Д. И. Менделеев - физик, химик и агробиолог
Автор публикации: Д. Саляхов, ученик 7Г класса
Проект на тему: Д.И. Менделеев – физик, химик и агробиолог
Выполнил: Саляхов Данил,
ученик 7 г класса
Наставник: Исламетдинова Лариса Раисоавна,
учитель физики
Кунашак
2023
Введение ……………………………………………………………………………………….3
1.Биография …………………………………………………………………………………....4
2.Исследования в области промышленности ……………………………………………….6
3.Педагогическая деятельность ………………………………………………………………8
Заключение …………………………………………………………………………………….9
Список литературы …………………………………………………………………………..10
Введение
Имя выдающегося русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева известно во всем мире. Открытие Периодического закона – грандиозный, но далеко не единственный вклад этого человека в науку. У Менделеева много достижений в области физики, геологии, метрологии и гидродинамики. Он обладал глубокими знаниями в области приборостроения и воздухоплавания, промышленности и экономики. Немало времени ученый уделял общественной работе. Невероятная трудоспособность и нестандартное мышление принесли Д.И. Менделееву заслуженное признание и всемирную славу.
Но большинству современных людей известно только лишь, что Дмитрий Иванович Менделеев открыл периодический закон, который произвел революцию в естествознании. Я захотел узнать больше информации о нем.
Цель: изучить жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Задачи:
выделить в биографии ученого наиболее интересные, значимые моменты
познакомиться с педагогической деятельностью Д.И. Менделеева
узнать его вклад в развитие промышленности
Биография
Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907 гг.) – гениальный русский ученый, профессор, член Академии наук, обладатель энциклопедических знаний по химии, физике, географии, экономике. Его главное открытие и разработка – периодическая система химических элементов, или таблица Менделеева [1].
Д. И. Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в г. Тобольске в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны [2].
Он был последним, семнадцатым или четырнадцатым по счету, ребенком своих родителей. О точном количестве детей в семействе Менделеевых источники информации дают разные сведения [3].
Отец семейства, Иван Павлович, имел чин надворного советника, был директором окружных училищ, директором Тобольской гимназии. Он происходил из рода священнослужителей, в свое время окончил Тверскую семинарию, Главный педагогический институт. Многие исследователи биографии великого химика задаются вопросом, каким образом сын священника Павла Соколова стал называться Иваном Менделеевым.Нужно сказать, что это было обычной практикой того времени. По окончанию семинарии выпускники получали другие фамилии, отличные от тех, которые были даны им при рождении. Семинарист Иван Соколов во время учебы прославился способностью совершать удачные обмены материальными благами в среде своих сверстников. По этой причине он и получил говорящую фамилию — умеющий «мену делать», Менделеев.
Мать будущего ученого, Мария Дмитриевна, в девичестве носила фамилию Корнильевой. Эта женщина была представительницей старинного рода сибирских купцов и промышленников.
Эта дама умело вела домашнее хозяйство, занималась воспитанием детей. Среди своих родных и знакомых она слыла очень умной и интеллигентной женщиной. Дмитрию было только 10 лет, когда его отец скончался. Сначала он полностью потерял зрение. После перенесенного стресса его здоровье сильно пошатнулось, и он умер. Потеря единственного кормильца стала большой трагедией для огромной семьи. Несмотря на горе, Мария Дмитриевна продолжала твердой рукой вести хозяйство и воспитывать детей. Эта женщина с сильным характером оказывала большое влияние на своего младшего сына.
Еще до кончины отца семье Менделеевых пришлось переехать в село Аремзянское, где у брата Марии Дмитриевны, который жил в Москве, был небольшой стекольный заводик. Энергичная женщина стала управляющей этого предприятия. Небольшой пенсии супруга и жалования, которое получала Мария Дмитриевна, было достаточно для содержания огромного семейства.
Когда младший Менделеев стал гимназистом, Мария Дмитриевна выслушивала немало претензий от педагогов по поводу отсутствия способностей к учебе у ее сына.
Он не проявлял интереса ни к одному из предметов, особенно тяжело давалась мальчику латынь. Зато ему нравилось наблюдать за стекольным заводом. Здесь подросток получал первые впечатления от организации работ на промышленном предприятии.
После долгих раздумий Мария Дмитриевна приняла решение переехать в Москву, чтобы устроить младшего сына в университет. Два года ушло на завершение всех дел в Сибири, после мать уехала в столицу с двумя младшими детьми – Лизой и Дмитрием. Это произошло в 1850 году, Дмитрий поступил учиться на отделение естественных наук физмата Главного пединститута. Через несколько месяцев после этого события Мария Дмитриевна скончалась.
Преподавателями Менделеева были знаменитые профессора Н. В. Остроградский, Э. Х. Ленц, А. А. Воскресенский. На протяжении пяти лет своей студенческой жизни молодой человек полностью раскрыл свои незаурядные способности. Уже в это время он активно занимается научной работой, становится автором опубликованной статьи «Об изоморфизме» [3].
