Статья на тему «Метод проектов как средство развития индивидуальных склонностей и способностей обучающихся»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Порез
Унинского района Кировской области имени Г.Ф.Шулятьева
Метод проектов как средство развития индивидуальных склонностей и способностей обучающихся
Суворова Светлана Ивановна.
Учитель географии
высшей квалификационной
категории
2018 год
Метод проектов как средство развития индивидуальных склонностей и способностей обучающихся.
Актуальность темы
География как научная область остается способной не только объяснять сущность происходящего и расширять научную картину мира, но и предлагать оригинальные решения и конкретные разумные пути к достижению подлинной пространственной гармонии.
География – как школьный предмет является средством развития личностных качеств учащихся, их самореализация, самоутверждение во всех сферах деятельности с учетом интересов и склонностей.
В концепции модернизации системы образования и Концепцией модернизации российского образования одним из приоритетных направлений является регионализация образования. И именно предмет «география» является системообразующим в реализации национального регионального компонента образования.
Цели регионализации в последнее десятилетие приобретают особое значение и проникают во все основные виды социальной практики, политики, экономики, науки, образования. Региональный компонент содержания образования должен обеспечивать реализацию основных направлений политики субъекта РФ. Одним из приоритетных направлений региональной образовательной политики Кировской области является переориентация системы образования на компетентностно - ориентированный подход.
Базисный учебный план (приказ Департамента образования Кировской области 12.04.2006г «Об утверждении базисного учебного плана ОУ Кировской области») предусматривает введение в образовательный процесс предмета «основы проектной деятельности» в 5-9классах и «основы проектирования» в 10,11классах.
Основная задача современной школы – создание условий для развития личности. Стратегическая политика образования – обеспечить качество обучения школьников с ориентацией на его продолжение, развитие интересов, склонностей и ключевых компетенции.
В настоящее время актуальным является обучение детей навыкам работы с различными источниками информации. Учащиеся учатся самостоятельному осмыслению текста, формированию вопросов, глубокому пониманию материала.
Опыт творческой деятельности – один из компонентов содержания образования. Необходимость приобретения такого опыта в первую очередь связана с запросами личности. Каждый ученик, как правило, стремится раскрыть свой потенциал данный ему природой. Но самореализоваться в современном обществе можно только умея эффективно решать проблемы, совершенствовать и применять приобретенные знания, грамотно работать с информацией, т.е. иметь определенный опыт творческой деятельности.
Исходя из вышеперечисленного, я, как учитель, поставила перед собой Цель:
-развивать индивидуальные склонности и способности учащихся на уроках географии средствами учебно-исследовательской, проектной деятельности.
В результате изучения географии на базовом и профильном уровнях ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Технология опыта
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «занятия», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний
Проектная деятельность как основная единица технологического образования позволяет каждому учащемуся раскрыть свой творческий потенциал, а впоследствии реализовать свои личные планы.
На уроках географии, начиная с шестого класса, использую технологию проектной деятельности, для развития индивидуальных склонностей и способностей учащихся.
В 6 классе рассматривая тему «План и карта» предлагаю разработать проект школьного двора, парка, детской игровой площадки.
В 7 классе изучая страны и народы, предлагаю создать диафильм о национальных костюмах, разработать маршрут путешествия по удивительным местам страны. В теме «Природные зоны» предлагаю изготовить буклет о растительном и животном мире природной зоны.
В 8 классе при изучении Кировской области учащиеся работают над «Путеводителем» по родному краю.
В 9 классе учащиеся стоят перед выбором профессии, предлагаю тему «Хозяйство моего села».
В 10 классе предлагаю разработать проект новой транспортной магистрали, проект развития региона.
В 11 классе изучая региональную географию, предлагаю разработать проект развития стран с бедной ресурсной базой.
В ходе выполнения проектных работ учащиеся приобретают навыки работы на компьютере, работают с Интернетом, учатся презентовать свой результат, отрабатывают предметные навыки, у детей развивается наблюдательность, образность мышления, формируется культура умственного труда и элементы научной деятельности.
Используя метод проектов, ставлю перед собой задачи:
-соответствие урока требованиям программы, к отбору содержания, четкое планирование цели каждого урока;
-обеспечение качественного усвоения учебного материала в классе и достижение планируемых результатов обучения;
-активная работа учащихся в классе без нагрузки;
-наличие у школьников интереса к предмету и к процессу учения.
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию конструированию нужно особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.
Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Используя игровые уроки в системе появляется возможность передвигаться от усвоения и использования факта к их связям ( от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснениям (уроки-экскурсии, исследования). Имитационную игру чаще использую в 5,6классах.
Изучение нового предмета всегда рождает любопытство, которое переходит в любознательность, при появлении которой учащиеся стремятся к получению новых знаний, а их надо добыть, в результате возникает начальный этап деятельности. Этот момент кратковременный, и творческая деятельность возникает только при наличии интереса к предмету. Но в большинстве случаев развитие познавательной деятельности на этом заканчивается. На этом этапе необходимо активизировать деятельность учащихся, творчески применять принципы и методы на основе исследовательского подхода, развивать у детей потребность в самообразовании, умело использовать индивидуальные особенности учащихся.
Содержание географических знаний по начальному курсу физической географии отличается конкретностью изучаемых явлений и объектов. Это определяет характер познавательной деятельности учащихся, в основе которой лежит чувственное восприятие реальных географических объектов и явлений. В учебном процессе «донаучные» знания детей использую при постановке познавательных задач для пробуждения любознательности и формирования у них потребности применять знания.
Проблемные вопросы и задания использую как мотов проектной работы.
Изучение темы «Подземные воды» планирую в форме групповой работы. Класс делю на группы, которые выступают в роли экспертов: «экологов», «гидрологов», «архитекторов», «социологов» и др. .Во время осенней экскурсии задаю проблемный вопрос : «Почему родниковую воду называют живой? В нашем роднике живая вода?» Предлагаю группам разработать проект «Живи родник, живи!». Дети включаются в проектную деятельность и в форме имитационной игры выполняют различные задания. Данный ролевой проект реализуется по схеме :
1.Постановка проблемы, выдвижение гипотез, путей решения (сентябрь-октябрь)
2.составление развернутого плана действий, сбор информации (октябрь,
ноябрь,декабрь)
3.проектирование зоны отдыха— январь, февраль
4.работы на местности март, апрель
5.презентация продукта май
В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития.
Имитационная игра в школе является основой личностно-ориентированного обучения.
В 7 классе при изучении материков и океанов использую информационный проект, который направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта может быть создание информационной среды класса или школы.
В ходе краткосрочных, персональных проектов по темам : «Страны и народы», «Природные зоны», «Экологические проблемы» создаю условия для формирования ключевых компетенций, которые проявляются в форме умений:
Поисковых ( умение самостоятельно найти информацию)
Коммуникативных (умение вести дискуссию)
Презентационных (умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы)
Конечным продуктом в данном курсе географии является диафильм, маршрут путешествия, буклет, заметка в школьную газету и др.
В 8-9 классах использую практико- ориентированные проекты, которые нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, села, района, области, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
При изучении Кировской области предлагаю учащимся темы: «Хозяйство моего села-вчера, сегодня, завтра», «Путеводитель по родному краю», «Профессии родного края» и др.
Для старших школьников предлагаю исследовательские проекты, которые по структуре напоминают подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. В 10-11 классах изучая географию мира, предлагаю разработать проект развития стран с бедной ресурсной базой, проект новой транспортной магистрали.
В проектной деятельности веду работу по обеспечению сотрудничества с муниципальными органами власти, библиотеками, музеями (районным, школьным), районной газетой «Сельский труженик», для того чтобы осуществить связь с практической внешкольной жизнью учащихся.
Каждая школа, приступая к реализации проектной деятельности, со временем сама определяет оптимальное соотношение времени, отводимого на традиционную классно- урочную и на проектную деятельность. Практика работы показывает, что проект, действительно, «не вписывается» в урок, поэтому реализация проектной деятельности лучше всего происходит во внеклассной работе, особенно в форме межпредметных проектов.
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания, учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной работы. Внеурочная работа формирует профессиональные интересы школьников, обеспечивает развитие их творческих способностей и устойчивых интересов к предмету.
В своей работе использую систематические (работа в школьном музее «Поиск», географический кружок) и эпизодические формы внеурочной работы. Ежегодно учащиеся школы принимают активное участие в школьной и районной олимпиадах, географической неделе, в мероприятиях, посвященных юбилею района и Кировской области.
Мониторинг качества предметного образования основываю на текущем, периодическом, итоговом контроле ЗУН, провожу в различных формах (тест, бальная оценка, рейтинговый контроль, опрос, защита проекта, презентация, контрольная работа, защита реферата и др.).