12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тихова Татьяна Алексеевна743
Люблю принимать участие с учениками в различных конкурсах
Россия, Ярославская обл., д.Вощиково, Пошехонский район

ХX районные малые Баловские краеведческие чтения школьников

 

 

Исследовательская работа

 

номинация

«Культурное наследие»


 

«Богатый бережет ноги, бедный — обувь»


 

Автор: Новосёлов Михаил Константинович,

учащийся 8 класса, МБОУ Вощиковская ОШ имени А.И.Королёва.

Руководитель: Тихова Т.А.,

учитель истории и обществознания,

МБОУ Вощиковская ОШ имени А.И.Королёва.

 

 

г. Пошехонье, 2017 г.


 

Содержание


 

Введение.…………………………………………………….……………………с. 3-4

Богатый бережет ноги, бедный — обувь ……………………..с.4-7

2.1. Что такое музейный экспонат?……………………………с.4

2.2. История (легенда) появления экспоната «сапоги кожаные

детские» в музее.………………………………………………..с.5-6

2.3. Атрибуция (описание) музейного предмета «сапоги

кожаные детские».……………………………………………...с.6-7

Заключение. ……………………………………………………с.8

Список использованной литературы. ………………………..с.9

Приложения…………………………………………………….с.10


 

Введение

Обувь — это то, что нужно каждому человеку, вне зависимости от возраста, пола, национальности. История обуви насчитывает не одну тысячу лет. Первые башмаки в истории человечества напоминали портянки, изготовленные из шкур животных и утеплённые травой изнутри. Мы выбираем обувь для каждого сезона, случая, мероприятия. Туфли, мокасины, ботильоны, сапоги так быстро вошли в нашу жизнь, что мы носим их, не задумываясь об их истории. Увидев в школьном музее маленькие кожаные сапожки, я заинтересовался историей их появления здесь. Было интересно узнать, кто их носил, где они пошиты, как попали в музей? Я решил найти ответы на возникшие у меня вопросы.

Актуальность данного исследования заключается в том, необходимо сохранить не только вещи и предметы, хранящиеся в музее, но и память о людях, которые ими пользовались. Сохранившиеся документы, вещи, предметы дают нам возможность не только изучить прошлое, но и четко представлять его. Они являются носителями информации.  И наша задача  заключается в сохранении и передаче этой информации будущим поколениям.

Объектом моего исследования стал музейный экспонат - сапоги кожаные детские.

Предмет исследования - степень значимости информации, которую несёт данный объект для школьного музея.

Цель исследования – выяснить историю и провести атрибуцию (описание) музейного предмета.

Задачи:

узнать историю появления экспоната в музее;

составить всестороннюю характеристику сапог кожаных детских;

определить его значимость для музейной экспозиции.

Методы исследования (способы достижения цели исследовательской работы) я выбрал следующие:

эмпирического уровня:

интервью с заведующей домом-музеем братьев Королёвых Т.А.Шугиной;

опрос жителей д. Вощиково: Бахиревой Т.А.,

Митюковой Т.С., Поляковой И.А., Чижовой В.Н.;

фотографирование сапог кожаных детских;

измерение сапог кожаных детских;

счет;

сравнение;

экспериментально-теоретического уровня:

анализ присущих признаков музейного предмета;

исторический;

логический;

синтез;

теоретического уровня:

изучение и обобщение;

формализация.

Используя данные методы, я смогу выявить присущие признаки музейного предмета, на основе анализа которых и сравнения с аналогичными и родственными предметами я сделаю заключение о времени, месте его создания, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования и других характеристик, существенных для музейной ценности предмета.

 

II. «Богатый бережет ноги, бедный — обувь». Эмиль Кроткий.

2.1. Что такое музейный экспонат?

Музейный экспонат – это предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке. В качестве экспонатов отбираются музейные предметы, обладающие наиболее выраженными свойствами и соответствующей сохранностью. Музейный предмет — это извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением. Каждый экспонат здесь – это хранитель истории. Для музея как хранителя социальной памяти важно, чтобы предмет был подлинником, чтобы он сохранял признаки непосред­ственного участия в историческом процессе. Историческая действительность не только отражается в музейном пред­мете - она в нем воплощается; он сам является частью этой ушедшей исторической действительности, непосредственным свидетелем состояния культуры своей эпохи. Знакомство с историей на примере музейных экспонатов, которые были когда-то предметами быта предыдущих поколений людей, помогает нам ближе узнать историю своей страны, историю малой Родины. Ведь музейные экспонаты – это не просто вещи, а свидетели жизни наших предков. Они помогают нам увидеть, понять, как жили они много лет назад.
Простая, на первый взгляд вещь, предмет, может рассказать нам о многом: о людях, событиях, обычаях, традициях.

