Действия с многочленами и геометрия

0
0
Материал опубликован 7 December

Автор публикации: Д. Чернова, ученица 7Г класса

Автор публикации: Т. Анна, ученица 7Г класса


МОУ «СОШ №18 имени Андрея Андреевича Мыльникова»


Муниципальная научно-практическая конференция

«Первые шаги в науке» для обучающихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений

Энгельсского муниципального района



Математика вокруг нас


Проектная работа

Тема: Действия с многочленами и геометрия




Автор работы:

Чернова Диана,

Таранова Анна,

7 класс.



Руководитель:

Пастухова Наталья Алексеевна,

Учитель математики.












Энгельс, 2025










Содержание:

Введение ………………………………………………………. 3

Часть 1. Основные операции с многочленами ………………… 4

Часть 2. Применение многочленов при решения геометрических

задач ……………………………………………………………… 5

Часть 3. Геометрические приемы для вывода правил

действия с многочленами ………………………………………… 7

Заключение ………………………………………………………. 9

Список литературы ………………………………………………. 10

Приложение ……………………………………………………….. 11




































Введение.

«Алгебра – не что иное, как записанная в символах геометрия,

а геометрия – это просто алгебра, воплощенная в фигурах».

София Жермен


В 5- 6 классах, изучая математику, мы познакомились с некоторыми геометрическими фигурами, решали задачи на вычисление длин сторон треугольника, прямоугольника, на вычисление периметра и площади прямоугольника по формулам. Некоторые из этих задач нам приходилось решать не только арифметически, но и с помощью уравнений.

В 7 классе мы узнали, что математика делится на такие одни из важнейших разделов, как алгебра и геометрия. Геометрия возникла из практических нужд человека, связанных с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве различных сооружений. В результате этой деятельности появились различные правила, и в дальнейшем геометрия сформировалась как самостоятельная наука, занимающаяся изучением свойств геометрических фигур. Алгебра тоже возникла под влиянием нужд общественной практики, в результате поисков общих приемов решения разнообразных задач. Связь между алгеброй и геометрией неразрывна.

Но при изучении многочленов мы задались вопросом: это алгебраическое понятие связано с геометрией или нет. Мы задали два вопроса одноклассникам: используются ли многочлены и их действия при решении геометрических задач, и наоборот, можно ли использовать геометрию при изучении действий с многочленами.

Мы предположили, что действия с многочленами могут быть связаны с геометрическими понятиями, такими как площадь, объем и применяются при решении геометрических задач. А также геометрический аппарат может использоваться при работе с многочленами.


Цель проекта

Исследовать связь между многочленами и их действиями и геометрическими фигурами.

Задачи проекта.

1. Повторить основные операции с многочленами: сложение, вычитание, умножение, формулы сокращенного умножения.

2. Показать применение многочленов при решения геометрических задач.

3. Исследовать геометрические приемы для вывода правил действия с многочленами.




Часть 1. Основные операции с многочленами.


1. Сложение и вычитание многочленов


Пример 1: Составьте сумму и разность многочленов P(x) = 2x² + 3x + 5 и Q(x) = x² - 4x + 1 и преобразуйте их в многочлен стандартного вида.

Сумма многочленов: P(x) + Q(x) = 2x² + 3x + 5 + x² - 4x + 1 = (2x² + x²) + (3x - - 4x) + (5 + 1) = 3x² - x + 6 .

Разность многочленов: P(x) - Q(x) = (2x² + 3x + 5) – (x² - 4x + 1) = (2x² - x²) + + (3x + 4x) + (5 - 1) = x² + 7x + 4.


Пример 2: Умножение многочленов:

P(x) · Q(x) = (2x² + 3x + 5)(x² - 4x + 1) = 2х4 - 8х3 + 2х2 + 3х3 – 12х2 + 3х + 5х2 – 20х + 5 = 2х4 - 5х3 - 5х2 – 17х + 5.


Пример 3. Формулы сокращенного умножения.


Квадрат суммы: (a + b)2 = a2 + 2ab +b2.

Квадрат разности: (a - b)2 = a2 - 2ab +b2.

Разность квадратов: a2 - b2 = (a - b) (a + b).

