Исследовательская работа «Бабушкино наследие»
Автор публикации: В. Истомина, ученица 8А класса
XX муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся
образовательных организаций Кудымкарского муниципального района
МАОУ «Кувинская СОШ» Кудымкарского муниципального района
Бабушкино наследие
Истомина Валерия Николаевна,
МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»
Кудымкарского района, 8 класс.
Мелентьева Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования высшей категории,
МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»
Кудымкарского района.
Кудымкар, 2018
Содержание
Введение……………………………………………………………………… …......................................... 3
Глава 1. Браный пояс — жемчужина коми – пермяцкого народа….. ………................ 5
1.1. Из истории узорного пояса…………………………………… ...........................................5
1.2. Смысл и практическое назначение браного пояса…………................................ 6
1.3. 0 поясе по этногеографическому очерку Н.И. Шишкина
«Коми-пермяки»………………………………………………….....................................................10
1.4. Виды поясов………………………………………………………................................................12
1.5. Хранители тайн ремесла……………………………………..............................................…12
Глава 2. Технологии изготовления современных поясов ………………...........................15
2.1.Ткачество бранных поясов на сволочке ……………………. .......................................15
2.1.1. Материалы и приспособления………………………..................................................15
2.1.2. Наводка основы пояса……………………………….......................................................15
2.1.3. Декорирование изделий…………………………….......................................................17
2.2.Крученый пояс – «в бутылочку» ………………………………...........................................18
2.2.1.Материалы и приспособления…………………………..................................................18
2.2.2.Технология изготовления пояса ……………………...................................................19
Заключение ……………………………………………………………………..................................................21
Литература …………………………………………………………………................................................…..22
Приложения …………………………………………………………………....................................................23
Введение
И гарус вновь цветет, смеется,
Издавна коми-пермяцкий народ умел, как хорошо работать, так и с пользой отдыхать. Наверное, из-за желания людей скрасить тяжелые трудовые будни и возникли такие замечательные ремесла, как плетение, вышивание, ткачество и другие.
В нашем роду так повелось, что все женщины - большие мастерицы. Например, мои прабабушки, Чудинова Анна Ильинична и Чугаева Мария Андреевна, слыли в своих деревнях Малое и Большое Сидорово самыми искусными ткачихами. Они умели ткать все, что можно изготовить на ткацком станке. И в нашем доме, и в домах моих бабушек бережно хранятся половики, полотенца, пояса, кушаки. (Приложение 1). Свое мастерство по ткачеству прабабушки передали моей маме, а также старшей сестре. Вот и во мне проснулось желание продолжить ремесло моего рода. Мне стало интересно, как малограмотные прабабки осваивали такое непростое ремесло, как ткачество? Какая была необходимость в изготовлении узорных кушаков и поясов? Из какого материала, и с помощью каких приспособлений они изготовлялись? Учитывая то, что моё поколение недостаточно интересуется народным творчеством, я хочу поднять вопрос о возрождении такого ремесла, как ткачество узорных поясов. Все мы помним, как выглядит национальный коми-пермяцкий костюм. В его состав обязательно входит яркий узорный тканый пояс. Поэтому ткачество можно считать атрибутом национальной культуры.
Цель: сохранение и продолжение традиций коми-пермяцких ремесел.
Я поставила перед собой задачи:
- раскрыть тайны истории и практического применения узорных поясов
коми-пермяков;
- изучить интерес к ткачеству среди жителей села;
- ознакомиться с секретами мастерства местных умельцев;
- самой научиться выплетать незатейливые узоры и создать собственную коллекцию поясов
- освоить новые технологии изготовления поясов.
Объект исследования: народное творчество коми-пермяцкого народа.
Предмет исследования: ткачество узорных поясов.
Гипотеза: предположим, что интерес к народным промыслам коми-пермяков, в частности к ткачеству, сохраняется.
Методы исследования:
- анализ литературы,
- беседа,
- классификация и отбор материала,
-интервьюирование,
- практический.
