12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кащеева Елена Александровна149
Россия, Ивановская обл., Иваново
1

Индивидуальный проект «Древний Восток и Античность: сходство и различия»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 26 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА









ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему

«Древний Восток и Античность: сходство и различия»

по дисциплине

«История»









Обучающийся:

Папоян Артур Гайрович

9 А класс

Руководитель проекта:

Кащеева Елена Александровна






Иваново, 2022 г.

ВВЕДЕНИЕ


«Восток-Запад» - одно из древнейших концептуальных противопоставлений в истории. Еще древние греки в V веке до нашей эры воспринимали Восток как иное пространство, подчиненное иным порядкам - достаточно вспомнить их отношение к персам в период длительных греко-персидских войн, описанных Геродотом. Ситуация не поменялась и к нашему времени - в течение двух с половиной тысяч лет восточные и западные культуры рассматриваются как два мира, диаметрально различных, если не противоположных, по своей сути. Эти различия оказали сильное влияние на ход мирового исторического процесса, никуда не исчезли они и в современном мире.

Почему в богатых арабских странах не все бедуины торопятся переселяться в небоскребы, предпочитая им своих верблюдов в бескрайних песках Аравийской пустыни? Почему в Иране цвет грамотной молодежи, студенты, так охотно помогли своим муллам установить в стране режим средневековой теократии? Ответ в первую очередь следует искать в самой традиционной структуре неевропейских обществ - той самой, которая со времен античности стала резко, принципиально отличаться от европейской. Для понимания сути явлений, происходивших и происходящих в мировой истории, важно понимать специфику восточной и западной цивилизаций. Современный кризис европейской модели цивилизации, проблема нестабильности политической обстановки ближневосточных государств также определяют актуальность данной темы.

Термин «цивилизация» допускает несколько толкований в научной среде. Наиболее аргументированной нам представляется точка зрения русского ученого Бориса Ерасова. Цивилизация понимается им как «социокультурная общность, формируемая на основе универсальных, т.е. сверхлокальных ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства Ерасов С.Б. Сравнительное изучение цивилизаций М, 1998, С. 25.». В отличие от остальных значений термина цивилизация См. например, работы Л. Февра («Цивилизация: Эволюция слова и группы идей»), О. Шпенглера («Закат Европы»), А. Тойнби («Постижение истории») и др., выбранное нами определение носит универсальный характер. Именно оно получило наиболее устойчивый терминологический статус в теоретической мысли и обоснование в теории, которую и можно назвать собственно теорией цивилизаций. Рассматривая человеческие общества с такой стороны, мы выходим за рамки локальных социумов и географических популяций, а культуры, рассматриваемые нами, будут представлять лишь частные проявления закономерностей, продиктованных развитием цивилизаций.



ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВА, РЕЛИГИЯ, КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА


1.1 Тип Государства Древнего Востока


Древний восток – историографический термин для обозначения совокупности очень далёких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлы кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму (с 323 г. до н. э. по 30 г. до н. э.) и христианству (мировой религии, возникшей около 33 года). Древний Восток – это государства Северо-восточной Африки и Передней Азии (в том числе Древний Ближний Восток), а также государства и народы Средней, Южной и Восточной Азии (в том числе Древняя Индия и Древний Китай).

Древневосточная деспотия – Неизменности и долины, прорезаемые и орошаемые великими реками (Нил, Тигр, Ефрат, Хуанхэ, Инд) – Древний Египет (От раннего до Позднего царства), Месопотамия в период царства Аккада, III династии Ура, I Аморейской династии (государство Хаммурапи), Китай в эпохи Шан-Инь и Чжоу.

Военная монархия – Безводные плоскогорья с обширными степями и равнинами (Иранское нагорье, центральный районы Малой Азии, Западный Китай) – Хеттское царство, Среднеассирийское царство.

Город-государство или же олигархическая республика – прибрежные территории, непосредственно примыкающие к морю. Место пересечения важнейших торговых путей – Восточное Среднеземноморье (Финикия, Сирия), Малая Азия (западная часть), Северная Индия.

