12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена11

ГБОУ Школа №1474

 

Проект

«Достоевский – проповедник духа»
 


 

Бахметьев Артём, Бубнова Елизавета, Петров Артём, Алина Плясова.

Научный руководитель:

Малова Елена Викторовна



 

Москва 2018


 

Аннотация к мультимедийному проекту «Достоевский – проповедник духа»

Основная идея проекта — создание мультимедийного фильма, который может способствовать интеграции межпредметных связей в процессе изучения творчества Ф.М. Достоевского, 200-летие со дня рождения которого будет в 2020 г.

Мультимедиа является полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря интерактивности, гибкости и интеграции наглядной информации. Данный проект направлен на детей, педагогов, родителей.

Проект реализуется через интерактивные формы работы (интегрированные занятия, экскурсии, диалоги- обсуждения), задачи проекта - создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями данного проекта.

 

Цель проекта

К 200 -летию писателя Ф.М. Достоевского привлечь внимание к изучению творчества величайшего писателя-гуманиста, чьи мысли так актуальны сегодня. Цель фильма – донести самые дорогие заветы писателя, оставившего духовное завещание потомкам: «Я никогда не мог понять мысли, что 10-я доля людей должна получить высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке. Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши 90 миллионов русских (или сколько там тогда народиться) будут все, когда-нибудь, образованы, очеловечены и счастливы».

Актуальность проекта

заключается в том, что в сознании целого поколения сложилось отношение к произведениям Ф.М. Достоевского как к писателю социально-философского направления. К 200-летию Ф.М. Достоевского возникла необходимость в расширении представления о творческом наследии писателя-классика, изучение произведений которого начинается в 5 классе. Достоевский много писал о детях и для детей. Несмотря на то, что многие его произведения заканчиваются трагически, у читателя не остаётся после прочтения его произведений ощущения безысходности. Так происходит после знакомства с рассказом «Мальчик у Христа на ёлке», иллюстрации к которому представлены на конкурс. На рисунке много света, что создаёт ощущение Рождественского праздника, на который Христос зовёт всех обездоленных детей.

Обоснование проекта

Литературный проект «Достоевский – проповедник духа» позволит читателям познакомиться с не вошедшими в школьную программу произведениями Ф.М. Достоевского, чьё творчество озарено светом веры в человека, в победу добра над злом, социальным и духовным.

 

Задачи:

1.Создать условия для развития интереса к творческому наследию писателя, расширить круг чтения произведений Ф.М. Достоевского у сверстников

2.Способствовать проявлению творческих способностей у участников проекта.

3. Создать условия для ранней профориентации участников и зрительской аудитории

4. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в данном проекте.

5. Создать предметно-пространственную среду, соответствующую
требованиям проекта.

 

План реализации проекта

1 этап – подготовительный. Создание информационной базы для реализации проекта. Отбор художественного и научного материала для методического сопровождения проекта. Деление на группы. Распределение работы в группах

2 этап – основной. Работа в группах. Организация и проведение конкурса рисунков к произведениям Ф.М. Достоевского. Создание сценария фильма о Ф.М. Достоевском. Отбор иллюстративного материала и музыкального сопровождения.

3 этап – заключительный. Соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами. Редактирование сценария, фильма

 

Экскурсии:

Музей-квартира Ф.М. Достоевского в Москве

Интерактивная экскурсия в музей Ф.М. Достоевского в Петербурге

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

1.Через приобщение обучающихся к культурной жизни Москвы, ознакомить сверстников с художественно-литературным наследием Ф.М. Достоевского, используя современные технологии

Воздействовать на сознание зрительской аудитории при избирательном отношении к классической литературе

3. Вовлечение родителей в образовательный процесс
4. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в просветительской работе по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского


 

1.Обзор литературы

  1. Произведения Ф.М. Достоевского 40-х годов 19 века в освещении М.М. Бахтина

    Традиции Н.В. Гоголя в ранних повестях Ф.М. Достоевского. Сходство и различие в изображении темы «маленького человека

    Влияние Ф.М. Достоевского на современный мир

    Экранизация произведений Ф.М. Достоевского как способ разобраться в актуальных проблемах современности.