Глава 1. Браный пояс – жемчужина коми-пермяцкого искусства
1.1. Из истории узорного пояса
Многие виды не только старого, но и современного народного творчества коми-пермяков имеют исторические корни. Декоративно-прикладное искусство, устное творчество, игровая и музыкальная культура составляли неотъемлемую часть духовной жизни коми-пермяков. Они являются богатым источником развития современной национальной культуры, и процесс обращения к ним за последние годы становится все заметнее.
Узорное (клетчатое) ткачество — искусство, чрезвычайно распространенное среди коми-пермяков. И связано это, возможно, с тем, что такой вид занятий, как вышивание, развивался слабо. Причем, как предполагаем, с вышивкой коми- пермяки начали знакомиться лишь в начале 20 века, поскольку сюжеты узоров, в основном, цветочные, без архаичных элементов, и выполнялись они, в основном, крестом.
Традиция ткать цветные узорчатые пояса у населения Прикамья была уже в 17 веке. Наивысшего расцвета искусство ткацких поясов достигло во второй половине 19 – в начале 20 веков. Пояса - это традиция, которую коми-пермяки выпестовали и бережно несли на протяжении долгого времени.
Одной из основных частей творчества коми-пермяков был орнамент. Им украшали различные бытовые предметы из Дерева, ткани, меха. Но самое широкое и разнообразное воплощение он нашел в текстильных изделиях. Искусство орнамента передавалось из поколения в поколение. Привитие навыков начиналось с детства. Вместе с овладением способов выполнения того или иного изделия в детях развивалось чувство ритма, цветовой гармонии, соразмерности. Ткать узорные пояса в прошлом должна была уметь каждая женщина. Девочку учили этому с 5-6 лет, нередко наказывая за ошибки и невнимательность. А в 13-14 лет девочка уже могла самостоятельно выполнить вещь большой художественной ценности.
Основными изделиями нестаночного узорного ткачества являются пояса. Из всех видов поясов наиболее художественную ценность представляют пояса, тканые браным способом на сволочке, богато орнаментированные геометрическим узором. Они были, а для части пожилого населения деревень, и до сих пор остаются обязательным предметом одежды. Тканые пояса распадаются на два вида - широкие и узкие. Узкие пояса - пояски (йы, вонь, покромка) - распространены и у коми - зырян, и у коми - пермяков их носили мужчины и женщины: мужчины поверх рубашки, женщины по сарафану и фартуку. Существовало два способа подвязывания пояса: высоко под грудью или низко под животом («под брюхо»). Женщины завязывали пояс на левой стороне, а мужчины - на правой. Пояса в период 16-17 веков украшались в основном геометрическим орнаментом.
Мужчины коми - зыряне подвязывали ими также высокую обувь под колено. Женскому пояску, в отличие от мужского, полагалось быть шире и длиннее, однако в начале ХХ века в некоторых местах различия между мужскими и женскими поясками начали стираться. И отдельные мастерицы считали поясок мужским или женским не по разнице в ширине и длине, а только потому, кому он предназначался.
1.2. Смысл и практическое назначение браного пояса
Пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма с древнейших времен. Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить.
Без пояса запрещали носить одежду религиозные традиции, отсюда и выражения «без креста и пояса», «распоясался», означающие, что поведение человека не соответствует общепринятым нормам поведения. Обязательно подпоясывали нательную одежду, сарафан и верхнюю одежду. Женщины, как правило, носили тканый или тканевый пояс, а мужчины — кожаный, а в праздники — широкий тканый пояс — кушак. Мужчины носили на пояске огниво, иногда расческу, женщины — ключи.