Военно-административные объединения древности (мировые державы древности) – Новоассирийское царство, Персия

Три эпохи Древнего Востока

1. IV-III тыс. до н. э. Три основных центра: Египет, Шумер, Древняя Индия. Именно здесь была создана та культура, которая предопределила развитие Востока: Письменность, архитектура. В этот период возникают первые новые государства.

2. II тыс. до н. э. – 1 треть I тыс. до н. э. Усложняется картина формирующихся очагов цивилизации: Китай. Наблюдается прогресс в С/х, используется активнее металл (медь, бронза). Расширяется торговля, усложняется картина социального развития. Появляется ростовщичество и долговая кабала. Наблюдаются социальные взрывы. Создаются обширные военно-административные державы (Ассирия). В конце периода появляется железо.

3. Середина I тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э. Заключительный этап истории ДВ. В это время появляются новые державы: Нововавилонское царство, Персия. В это время восточные державы устанавливают контакты с европейскими странами. Происходит дальнейшее развитие торговли, ремесла и товарно-денежных отношений. И происходит кризис традиционных форм эксплуатации.

Основным производителем материальных благ в ДВ был сам хозяин. А в Греции – раб.

Так же в историю Древнего Востока могут быть выделены три большие эпохи.

В первую эпоху (конец 4-III тысячелетие до н.э.) на Древнем Востоке существуют три основных цивилизационных центра – египетский, шумерский и древнеиндийский. Это первые в мире цивилизации, основные достижения которых во многом определили все последующее развитие региона. В Шумере, Египте и долине Инда были созданы древнейшие системы письменности, получили развитие монументальная архитектура и искусство. Египетские пирамиды, ступенчатые храмы-зиккураты древнего Шумера, городские комплексы Хараппы принадлежат к числу выдающихся достижений человеческой культуры.

В Египте и Шумере первоначальной формой новых обществ были небольшие территориальные образования – так называемые «номовые» государства, которые вели между собой активную борьбу за политическую гегемонию. Постепенно разрозненные владения объединялись в единое государство.

Во вторую эпоху (II – первая половина I тысячелетия до н. э.) картина исторического развития намного усложняется, теперь уже группа различных государств образует политическую карту Древнего Востока. Во II тысячелетии до н. э. в долине Хуанхэ формируется новый очаг древнекитайской цивилизации, пока еще оторванный от других древневосточных центров, но, видимо, воспринимающий ряд культурных достижений соседних племен и народов. Города-государства складываются в Восточном Средиземноморье (Угарит, Эбла, Библ, Алалах), в Малой Азии и Северной Месопотамии, где формируются Хеттская и Ассирийская державы.

Заметные изменения происходят и в уже сложившихся в III тысячелетии до н. э. хозяйстве обществ. Некоторое развитие отмечается в поливном земледелии за счет усовершенствования орудий труда и агротехники. Но особенно характерен прогресс для разного рода ремесленных производств, число и масштабы которых увеличиваются. Широкое внедрение различных металлических сплавов, и в первую очередь бронзы, вело к необходимости расширения обмена и торговли. Оформляются международные торговые пути, растет количество торговых факторий, создаются своего рода международные объединения торговцев. Все это отразилось и на международных отношениях – начинается борьба за преобладание на торговых путях.

Создаются военно-административные державы – Ассирия. Появляется железо.

Усложняется и картина социального развития, формы эксплуатации становятся более разнообразными, иногда замаскированными. В связи с развитием частной собственности появляются ростовщичество и долговое рабство.

Пополнение ресурсов стран за счет получения дани и прямого грабежа соседей, необходимость постоянного увеличения контингента рабов-военнопленных, попытки в какой-то мере погасить внутренние противоречия проведением активной внешней политики приводят, особенно начиная с середины II тысячелетия до н. э., к увеличению военных столкновений. Большое значение придается развитию армии и военного дела, создаются специализированные воинские подразделения, особую роль в сражениях начинают играть отряды колесниц. В XV—XIV вв. до н. э. разворачивается напряженная борьба между Египтом, Митанни и хеттами за господство в Восточном Средиземноморье.

