12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черкашина Светлана Павловна39
1

Аббревиация в социальных сетях как иллюстрация закона речевой экономии в современном русском языке

Домаскина Екатерина Игоревна

Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Domaskina E.I.

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

 E-mail: ka.domas@yandex.ru


Аббревиация в социальных сетях

как иллюстрация закона речевой экономии

в современном русском языке


Аннотация. Целью исследования стало выявление особенностей функционирования аббревиатур в современном русском языке как пример действия закона речевой экономии. В ходе исследования выявлены причины активного использования сокращенных форм слова в Интернет-пространстве, а именно в социальных сетях. Приведено описание разновидностей аббревиаций, которые широко используются в речи и переписках современного общества. Выявлено, что они представлены в многочисленных группах это так называемые «высеченные слова», сокращения, заимствованные из английского языка, а также аббревиации, получившие новое прочтение в связи с изменением самого общества.

Ключевые слова: аббревиация, закон речевой экономии, социальные сети, сокращение, словообразование.


Социальные сети играют огромную роль в жизни современного общества, так как это прямой способ общения с людьми, а также хорошая возможность завести новые знакомства. Социальные сети это «платформы, на базе которых участники могут устанавливать отношения друг с другом» [10, с.18]. Язык социальных сетей является сферой, не регламентированной определенными нормами, здесь отсутствуют какие-либо границы дозволенного. Поэтому в Интернет-сфере происходят различные процессы, связанные с изменениями, появлением новых тенденций в развитии современного русского языка.

Многими лингвистами (В.А. Богородицким, А.Н. Заниной, Е.А. Земской и др.) изучался процесс экономии речевых усилий. Это явление, получившее активное развитие в XX веке, продолжает развиваться и приобретает новые черты. Так, Е.А. Земская утверждает, что «опрощение приводит к тому, что слово утрачивает свою внутреннюю форму и приобретает целостное немотивированное значение; границы между морфемами стираются» [3, с.15].

В последние 10-15 лет закон экономии речевых усилий получил еще большую актуальность. «Он отражается во многих разделах языка лексике, морфологии, синтаксисе» [2, с.64]. В данной работе мы остановимся на влиянии данного закона на словообразование, а именно на появлении новых аббревиатур, сокращенных слов в сети Интернет.

Цель исследования выявление особенностей функционирования аббревиатур в современном русском языке как пример действия закона речевой экономии.

К основным задачам относятся следующие:

выявить причины актуальности аббревиаций в современном русском языке,

описать разновидности сокращений слов посредством изучения языка социальных сетей.

Многочисленные исследования лингвистов [1,6,12] за период последних 10 лет показывают, что аббревиация является одним из самых актуальных способов современного словообразования. Намеренное сокращение словоформ связано, по мнению специалистов [12,14], с потребностью сокращения речевых усилий носителей языка. Употребление отдельных аббревиатур и различных вариантов сокращенных слов в Интернет-переписках занимает около 54% [13].

Систематизируя данные исследований [9,11], в том числе социальных опросов, мы пришли к выводу о том, что более активно к экономии речевых ресурсов прибегает молодежь в возрастном диапазоне 14-25 лет [9]. Среди причин популярности данного явления выделяют следующие:

1) экономия времени,

2) употребление сокращений входит в привычку,

3) следование моде.

Действительно, большинство опрошенных прибегает к аббревиациям с целью экономия своего времени. Например, сообщение в виде «Прив. ЧД?» требует меньше затрат, чем полный вариант «Привет. Что делаешь?» Такие краткие послания активно вошли в нашу жизнь примерно 8-10 лет назад и прочно закрепились в ней. Первоначально данное явление вызывало некоторые вопросы и затруднения у представителей более взрослого поколения людей, однако с течением времени все трудности сгладились, и возрастной барьер исчез.

В данной статье мы излагаем результаты проделанной нами работы в плане анализа наиболее употребляемых аббревиаций, которые встречаются преимущественно в Интернет-переписках. К самым востребованным относятся «сокращения высеченные слова, из которых "высекаются" буквы или слоги» [7, с.65]. К ним можно отнести «спс» (спасибо), «мб» (может быть), «всм» (в смысле), «оч» (очень), «поч» (почему), «нзч» (не за что), «ЛД» (лучший друг), «пжст» (пожалуйста), «кст» (кстати) и другие [4].

У большого количества людей пользуются популярностью сокращения, которые пришли преимущественно из английского языка. Эти аббревиации образуются слиянием первоначальных букв или звуков английских слов, но, переходя в русское употребление, они сохраняют лишь свое звучание, утрачивая при этом первоначальную графическую запись. К примеру, LOL (ЛОЛ) аббревиатура выражения «laughing out loud» [4] (смеяться громко, вслух) часто употребляется в речи и сообщениях в качестве указания на комизм, усмешку. «Бро» сокращение английского слова brother (брат), «го» от английского go (идти) (го в магазин пойдем в магазин).

Также появляются новые аббревиатуры, которые зачастую употребляются только в подростковой, молодежной среде и нуждаются в дополнительных пояснениях для других. Так, аббревиатура ЧСВ означает «чувство собственной важности» и нередко употребляется молодыми людьми. Заметим, что данное понятие ввел американский писатель Карлос Кастанеда еще в своей книге «Сила безмолвия» (1987 г.), описывая при этом «чувство превосходства над кем-то или чем-то» [5, с.167]. В дальнейшем данное выражение получило изменение именно в молодежном сленге «ЧСВ зашкаливает / завышенное ЧСВ», т. е. человек, который зазнался, слишком высокого мнения о себе [8].

Таким образом, можно утверждать, что употребление аббревиатур в речи и Интернет-переписке является ярким примером того, как в современном русском языке реализуется закон экономии речевых усилий. Одна из главных причин экономия времени носителями языка заставляет видоизменяться процесс образования новых слов, прибегая к сокращению целых словосочетаний.

Литература

Бирюкова Е. А. Функционирование аббревиатур в современной речи: дис. … канд. филол. наук. М., 2007.

Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М.: Логос, 2003.

Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. 3-изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2011.

Использование Интернет-аббревиатур в речи современной молодежи. Режим доступа: https://idaten.ru/philology/ispolzovanie-internet-abreviatur-v-rechi

Кастанеда К. Сила безмолвия. СПБ.: София: Книготорг, 2001.

Крысин Л. П. Аббревиатуры как база для образования разговорных номинаций // Русский язык в школе. 2011. № 9. С. 68-74.

Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. М.: ОЛМА-Пресс, 2003.

Молодежный сленг 2020: что такое краш, кринж, вписка. Словарь. Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/s/anews.com/p/131249527-molodezhnyj-sleng-2020-chto-takoe-krash-krinzh-vpiska-i-padra-slovar/

Научно-исследовательская работа «Исследование молодёжного сленга как языкового и общественного явления». Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/issledovanie_molodyozhnogo_slenga_kak_yazikovogo_i_ob_185305.html

Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: уч. метод. пос. М.: Инстуит.ру, 2007.

Полехина Е.А. Молодежный жаргон как объект лингвистического исследования // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 2, Языкознание. 2012. № 1 (15). С. 180-184.

Сергеева Т.С. Аббревиатура в системе лексических сокращений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (24). С. 174-179.

Сколько россиян используют в речи интернет-сленг. Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/city/news-city/343465-vciom-language-poll

Стахеева А.В. Аббревиация: словопроизводство и словотворчество (на материале русского языка конца ХХ – начала XXI века: дис. … канд. филол. наук. Ростов н/Д., 2008. 251 с.


5


Автор материала: Е. Домаскина (5 курс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.