Пояс также служил для укрепления и других предметов: калиты — кожаной сумочки с принадлежностями для курения, гребня. Девушки и женщины нередко укрепляли на поясе сумочку для лакомств и карман для денег. В свадебной обрядности Коми- Пермяцкого автономного округа пояса играли более активную роль. Пояса являлись непременной принадлежностью приданого невесты, поэтому девушка с ранней юности готовила их вместе с другими частями приданого. Во время свадьбы невеста одаривала ими всю родню, свою и женихову. Пояса были предметом больших оживленных и придирчивых толков. По ним воздавалось хвала невесте. Конечно же, каждая девушка стремилась выткать такой пояс, который не уронил бы ее в глазах людей. Шло негласное состязание за лучший кушак, в результате которого со станков сходили пояса в 4 аршина (аршин 0,71 м) длины и в четверть аршина ширины, со слепящей глаза расцветкой и с великолепным узором. Такая красота вызывала восторг окружающих, но подобные пояса в какой-то мере теряли свое назначение быть предметом одежды, становясь дорогой вещью, дорогим подарком, предметом восхищения и любования. Вещь эта имела не столько бытовое, сколько художественное значение. Соседи, даже люди из окрестных деревень приходили посмотреть на удачно вытканные пояса. Но вряд ли хоть одна мастерица осознавала, что ее руками создаются произведения искусства. О красоте и назначении широких поясов автор образно сказал в стихотворении «Гарусный кушак».
Я гарусный кушак, бывало
С благоговением носил:
О наших женщинах немало,
Он как живой мне говорил.
Играли нежно и красиво
Его чудесные цвета:
Переливались с желтым синий,
Зеленый с красным прихотливо.
Люба народу красота!
Иной узор — лицо девицы,
И кисть иная расцветет,
Как будто с северным, в зарницах,
Сиянием блещет небосвод.
Кто это чудо-мастерица.
Чья так нежна, легка рука?
дар черноглазая девица
Ткала для милого дружка.
Поясов ткали много, из расчета, сколько людей будет приглашено на
свадьбу. В зажиточных семьях для невесты одних только кушаков заготовляли до полусотни, да поясков раза в полтора — два больше. Большинство из них расходилось на подарки, меньшая часть оставалась невесте как приданое. Девушки перед вступлением в брак готовили в подарок своему суженому пояс, на котором были выплетены или вытканы надписи типа: «кого люблю, тому дарю», «суженному – ряженному, богом подаренному». Считали, чем длиннее пояс, тем более крепкие у девушки чувства. Длина некоторых поясов достигала пяти метров.
Пожилая женщина из д. Мелехино Кудымкарского района вспоминает: «С малых лет садили учиться пояса ткать, чтобы на свадьбе было, что гостям подарить. У меня свадьба в двадцать две лошади была, гостей ой - ёй сколько. Тридцать кушаков ткала - мужикам дарили. Если невеста из богатого дома, ткать кушаки нанимают, а бедной где нанять — ткешь сама». В свадебном обряде участвовали не только пояса со стороны невесты. Гости и родные жениха привозили на свадьбу подарки и угощения:
вино, хлеб, рыбный пирог и пр. Хлеб обычно обвязывали красным пояском. Кое-где различался еще поясок, который невеста готовила в подарок своей
будущей свекрови, он был в два раза длиннее обычного и назывался, поэтому, двойным.
Кушаками украшались дуги лошадей, на которых жених приезжал за невестой. Узорными поясами обвивали дуги, и когда провожали парней в армию. Поясами украшали березу в Троицын день. Самыми красивыми были венчальные пояса. Их не пускали в постоянную носку, надевали только по праздникам и торжественным дням, нередко сохраняя до самой смерти. По обычаю умершему давали с собой кушак и поясок, умершей поясок. На этот случай старались оставить детям по поясу собственного изготовления как память о себе. И сейчас встречаются люди, которые всю свою жизнь хранят новыми материнские и бабушкины пояса.
Раньше кое-где по деревням с поясом были связаны различные поверья, ему приписывали роль оберега от людского зла, от проделок лешего, норовившего будто бы сбить человека с дороги или закружить по лесу. В деревне Логинъяг Усть — Куломского района рассказали следующее: чтобы обратиться за помощью к лешему, нужно срубить трехствольную березу на опушке леса, положить на пень пояс, хлеб соль и сказать: «Лешак, возьми наш подарок и верни нам то, что мы ищем».
У современных коми-пермяков бытует мнение, что пояс обладает свойством предохранять человека от заболеваний. В с. Большая Коча в 1995г. рассказывали случай, когда женщина махнула поясом в ту сторону, откуда «ей казалось видение болезни», и она вскоре выздоровела.
