Конспект урока «Природа – это зеркало души человека» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Класс: 5
Предмет: Литература
Тема урока: «Природа – это зеркало души человека» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Цель урока: создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий, развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, групповой работы.
Планируемые результаты
личностные:
осознавать свою роль в работе группы;
стремиться к самосовершенствованию;
формирование личностных ценностей на основе оценки содержания художественного произведения, поступков литературного героя.
метапредметные:
уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков;
уметь соотносить свои знания с оставленной целью, комментировать полученную информацию;
уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;
уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе, оценивать действия партнёра;
предметные:
научиться давать характеристику поступкам героя;
определять значение картин природы;
научиться выявлять художественную идею рассказа, состоящую в утверждении необходимости содружества человека и природы, умения быть настойчивым и действенным в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы сложных ситуациях;
сформировать навык лексической и исследовательской работы с текстом.
Дидактические средства: учебник
Оборудование: проектор,презентация, учебник, карточки.
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Универсальные учебные действия |
||||||||||||
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне |
Вспоминают историю создания рассказа. «Васюткино озеро» - рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик Васютка, заблудившийся в тайге. Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей". Отвечают на вопросы.
|
Добрый день, ребята. Перед началом урока хочу пожелать, чтобы вы на уроке помогали друг другу, открыли для себя что-то новое и интересное, а самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке. Вспомним историю создания рассказа.
Итак, ребята, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен. Что это значит? Уверена, что приключения главного героя в рассказе «Васюткино озеро» никого из вас не оставили равнодушным.
|
познавательные: выполняют оценку, самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность их расположения на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. коммуникативные: положительный и доброжелательный настрой на урок, планирование и согласованность выполнять совместную деятельность. регулятивные: осознанное вхождение учащихся в учебную деятельность
|
||||||||||||
2. Актуализация знаний. |
Учащиеся отвечают: Сильный, беззащитный, мудрый, по-детски легкомысленный, совершает ошибку, исправляет (Вася) Щедра, величественна, наказывает, учит человека (тайга или природа) Рассказ Астафьева «Васюткино озеро».
|
Перед вами облако слов (проецируется на экран). Как эти слова связаны с нашим уроком? К кому или к чему относится местоимения он и она? Над каким произведением продолжим работать?
|
познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. логические: анализ, сравнение, синтез. регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия. |
||||||||||||
3. Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
|
Учащиеся формулируют тему урока «Человек и природа в рассказе».
Проанализировать…поведение и поступки героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Узнать… тайны тайги Задуматься …о взаимоотношениях человека и природы Воспитать в себе доброе, мудрое отношение к природе.
|
Предположите, что станет предметом нашего разговора на уроке. Помогут вам слова Астафьева, взятые в качестве эпиграфа «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души». Исходя из эпиграфа, давайте сформулируем тему нашего урока и запишем её в рабочих тетрадях. Тема нашего сегодняшнего урока : «Природа – это зеркало души человека» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть тайны природы и раскрыть уроки доброты и мудрости. Для этого мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять задания в группах.
Попробуем вместе сформулировать цели урока.
|
регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. общеучебные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
||||||||||||
4.Этап первичного закрепления в знакомой ситуации
|
Участвуют в обсуждении содержания материала, отвечают на вопросы - Это законы тайги, которые «вбиты в сибиряков отроду». - «Затеси –зарубки» - это слова синонимы. Помните фразеологизм «заруби себе на носу»? Что он обозначает?............ Зарубки можно оставить на деревьях, чтобы не заблудиться в лесу, а можно ещё и на сердце, чтобы не заблудиться на трудных жизненных дорогах.
|
Предлагает учащимся работу с текстом рассказа «Васюткино озеро». - С. 120 «Когда Васютка с ружьём на плече…» Читает учитель. - Какие советы даёт Васютке мать? ……. - А что такое «затеси»? ……… Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало замовье, заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси. - И только ли таёжная дорога начинается с затесей? Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память). Как вы понимаете эти синонимические фразеологизмы? В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу. Мудрый писатель, человек В. Астафьев оставил нам такие зарубки в своих произведениях, чтобы мы были умнее, добрее и внимательнее, самостоятельнее.
|
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества познавательные: поиск и выделение необходимой информации-смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений |
||||||||||||
Динамическая минутка. |
Повторяют движения за учителем. |
Предлагает учащимся упражнения для на координацию движений и психологическую разгрузку. Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками. |
|||||||||||||
5. Этап творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания) |
Работают в группах (исследовательская работа с текстом). 1 группа
2 группа
3 группа
Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таёжника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя Вывод: человек и природа находятся в неразрывной связи. Делают записи в тетрадях.
