Урок литературы в 5 классе «Человек и природа, или уроки мудрости и доброты в рассказе В.П. Астафьева "Васюткино озеро"»
Галина Николаевна Хекало, МБОУ СОШ №29 г. Новороссийска учитель русского языка и литературы. Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: «Человек и природа, или уроки мудрости и доброты» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Виктор Петрович Астафьев 1924 – 2001г Эпиграф «Природа – не только источник жизни. Она воспитатель души». В. П. Астафьев
Цели урока: 1. Учиться анализу прозаического текста. 2. Развитие навыка устного словесного рисования. 3. Воспитать в себе доброе, мудрое отношение к природе.
Введение в тему. Вступительное слово учителя.
Работаем в группах. 1 группа – аналитики. Задание. 1)Как и почему человек должен относиться к природе? 2) Какие качества помогли Васютке выбраться к реке? 2 группа – эксперты. Задача: комментарий текста. 3 группа – покажет умение ориентироваться в тексте.
Что изображено на рисунке? Устно проиллюстрируйте эту ситуацию. Слушаем 1 группу . Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.
Устно проиллюстрируйте отрывок о том, кто снабжал орехами рыбаков. Слушаем 1 группу Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.
Найдите отрывок в котором говорится о том, как Васютка следил за затесями. Слушаем 3 группу. Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.
Найдите отрывок в котором говорится о том, как Васютка понял, что ушёл в глубь тайги. Слушаем 3 группу. Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.
Какие чувства переполняли Васютку после осознания того, что он заблудился. Слушаем 3 группу.
Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, как Васютка приготовился к ужину, а, съев свою первую добычу, лёг спать. Слушаем 3 группу. Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.
Прочтите отрывок, который можно озаглавить «На пути к озеру». Слушаем 3 группу
Что поразило мальчика на озере? Слушаем 3 группу. Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.
2 1 2 6 4 1 3 3 4 5 5 7 6 9 8 Кроссворд. 2 1 2 6 4 1 3 3 4 5 5 7 6 9 8 По горизонтали. Почему стала плохо ловиться рыба? Чем снабжал Васютка рыбаков? Какую птицу первой увидел Васютка? О чём пожалел мальчик после того как зажарил глухаря? По каким приметам мальчик определил, что выходит к воде? За чем наблюдал Васютка, ночуя у озера? Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу? Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать? В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру? По вертикали. На какой реке происходили события? Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба? Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря? Когда Васютка понял, что он заблудился? Как Васютка выбрался к реке? 6. Что ел Васютка, находясь в тёплом кубрике?
Творческое задание. Проверка работы группы аналитиков. Как и почему человек должен относиться к природе? Какие качества помогли Васютке выбраться к реке?
ТЕСТ Что помогло Васютке спастись? Какими знаниями и умениями он владел? Откуда берёт знания? Как получил эти знания? 5. Сколько дней провёл Васютка в тайге? а) Народные приметы; умение развести костёр; подстрелить, разделать и запечь птицу. б) Общение со взрослыми и чтение книг. в) Знание леса, умение выжить в тайге. г) Из памяти. д) Четыре дня.
Рефлексия. Мне было страшно, когда Васютка … Я переживал, потому что … Если бы я оказался в такой ситуации … Не каждый сумел бы… Самый волнующий момент рассказа – это … Меня восхищает в Васютке … А ведь Васютка мог… 1-в, 2-а, 3-г, 4-б, 5-д.
Домашнее задание. Письменно ответьте на вопрсы: Какие качества помогли Васютке выбраться к реке? Как и почему человек должен относиться к природе?.