В литературе описан такой обычай: «чтобы купленная скотина знала двор хозяина, он загоняет ее к себе в первый раз через опояску, приговаривая: «Как пояс не отходит от меня, так и ты не отходи». Пояс, так же как крест, выполнял функции защиты от нечистой силы, поэтому, когда шли гадать, снимали обязательно крест и пояс, т.е. снимали обереги.
1.3 0 поясе по этногеографическому очерку Н.И. Шишкина
«Коми-пермяки»
Коми-пермяцкая одежда — это древнерусская одежда, но у пермяков она выделяется своим украшением (орнаментом), в котором имеются, возможно, и сохранившиеся скифские мотивы; все заимствования творчески переработаны пермяками на свой национальный лад.
Пермяки бережно хранят многие старые бытовые особенности, которые у других народов давно уже забыты. Это объясняется, видимо, длительной оторванностью этого края от окружающего мира. В этом отношении изучение бытовых особенностей этого народа представляет особый интерес для понимания исторического прошлого не только коми народа, но и великорусского и других жителей европейского северо-востока.
Правда, много теперь уже уходит в область прошлого. Национальная интеллигенция округа носит современную европейскую одежду, которая постепенно проникает в среду остального населения округа. Но все, же в характере одежды и теперь еще сказываются остатки прошлого.
Ныне эта одежда представляет больше исторический интерес и в практической жизни мало употребляется.
Теперь на коми-пермяке увидишь городской пиджак, пальто, но из-под пиджаков и ныне часто видны чудесно вытканные национальные пояса и иногда вышитые рубашки, в особенности у женщин.
О поясах, кушаках и покромках, как и здесь называют, следует сказать особо. Они — продукт высокохудожественного народного творчества, уходящего своими корнями в глубокую древность. Пояса от 1 до 10, даже до 20 сантиметров ширины, 1-2 метров длины (в зависимости от ширины они называются кушаками или покромками). Самое привлекательное и ценное в них это расцветка и рисунки.
Пояса ткутся из шерсти (раньше из гаруса) и льна (основа) на особых станках. Рисунок поясов - часто геометрический. В этот рисунок, как составные части, входит комбинации косых крестов, ромбов, квадратов, а также комбинации прямых линии в сочетании с геометрическими фигурами. Раскраска узора, очень разнообразная, поражает обилием красок, общий тон которых не нарушает композицию, а придает легкость и нежность рисунка.
О том, что кушаки - национальное произведение коми-пермяков, говорят названия узоров и рисунков в них. Наиболее распространенные рисунки отображают местный лесной пейзаж. Так, елочный орнамент называется «пила - пинь», что в переводе на русский язык дословно означает «зуб пилы», имеются и названия, как «Ош - лапа» (медвежья лапа), «катшакок» (сорочья нога), «ыджьт радз» (большая цедилка). Пермяцкие же названия имеют и орнаменты косых крестов: орнамент, похожий на древнеегипетский знак водяного колеса - «баран сюр», т.е. бараний рог, простой крестчатый узор - «сынан - сер» (узор гребенчатый) и «перна сер» (узор крестом и т.д.) (Приложение 2).
Правда, кушаки распространены и среди других северных народов нашей страны: у удмурт, мари, в отдельных русских районах и т.д. Но у коми-пермяков орнамент их сохранился в наиболее чистом виде. Здесь наблюдаются даже некоторые различия между мастерами отдельных «школ».
Автору не пришлось побывать во всех районах округа. Однако в тех местах, где удалось приобрести или посмотреть тканые узоры, оказалось, что они имеют определенную специфичность орнамента, типичную только для данного района. Так. Например, для кушаков и покромок, приобретенных в Гайнском районе (дер. Тимшор, с. Гайны), характерна розовая или красная, в основном, окраска на зеленом фоне. Узор здесь исключительно елочного орнамента «пива - пинь» и гребенчатого «сынан - сер», для кушаков и покромок Белоевского и Кудымкарского районов (включая Кудымкар) типичны узоры «Ош-лапа», «баран - сюр», «катша-кок», т.е. геометрический
орнамент. В окраске преобладают здесь белый, черный и зеленый цвета.
1.4 Виды поясов
Народы коми используют три основных (с небольшими техническими вариациями) вида поясов, выполненные способами:
на ниту (на сволочке),
на бердечке,
на дощечках,
Также встречаются крученые пояса, выполненные:
способом «в бутылку»,
с помощью картонного трафарета в виде цветочка. (Приложение 3).
Не смотря на различную технологию изготовления перечисленных поясов их назначение мало чем отличается.
1.5. Хранители тайн ремесла
У коми-пермяцкого народа имеются давно сложившиеся традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Многочисленные представители из народа издавна творили и творят в искусстве настоящие чудеса.
Одна из старейших в округе мастериц художественной вышивки, вязания и плетения, активная участница многих выставок прикладного искусства К.Н. Баранова собирала орнаменты, кушаки, опояски, которые коми-пермяки любили украшать затейливыми узорами. Еще в юности она пыталась разрабатывать орнамент и вносила в свои работы собственные варианты рисунка. Ее работы не раз отмечались на окружных и областных выставках.
Большой мастерицей ткачества является И.Г. Климова. Ткачеством увлеклась уже в пожилом возрасте. Ткала рушники, скатерти, пояса, дорожки с разнообразными узорами
Ученицей И.Г. Климовой была М.В. Орлова Быкова, которая быстро научилась набирать узоры, придумывала новые. Ее изделия отличаются удачной расцветкой, изяществом отделки, плавными переходами от одного цвета к другому. М.В. Орлова сама стала замечательной мастерицей и наставником. Она передавала свой опыт молодому поколению, давая уроки по ткачеству в школе искусств г. Кудымкара.
Многие жители округа знакомы с опытным специалистом по ткачеству и вязанию Г.А. Казанцевой. На семинарах — практикумах при окружном Центре национальной культуры она научила заинтересованных людей азам ткачества. Изделия мастерицы выставлялись на выставках за пределами округа и даже области: Сыктывкаре, Ижевске, Москве, а также в Эстонии, Венгрии. Финляндии.
С желанием делится своим опытом и передает «свои тайны» бабушка Серафима из д. Фадеево Кудымкарского района. Бабушка ткет покромки – на «палочке», а кушаки - на стане, который, по словам мастерицы, достался бабушке Серафиме от ее мамы. На стане ткали и пояса, и узкие половики, и рушники. Стан небольшой. Отдельных станов для поясов нет – просто есть станы, сделанные как обычные, но они меньше. Бабушка Серафима ткет пояса, прибивая нить утка деревянным ножом, который сделал ей свой «старик». Когда бабушка ткет, она сидит на дощечке, которая положена на выступы боковин стана. Оказалось, что узоры для своих поясов она в основном придумывает сама, что, конечно, восхищает любую мастерицу. Таких женщин-мастериц немало и в нашем сельском совете. Это уроженки д. Сидорово В.М. Истомина, М.П. Гуляева. В.М. Чудинова, жительница д. Малахово А.И. Плотникова и др.
Молодыми мастерицами в этом виде творчества являются учащиеся и выпускники Кувинской средней школы, а точнее воспитанники детского объединения «Забытые ремесла», которым руководит педагог высшей квалификационной категории по дополнительному образованию Мелентьева Е.Н.. Уже более 20 лет дети учатся ткать пояса. Работы выставляются на выставках г. Кудымкара, г. Перми, Москвы. В 1998г. во Всероссийском конкурсе детского прикладного творчества «Вслед за солнцем», проходившем в г. Архангельск, учащиеся получили диплом лауреата. (Приложение 4).
ГЛАВА 2. Технологии изготовления современных поясов
2.1. Ткачество браных поясов на сволочке
2.1.1. Материалы и приспособления
Итак, для ткачества браного пояса на сволочке нам потребуется:
- собственно, сам сволочок — круглая палочка, длиной около 20 см и диаметром 2 см;
- деревянный нож для выборки узора и подбивания ряда,
- поверхность для натягивания основы длиной 1.5 м (можно использовать спинки стульев);
- две спички для образования нитченки. (Приложение 5).