Сумма кубов: a3 + b3 = (a + b) (a2 - ab +b2).

Разность кубов: a3 - b3 = (a - b) (a2 + ab +b2).





















Часть 2. Применение многочленов при решения геометрических задач.

Задача 1. (Сложение многочленов).

В треугольнике АВС сторона АС вдвое больше стороны АВ, а сторона ВС на 10 см меньше стороны АС. Найдите стороны треугольника, если периметр треугольника АВС равен 90 см2.

Решение:

Пусть сторона АВ равна х см, тогда сторона АС равна 2х см, а сторона ВС равна (2х – 10) см. Периметр треугольника равен сумме длин его сторон. Составим уравнение, зная, что периметр треугольника равен 90 см2.

х+ 2х + 2х – 10 = 90

5х = 90 + 10

5х = 100

х = 20.

20 см – сторона АВ,

2 · 20 = 40 (см) – АС, 40 – 10 = 30 (см) – ВС.

Ответ: 20 см, 40 см, 30 см.


Задача 2. (Умножение многочленов).

Длина прямоугольника на 6 см больше его ширины. Если длину уменьшить на 2 см, а ширину уменьшить на 10 см, то площадь прямоугольника уменьшится на 184 см2. Найдите исходную длину и ширину прямоугольника.

Решение:

Пусть ширина равна х см, тогда длина равна (х + 6) см.
Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно умножить ширину на длину, получится х · (х + 6) см2.
Длину уменьшаем на 2 см, тогда она станет равна (х + 4)см.
Ширину уменьшаем на 10 см, тогда она станет равна (х – 10)см, а площадь - (х + 4) · (х - 10). Составим уравнение, зная, что площадь уменьшится на 184см2.
х · (х + 6) - (х + 4) · (х - 10) = 184
х2 + 6x – x2+ 10x - 4x + 40 = 184
12x = 144
x = 12, это ширина
12 + 6 = 18 (см), это длина
Ответ: 12 см – ширина, 18 см – длина.


Задача 3. (Квадрат суммы).

Если сторону квадрата увеличить на 4см, то его площадь увеличится на 32см2. Найдите сторону исходного квадрата.

Решение:

Пусть х см — длина стороны квадрата. Тогда х2 (см2) — его площадь.

(х + 4) см — длина стороны квадрата после ее увеличения на 4 см.

(х + 4)2 см2 — площадь квадрата с увеличенной стороной.

Составим уравнение, зная, что площадь квадрата увеличится на 32 см2.

(х + 4)2– x2= 32.

х2+ 8x + 16 – x2= 32;

8х + 16 = 32;

8х = 32 - 16;

8х = 16;

х = 16 : 8;

х = 2.

Ответ: 2 см.


Задача 4. (Разность квадратов).

Сторона квадрата на 3 см меньше одной из сторон прямоугольника и на 3 см больше другой его стороны. На сколько см2 площадь квадрата больше площади прямоугольника?

Решение:

Пусть х см — длина стороны квадрата. Тогда х2 (см2) — его площадь. Тогда стороны прямоугольника равны (х +3) см и (х – 3) см, а площадь равна (х +3)(х – 3) см2. Составим разность площади квадрата и площади прямоугольника:

х2 - (х +3)(х – 3) = х2 – (х2 – 9) = х2 - х2 + 9 = 9.

Ответ: площадь квадрата больше площади прямоугольника на 9см2.























Часть 3. Геометрические приемы для вывода правил действия с многочленами.

В древности справедливость некоторых равенств при положительных значениях переменных математики доказывали геометрически. Так древнегреческий математик Евклид (III в. до н. э.) доказывал справедливость некоторых равенств, используя понятие площади прямоугольника и квадрата.

Пример 1.

t1765092107aa.png

Равенство a(b + c) = ab + ac, выражающее правило умножения одночлена на многочлен (распределительное свойство умножения относительно сложения), можно доказать через равенство площади прямоугольника со сторонами a и (b + c) сумме площадей прямоугольников со сторонами a и b, a и c.