Наконец, третья эпоха (середина I тысячелетия до н. э.- середина I тысячелетия н. э.) – это заключительные этапы существования древневосточных обществ. В Передней Азии военная Ассирийская монархия уступает место гегемона Новому Вавилону и Мидии. В VI-TV вв. до н. э. наиболее значительным военно-административным объединением древнего мира становится Персидская империя Ахеменидов. Включение в ее состав областей от Малой Азии и Египта до Средней Азии и Северо-Западной Индии привело к усилению международных связей. Начиная со II в. до н. э. устанавливаются регулярные сношения с китайской цивилизацией, до этого развивающейся в относительной изоляции. Торговые караваны пересекают центральноазиатские пустыни, идет интенсивный обмен культурными достижениями, в Индии и Китае получает распространение одна из древнейших мировых религий - буддизм. Многие государства Ближнего Востока вступают в тесное взаимодействие с классовыми обществами Европы, представленными сначала государствами Греции, а затем Римской державой. В результате формируется обширный пояс древних цивилизаций, протянувшихся широкой полосой от Атлантического до Тихого океана.




1.2 Религия Древнего Востока и Античности


В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Религиозные представления развивались в соответствии с эволюцией человеческого общества. С развитием человеческой цивилизации религии становились всё более развитыми и сложными.

Индуизм - самая древняя религия Востока. В своем становлении она прошла несколько этапов.

Первая стадия – ведическая религия. Её создателями были арии (благородные) – племена, принадлежащие к индоевропейскому единству народов, куда входили греки, германцы, славяне, иранцы и кельты. Арии проникли на территорию Индии, двигаясь из районов Причерноморья. Появившись в верховьях Ганга, арии ассимилировались с местным населением. Второй стадией развития индуизма учёные называют брахманизм. Главное место в брахманизме заняла идея вечного повторения, выражающая бесконечную цепь человеческого перерождения – сансары. Она оценивалась тем, на сколько человек совершает предписанные по его социальному положению жертвы, почитает брахманов, не нарушает их запретов. На первый план выдвинулась индивидуальность человека. Так же наиболее почитаемыми богами брахманизма стали Брахма, Вишну и Шива.

Буддизм – это религиозно-философское учение, мировая религия, которая указывает на личность Будды, как на просветленного человека, упоминает о его революционном подходе к отношению между человеком и Богом, по сравнению с существующими тогда религиозными порядками. Основателем этой древнейшей религиозной конфессии, возникшей в 6 в. до н.э. (в Северной Индии), является Будда Шакьямуни.

Жизнь, согласно учению Будды – это цепь страданий, избавиться от которых могут только праведные люди, достигшие нирваны – полного небытия. Буддизм внёс в теорию переселения душ значительные изменения. Он объявил всякое перевоплощение, все виды бытия, неизбежным злом и несчастьем.
Поэтому высшей целью человека должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны. Достичь небытия сразу невозможно. Каждое перерождение – это путь к «высшей мудрости» и только на этом уровне можно выйти из «круговорота бытия» и завершить перерождения.

В основе буддизма лежат «четыре благородных истины»

Всякое существование есть страдание;

Причина страданий заложена в самом человеке – мы страдаем, потому что сами этого хотим;

Страдания можно прекратить. Для этого нужно освободиться от причин страданий, достичь состояния отсутствия сильных чувств и подавления всякого желания;

Указание «благородного срединного восьмеричного пути», который
состоит из «праведного воззрения, праведного стремления, праведной речи, праведного поведения, праведной жизни, праведного созерцания, праведного учения».

В Индии Буддизм достиг наивысшего расцвета в V в. до н.э. – в начале I тысячелетия н.э. К XII в. он практически растворился в индуизме, оказав значительное воздействие на последний. Это оказалось в отрицании свойственному брахманизму, преобладания внешний, ритуальных форм религиозной жизни.

Синтоизм – это действительно древняя традиционная религия японцев, которая по-прежнему очень распространена в Японии. Она основана на обожествлении явлений природы – так, высшее божество – это богиня Солнца – Аматэрасу. Японский император (тэнно) согласно мифологии является её потомком. Так же существует основа Синто (синтоизма), которая заключается в обожествлении природных сил и явлений, а так же поклонения им. У каждой вещи есть свой дух, божество – ками. Главным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми.