Материалом для поясов служила домашняя льняная и шерстяная пряжа, а также покупные гарусные и хлопчатобумажные нитки №10. И шерсть, и лен пряли очень тонко, затем нитки сучили, шерстяную пряжу красили в яркие цвета, пользуясь при этом анилиновыми красками и изредка органическими красителями. Более тонкими и яркими получались гарусные пояса, суконные же, т.е. из домашней шерсти, были жестче и приглушеннее по колориту.
Тканье поясов дело кропотливое, несмотря на то, что способы их выполнения и не очень сложные.
2.1.2. Наводка основы пояса
Среди тканых поясов самое видное место занимают нитовые пояса, распространенные у коренного коми и у русского старожильческого населения Коми — Пермяцкого автономного округа, у зюздинских коми — пермяков и изредка в республике Коми. Способ тканья на ниту состоит в следующем. При наводке основы мастерица чередует две льняные нити (хлопчатобумажные № 10) с одной шерстяной. Затем привязывает готовую основу одним концом к швейке, или к приспособлению — неподвижному предмету (к спинке стула), а другим концом - к своему поясу. Берется круглая гладкая палка 15-20 см. или сволочок (бичулька) и начинаем на него накручивать нити. Обвиваем нитями основы круглую палочку таким образом, что перекрещивание нечетных нитей происходит вверху палочки, а четных - внизу. В результате половина нитей оказывается над палочкой, а другая - под ней. Между обеими группами нитей образуется основной зев. (Приложение 7).
Для получения второго зева ткачиха опускает верхние нити и собирает их на петельки. Все петельки вместе образуют нитченку, нит, который свободным концом привязывается еще к одной палочке (можно к спичке). Точно таким же образом прикрепляется нит и к нижним нитям основы. Путем оттягивания нитов образуется второй зев. (Приложение 8).
Уток прибивается специальным деревянным ножом (палочкой). Для получения узора в образованном обычным способом зеве некоторые верхние нити основы опускаются книзу или нижние нити поднимают кверху, но узор получается только из шерстяных ниток, поэтому по узору поднимаем или опускаем (перебираем) только шерстяные нитки. Надо заметить, что количество нитей для тканья пояса берется нечетное (7, 9, 13 и т.д.). Мастерица, прежде чем начать ткать пояс задумается над узором. Узкие пояса в 7 нитей ткутся так называемыми семеричными узорами.. При помощи нита создают обычно неширокие пояса, широкие ткут на станке.
В деревнях можно еще и сейчас услышать рассказы об искусных мастерицах поясов. Рассказывают о них не только женщины, которым делать это, казалось бы, сподручно: ведь ткачество в здешних краях женское занятие. Рассказывают об умелых женских руках и мужчины: оказывается, они тоже знают толк в этом вроде бы совсем не мужском деле.
2.1.3.Декорирование изделия
Пояса, независимо от того, пояски это или кушаки, декорируют по одной и той же схеме. Концы пояса (примерно 8-IО см) ткут способом полотняного переплетения. Всю остальную часть орнаментируют каким - нибудь одним крупным узором, окаймляя его полосками мелкого узора. Пояса заканчиваются кистями, чаще всего это просто незатканные нити основы. Наряду с такими кистями часто встречаются кисти более сложных конструкций. Кисти могли быть одноярусные просто одна кисть на конце, двух и трех - ярусными, когда над первой кистью делалось еще несколько. Обычно такие кисти были у мужских поясов. Также на мужских поясах встречались кисти с двумя концами. (Приложение 9).
В рамках единой схемы мастерицы всегда находят простор для индивидуального творчества, в результате чего трудно найти два одинаковых пояса. Но, несмотря на бесконечное разнообразие изделий, прослеживается ряд устойчивых закономерностей, как в плане орнамента, так и цвета.
Пояса ярки по цвету. Наиболее распространенным цветом в браных поясах является сочетание всех оттенков красного и зеленого цветов по белой основе, с добавлением в кромку синей полоски. Иногда зеленый цвет заменяли синим, что встречается более редко, и еще реже — черным, красный заменялся на малиновый, что тоже встречается не часто.
