12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рахметова Гульсясак Мидхатовна26
Россия
4

Конспект урока «Природа – это зеркало души человека» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Класс: 5

Предмет: Литература

Тема урока:  «Природа – это зеркало души человека» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Цель урока:  создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий, развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, групповой работы.

Планируемые результаты

личностные:

осознавать свою роль в работе группы;

стремиться к самосовершенствованию;

формирование личностных ценностей на основе оценки содержания художественного произведения, поступков литературного героя.

 

метапредметные:

уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков;

уметь соотносить свои знания с оставленной целью, комментировать полученную информацию;

уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;

уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе, оценивать действия партнёра;

предметные:

научиться давать характеристику поступкам героя;

определять значение картин природы;

научиться выявлять художественную идею рассказа, состоящую в утверждении необходимости содружества человека и природы, умения быть настойчивым и действенным в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы сложных ситуациях;

сформировать навык лексической и исследовательской работы с текстом.

 

Дидактические средства: учебник

Оборудование: проектор,презентация, учебник, карточки.


 

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Вспоминают историю создания рассказа.

«Васюткино озеро» - рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик Васютка, заблудившийся  в тайге. Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей".

Отвечают на вопросы.


 

 

Добрый день, ребята. Перед началом урока хочу пожелать, чтобы вы на уроке помогали друг другу, открыли для себя что-то новое и интересное, а самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке.

Вспомним историю создания рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, ребята, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен. Что это значит?

Уверена, что приключения главного героя в рассказе «Васюткино озеро» никого из вас не оставили равнодушным.

 

 

познавательные: выполняют оценку, самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность их расположения на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок.

коммуникативные: положительный и доброжелательный настрой на урок, планирование и согласованность выполнять совместную деятельность.

регулятивные: осознанное вхождение учащихся в учебную деятельность

 

2. Актуализация знаний.

t1662732836aa.png

Учащиеся отвечают:

Сильный, беззащитный, мудрый, по-детски легкомысленный, совершает ошибку, исправляет (Вася)

Щедра, величественна, наказывает, учит человека (тайга или природа)

Рассказ Астафьева «Васюткино озеро».

 

Перед вами облако слов (проецируется на экран). Как эти слова связаны с нашим уроком? К кому или к чему относится местоимения он и она? Над каким произведением продолжим работать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

логические: анализ, сравнение, синтез.

регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия.

3. Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

Учащиеся формулируют тему урока «Человек и природа в рассказе».


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Проанализировать…поведение и поступки героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Узнать… тайны тайги

Задуматься …о взаимоотношениях человека и природы

Воспитать в себе доброе, мудрое отношение к природе.

 

Предположите, что станет предметом нашего разговора на уроке. Помогут вам слова Астафьева, взятые в качестве эпиграфа «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».

Исходя из эпиграфа, давайте сформулируем тему нашего урока и запишем её в рабочих тетрадях. Тема нашего сегодняшнего урока :  «Природа – это зеркало души человека» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

 

 

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть тайны природы и раскрыть уроки доброты и мудрости. Для этого мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять задания в группах.


 

Попробуем вместе сформулировать цели урока.

 

 

регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

общеучебные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4.Этап первичного закрепления в знакомой ситуации

 

Участвуют в обсуждении содержания материала, отвечают на вопросы

- Это законы тайги, которые «вбиты в сибиряков отроду».

- «Затеси –зарубки» - это слова синонимы. Помните фразеологизм «заруби себе на носу»? Что он обозначает?............ Зарубки можно оставить на деревьях, чтобы не заблудиться в лесу, а можно ещё и на сердце, чтобы не заблудиться на трудных жизненных дорогах.

 

Предлагает учащимся работу с текстом рассказа «Васюткино озеро».

- С. 120 «Когда Васютка с ружьём на плече…» Читает учитель.

- Какие советы даёт Васютке мать? …….

- А что такое «затеси»? ………

Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало замовье, заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси.

- И только ли таёжная дорога начинается с затесей?

Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память). Как вы понимаете эти синонимические фразеологизмы? В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу.

Мудрый писатель, человек В. Астафьев оставил нам такие зарубки в своих произведениях, чтобы мы были умнее, добрее и внимательнее, самостоятельнее.

 

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

познавательные: поиск и выделение необходимой информации-смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений

Динамическая минутка.

Повторяют движения за учителем.

Предлагает учащимся упражнения для на координацию движений и психологическую разгрузку.

Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.

5. Этап творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Работают в группах (исследовательская работа с текстом).

1 группа

Обозначать особыми приметами дорогу

 

Не тратить попусту порох и дробь, бережно

относиться к тайге

 

2 группа

Знать повадки зверей и птиц

 

Уметь развести костёр, приготовить пищу,

устроиться на ночлег

 

3 группа

Не терять присутствия духа.

 

Знать таёжные приметы

 

Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таёжника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя

Вывод: человек и природа находятся в неразрывной связи.

Делают записи в тетрадях.


 


 


 


 


 

Храм- святое место, куда приходят люди очищать душу.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Передает состояние главного героя.


 


 


 

Картины природы - описание тайги. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.

Записывают вывод в тетрадь.


 


 


 

Пересказывают эпизод встречи Васютки с Енисеем.

Сначала мальчик радуется, прыгает от счастья, хватает жадными глотками воду, но потом берёт себя в руки.

«Енисеюшко, славный, хороший…» .

Главный герой изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире.


 


 


 


 


 

Вывод: Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

Организует работу в группах.

- Мы разделились с вами на группы, каждой группе сейчас будет предложено задание. Выполнение этих заданий поможет нам ответить на проблемные вопросы урока. Итак, перед вами таблица, которую я назвала «Тайны природы». Вам нужно заполнить правую часть таблицы, подобрав цитаты из текста. Заполнять таблицу вы будете устно (писать не надо!), необходимо найти в тексте и отметить нужные цитаты. Давайте сначала выполним одно из заданий вместе, потом у вас будет 5 минут, чтобы выполнить работу самостоятельно в группах.


 


 


 


 

Что помогло Васютке выжить в трудных условиях? Итак, знание законов тайги помогли мальчику выжить: в лесу он нашел и пищу, и кров, и тепло. Можно сказать, что природа – это открытая книга! Но открывается она не всем, нужно уметь её читать. Итак, природа – это открытая книга!

Давайте запишем этот важный вывод в тетрадь, все интересные и важные мысли по ходу урока мы будем записывать в тетрадь, чтобы вы потом могли вспомнить, о чём мы говорили сегодня на уроке.

Предлагает посмотреть на картину Аполлинария Михайловича Васнецова «Тайга на Урале. Синяя гора».

Что вы видите на картине?

Можно ли природу назвать храмом? А сто такое храм?

Вот и Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным, очищается, становится мудрее.

Запишем ещё одну важную мысль: Природа – это величественный храм.

В. П.Астафьев называет тайгу ласково - «кормилица». Как вы думаете, почему? (Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива, нужно её изучать, уважать и следовать её законам). Давайте запишем наш следующий вывод : Природа – это мать, кормилица. Вы с этим согласны?

- На с. 157 найдите описание тайги, как рисует её автор? Какие изобразительные средства использует? Для чего? Почему тайга показалась мальчику «молчаливой», «равнодушной»? Почему она напомнила Васютке море? - Сделаем выводы: что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя? Древний китайский философ Сюнь-цзы сказал: «Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг…» Подумайте над этими мудрыми словами! Какой можно сделать вывод? Что такое природа по отношению к человеку? Совершенно верно, природа – это не враг, природа - учитель и друг. Это ещё один важный вывод.

-Найдите в тексте встречу Васютки с Енисеем.

- Как обращается мальчик к Енисею?

Выход к Енисею означает спасение.


 


 

-Почему отражение в Енисее удивило Васютку? Васютка за пять неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. - Выход к Енисею Васютке подсказало озеро, которое он нашёл в лесу. А как вы считаете, можно ли сказать, что Васюткино озеро – «озеро надежды»? Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой?

Значит, можно сделать ещё один вывод. Природа – это зеркало души человека.

 

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Записывают домашнее задание.

Разъясняет учащимся методику выполнения домашнего задания;
применяет дифференцированный подход.

«4»

1.     Нарисуйте         иллюстрации к рассказу, пересказ изображённого эпизода.

2.     Составить памятку «Советы, идущему в лес».

 

«5»

3.     Поставьте себя на место главного героя, оцените свои возможности и попробуйте честно поразмышлять над вопросом: «Как бы я повёл себя в подобной ситуации?»


 

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Делают выводы с помощью учителя.

Подведем итоги. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? Можем ли мы с уверенностью сказать, что природа – это зеркало души человека.

Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.


 

 

регулятивные: рефлексия, коммуникативные: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.