Даосизм – это религия, в основе которой лежит учение о «дао» - пути достижения гармонии. Дао – это начало всего и основным его правилом является следование своей судьбе («потоку жизни») без сопротивления, а иногда и просто плывя по течению. Главным постулатом даосизма является принцип равновесия и взаимосвязи мужского начала «ян» и женского начала «инь».

Основателем этой религии является древнекитайский философ VI - V века до н.э. Лао Цзы

Даосизм гласит:

Человеческая воля несвободна;

Сам факт рождения человека – есть акт несвободы;

Характер и ум тоже заданы;

Человек не выбирает пол, наследственность, родителей, эпоху, социальную среду. Ему предложено и воспитание. Сумма всех этих факторов ведёт человека по жизни. С этой заданностью человек идёт по земле, будучи не в силах что-либо изменить.

Лао-Цзы – древнекитайский философ, живший согласно преданию, одновременно с Конфуцием (VIV в. до н.э.) или несколько раньше.


1.3 Земельная собственность Древнего Востока


Наряду с этим, постепенно распадающимся общинным землевладением в Вавилонии существовало и крупное царское землевладение. Царь смотрел на все земли в стране, как на земли, принадлежащие ему, и считал себя вправе отчуждать земельные участки от общин и передавать в качестве царского пожалования тому или иному сановнику (в общем, считал себя Богом). Войны увеличивали централизованный в руках государства земельный фонд. Право царя на выморочные земли (имущество, которое осталось после умершего лица и на которое никто не претендует или не может претендовать ни по завещанию, ни по праву наследования) также способствовало увеличению царского земельного фонда. Крупные царские земельные угодья эксплуатировались не только управлением царского дворца при помощи главным образом рабского труда, но и арендаторами, которые брали часть этих земель в аренду. На широкое распространение аренды указывает наличие специальных терминов, служивших для обозначения понятий арендатор, арендный документ, арендованное поле, арендная плата. Аренда фиксировалась в особом арендном договоре, который составлялся по определённой форме. В этом договоре обозначался объект аренды, размер арендной платы или доля урожая, место и время уплаты, имена свидетелей и дата. Сдача земли в аренду сопровождалась совершением особых об-рядов, которые указывали на то, что данный арендный участок становился владением держателя, находился в его руках, но всё же не являлся его собственностью. Таким образом, государственная власть принимала меры к тому, чтобы арендатор не мог присвоить арендованной земли. Арендная плата, или «зерно аренды», как она называлась в те времена в соответствии с натуральным характером хозяйства, взималась обычно натурой, причём иногда указывалось определённое количество продуктов, которое арендатор обязан был уплатить в качестве арендной платы. Иногда в договорах указывался суммарный размер арендной платы в виде определённого количества зерна, иногда арендная плата взималась с единицы поверхности, иногда же «согласно соседним полям», или «согласно слева и справа», т. е. соответственно обычному размеру арендной платы в данной местности. В некоторых случаях арендная плата взималась исходя из доли урожая и поэтому вносилась к моменту его сбора. При аренде зернового участка арендная плата взималась в размере одной трети урожая, а при аренде садового участка она достигала двух третей. Можно думать, что при повышении урожайности арендная плата также повышалась. Однако при понижении урожайности садового участка арендная плата не должна была понижаться,

что видно из статьи 65 кодекса Хаммурапи, согласно которой при уменьшении дохода вследствие плохой обработки земли арендная плата исчислялась исходя из садового дохода соседа, т. е. при уменьшении доходности сада арендная плата взималась исходя из средней доходности аналогичного участка в данной местности. Таким образом, садовладельцу гарантировалась твёрдая норма арендной платы, которая могла повышаться, но никогда не должна была понижаться. При аренде целины арендатор обычно платил очень низкую арендную плату, которую он вносил только на второй год аренды. Иногда несколько арендаторов сообща арендовали поле, вместе его обрабатывали, поровну делили урожай после уплаты аренды и прочих расходов. Это наличие своеобразной коллективной аренды указывает на разорение общинников, на появление большого количества бедняков и на резкое социальное расслоение. В связи с этим появляется и субаренда, т. е. такая форма аренды, когда крупный арендатор разбивает арендованную им землю на мелкие части и в свою очередь сдаёт эти участки в аренду третьим лицам.