Для многих людей, встретившихся с ними впервые, расцветка их кажется необычной, не подчиняющейся законам цветовых сочетаний. На деле же оказывается, что расположение одного цвета подле другого закономерно повторяется из пояса в пояс. И хотя каждый пояс имеет свое цветовое решение, тем не менее, прослеживаются признаки, характерные для расцветки всех поясов и для расцветки поясов отдельных районов.
По расцветке выделяются четыре основных группы поясов:
двуцветные (не считая третьего цвета в каемке) и многоцветные с белым полем, двуцветные и многоцветные с черным полем. Изредка встречаются изделия также с желтым, синим, серым и красными полями. В двуцветных поясах с белым полем вторым цветом является обычно красный различных оттенков; в поясах с черным полем второй цвет чаще всего красный или желтый.
В многоцветных поясах при белом поле шерстяную основу чаще всего включаются красные, синие, зеленые и черные нитки, причем так, что синий, зеленый и черный никогда не идут рядом, а отделяются друг от друга красной просновкой. Иногда заменителем красного выступают алый, малиновый и бордовый цвета, как разновидность синего используется фиолетовый. В южных районах Коми — Пермяцкого округа наблюдается
более свободное обращение с традиционной гаммой, там относительно самостоятельностью используются бардовый, алый, малиновый и оранжевый цвет, они употребляются не только как заменители красного цвета, но могут идти рядом с ним.
2.2 Крученый пояс - « в бутылку»
2.2.1.Материалы и приспособления
Северный мужской крученый пояс «на игле», или второе название пояса – пояс «в бутылку». Пояс плели из шерстяных ниток ярких цветов, чаще использовали крашеную овечью шерсть. Сейчас это может быть шерстяная и полушерстяная пряжа. А основа из хлопчатобумажных ниток №10 в несколько сложений.
Для плетения крученого пояса на игле понадобятся следующие материалы:
Нитки шерстяные 5-7 цветов.
Нитки хлопчатобумажные №10 или 0.
Длинная тонкая стальная спица для вязания.
Пустая бутылка с высоким горлышком, лучше светлая чтобы было видно готовый пояс.
2.2.2.Технология изготовления пояса
Отмеряем шерстяные нити в семь раз длиннее пояса, все они должны быть обязательно одной толщины, но надо помнить, что чем толще шерстяная нить, тем толще готовый пояс.
Для удобства плетения нити укорачивают. Сделать это можно так: конец нити, закрепленный на основе, кладут на ладонь так, чтобы остался свободный конец длиной примерно 20 см, а оставшуюся часть наматывают «восьмеркой» между большим пальцем и мизинцем. Когда длина нити будет удобной для работы (примерно 40 см), «восьмерку» снимают с руки и перехватывают несколько раз концом нити. По мере необходимости нить свободно вытягивается из моточка.
Отмеряем хлопчатобумажную нить – нить основы, она должна быть в девять раз длиннее пояса. Когда все нити отмерены, берем их за концы и складываем вместе в пучок. На конце пучка завязываем общий узел, в узел проделывается спица, и все это ставится в бутылку так, чтобы нити лежали на горлышке, а «хвостик» с узлом был опущен в горлышко бутылки (рис 1).
Разбираем нити по цветам и начинаем плести. Нить основы берем в правую руку, следим за тем, чтобы она всегда была туго натянута, завязываем на нее шерстяной нитью узел. Затем шерстяную нить отпускаем, берем следующую и повторяем операцию и т.д.
Основа поворачивается, закручиваясь по спирали вокруг спицы.
Пояс по мере удлинения опускается со спицы в бутылку и сворачивается кольцами (рис.2).
Рис.2
Варианты:
Если брать хлопчатобумажную нить не в правую, а в левую руку и завязывать узлы по часовой стрелке, спираль на поясе будет обращена в другую сторону.
Если хлопчатобумажную нить брать по очереди, через определенное количество раз, в правую, а затем в левую руку, меняя тем самым направление плетения, рисунок пояса тоже меняется.
