gif













Приложение 2


https://youtu.be/YfC1DO5lw6U










18


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.