2.2. История (легенда) появления экспоната «сапоги кожаные детские» в музее.

В интервью с заведующей домом-музеем братьев Королёвых Т.А.Шугиной я узнал, что, когда открывали школьный музей братьев Королёвых, то среди населения собирали старые вещи и предметы, которые могли представлять интерес и ценность для музея. В д. Таргобино жила Хомутова Ольга Владимировна, 1903 г.р. Из разговора с Бахиревой Татьяной Алексеевной, учителем МБОУ Вощиковской ОШ имени А.И.Королёва, лично знавшей Ольгу Владимировну я выяснил, что в её доме было много добротных, интересных старых вещей. Возможно, сапоги кожаные детские, были переданы Хомутовой О. В. в музей. Эти догадки подтвердили и другие жители д. Вощиково, лично знакомые с Хомутовой О. Митюкова Татьяна Сергеевна, бывший главный зоотехник совхоза «Прилив» и Чижова Валентина Николаевна, бывший работник совхоза «Прилив». Таким образом, я узнал легенду, т.е. историю происхождения музейного предмета, определил, что он связан с нашим краем и определёнными событиями (открытие музея), в результате которых и оказался в экспозиции школьного музея. Я получил дополнительную информацию о владельце предмета, которая поможет в дальнейшем при составлении экскурсий и атрибуции предмета.

2.3. Атрибуция (описание) музейного предмета «сапоги кожаные детские».

Провести атрибуцию предмета значит составить его всестороннюю характеристику, ответить на ряд основных вопросов, таких как: из какого материала выполнен предмет, для чего он предназначен, когда, где и кем, изготовлен, техника его изготовления, социальная принадлежность и другие. Вещь, не имеющая точного определения и научного описания, не может быть использована в полной мере в музейной деятельности. Поэтому, воспользовавшись схемой описания предметов из ткани и кожи, я сделал атрибуцию сапог кожаных детских.

1. Наименование - сапоги кожаные детские.

2. Назначение - использовались для тепловой и механической защиты ног.

3. Форма и цвет - сапоги коричневого цвета, с короткими, ниже колен, голенищами, срезанными к колену углом. Это похоже на фасон английских сапог (с высокими задника­ми и твердой задней частью голенищ).

4. Художественные особенности: отделка, стиль - голенища пришивные, в нижней части (4-5 см) состоят из одного слоя кожи, в верхней (10 см) – из двух слоев (снаружи и внутри). На голенище левого сапога в верхней части имеются две кожаные петельки, на правом сапоге в аналогичных местах видны два шва. Па правом сапоге голенище сшито из одной детали снаружи и одной детали внутри. На левом сапоге сшито из лоскутков – двух деталей снаружи и двух деталей внутри. Головка и задник сапог очень жесткие. Задник состоит из нескольких слоев кожи. Носки сапог круглые, тупые. Подошва на левом сапоге цельнокроеная, на правом собрана из частей. Каблуки наборные, состоят из 4-х слоев. На подошве правого сапога имеется 158 гвоздиков маленького размера, на подошве левого сапога – 153 гвоздя.

5. Расшифровка клейм, надписей, штампов фабрик и организаций, личных меток - не имеется.

6. Связь с историческим лицом, событием - сапоги переданы в дом-музей братьев Королёвых в мае 1987 года (дата открытия музея) жительницей д. Таргобино Хомутовой Ольгой Владимировной.

7. Место производства - Россия, Пошехонский район, возможно, деревня Таргобино или Вощиково.

8. Дата - предположительно, сапоги изготовлены в первой половине XX века.

9. Материал - сапоги изготовлены из толстой грубой кожи, предположительно юфтевой. Юфть - сорт кожи, получаемый при обработке шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней; грубая кожа, выделанная на дегте. На голенище левого сапога кожа грубее.

10. Техника - отчетливо видны швы крепления голенища с головкой, голенища с задником, задника с головкой, а также швы, соединяющие детали на голенищах. Швы ровные, сделанные приблизительно одинаковыми стежками. Составленные из лоскутков голенище и подошва указывают на то, что сапоги сшиты из остатков кожи. Можно сделать предположение, что данные сапоги были сшиты сапожником для своего ребенка из остатков сырья от заказов.

11. Размер - длина подошвы – 14 см, высота сапога – 20 см, ширина головки – 5,5 см, диаметр голенища – 7 см, высота подъема – 5 см. Размер сапога соответствует возрасту ребёнка от 10 месяцев, 1 года до 2,5-3 лет, в зависимости от роста, размера ребёнка. Низкий подъём сапог и суженность голенища в нижней части позволяют сделать предположение, что сапоги предназначались для девочки, либо для мальчика с узкой ножкой.

12. Сохранность - сапоги имеют потёртости на носках, задниках, на каблуке левого сапога, в нижней (однослойной) части голенища. На левом сапоге сзади в нижней части голенища дырка размером 1,5 см, возникшая из-за расхождения шва.