Пример 2.

t1765092107ab.png

Равенство (a + b)(c + d) = ac + bc + ad + bd , выражающее правило умножения многочленов, можно доказать через равенство площади прямоугольника со сторонами (a + b) и (c + d) сумме площадей четырех прямоугольников со сторонами: a и c; b и c; a и d; b и d.

Пример 3.

t1765092107ac.png

Равенство (a + b)2 = a2 + 2ab +b2, выражающее формулу квадрата суммы, можно доказать через равенство площади квадрата со стороной (a + b) сумме площадей квадратов со сторонами a и b и площадей двух прямоугольников со сторонами a и b.

Пример 4.

t1765092107ad.png

Равенство (a - b)2 = a2 - 2ab +b2, выражающее формулу квадрата разности, можно доказать через равенство площади квадрата со стороной (a - b) сумме площадей квадрата со стороной b площадей двух равных прямоугольников со сторонами (a - b) и b.


Пример 5.

t1765092107ae.png

Равенство a2 - b2 = (a - b) (a + b), выражающее формулу разности квадратов, можно доказать через равенство площади прямоугольника со сторонами (a - b)и (a + b),( составленного из белого прямоугольника и красного), и площади фигуры, ( составленной из этого же белого и равного красного прямоугольника), равной разности площадей квадратов со сторонами a и b.

При изучении темы «Многочлены» мы на платформе Учи. ру решали обучающие карточки на умножение многочлена на многочлен и применение формул сокращенного умножения геометрически. Примеры этих заданий в Приложении.











Заключение.

Многочлены играют важную роль в математике, особенно в алгебре и геометрии. Действия с многочленами являются мощным инструментом для решения различных геометрических задач. Понимание этих действий и их применения помогает не только в алгебре, но и в более широких областях математики, таких как геометрия. Наш проект показал связь между алгебраическими выражениями и геометрическими понятиями, что делает изучение математики более интересным и практичным.

Мы сделали вывод, что применение геометрического метода дает наглядность и красоту. И в дальнейшем при изучении алгебры и геометрии мы думаем, что встретимся с заданиями, которые можно решать как алгебраическим методом, так и геометрическим.

































Список литературы:

Генкин Г.З. Геометрические решения алгебраических задач», ж. «Математика в школе», №7 – 2001;

Куликова Л.В., Литвинова С.А. За страницами учебника, М. – Глобус, 2008,

Алгебра, 7, учебник под редакцией С.А. Теляковского, М. – Просвещение, 2023;

Геометрия, 7-9, учебник, Л.С. Атанасян, М.– Просвещение, 2024;

https://uchi.ru




































Приложение .

Пример 1. Применение формулы квадрата суммы.

t1765092107af.jpg

Пример 2. Применение формулы разности квадратов.

t1765092107ag.jpg

Пример 3. Применение формулы квадрата разности

t1765092107ah.pngt1765092107ai.png

Пример 4. Применение правила умножения многочлена на многочлен.


t1765092107aj.png


Задача 5 (разность квадратов)

Если одну сторону квадрата увеличить на 3 см, а другую сторону уменьшить на 3см. Как изменится площадь квадрата?

Решение:

Пусть х см — длина стороны квадрата. Тогда x2 (см2) — его площадь. После увеличения одной стороны квадрата на 3 см, она станет равна (х +3) см, а другая после уменьшения на 3 см, станет равна (х – 3) см, а площадь полученного прямоугольника станет равна (х +3)(х – 3) см2. Составим разность площади квадрата и площади прямоугольника:

x2 - (х +3)(х – 3) = x2– (x2 – 9) = x2 - x2+ 9 = 9.

Ответ: площадь квадрата уменьшится на 9 см2.


Геометрический способ решения.

Площадь квадрата со стороной х см при уменьшении одной

стороны на 3см, станет равна площади синего прямоугольника,

при увеличении другой стороны на3см к площади синего

прямоугольника добавится площадь желтого прямоугольника.

Площадь квадрата уменьшится на площадь красного квадрата со

сt1765092107ak.png тороной 3см.








Результаты анкетирования (приняли участие 20 человек).

Используются ли многочлены и их действия при решении геометрических задач? – да – 15 чел., 75%.

Можно ли использовать геометрию при изучении действий с многочленами? -да -12 чел., 60%.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.