    Иллюстрирование художественной литературы. Роль и задачи

2.Материалы и методы

3. Результаты и их обсуждение

4. Выводы

5. Благодарности

6. Список литературы


 

В работе над проектом группой участников, работающих над созданием сценария фильма, была использована и творчески осмыслена научная литература о творческом наследии писателя Ф.М. Достоевского. Так, мы обратились к записям М.М. Бахтина {1}, лекции которого представляют собой разборы произведений Достоевского, что является хорошим подспорьем в понимании характеров главных героев произведений писателя, изучаемых в 9-м классе.

1.1 М.М. Бахтин отмечает, что в повести «Маленький герой» раскрывается психология 11-летнего мальчика, способного на героизм как в своих поступках, так и в намерениях. Герой такого типа будет представлен автором в романе «Братья Карамазовы». Это сын Анны Федоровны Красоткиной, 14-летний мальчик, вождь ребят-школьников. Отец его был губернским секретарем (мелким чиновником 12‑го класса) и умер вскоре после рождения сына. Молодая вдова всю свою нерастраченную любовь обратила на сына и чуть не превратила его в «маменькиного сыночка». «Но мальчик сумел отстоять себя. Был он смелый мальчишка, "ужасно сильный. Но мальчик хоть и смотрел на всех свысока, вздернув носик, но товарищем был хорошим и не превозносился. Уважение школьников принимал как должное, но держал себя дружелюбно {2}. Главное, знал меру, умел при случае сдержать себя самого. Таким образом, образ главного героя повести «Маленький герой» претерпевает дальнейшее развитие в творчестве писателя-гуманиста.

1.2 Далее Бахтин указывает на сходство в творческой манере двух писателей – Гоголя и Достоевского. В повести «Слабое сердце» Достоевский следует традиции Гоголя. Сумасшествие героя объясняется его страхом ответственности перед начальством. Образ главного героя продолжает тип «маленького человека», не способного защитить себя от бюрократической машины.

В зарубежном литературоведении нас заинтересовала работа Я. Эриксона  «Кто-то посетил мою душу»: духовный путь Достоевского / [пер. со швед. Л.П. Олдыревой-Густафссон]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010.

В главе «Подсматривая за жизнью» {3} автор отмечает, что художественным и нравственным открытием Достоевского является умение писателя видеть в человеке человека. Сопоставляя героев повести Гоголя «Шинель» с героями повестей Достоевского 40-х г., автор вслед за М.М. Бахтиным приходит к выводу о том, что особенностью художественного принципа писателя является связь с мировоззрением Гоголя, с его взглядом на природу человека. Достоевский не судит человека, а дает ему возможность выговориться. Бахтин отмечает, что то, что у Гоголя подается как совокупность объективных черт личности его героев, обобщенная писателем до социально-характерологического типажа, у Достоевского есть область сугубо внутреннего видения его персонажей, предмет их мучительного самосознания. Даже внешний облик «бедного чиновника», привлекавшего интерес обоих писателей, изображается в их произведениях по-разному: Гоголь описывает своего героя, а у Достоевского герой характеризует себя сам, созерцая свое отражение в зеркале. Вслед за Бахтиным исследователь Эриксон, отмечая сходство художественного метода двух писателей- Гоголя и Достоевского, тем не менее говорит о том, что «Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя самого».

Сараскина Л.И. С 20 Испытание будущим. Ф.М. Достоевский как участник современной культуры.- М.: Прогресс-Традиция, 2010

1.3 В новой монографии доктора филологических наук Л.И. Сараскиной исследуются современные рефлексии художественной литературы, литературной критики, актуальной политической публицистики, а также искусства (кино, театра, скульптуры, поэзии, ТВ) на творчество Ф.М. Достоевского. В центре внимания - многостороннее влияние писателя на современный мир. В начале XX века сложилась мощная интеллектуальная традиция - судить о России ушедшего XIX столетия через призму творческого опыта Достоевского. Опыт, накопленный за новое столетие, лишь укрепил традицию. «Магический кристалл Достоевского»{4} остается наиболее точным инструментом понимания того, что уже случилось с Россией, и того, что может случиться с ней в будущем. В книге показано, что вершинные творения Достоевского, продолжая оставаться вечными, на крутых виражах истории вновь оказываются остро злободневными - и новая реальность будто иллюстрирует страницы его произведений.