Любая вещь обладает рядом свойств, следовательно, определить свойства вещи, описать их – значит изучить вещь. От того, насколько подробно и точно описан предмет, зависит степень и глубина познания объекта. Из данной схемы описания выпадает пункт «авторство». Под авторством понимается создатель данного предмета, его изготовитель, составитель, художник, автор, предприятие – изготовитель. На сапогах нет указания на его изготовителя, мы можем лишь предполагать, что это сапожник - ремесленник, работник, занимающийся шитьем и починкой кожаной обуви. Полякова Ирина Анатольевна, бухгалтер ООО «Арефинское» вспоминала: «Мой дедушка был сапожником, он сшил всем своим дочкам сапожки из остатков сырья».

По внешнему виду можно определить, что сапоги изготовлены в мелкой кустарной мастерской, в которых выделывали грубую обувь (сапоги, башмаки). Сапоги - (само слово "сапоги" известно с X века, предположительно от тюркских народов) в первой половине XX веке стали одним из самых распространенных видов обуви в России. Их носили все, независимо от пола, возраста и социального статуса. Сапоги были распространены в обеспеченной среде и долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. За крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5-6 рублей. Для крестьянина это были огромные деньги. Чтобы собрать такую сумму нужно было продать четверть ржи (около 200 кг), поэтому, небогатые люди очень бережно относились к обуви и с почтением. Носили аккуратно, передавали из поколения в поколение, возможно, этим объясняется хорошая сохранность нашего музейного экспоната.

 

III. Заключение.

 

Я узнал и изучил историю появления экспоната «сапоги кожаные детские» в школьном музее. Составил его всестороннюю характеристику по описанию. Определил его значимость для музейной экспозиции. Я выяснил, что сапоги – один из старинных видов обуви, дошедший до наших дней, и очень популярный. Данный музейный предмет являет собой типичный образец городской обуви. Хорошая сохранность придает еще большую значимость этому предмету.

IV. Список использованной литературы.

 

1.Белкина О. Школьный музей. М., 2000 г.

2.Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

3. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР.

4.Методические рекомендации Белгородского государственного историко-художественного музея-диорамы "Курская битва.

5. Музейная энциклопедия, М., 2001г.

6.Разгон  А. М.  Музейный предмет как исторический источник // Актуальные проблемы источниковедения истории СССР, специальных исторических дисциплин и преподавание их в вузах. – Москва, 1979.

7. Архив школьного музея.

8. Воспоминания Бахиревой Т. А. жителя д. Вощиково.

9. Воспоминания Иванова В.А., жителя д. Вощиково.

10. Воспоминания Митюковой Т.С., жителя д. Вощиково.

11.Воспоминания Чижовой В.Н., жителя д.Вощиково.

12. Воспоминания Поляковой И.А., жителя д.Вощиково.

13. Интервью с Шугиной Т.А. заведующей домом-музеем братьев Королёвых.

14. http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp ?23

15. http://www.ussr-watches.ru/history.shtml #top3

16. https://www.nkj.ru/archive/articles/9047 /

 

 

 

V. Приложения.

 

Приложение №1. «Описание предметов из ткани и кожи»

1. Наименование;

2. Назначение;

3. Форма и цвет;

4. Художественные особенности: отделка, стиль;

5. Расшифровка клейм, надписей, штампов фабрик и организаций, личных меток;

6. Связь с историческим лицом, событием;

7. Место производства;

8. Дата;

9. Материал;

10. Техника;

11. Размер;

12. Сохранность.

 

 

Приложение №2. Фото сапог.

 

 

В верхе сапога различают голенище (рис. 48, I), головку (рис. 48, III) и задник (рис. 48, II)

В голенище различают свободный край голенища (рис 48, 6) и задний шов голенища.

Голенище, перед и задник соединяются между собой швами, называемыми - шов крепления голенища с головкой, шов крепления голенища с задником и шов крепления задника с головкой

Изнутри верх сапога может быть покрыт кожей, а низ стелькой из плотной ткани

В подошве различают - носок, голсночную часть (рис 48, 2) и каблук (рис 48, 3). К носку подошвы может быть прикреплена подметка (рис. 48, 1). В некоторых фасонах сапог подошва бывает твелоиной (рис. 48, 1, 4)

 

 

Разгон  А. М.  Музейный предмет как исторический источник // Актуальные проблемы источниковедения истории СССР, специальных исторических дисциплин и преподавание их в вузах. – Москва, 1979.

Приложение №1

Приложение №3.

Гоголь «Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII-XIX веков».

Дедушка жил в селе Покров, Пошехонского уезда.

Автор материала: М. Новоселов (8 класс)
Опубликовано в группе «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.