Всё это постепенно приводит к сосредоточению крупных богатств в руках куч-ки богачей. Эти богачи владели не только стадами и рабами, но также и землёй, которую они получали в виде царского пожалования и которую они скупали, как на это указывают некоторые документы. В языке появляется термин, обозначающий частную земельную собственность - «дом отцовский», т. е. земля, полученная по наследству от отца.

Государство, защищая интересы правящего класса рабовладельцев, стремится всячески охранить частную собственность на землю. Земельный собственник, у которого царский чиновник незаконно отнимал землю, мог жаловаться царю на это превышение власти чиновником. И в некоторых документах этого времени царь в таких случаях указывал чиновнику: «Разве поле, находящееся в вечной собственности, может быть кем-либо захвачено? Разбери это дело. Потом, если это поле принадлежит его отцовскому дому, это поле ему возврати». Таким образом, незаконный захват «отцовского дома» считался в те времена преступлением. Особенно ревностно защищает государственная власть имущественные интересы крупных земельных собственников.

В некоторых статьях кодекса Хаммурапи упоминаются особые воины колонисты, которые получали от царя земельные наделы, но должны были за это нести военную службу. Обязанностью этих воинов было выступать в поход по первому приказу царя. В том случае, если они не выполняли этой обязанности, они карались смертной казнью, а земельный надел у них отнимался. Но, с другой стороны, они имели и особые права. Воины, попавшие в плен, должны были быть выкуплены, а земельный надел и имущество воина, находившегося в плену, получал его сын. Всякий захват этого имущества считался преступлением и строго карался законом. Присвоение собственности воина, причинение ему вреда, отдача его в наём, отдача его «сильному» на суде, отнятие у него царского подарка карались смертной казнью. Скот, поле, сад и дом, пожалованные царём данному воину-колонисту, не могли быть проданы. Охраняя таким образом имущественные интересы этих войно-вколонистов, власть создавала в их значительную группу мелких крестьян землевладельцев, обязанных нести военную службу, что было необходимо ввиду ведения постоянных войн и значительного истощения человеческих резервов.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВА, РЕЛИГИЯ, КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ


2.1 Государства античного мира


Государства античного мира (Древнего Запада) составляют вторую группу рабовладельческих государств. К ним относятся, в первую очередь, греческие Спарта и Афины, а также Древний Рим.

Античное общество отличалось от древневосточного более высокими темпами разложения первобытнообщинного строя и сельской общины, бурным развитием частной собственности.

В античном обществе рабский труд становится основой производства, рабовладение приобретает классические формы.

Для общественного строя характерно деление на две группы: свободных и рабов. Свободное население различалось по имущественному признаку. Имелось также деление на граждан, обладающих политическими правами, и свободных, лишенных политических прав. К последней категории относились метэки в Афинах, периэки в Спарте и перегрины в Древнем Риме. Рабы в античном обществе, в отличие от стран Древнего Востока, рассматривались только в качестве вещи, объектов права. Аристотель писал: "Раб - одушевленное орудие, а орудие - неодушевленный раб".

Для античного государства наиболее характерной была республиканская форма: демократическая форма (Афины) и аристократическая республика (Спарта и первый период в истории Древнего Рима) с выборностью должностных лиц и наличием народного собрания.

Такого рода самой общей характеристики, разумеется, еще недостаточно, чтобы уяснить сущность и закономерности развития античного общества. Необходимо провести внутреннюю систематизацию. И тогда окажется, что Спарта, Афины и Рим являются последовательными ступенями в развитии античной истории государства и права.