Автор, поясняя цели проделанного исследования, пишет: «Нашему тревожному времени для самопознания и самоопределения вновь нужна школа Достоевского, так как он помог бы нам сохранить ясность мышления и спокойную уверенность в обстановке политической смуты, правильно реагировать на все общественные перемены, не пьянея от их размаха, не впадая в панику от их катастрофических срывов. Школа Достоевского, помимо всего прочего, безошибочно помогает понять: кто есть кто на политическом горизонте». {5} Мир Достоевского жаждет правды и справедливости не когда-нибудь в иной жизни, а здесь, в реальном человеческом и земном измерении. Этой жаждой жил и сам Достоевский, с его острым чувством справедливости. «Люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей», {6} - признавался великий писатель-гуманист.

1.4 В монографии «Национальное и универсальное. История и география «Белых ночей» в главе 3 Людмила Сараскина подробно передаёт сюжет произведения, как будто желает показать этапы работы над сценарием фильма по повести «Белые ночи». Она пишет о том, что действие повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» (1848), обозначенной автором как сентиментальный роман «Из воспоминаний мечтателя», происходит, как известно, в Петербурге. Главный герой – мечтатель из местных, одинокий и робкий человек. «Вот уже восемь лет, как я живу в Петербурге, и почти ни одного знакомства не умел завести. Но к чему мне знакомства? Мне и без того знаком весь Петербург; вот почему мне и показалось, что меня все покидают, когда весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу. Мне страшно стало оставаться одному, и целых три дня я бродил по городу в глубокой тоске, решительно не понимая, что со мной делается. Пойду ли на Невский, пойду ли в сад, брожу ли по набережной – ни одного лица из тех, кого привык встречать в том же месте, в известный час, целый год».

Мечтатель – из тех странных людей, у которых нет никакой истории, ему нечего о себе рассказать. Он нелюдим и стеснителен, ему некуда пойти, не с кем поговорить и некому открыться: живя одними фантазиями, он способен только мысленно праздновать юбилеи грез. «Знаете ли, что я уже принужден справлять годовщину своих ощущений, годовщину того, что было прежде так мило, чего в сущности никогда не бывало, – потому что эта годовщина справляется все по тем же глупым, бесплотным мечтаниям…» «Так как же вы жили, коль нет истории?» – спросит его незнакомка в недоумении. «Совершенно без всяких историй! так, жил, как у нас говорится, сам по себе, то есть один совершенно, – один, один вполне, – понимаете, что такое один? – Да как один? То есть вы никого никогда не видали? – О нет, видеть-то вижу, – а все-таки я один. – Что же, вы разве не говорите ни с кем? – В строгом смысле, ни кем».

Невский проспект, набережная Невы, Фонтанка, Черная речка, Каменный, Крестовский и Аптекарский острова, Парголово, Петергофская дорога, Павловск, петербургские мосты и каналы, сырость и туманы, а главное, волшебные белые ночи – весь этот неповторимый колорит кажется порой не только случайным фоном, дежурной декорацией, но и символом повести, ее сакральным смыслом. Только в этом «умышленном», призрачном городе, в такое вот время года, когда летняя петербургская ночь состоит лишь из сумерек, одинокому мечтателю может встретиться чудесная наивная девушка, которая вдруг поведает ему свою историю, расскажет, что на этом мосту ждет она своего любимого, уехавшего год назад, и с момента разлуки от него не было ни одного письма, ни единой весточки. Девушка видит в мечтателе только брата, родную душу, а он влюбляется в нее без памяти. Решив, однако, что прежний возлюбленный ее забыл, Настенька решает ответить на любовь мечтателя. Но как только на набережной, у той самой скамейки, где простились они год назад, она видит своего «бывшего», все забыто.

