Занятие «Что такое хорошо и что такое плохо»
Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе.
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
Занятие «Во все времена хлеб – богатство!»
Цель: формирование представления детей о процессе выращивания хлеба в современных условиях и в старину на Руси, и о бережном к нему отношении.
Задачи:
Обучающие
Систематизировать представления дошкольников о долгом пути хлеба от пшеничного поля до стола, о современной технике и оборудовании при помощи которых люди выращивают и собирают зерновые культуры; о зерновых растениях.
Познакомить с орудиями труда, которые использовали в старину на Руси, дать представление о видах хлеба, о муке пшеничной и ржаной, ввести понятие «жито», «злак».
Развивающие
Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, делать простейшие выводы и умозаключения; умение работать в парах, группах, действовать сообща.
Воспитательные
Воспитывать уважение к людям таких профессий, как хлебороб, агроном, комбайнер, мукомол, пекарь, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: картинки или фотографии с изображением этапов выращивания и получения хлеба, картинки хлебобулочных изделий, презентация Pover Point. Предметные картинки с изображением колоска, колосков ржи и пшеницы. Продукты для приготовления теста (мука, соль, вода). Миски (3 шт.), стаканчики, ложки (3 шт.), формочки, три блюда, конусы(зелёный, синий, красный), маленький столик.
Ход занятия:
I. Мотивация (дети стоят в центре группы перед презентацией)
На экране появляются герои (два мышонка) из русской народной сказки «Колосок». Они приготовили для детей сюрприз. А что это, ребята узнают, отгадав загадку:
«Вырос в поле дом –
полон дом зерном.
Стены позолочены,
ставни заколочены.
И стоит новый дом на столбе золотом».
Дети называют отгадку (Колосок)
Воспитатель уточняет у детей, знакомы ли им эти мышата, как их зовут? (Круть и Верть). Из какой они сказки? Дети называют сказку «Колосок».
- Почему сказка так называется? (потому что из незатейливого на вид колоска получился хлеб)
II. Проблемная ситуация.
1. А мы сможем с вами сейчас из колоска испечь хлеб? (Нет)
Чтобы испечь хлеб нужно выполнить большую и сложную работу. Сможет человек один выполнить эту работу? Ему нужны помощники. Кто ему помогает? (Машины, техника). Назовите их: трактор, комбайн, элеватор, мукомольная машина, электрическая печь.
(Дети садятся на стульчики, выставленные полукругом и смотрят презентацию)
В старину на Руси хлеб получали вручную. (Под презентацию дети называют этапы выращивания хлеба на Руси).
- Вспахать землю, (соха, борона)
- засеять зерно,
- когда колоски вырастут и созреют – срезать их, (серп)
- обмолотить – извлечь зёрна, (цепями).
- перемолоть зёрна на мельнице в муку,
- замесить тесто и испечь в печи хлеб.
Это был очень тяжёлый труд. Но хлеб был главной едой для людей. На Руси хлеб называли «жито». Как вы понимаете значение этого слова? (Значит жизнь, он значим в жизни человека).
2. Хлеб бывает чёрный и белый. Почему мы так называем его? (Белый пекут из пшеничной муки, а чёрный из ржаной. Колосок пшеницы, колосок ржи.
Дидактическая игра «Сравни» (индивидуальная форма). Один ребёнок сравнивает, чем похожи колоски, другой – чем они отличаются.
Ход игры
Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинки с изображением колоска ржи и колоска пшеницы. Затем, отвечая на вопросы, сравнить их.
-Чем похожи колосья ржи и пшеницы? ... (У них есть стебель, зерна, усики. Это зерновые растения. Из них делают хлеб.)
- Чем отличаются эти растения? ... (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи длинные. Изо ржи получают темную муку, а из пшеницы — белую муку. Из ржаной муки пекут черный, ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки).
Колос пшеницы и ржи называют злак.
4.Физкультурная минутка «Мы маленькие зерна»
Мы маленькие зерна (присесть,
Сидим пока в земле (коснуться руками пола) .
Вот солнце пригревает (встаем) -
И мы растем в тепле (тянемся на носочках) .
Боимся непогоды мы (наклоны) :
Грозы, дождя и вьюг (рывки руками) .
Из этих зернышек растут (прыжки)
рожь (поднимаем руки), пшеница (опускаем руки) и много круп (шагаем на месте).
5. Дидактическое задание «Опиши хлебное изделие (работа в парах).
Дети получают картинку с изделием из хлеба и по предложенной схеме описывают его:
- название продукта
- какой по форме
- из какой муки его выпекают.
6. Работа в подгруппах. Дети делятся на три подгруппы по имеющимся у них картинках.
1. Продукты из пшеничной муки.
2. Продукты из ржаной муки.
3. Из смешанной муки.
Дидактическое задание «Что сначала, что потом?» (с карточками).
Дети выкладывают картинки в правильной последовательности «Как хлеб попадает к нам на стол». Затем проверяем правильность выполнения (слайд презентации).
7. Продуктивная деятельность. «Хлебобулочные изделия из солёного теста». Три подгруппы работают с тестом. «Пальчиковая гимнастика»
Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки,
Да сушки - Ванюшке,
Да баранки - Танюшке,
Да бублики - Мишке,
Да калачи – Маришке
(Выполняют круговые движения ладонями - имитация скатывания колобка Поочередно соединяют большие пальцы обеих рук с остальными пальцами - упражнение «колечки»).
Чтобы замесить тесто, мы используем продукты: муку, воду, подкрашенную пищевыми красителями, яйцо, соль. Замешиваем тесто трёх цветов, делим на маленькие части и вместе с детьми изготавливаем изделия.
III. Рефлексия.
Почему хлеб называли «жито»?
Что такое злак и почему он так называется? (Колос пшеницы, или ржи. От слова «золотой»).
Почему к хлебу, который мы едим нужно относиться бережно?
Что вам больше всего понравилось на занятии?