После того как мы сплетем пояс, нам необходимо его декорировать - сделать по концам кисти. Для этого мы нарезаем шерстяные нити в два раза длиннее предполагаемой кисти и крючком поддергиваем их через концы пояса по окружности до нужной толщины кисти, затем берем шерстяную ниточку, обматываем ею несколько раз пояс, завязываем, подравниваем концы – и кисть готова. Этим же способом можно сделать кисть и в три яруса, при этом начинаем работу с конца, с самой нижней кисти. Вторую кисть поднимаем вверх по поясу примерно на половину высоты первой кисти. Третью кисть делаем аналогично предыдущей.
Заключение
В ходе подготовки данной работы я с большим интересом изучила соответствующую литературу, из которой узнала об исторических корнях ткачества коми-пермяцких узорных поясков. Узнала о том, как важно было их присутствие в обиходе наших предков. Я научилась работать с научной литературой. Наиболее ценной для меня была книга Г.Н. Климовой «Текстильный орнамент коми». Под руководством педагога Мелентьевой Е.Н. ознакомилась с технологией изготовления браных поясов и научилась их ткать. В моей коллекции их уже около десятка. Научилась не только ткать, но и декорировать их, самостоятельно составлять незатейливые узоры коми-пермяцкого орнамента. Также освоила технологию изготовления крученых поясов способом «в бутылочку» и с помощью трафарета в виде цветка.
Заочно познакомилась с искусными мастерицами района, сельского совета, узнала о людях, которым дорог и интересен этот самобытный вид прикладного искусства. По материалам исследований я сделала вывод, что этот вид прикладного творчества коми-пермяков не исчезает. (Приложение10).
Я поняла, что ценность любой вещи состоит не в денежном выражении, а на первое место человек должен ставить духовные и нравственные ценности. Поняла, что пояс — произведение искусства, в котором заключена история нашего народа, его традиции, красота и что их создать может только мастер.
Думаю, что мой опыт пока не позволяет поделиться своими практическими навыками, но уверена, что со временем это обязательно произойдет. И мои работы, и мой опыт по ткачеству тоже будут наследием для моих детей и внуков. Материалы исследования будут интересны и востребованы на занятиях кружков прикладного творчества, а работы будут заслуживать внимания на различных выставках.
Литература
1.Грибова Л.С. Декоративно - прикладное искусство коми, - М.,1998
2. Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми, - Коми-пермяцкое книжное
издательство, г. Кудымкар, 1995
3. Коми-пермяки Пермского края. – Пермь, 2009
4. Моя Парма. Фотокнига, – Кудымкар, 2014
5. Шишкин Н.И. Коми — пермяки, - Молотовгиз,1947
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Пояса бабушек
Приложение 2
Визя сер — узор в полоску; поп юр — голова попа; пиня сер — зубчатый узор; перна — нательный крестик; чукыль-мукыль — зигзаг;
ёсь сер — остроконечный узор; косой визь, пиня визь — косая полоска;
визя сер — узор в полоску; крука сер - узор крючками; пором йор — поваленная изгородь; сынан сер — гребень; куран сер — грабли; пила пинь - — зубья пилы; катша кок — сорочья лапа; сюра сер — рогатый узор;
радз — цедилка, сипож радз; чуня сер — узор пальцами; кыр сюр — олений рог; чом, кор чом — чум; той сер — вошки.
Элементы коми-пермяцкого орнамента и их названия
Приложение 3
Трафарет для ткачества крученого пояса
Приложение 4
Приложение 5
Инструменты и материалы для ткачества браного пояса
Приложение 6
Наводка нитей основы пояса с помощью спинки стула
Приложение 7
Основной зев
Приложение 8
Образование второго зева и нитченок
Приложение 9
Декорированные концы поясов
Приложение 10
Результаты опроса «Изучение интереса к прикладному творчеству жителей села»
Варианты вопросов |
Старшее поколение, % |
Среднее поколение, % |
Молодое поколение, % |
1. У нас в доме хранятся вещи старины: тканые полотенца, узорные пояса, кушаки. |
94 |
67 |
41 |
2. Я умею ткать пояса, кушаки или полотенца и др. |
92 |
23 |
16 |
3. У меня есть желание научиться ткачеству. |
9 |
18 |
33 |