«Боже, какой крик! как она вздрогнула! как она вырвалась из рук моих и порхнула к нему навстречу!.. Я стоял и смотрел на них как убитый. Но она едва подала ему руку, едва бросилась в его объятия, как вдруг снова обернулась ко мне, очутилась подле меня, как ветер, как молния, и, прежде чем успел я опомниться, обхватила мою шею обеими руками и крепко, горячо поцеловала меня. Потом, не сказав мне ни слова, бросилась снова к нему, взяла его за руки и повлекла его за собою. Я долго стоял и глядел им вслед… Наконец оба они исчезли из глаз моих».

Мечтатель прощает ее, ведь – она самое яркое событие в его жизни. Он снова одинок, но никогда не забудет мгновения счастья.

Вопрос в том, действительно ли события четырех белых ночей из повести Достоевского – это сугубо петербургская история, случившаяся в 1840-е годы, и произойти она могла только там и тогда. Кинематограф, внимательно читавший повесть, дал свой ответ, тем более была подсказка. «Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, забыть, где я, как вдруг очутился у заставы. Вмиг мне стало весело, и я шагнул за шлагбаум, пошел между засеянных полей и лугов, не слышал усталости, но чувствовал только всем составом своим, что какое-то бремя спадает с души моей. Все проезжие смотрели на меня так приветливо, что решительно чуть не кланялись; все были так рады чему-то, все до одного курили сигары. И я был рад, как еще никогда со мной не случалось. Точно я вдруг очутился в Италии, – так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах», – рассказывает петербургский мечтатель. Эта статья дала нам многое в понимании того, как создать сценарий к ряду повестей Ф.М. Достоевского, объединённых общей идеей писателя – найти ответ на вопрос: почему так печальна судьба людей «со слабым сердцем», судьба петербургского мечтателя?

1.5 В книге С.Ф. Добкина «Иллюстрирование книги» автор рассматривает вопросы необходимости и целесообразности иллюстрирования книг для более полного их восприятия.

Многие миллионы людей читают произведения художественной литературы в изданиях без иллюстраций и не только понимают их содержание, но и бывают глубоко захвачены ими. Не благодаря иллюстрациям живут в веках «Одиссея» и «Слово о полку Игореве», «Песнь песней» и «Дон Кихот». Иллюстрации не являются неотъемлемой частью литературного произведения, и нельзя считать, что они необходимы для его восприятия.

Что же могут дать иллюстрации читателю художественной литературы? «...Иллюстрация, — пишет А. А. Сидоров, — это выявление средствами изобразительного искусства того образного содержания, которое посредством слова проявляется в литературе. <...>. Писатель, описывающий в книге человека, организует в словесных образах весь опыт своего творчества; иллюстратор, до конца поверив в правду, высказанную в художественном литературном образе, рисует облик героя на основании текста, подкрепляя свои представления всем богатством своего личного опыта. <...>. Она (иллюстрация. — С. Д.) дополняет образ, создавшийся у читателя на основании текста, чеканит его, облекает в плоть четкого видения, неясным зрительным представлениям дает форму полной наглядности».{6}

Материалы и методы

Изучение иллюстративного материала к произведениям писателя. Иллюстрации художника И. Глазунова к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»

Прослушивание лекции «Достоевский в Москве. Ранний период жизни писателя» в музее Ф.М. Достоевского в Москве

Поиск необходимого материала при проведении интерактивной экскурсии в музей Ф.М. Достоевского в Петербурге

Проведение просветительных бесед с обучающимися средних классов с целью вовлечения в работу над проектом

Организация конкурса рисунков к произведениям Ф.М. Достоевского среди учащихся 5-8 классов и отбор лучших работ

Составление плана иллюстрирования, определение в нем темы будущих иллюстраций. Обсуждение и утверждение намеченного плана. В результате обсуждения редактирование темы иллюстраций

Создание сценария мультимедийного фильма. Определение концепции в отборе видеоряда