С точки зрения общественно-экономического развития Спарта - это самый ранний этап античности. Здесь зарождающееся гражданское общество еще не разрушило полностью первобытнообщинный строй. В итоге образовался своеобразный сплав классовых институтов и пережитков, сохранявшихся элементов родового устройства.


2.2 Религии Античности


Религию древности называют общинной или племенной, в отечественной литературе — языческой. В древности все люди без исключения были верующими. Поэтому религия, храм, обряд, жречество играли огромную роль в жизни древневосточного и античного общества. В языческой религии отсутствует обязательная для всех верующих система взглядов, т.е. вероучение, что обуславливает множество загадок истории не дошедших до наших дней. На первом месте в этой религии находится культ, который представляет собой совокупность обрядов. Обряды же рассматривались населением общины как важнейшее средство обеспечения ее процветания и благополучия. Профессиональные исполнители обрядов - жрецы - с самого начала цивилизации стали играть важную роль в общественной жизни. В ранних государствах они выполняли светские властные функции, а также были хранителями общественно-полезных знаний.

Политеизм, или многобожие, - еще одна характерная черта языческих религий. А это значит, что в рамках каждой отдельной общины существовало множество культов местных богов. Они были покровителями конкретной общины, и сфера влияния этих богов ограничивалась территорией, занимаемой данным племенем. В каждом греческом полисе почитался свой собственный бог: Зевс - в Додоне и Олимпии, Аполлон - в Дельфах и на Делосе, Афина - в Афинах, Асклепий - в Эпидавре. С возникновением в каком-нибудь регионе этнокультурной общности происходило объединение всех богов в единый пантеон. Постепенно в пантеоне выделялось несколько главных богов, почитавшихся уже в рамках всего государства. Причем сила и значение каждого бога зависели от политического и экономического значения той округи, в которой этот бог первоначально почитался. Боги столичных городов и тех округов, из которых происходили сами правители, постепенно приобретали общегосударственные масштабы.

Языческий храм был не местом молитвенных собраний верующих, как в христианской церкви, а жилищем бога. В облике идола (истукана) бог находился внутри храма и доступ к нему имел только узкий круг лиц, прежде всего жрецы. Истукан обычно имел человеческий облик (хотя это мог быть и какой-то предмет, например камень) и был изготовлен с использованием разных материалов — металла, дерева, камня, слоновой кости. Жрецы одевали, кормили и купали статую бога, подносили ей дары. Постепенно в храме главного бога накапливались огромные богатства и он превращался в главную сокровищницу всей полисной общины. Подношения богу обычно происходили у входа в храм, на площади, где чаще всего и устанавливался жертвенный алтарь. Алтарь представлял собой земляную, а чаще каменную глыбу, на которой разводился священный огонь. Здесь убивали животных и жарили их мясо, принесенное в жертву богам. Участие в храмовых жертвоприношениях создавало почти единственную возможность мясного питания для населения в эпоху древности.

Ни у греков, ни у римлян не было священного писания и единого религиозного центра. У греков отсутствовала и профессиональная жреческая каста.

Римляне же имели в структуре магистратур специальные жреческие коллегии. Самой важной из них была коллегия понтификов. Понтифики вели календарь, устанавливали общерелигиозные предписания, т.е. разрабатывали религиозное, сакральное право. В ведении фециалов находились вопросы внешней политики. Они являлись также создателями норм международного права. Важное политическое значение имела и коллегия авгуров — предсказателей, которые истолковывали атмосферные явления (гром, молнию), полет птиц, необычное поведение жертвенных животных. Коллегия шести весталок служила у алтаря богини Весты — покровительницы не только домашнего очага, но и всей римской общины. Весталки поддерживали в храме Весты негасимый священный огонь, символизировавший единство и благополучие Римского государства.


2.3 Земельная собственность Античности



В период возникновения античного общества каждый гражданин располагал земельным участком, на который государство обеспечивало ему право собственности. Он мог продать, подарить, завещать свою землю, но только в пределах своего гражданского коллектива, только своим согражданам. Гражданский коллектив в целом как бы осуществлял верховный контроль за собственностью своих сограждан. Поэтому античная форма частной собственности имела своего рода двуединый характер: собственником средств производства выступал отдельный гражданин и в то же время гражданский коллектив в целом. Последний осуществлял свое право собственности чаще всего в форме верховного контроля за ее распределением, пользованием и охраной.

