Урок литературы в 5 классе «Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»»

10
3
Материал опубликован 29 October 2017 в группе

 

Природа – не только источник жизни.

Она и воспитатель души.

В. П. Астафьев

Цели урока:

Обучающие: продолжить работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя.

Развивающие: совершенствовать речевые умения: пересказ художественного

произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитательные: помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной

ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою.

Метапредметные УУД:

Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Ход урока.

I.Организационный этап. Здравствуйте, ребята, садитесь. Я вижу много красивых лиц и умных глаз. Желаю, чтобы вы на уроке помогали друг другу, открыли для себя что-то новое и интересное, а самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке.

(СЛАЙД 1)

На прошлом уроке вы начали изучать творчество сибирского писателя В. П. Астафьева. Уверена, что приключения главного героя в рассказе «Васюткино озеро» никого из вас не оставили равнодушным.

II. Проверка домашнего задания. Вначале мне хочется узнать, насколько внимательно вы прочитали произведение. Сделаем это так: я назову несколько утверждений, связанных с содержанием рассказа. Если они соответствуют действительности, хором отвечайте: «Да», если не соответствуют – отвечайте смело: «Нет». Будьте внимательнее! (СЛАЙД 2)

Васютка снабжал рыбаков орехами. (Да)

Не всякая таёжная дорога начинается с затесей. (Нет)

Блуждают люди в лесу и погибают иногда. (Да)

Заполярная тайга не страшна зверьём. (Да)

В лесном озере была только озёрная рыба: щука, сорога, окунь. (Нет)

Васютка догадался, что у костра на берегу его быстрей заметят. (Да)

Ещё много есть неизведанных мест на карте нашей Родины. (Да)

III. Постановка цели и задач. Предположите, что станет предметом нашего разговора на уроке. Помогут вам слова Астафьева, взятые в качестве эпиграфа «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души», утверждения, которые мы только что обсудили и картинки на слайде.

(СЛАЙД 3)

Вместо тетради у вас на столах рабочие листы. Я предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока, вставив недостающие слова в начало предложения.

Сегодня мы побываем с вами в воображаемом путешествии, пройдём Васюткиными тропами по тайге. А какие цели мы поставим перед собой? Соотнесите действие и его содержание стрелочками в рабочем листе.

(СЛАЙД 4)

Итак, нам необходимо:

Проанализировать…поведение и поступки героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Узнать… тайны тайги

Задуматься …о взаимоотношениях человека и природы

Думаю, в конце урока вы ответите на вопросы:

Природа – друг или враг?

Спасение Васютки – чудо или закономерность?

Все готовы отправиться в путь? Путь нам будет указывать маршрутный лист, в котором будем вести путевой дневник, а точнее, отметим то, чему нас научил герой рассказа.

IV. Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Беседа и различные задания.

- С. 120 «Когда Васютка с ружьём на плече…» Читает учитель.

- Какие советы даёт Васютке мать? ……. (СЛАЙД 5)

- Это законы тайги, которые «вбиты в сибиряков отроду».

- А что такое «затеси»? ……… (СЛАЙД 6)

- «Затеси –зарубки» - это слова синонимы. Помните фразеологизм «заруби себе на носу»? Что он обозначает?............ Зарубки можно оставить на деревьях, чтобы не заблудиться в лесу, а можно ещё и на сердце, чтобы не заблудиться на трудных жизненных дорогах. Мудрый писатель, человек В. Астафьев оставил нам такие зарубки в своих произведениях, чтобы мы были умнее, добрее и внимательнее, самостоятельнее и ответственнее.

-------------------------------------------------------------------------------------------

- Давайте вспомним, когда остановился первый раз Васютка? .......

(СЛАЙД 7)

- Мы тоже задержимся здесь. А вы видели в природе птицу кедровку? …

Скажу честно, я тоже не видела. Предлагаю посмотреть на неё внимательно, запомнить.

- Предположите, что я принесла вам в корзинке? ………

- Правильно, кедровые шишки, но необычные, с заданием: сформулируйте вопрос, услышав ответ на него. Кто у нас самый смелый путешественник?.......

1.Что собирал Васютка в тайге? (Кедровые шишки)

2.Кого увидел Васютка на старой взлохмаченной ели? (Кедровку)

3.Чем полезна тайге птица кедровка? (Кедровка разносит семена кедра)

- Васютка знал, какую пользу приносит кедровка тайге. А вы запомнили? Запишите в маршрутном листе первую тайну природы.

-------------------------------------------------------------------------------------------

- Идем дальше. Вот что-то сильно захлопало. Васютка вздрогнул от неожиданности и увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. Какую?........ (СЛАЙД 8) Посмотрите на эту птицу.

- Давайте прочитаем эпизод, как Васютка охотился. С. 123 «Мальчик стоял неподвижно…»

- Возьмите карточки в конверте №1, на которых записаны действия героя, и расположите их в правильной последовательности. Работаем в парах. (Проверка)

- Какую тайну охоты на глухаря поведал нам Васютка? Запишите.

-Какой «таёжный закон» нарушил Васютка, увлёкшись погоней за глухарём?

- Что случилось с мальчиком? (заблудился)

- Чего не знал Васютка? Как надо вести себя в лесу, если заблудишься? (Надо оставаться на месте, быстрее найдут. («Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро», - объяснял дедушка.)

-------------------------------------------------------------------------------------------

- А тут наступила ночь. (СЛАЙД 9) Прочитайте эпизод на стр. 126 со слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь…» Найдите сравнение в 1 абзаце.