2.Исследования в области промышленности
Менделеев был удивительно разносторонним человеком. Он блестяще выполнял работу российского промышленного разведчика. 70-е годы XXI века называют расцветом нефтяной промышленности Соединенных Штатов. Американцам в то время удалось изобрести технологии, значительно удешевившие конечную стоимость нефтепродуктов. Российские промышленники, не имевшие возможности конкурировать с американцами, несли большие убытки.
Министерство финансов, «Русское техническое общество», военное ведомство объединенными усилиями приняли решение отправить в США знаменитого химика. Здесь работала выставка технических новинок, которую он должен был детально изучить. Из-за океана великий ученый вернулся с новыми технологиями, с помощью которых американцы изготавливали керосин, прочие нефтепродукты. Энциклопедические знания профессора позволили быстро понять принцип изготовления дешевых и качественных нефтепродуктов. Методику изготовления бездымного пороха ученый позаимствовал у европейцев. Он заказал отчеты железнодорожных служб, с помощью которых удалось расшифровать новую технологию [3].
Много внимания уделял Д.И. Менделеев экономике нефтяной промышленности. В частности, он занимался проблемой размещения заводов по переработке нефти, вопросами сбыта сырья, цен на нефть и нефтепродукты. Ему принадлежат идеи перевозки нефти в нефтеналивных судах и строительства нефтепроводов. Он рассматривал нефть не только как топливо, но и как сырье для химической промышленности.
Д.И. Менделеев занимался и вопросами экономики каменноугольной промышленности. В 1888 г. Д. И. Менделеев совершил две поездки в Донецкий район с целью выяснения причин кризиса в Донецкой каменноугольной промышленности. Результаты этих поездок он изложил в докладе правительству, сообщил на заседании Русского физико-химического общества и осветил в большой публицистической статье «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца». Д. И. Менделеев глубоко изучил технологию добычи и переработки угля. В 1888 г. он высказал идею о подземной газификации углей и перегонке газа по трубам в крупные города, считая этот процесс самым эффективным с точки зрения экономии топлива и облегчения труда горняков. Позже, в 1899 г., во время экспедиции на Урал, Д.И. Менделеев более подробно разработал свою идею, которая явилась прообразом идеи переработки полезных ископаемых под землей. В проникновенном высказывании Д. И. Менделеева
"Наука и промышленность - вот мои мечты" выражен не просто интерес ученого к науке и промышленности, рассматриваемых по отдельности, а заключена созидательная идея о взаимодействии, о соединении воедино этих двух сфер человеческой деятельности.
Основу развития промышленного и Сельскохозяйственного производства страны Д. И. Менделеев представлял как взаимодействие науки, экономики и техники. Он писал, что экономические вопросы в промышленных делах всегда стоят раньше технических, однако решению технических проблем предшествуют вопросы научные [2].
Педагогическая деятельность
Д.И. Менделеев начал свою педагогическую деятельность, окончив Главный педагогический институт в Петербурге. Более 30 лет он посвятил педагогической деятельности – в Петербургском университете, Военно-инженерной академии, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Технологическом институте. Среди богатейшего научного наследия около 40 работ его посвящено проблемам начального, среднего и высшего образования. Эти труды по праву ставят его в ряды прогрессивных представителей русской педагогической мысли.
Учитывая большое объем трудов ученого по проблемам педагогики и образования можно говорить о системе его взглядов. Во-первых, он говорил о необходимости структурированности образовательного процесса: должны существовать три ступени: начальное, среднее и высшее образование. Это почти полностью соответствует существующей системе. Однако, есть и некоторые различия. На наш взгляд, следовало бы учесть мнение ученого для улучшения современной системы: содержание начального обучения должно носить общеобразовательный характер, необходима связь школы с жизнью, с ее потребностями; не только обучение грамоте, счету, но и приучение к труду, к умению жить в обществе. Д.И. Менделеев полагал, что главная задача среднего образования – это развитие личности учеников, сознательного отношения к окружающему, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов. И четко обозначено предназначение высшего образования – служить общественному прогрессу, общему народному благу.
По мнению ученого, все изучаемые дисциплины должны способствовать выработке правильного материалистического мировоззрения, открывая научную картину мира, формировать у учащихся ту необходимую базу, которая способствовала бы становлению профессиональных знаний. Свою мировоззренческую позицию Дмитрий Иванович называл реализмом, противопоставлял ее материализму и идеализму, считая их предвзятыми, односторонними [4].
Заключение
Работая над проектом, я понял, что Менделеев очень разносторонний человек.
Появление могучей фигуры ученого-энциклопедиста и мыслителя было ответом на потребности развивающейся России. Творческий гений Менделеева был востребован временем. Размышляя над результатами своей многолетней научной деятельности и принимая вызовы времени, Менделеев все больше обращался к социально-экономической проблематике, исследовал закономерности исторического процесса, выяснял сущность и особенности современной ему эпохи. Примечательно, что такая направленность движения мысли является одной из характерных интеллектуальных традиций отечественной науки.
Список литературы
1.https://obrazovaka.ru/Менделеев Дмитрий Иванович
2. https;//muctr.ru Биография Д.И. Менделеева )
3. https://biographe.ru/uchenie/dmitriy-mendeleev
4. https;//izron.ru Современное звучание педагогических идей Дмитрия Менделеева