Но иногда государство само держало в своих руках часть собственности, не распределенной среди граждан, и получало с нее доход, шедший на нужды всего гражданского коллектива. Такой государственной собственностью в Риме было общественное поле, в состав которого вошла земля в завоеванных римлянами странах (провинциях). В Афинах государственной собственностью были серебряные рудники Лавриона. Государственная собственность могла сдаваться в аренду, но только гражданам.

В случае наличия государственного фонда земли он служил резервом для наделения участками вновь образовавшихся семей граждан. На этой основе граждане могли требовать от государства земли, и государство обычно адекватно реагировало, поскольку само государство представляло собой объединение тех же граждан. Этими требованиями, периодически возобновлявшимися, было стимулировано завоевание римлянами Италии. Греческие полисы, имевшие мало плодородной земли, искали ее для своих граждан по всему Средиземноморью, основывая колонии. Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э., раздвинувшая границы эллинской полисной цивилизации, была стимулирована именно этой потребностью в земле. Лишь спартанцы нашли ее неподалеку от Лаконики, завоевав соседнюю Мессению. В древней Спарте в состав государственного фонда была включена вся земля. Граждане-спартиаты получали равные участки-клеры, которые они не могли отчуждать. Государство же обеспечивало спартиатам и рабочую силу на их клерах в виде рабов-илотов. Поэтому спартиаты, единственные из всех эллинов, были освобождены (отчуждены) от трудового процесса, посвящая свой досуг общественным и военным занятиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Противопоставление восточного и западного мира до сих пор остается серьезной проблемой геополитики и мировой культуры. Понимание глобальных процессов, происходящих в мире невозможно без учета особенностей двух определяющих мировых цивилизаций - Восточной и Западной. Рассмотрение специфики государственного устройства восточных деспотий, особенностей их общественного строя и мировосприятия позволяет выделить их характерные черты. Главная ценностная ориентация цивилизации - это стабильность и неизменность. Для социального структуры свойственны жесткая иерархия и деление общества на неравные группы. В то же время социальной борьбы между разными слоями общества практически не ведется. Для социального поведения основной характеристикой является конформизм. Государственный строй деспотии характеризуется понятием «власть-собственность», при которой единственный фактический собственник всех и всего на территории страны - это её правитель. В целом для экономической системы Востока характерны низкие темпы развития, личная свобода большинства людей, но ограничение их экономической свободы государством.

На этом фоне выпукло проступают основные особенности античной цивилизации, заложившей основы Западной или Европейской цивилизации.

Ориентация цивилизации на развитие и прогресс кардинально отличает её от восточной. Для античности свойственен широкий разброс политических форм (тирания, олигархия, демократия, республика, империя) и эволюция политических систем. Экономические системы динамично развиваются, формируется и совершенствуется механизм рынка. В целом, эти её структурные характеристики прослеживаются на всем протяжении исторического процесса. Хотя в Средние Века и происходит откат к варварству, но Возрождение реанимирует Западную цивилизацию в ключевых моментах и данная специфика может быть прослежена на протяжении всего Нового Времени. Характерные же черты Восточной цивилизации, её традиционность и иерархичность позволяют объяснить многие процессы, происходящие в современном мире.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


I. Учебное пособие

1. Л.С. Васильев «Всеобщая история Древний Восток и Античность»

2. А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков, В.И. Кузищин «История Древнего Востока»

3. Д.В. Деопик «История Древнего Востока»

4. А.И. Немировский «История Древнего Востока»

5. И.Е. Суриков, Б.С. Ляпустин «История Древней Греции»

6. А.М. Миронов «История античного искусства»

II. Интернет ресурсы

1. Интернет ресурс « wikipedia.org /» - Официальный сайт. Форма доступа: https://ru.wikipedia.org/

2. Интернет ресурс « azbyka.ru » - Официальный сайт. Форма доступа:

https://azbyka.ru



Автор материала: А. Папоян (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.