- Какую тайну тайги передали Васютке отец и дедушка? («Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!») Запишите.

- Ребята, как вы понимаете слово «хлипких»? Назовите свои ассоциации с этим словом. (Слабых, слабохарактерных, болезненных, бессильных, отчаявшихся)

- Могут ли такие люди выжить в тайге? (Нет)

- Могут выжить только сильные духом и физически люди. Докажите, что Васютка был нехлипким. Как он вёл себя ночью в тайге? (….)

-------------------------------------------------------------------------------------------

(СЛАЙД 10)

- Какой увидел тайгу мальчик утром? Прочитайте эпизод с. 129 со слов «Тайга…Тайга…»

- В конверте №2 следующее задание. На карточке нужно восстановить текст, вставив пропущенные слова. Работаем в парах. Какие слова вставили? Какое средство выразительности использует автор, чтобы описать тайгу? (Эпитеты)

- Вы любите отгадывать загадки? Но у меня они необычные, состоят из одних эпитетов. Что описывал Астафьев такими эпитетами?

(СЛАЙД 11)

молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая

небольшое, унылое, подёрнутое ряской

молочный, клейкий, неподвижный

далёкие, таинственные, мерцающие

раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

- Что хотел увидеть Васютка, забравшись на высокое дерево? Какую ещё тайну тайги знал Васютка? Запишите.

-------------------------------------------------------------------------------------------

- Васютка решает идти на север в надежде дойти до тундры и выбраться из леса. И мы продолжим путь, только чуть-чуть отдохнём. (СЛАЙД 12)

Физкультминутка.

Мы классом по лесу гуляли

И за природой наблюдали:

Вот вверх на солнце посмотрели,

Там на пенёчке посидели,

За бабочками наблюдали,

Нам птички крыльями махали.

Мы мох погладили руками,

Траву заметив под ногами.

Вдруг ноги вязнут отчего-то:

Знать впереди нас ждёт болото!

- Вы поняли, что мы подошли к болоту? Прочитайте на с. 130 со слов «Солнце пошло на закат…»

- Вот и ещё одна тайна природы. Запишите.

-------------------------------------------------------------------------------------------

- Куда вышел по болоту герой рассказа? (К озеру) (СЛАЙД 13)

- Чтобы прочитать следующий эпизод, нужно собрать «литературный пазл».

В конверте №3.

- Прочитайте.

- Почему Васютка удивился тому, что в озере водилась белая рыба? (Он знал ещё одну тайну от рыбаков: если в озере водится белая рыба, значит оно проточное и приведёт его к реке) Запишите.

-------------------------------------------------------------------------------------------

(СЛАЙД 14)

- На 5-й день скитаний по тайге выбрался наконец Васютка к Енисею. Представьте себя на берегу Енисея, вы Васютка и услышали звуки рыболовецкого бота. Какими будут Ваши действия? (…………)

- Вас заметили с бота? (Да)

- Следующая тайна тайги, которую вы знаете: чтобы вас далеко увидели, нужно развести костёр на открытом месте и прислушаться к звукам. Запишите.

-------------------------------------------------------------------------------------------

-Итак, вы успешно преодолели все трудности, которые встретились нам на Васюткиных тропах.

- Посмотрите, у кого на парте есть картинка …………. Представьте, что вы в путешествии делали зарисовки. Сейчас представьте ваш отчёт о путешествии. Расположите иллюстрации в правильной последовательности.

- А чтобы было понятнее, нужны подписи, к каждой иллюстрации нужно подобрать цитаты из текста. Этим займутся те, у кого на парте……………

В это время класс определяет, какие чувства испытывал Васютка в тайге.

(СЛАЙД 15)

-------------------------------------------------------------------------------------------

V. Обобщение.

Давайте вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока.

Природа – друг или враг?

- Почему же тогда иногда погибают люди, оказавшиеся один на один с природой. (Она наказывает за пренебрежение законами, за легкомыслие, самонадеянность. Природа мстит тому, кто её не бережёт.)

- Вы знаете, как называется наука о взаимодействии и совместном проживании человека и природы? (Экология)

- 2017 год в России объявлен Годом экологии. Говоря об экологии в наши дни, мы думаем о спасении природы, а с ней и спасении человека.

- А что мы можем сделать для природы? …………………(СЛАЙД 16)

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она твой давний добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна. (В. Шефнер)

- Спасение Васютки – чудо или закономерность? (Закономерность, т.к. он знал тайны и законы природы, он был сильным, и даже когда отчаивался, брал себя в руки)

- Можем ли мы сказать, что этот случай стал для него уроком воспитания души? 

(Эпиграф)

- Поднимите руки те, кто считает, что тайны природы, которые вы сегодня узнали, пригодятся в жизни.

VI. Домашнее задание.

Напишите письмо Васютке о том, чему вы научились благодаря ему.

Расскажите эпизод из жизни, когда вам помогли знания тайн природы, полученные от ваших родных.

Нарисуйте иллюстрацию к рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро».

VII. Рефлексия.

Запишите свои впечатления от рассказа Астафьева в рабочих листах. Задание: закончите предложения.

Благодарю вас за активность, неравнодушие. На севере Кировской области в Лузском районе, где я живу, есть таёжные места, где не ступала нога человека. Брусничное варенье –это дар вам наших северных лесов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Это очень продуманный урок и хорошо проиллюстрированный. Настоящий конкурсный урок.

29 October 2017

Спасибо большое.

29 October 2017

Спасибо большое за такой интересный и содержательный урок!

8 August 2018

Похожие публикации