Автор публикации: Р. Н, ученик 5 класса
Социальный проект:
«Что такое хорошие манеры»
Автор: Рустам Н., ученик с ОВЗ, 5 класс
Руководитель: Е. А. Бурилова, учитель
МКОУ Судайская средняя школа
2022-2023 учебный год
Актуальность: каждому хочется, чтобы его уважали и ценили окружающие. Однажды на классном часе учительница сказала, что в современном обществе хорошо относятся только к вежливому, воспитанному человеку, обладающему хорошими манерами. Его все любят, рядом – надежные, верные друзья. Меня настолько заинтересовала такая постановка вопроса, что я решил рассмотреть его более детально.
Цель: расширение собственного представления о манерах воспитанного человека
Задачи:
- изучить специальную литературу;
- формировать привычки культурного поведения в повседневном быту;
- развивать творческую инициативу;
- оформить полученные сведения в виде проекта.
Гипотеза: важно знать и активно применять манеры поведения, чтобы стать культурным гражданином
Предмет научного познания: правила хорошего тона
Используемые методы: поиск и анализ информации, наблюдение, учебное сотрудничество, обобщение
Теоретическая часть:
1. Словарь мудрых выражений
В самом начале работы я выяснил значения следующих понятий:
Хорошие манеры – формы поведения.
Этикет – установленный порядок норм и правил поведения людей в обществе.
2. Как возник этикет
Определенные моральные правила зарождались свыше 5 тысяч лет назад. Родиной этикета считают Англию и Францию. В России сформулировали первый свод правил поведения «Домострой» в 16 веке. Эта книга учила ни красть, ни лгать, не завидовать и т.д. Законы были очень строгими. Позже по приказу Петра I составлен сборник «Юности честное зерцало», чтобы позаботиться о чести и порядочности детей и юношества.
3. Классификация правил
В современном этикете существует масса хороших манер. Все они нам необходимы:
А) в культуре общения
- начинать разговор следует с улыбки;
- стараться говорить четко, ясно;
- не перебивать и уметь внимательно слушать собеседника;
- не скупиться на «волшебные» слова;
- уметь владеть своими эмоциями;
- не использовать жаргонную и ненормативную лексику;
- беседовать доброжелательно;
- не вмешиваться в разговор старших, не перебивать.
Б) в школе
- соблюдать деловой стиль одежды;
- до урока приготовить на парте необходимые школьные принадлежности;
- слушать внимательно учителя;
- беречь школьное имущество;
- не сорить на территории школы и за ее пределами;
- обращаться друг к другу приветливо, обращаясь по имени.
В) за столом
- перед едой мыть руки;
- сидеть ровно, локти на стол не класть;
- пищу тщательно пережевывать, не чавкать;
- откусывать небольшими кусочками;
- читать во время еды нельзя;
- с набитым ртом не разговаривать.
Г) правила гостеприимства
- тактично встречать гостей;
- благодарить за подарки, внимание, визит, поздравления;
- хозяину дома быть внимательным, приветливым, щедрым, бескорыстным.
4. Занимательный материал
В ходе проектной деятельности обратился к народному творчеству. Нашел множество поучительных пословиц. Представлю самые интересные из них:
- Вежливость на рынке не купить.
- От учтивых слов язык не отсохнет.
- Вежливость ничего не стоит, но приносит много.
- Гость хозяину не указчик.
- Встречай не с лестью, а с честью.
- Рукам воли не давай.
- Спасибо – великое дело.
Практическая часть:
Вооружившись полезными знаниями, решил внедрить этикетные формулы в нашей школе.
1. Изготовление брошюры
Создал информационный буклет «Премудрости школьного этикета», распечатал 23 экземпляра и отправился к своей первой учительнице. Распространил публикацию среди ее новых воспитанников.
2. Вежливые эксперименты
Затем разыграл с ними на классном часе несколько проблемных ситуаций. Первоклашки были очень активны, когда мы на практике формировали культурное поведение и хорошие поступки:
- на завтраке в школьной столовой;
- кто здоровается первым;
- вы пришли в библиотеку;
- как разговаривать с мамой, девочкой, учителем и другие.
Подобные игровые упражнения помогут ребятам научиться вести себя правильно в жизни.
3. Рисуем правила поведения
Предложил малышам нарисовать рисунки по данной теме. Дети проявили неподдельный интерес. Увлеченно отражали на бумаге этические нормы. Работы получились оригинальными, красочными. Вместе оформили в классе выставку.
Заключение: цель достигнута, поставленные задачи реализованы. Гипотеза нашла свое подтверждение. Собранный в ходе проекта материал может быть полезен подрастающему поколению и взрослым. Чтобы жить в ладу с окружающими, всем следует постигать этикетные формулы. Их арсенал обширен и разнообразен. Они употребляются в зависимости от конкретного случая. Хорошие манеры украсят каждого из нас, подчеркнут другие наши достоинства.
Щеглова Ирина Ивановна
Елена Алексеевна
Медведева Татьяна Петровна
Елена Алексеевна