Храм- святое место, куда приходят люди очищать душу.
Передает состояние главного героя.
Картины природы - описание тайги. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути. Записывают вывод в тетрадь.
Пересказывают эпизод встречи Васютки с Енисеем. Сначала мальчик радуется, прыгает от счастья, хватает жадными глотками воду, но потом берёт себя в руки. «Енисеюшко, славный, хороший…» . Главный герой изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире.
Вывод: Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. |
Организует работу в группах. - Мы разделились с вами на группы, каждой группе сейчас будет предложено задание. Выполнение этих заданий поможет нам ответить на проблемные вопросы урока. Итак, перед вами таблица, которую я назвала «Тайны природы». Вам нужно заполнить правую часть таблицы, подобрав цитаты из текста. Заполнять таблицу вы будете устно (писать не надо!), необходимо найти в тексте и отметить нужные цитаты. Давайте сначала выполним одно из заданий вместе, потом у вас будет 5 минут, чтобы выполнить работу самостоятельно в группах.
Что помогло Васютке выжить в трудных условиях? Итак, знание законов тайги помогли мальчику выжить: в лесу он нашел и пищу, и кров, и тепло. Можно сказать, что природа – это открытая книга! Но открывается она не всем, нужно уметь её читать. Итак, природа – это открытая книга! Давайте запишем этот важный вывод в тетрадь, все интересные и важные мысли по ходу урока мы будем записывать в тетрадь, чтобы вы потом могли вспомнить, о чём мы говорили сегодня на уроке. Предлагает посмотреть на картину Аполлинария Михайловича Васнецова «Тайга на Урале. Синяя гора». Что вы видите на картине? Можно ли природу назвать храмом? А сто такое храм? Вот и Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным, очищается, становится мудрее. Запишем ещё одну важную мысль: Природа – это величественный храм. В. П.Астафьев называет тайгу ласково - «кормилица». Как вы думаете, почему? (Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива, нужно её изучать, уважать и следовать её законам). Давайте запишем наш следующий вывод : Природа – это мать, кормилица. Вы с этим согласны? - На с. 157 найдите описание тайги, как рисует её автор? Какие изобразительные средства использует? Для чего? Почему тайга показалась мальчику «молчаливой», «равнодушной»? Почему она напомнила Васютке море? - Сделаем выводы: что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя? Древний китайский философ Сюнь-цзы сказал: «Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг…» Подумайте над этими мудрыми словами! Какой можно сделать вывод? Что такое природа по отношению к человеку? Совершенно верно, природа – это не враг, природа - учитель и друг. Это ещё один важный вывод. -Найдите в тексте встречу Васютки с Енисеем. - Как обращается мальчик к Енисею? Выход к Енисею означает спасение.
-Почему отражение в Енисее удивило Васютку? Васютка за пять неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. - Выход к Енисею Васютке подсказало озеро, которое он нашёл в лесу. А как вы считаете, можно ли сказать, что Васюткино озеро – «озеро надежды»? Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой? Значит, можно сделать ещё один вывод. Природа – это зеркало души человека.
|
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
||||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Записывают домашнее задание. |
Разъясняет учащимся методику выполнения домашнего задания; «4» 1. Нарисуйте иллюстрации к рассказу, пересказ изображённого эпизода. 2. Составить памятку «Советы, идущему в лес».
«5» 3. Поставьте себя на место главного героя, оцените свои возможности и попробуйте честно поразмышлять над вопросом: «Как бы я повёл себя в подобной ситуации?» |
|
||||||||||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Делают выводы с помощью учителя. |
Подведем итоги. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? Можем ли мы с уверенностью сказать, что природа – это зеркало души человека. Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
|
регулятивные: рефлексия, коммуникативные: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |