Человек и природа в произведениях В.П. Астафьева (по книге «Затеси»)
Автор публикации: В. Кошелева, ученица 10 класса
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Автор публикации: В. Кошелева, ученица 10 класса
Предварительный просмотр презентации
Человек и природа в произведениях В.П.Астафьева (по книге «Затеси») Кошелева Вера, 10 класс
« Всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережёте и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете». (В.П.Астафьев).
Цель - исследовать проблему человек и природа в произведениях В.П.Астафьева.
Задачи работы Методы и способы решения задач 1) рассмотреть взаимосвязь между миром природы и судьбой человека в рассказах В.П.Астафьева; Исследование текстов; работа с литературоведческими статьями. 2)изучить статьи о творчестве писателя; Работа с научными статьями; реферирование. 3) выявить ключевые образы и мотивы в произведениях В.П. Астафьева. Обобщение и систематизация материала; составление схем.
«Затеси» «Дыхание родной земли» 1965 - «Затеси» миниатюры
Почему В.П.Астафьев назвал свою книгу – «Затеси»? «Затесать – …зарубать или делать на деревьях затеси, метки, зарубки». Словарь В.И.Даль «Затесь – сама по себе вещь древняя и всем ведомая – это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом». (В.П.Астафьев). В разных концах России название мет произносится по-разному: «зарубы», «затесины», «затески», «затёсы», по-сибирски – «затеси».
Падение листа Медленно, неохотно и в то же время торжественно падал он, цепляясь за ветви, за изветренную кожу, за отломанные сучки, братски приникая ко встречным листьям, - чудилось: дрожью охвачена тайга, которой касался падающий лист, и голосами всех живых деревьев она шептала: "Прощай! Прощай!.. Скоро и мы... Скоро и мы... скоро... скоро..."
Взаимосвязь природы и судьбы человека «Чем ниже опускался лист, было ему падать всё тягостней и тягостней; встреча с большой, почти уже охладевшей землёй страшила его, и поэтому миг падения всё растягивался...» Рисунок Веры Кошелевой
Образ одинокого, беззащитного существа «Самый маленький, самый слабый, он не удержал своей тяжести, у него не хватило силы на всё лето, и суждено ему было первому подать весть о надвигающейся осени, первому отправиться в свой единственный, беспредельный полёт...»
Падение листа Судьба человека Жизнь скоротечна Природа вечна
Вопросы, которые задаёт себе человек Кто я, что я, в чём соль и цель существования и куда я уйду, куда я денусь... после «падения»?
«Мысль о единородстве человека и природы» «И прахом своим...» «Родные берёзы» «Хлебозары»
«И прахом своим» Метафоры: «этим ёлочкам предстояло умереть, едва-едва народившись»; «виднелись пупырышки завязей будущих лапок» Действие высшего, единого для человеческой и природной жизни закона — прахом своим давать начало новой жизни.
«Родные берёзы» «Море погоняло на меня ещё большую тоску мерным, неумолчным шумом. В его большом и усталом дыхании слышалась старческая грусть. Вспененные волны перекатывали камни на берегу, словно бы отсчитывая годы».
«Родные берёзы» «Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа».
«Родные берёзы» «Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже...»
«Хлебозары» «Ночь без конца и края, такая же ночь, какая властвовала в ту пору, когда ни меня, ни этих колосьев, никого еще не было на Земле, да и сама Земля клокотала в огне, содрогалась от громов, усмиряя себя во имя будущей жизни».
«Хлебозары» «…Зарницы тревожились в небе, зарницы играли на хлеба. В русских сёлах так и зовут их — хлебозары. …»
«Дождик» «Снова зной. Снова зажило все разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на яблоне все дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала брошенного, обманутого ребенка».
«Заклятье» «Существует древний обычай -- не есть ягод черешни восемь лет, если умрет кто-то из родичей».
«Заклятье» Судьба Одарки как судьба черешни. Вера в лучшее «Долго стояла бабушка Одарка на коленях перед росточком и, как заклинание, роняла чуть слышные слова, напоминающие шелест листьев: - Хай доля твоя будэ щастлывшей! Будэ щастлывшей... Щастлывшей... Щастлы... «
«Тоска» Растаял мокрый снег. Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это как укор белеет на стекле. Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему сердцу.
Идея миниатюры Надо быть очень внимательным ко всему окружающему, отзывчивым к чужому горю.
Выводы Через пейзаж Астафьев раскрывает душу, внутренний мир человека. Он постоянно напоминает о том, что человек - часть природы. Мир природы одухотворён, писатель воспринимает природу как живое существо. Главным приёмом, на котором строится астафьевское описание природы, является олицетворение. Детали природы вызывают ассоциации с судьбой человека. Художественная картина мира писателя создаётся языковыми средствами. Мотив единения души человека и природы – сквозной в произведениях писателя.
Выводы Мир многолик, порой контрастен, он соткан из противоположных начал. Мотив вечности природы дополняется мотивом мгновенности человеческой жизни. Постичь же тайну мироздания возможно не разумом, а только душой, в момент благоговейного слияния с природой.
Выводы Писатель обращается к каждому из нас, призывая помнить, что природа и человек неразрывно связаны между собой. Губя природу, мы губим самих себя, разрушая связи не только с окружающим миром, но и с себе подобными. Поэтому, чтобы выжить и не потерять себя, мы обязаны соблюдать разумное равновесие между человеком, его внутренним миром и окружающей его природой. Астафьев в своих произведениях выражает надежду на то, что еще не поздно осознать все это и наладить гармоничные отношения с миром.
Используемые источники Астафьев В.П. Затеси: Миниатюры. Короткие рассказы. – Красноярск: Кн. изд-во,1982. Геймбух, Е.Ю. Лирические миниатюры В. Астафьева ("Затеси") // Русский язык в школе. - 2004. - № 2. Олюнина В., Мокрушина А. Метафорический мир «Затесей» Виктора Астафьева. http://litenis.narod.ru/almanax16/ocherk/mokrushina.html Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебнику «Русская речь. Развитие речи». 9 класс. – М.: Дрофа, 2001.
Похожие публикации
Волкова Светлана Ивановна