Создание электронного альбома иллюстраций к рассказу «Мальчик у Христа на ёлке», повестям «Маленький герой», «Белые ночи», «Слабое сердце»

 

Обсуждение

Задачи нашего проекта менялись по мере работы над ним. Мы хотели создать вспомогательный материал и познакомить учащихся девятых классов с миром героев Ф.М.Достоевского , дабы расширить их кругозор. Наша команда подготовила реферат с использованием современных технологий, мы создали фильм, без труда понимающийся подростками. При создании мультимедиа мы столкнулись с проблемой нехватки материала и решили углубить задачу, нарисовав электронные иллюстрации к ряду произведений, отобрав любимые музыкальные произведения писателя, а также подходящие по теме картинки, связав эту работу с задачами профориентации участников проекта.

Нам удалось расширить форму проекта, создав разновозрастную группу, включив туда учащихся пятого класса. Они приняли участие в конкурсе рисунков по произведениям Ф.М. Достоевского и часть работ представлены в иллюстративном ряде.

В целях дальнейшей профориентации, мы хотели найти единомышленников. Им оказался наш одноклассник, что увлекается историей театра и кино, а так же пробует себя в качестве рецензента. Мы выслушали его рецензию и в дальнейшем хотим дорабатывать проект с его и Вашими рекомендациями в работе.

Вся наша работа служит для развития интереса воспитать любовь к истории своей культуры, и, несомненно, имя Достоевского неотделимо от этого понятия


 

Вывод

Произведение художественной литературы является самостоятельным и законченным творением искусства. Оно создано средствами художественного слова и воспринимается, прежде всего, в процессе чтения. Иллюстрации не являются неотъемлемой частью литературного произведения, и нельзя считать, что они необходимы для его восприятия.

Но иллюстрация подкрепляет представления, создавшиеся у него в результате изучения литературного произведения. Чтобы поверить в правду литературных образов, еще более приблизить произведение к читателю и не исказить при этом замысел автора, художнику необходимо прочувствовать его, выразить свое отношение к содержанию. Чем глубже погрузится художник в созданный писателем мир образов, чем полнее раскроет он идейный смысл произведения, тем ярче и убедительнее будут его иллюстрации, тем крепче окажется их связь с произведением. В проекте представлены портретные иллюстрации, которые не относятся к какому-либо конкретному эпизоду в произведении «Белые ночи». На представленной иллюстрации художник показывает героев, сопоставляя и обобщая все, что говорится о них на различных страницах повести. Также представлен рисунок к рассказу «Мальчик у Христа на ёлке». Задача фильма с включением иллюстраций к произведениям Ф.М. Достоевского- пояснять, объяснять, рассказывать, делать написанное понятнее, помогать создать правильный визуальный образ от прочитанного в тексте и дополнять образ, который читатель создал себе самостоятельно. Широкое развитие компьютерных технологий упростило создание иллюстраций и дало возможность создания мультимедийного фильма по произведениям писателя.


 

Благодарности

Выражаем благодарность Анне Викторовне Петровой — ведущему научному сотруднику  Государственного литературного музея за интересную лекцию «Достоевский в Москве», проведённую в музее Ф.М. Достоевского, за помощь в отборе научного материала для работы над проектом


 

Используемая литература:

Бахтин М.М. Записи лекций по истории русской литературы. Достоевский

Достоевский Ф.М. Повести и рассказы, детская литература, 1974

3. Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского, РГГУ, 2001.

4.Сараскина Л.И. История и география «Белых ночей»

5. Эриксон Я. «Кто-то посетил мою душу»: духовный путь Достоевского / [пер. со швед. Л.П. Олдыревой-Густафссон]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. 2

7. Глава 3. Национальное и универсальное. История и география «Белых ночей» Людмила Сараскина

8. Добкин С.Ф. Иллюстрирование книги. 2-е издание, Москва «Книга» 1985

 

Приложение 1

Рецензия на мультимедия “Достоевский –проповедник духа”

мультимедийный фильм "Достоевский - проповедник духа"

Автор материала: Е. Бубнова (9 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.