Урок «Действия с величинами. Повторение»
План-конспект урока математики в 4 классе с элементами краеведения.
Учитель: Архипова Инна Николаевна
Тема урока: Действия с величинами. Повторение.
Цель: углубление и обобщение знаний о действиях с величинами.
Задачи по формированию УУД:
Личностные: способствовать формированию интереса к учебному материалу, а также развитию внутренней позиции школьника; воспитание интереса к изучению своего края, воспитание чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину.
Познавательные: содействовать формированию умения читать и записывать величины, выбирать величину, соответствующей сути конкретной ситуации, соотносить и сравнивать величины, выполнять арифметические действия, устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действия;
Регулятивные: способствовать развитию мышления через умения сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты;
Коммуникативные: создать условия для развития умения работать в группе, решать конфликтные ситуации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки.
Ход урока
Этапы урока |
Содержание деятельности |
I. Организационный этап
|
- Здравствуйте, ребята! Девиз нашего урока: «Всегда - учиться, Всё - знать! Чем больше узнаешь, Тем сильнее станешь». - Как понимаете эти слова? - Сегодня у нас будет не совсем обычный урок математики: мы с вами будем краеведами. - Кого мы так называем? (Краевед - это тот, кто изучает свой край). - А в каком краю мы с вами живём? ( Мы живем в России, в Тульской области). - Как называется город? (Тула). - Где же расположен наш город, давайте посмотрим по карте РФ. (На экране появляется карта РФ) |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
|
- Сегодня используя свои математические знания, мы будем изучать свой родной край. - А сейчас посмотрите на экран. ( На экране появляются записи) 1) 4 кг 286 г: 4286 2)1 кг 500 г * 6 3) 24 ч - 9 ч 4) 2000 м - 1 км 5) 1200:100 6) 75 кг: 75 кг 7) 3700 мм - 3694 мм 8) 75сут : 25 9) 5 ч 25 мин +10 час 35 мин - Какое задание можно предложить к этим записям? (Разделить выражения на группы. Вычислить. Записать в порядке возрастания сложности вычислений). - Я вам предлагаю сначала устно решить примеры. (Дети по цепочке решают примеры) - А теперь давайте выполним еще одно задание, из предложенных вами. - На какие группы можно разделить те выражения, с которыми вы работали? ( Разделить на 4 группы – суммы, разности , частные, произведения. Разделить выражения на 2 группы по признаку: действия с числами или действия с величинами.) - Как видите, признаков разделения может быть несколько. Но какой из них вы считаете важным, наиболее существенным? (Большинство детей склоняются к тому, что самый важный признак – действия с величинами). - Что ж, тогда давайте определим тему сегодняшнего урока. (Действия с величинами). - Какую поставим цель? (Повторить и обобщить знания о действиях с величинами). |
III. Применение знаний и умений в новой ситуации
|
- Запишите число, в котором 1 тысяча, 1 сотня, 4 десятка и 6 единиц. Прочитайте его. Кто скажет, каким образом число 1146 связано с историей нашего города? (На экране появляется дата 1146год) (Это год основания Тулы. Год рождения нашего города). - В каком веке это было? (В 12 веке). - Раз мы вспомнили о годах, то давайте повторим и другие единицы измерения времени. Я начинаю, а вы продолжите их по порядку: век, год,… (Дети называют знакомые им единицы времени) - Хорошо, вы всё назвали правильно. А почему вы считаете, что единицы измерения времени нужно расположить именно в таком порядке? (Век – самая длинная из записанных единиц, а секунда – самая короткая). (Учитель прикрепляет карточки с названиями единиц времени в порядке уменьшения). Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда - А теперь расскажите: как связаны между собой эти единицы времени (Один век – это сто лет. В часе 60 минут. В неделе 7 дней (суток). (Дети называют другие известные им соотношения) - Ребята, вы сказали, что наш город был основан 1146 году. Сколько времени прошло с тех пор? Составьте выражение, из которого будет видно, сколько лет исполнилось. (Дети составляют, а затем обсуждают свои идеи. На доске появляется запись) 2023 г – 1146 г=877 лет - А вы знаете, что в этом году исполняется 47 лет, как Туле присвоили звание города-героя. - Кто быстро посчитает, в каком году это было? 2023 год – 47 л = 1976 год - В каком веке это было? (20 веке) - 47 лет назад именно в 1976 году наш город был награжден золотой медалью «Золотая звезда» и Указом Президиума Верховного Совета СССР Туле присвоено почётное звание «Город-герой». Мужество туляков помогло остановить немецко-фашистские войска на подходах к столице. В Туле в честь павших воинов Великой Отечественной войны, и в благодарность всем участникам обороны города был построен мемориальный комплекс, который включает в себя: Площадь Победы, памятник «три штыка», с вечным огнем у подножия, памятник рабочему и солдату. - Перейдем к другим величинам. Вспомним таблицу мер длины. Дополните недостающие числа. Можно работать в паре. (Каждый выполняет работу, затем отдают её на проверку соседу) (На доске задание) 1 см = … мм 1 м = … дм = … см = … мм 1 дм = … см = … мм 1 км = … м
|
IV. Обобщение и систематизация знаний
|
- Какие реки протекают на территории Тульской области? - На территории Тульской области протекает 1682 реки, всю их протяжённость вы узнаете, выполнив след задание. (На экране задание) 7 км038м+3 км895м=…(10993км) Выполним ещё несколько заданий. 198 м 94 см + 13556 см = (33450см =334 м 50 см) (слайд №10) 7083 дм – 456 м 3 дм = (2520 дм = 252 м) 3. Физкультминутка. 4. - Тульская область богата родниками. Вода в каждом роднике имеет свой вкус. И чтобы в эти воды не попадала грязь, за ними постоянно ведут наблюдения, берут пробу в лабораториях санэпидемстанции, жители города и волонтеры очищают территории родников от мусора. Кто такие волонтёры? - Если заглянуть в словари, то волонтер (доброволец) - это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных социально-значимых кампаниях: распространении необходимой информации, подготовке и проведении общественных акций. 5. Теперь устно решим задачу За 4 сек водой из родника можно заполнить двухлитровую банку. Сколько воды даёт этот родник за секунду? За минуту? За час? (500г, 30000г=30л, 1800л) - Дома посчитайте, сколько воды вы в семье расходуете за сутки? И еще посчитайте, сколько цистерн можно заполнить этим количеством воды, если в одной цистерне помещается 5000 литров жидкости? Запишите в тетради задание. - Какие величины мы ещё не повторили? (меры массы) 1ц=…кг=…г 1т= ..ц=..кг 6. Наш город расположен в 173 километрах (по прямой) от Москвы. Решим задачу №1. -Автомобиль проезжает расстояние от Тулы до Москвы, двигаясь со скоростью 93км/ч за 2 часа. С какой скоростью двигался автобус, если он преодолел этот путь за 3 часа? (93*2:3=62 км/ч) Задача 2. Если бы территория Тулы имела форму квадрата, то его периметр был бы равен 48км. Узнай площадь этого квадрата. 48:4=12 км-сторона квадрата 12*12=144 кв. км 7. На слайде: - Главное богатство нашей страны – люди. Население Тульской области на 2021 год -— 1 449115 чел. В самой Туле проживает 501209 человек. На сколько человек население Тульской области превышает население нашего города? 1449115-501209=947906
|
V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
|
8. Работа в парах Вставьте подходящие единицы измерения. масса буханки хлеба 800….. мешок картошки весит 50 … учебник математики весит 200 … портфель весит 3 … яблоко весит 150 … арбуз весит 5 … 1ч > 50… 45 мин + 15 мин = 1 2 часа дня = …. ч 10 часов ночи = …ч 9. Самостоятельная работа на карточках
|
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
- Предлагаю вам дома прочитать из энциклопедий или найти в Интернете информацию о нашем крае. С этими данными составьте задачи для одноклассников и решите их. |
VII. Рефлексия (подведение итогов)
|
– По какой теме мы сегодня работали? - Напомните цель урока. (Обобщить и повторить знания действий с величинами) - Достигли цели? -Какие знания математики помогли вам в изучении родного края? -Что нового узнали? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Что понравилось на уроке? -Благодарю всех ребят за работу, вы сегодня трудились замечательно! |