12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гутарина Светлана Викторовна103
Россия, Тамбовская обл., Тамбов

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа «Многопрофильный кадетский корпус имени героя Советского Союза летчика-космонавта СССР Л.С. Демина»











Проект по литературе

«Дуэль в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»






Выполнил:
Буравлев Кирилл Иванович,

кадет 10 «Б» класса

Руководитель:

Гутарина Светлана Викторовна,

учитель русского языка и литературы





Тамбов

2022


Брошюра к работе "Дуэль в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
DOCX / 417.73 Кб

Презентация "Дуэль в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова"
PPT / 6.96 Мб

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Дуэль в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»

Исполнитель

Буравлёв Кирилл Иванович

Цель

Сравнить дуэль М.Лермонтова с Н.Мартыновым и эпизод дуэли между Печориным и Грушницким из романа «Герой нашего времени».

Задачи

- изучить материалы о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; - выяснить, какова роль дуэли в романе «Герой нашего времени»; - рассмотреть причины дуэли Лермонтова с Мартыновым и понять, была ли она неизбежной и почему закончилась трагически; - подобрать иллюстрации к данной работе; - расширить кругозор в отношении личности поэта и его судьбы

Руководитель

Гутарина Светлана Викторовна

Основополагающий вопрос

Какую роль в жизни Лермонтова играла дуэль?

Год разработки

2021 - 2022

Предметная область

Литература

Тип проекта

Информационный

Тип проекта по предметно-содержательной характеристике:

Монопроект

Сроки реализации проекта

Краткосрочный

Ожидаемые результаты

-провести параллель между дуэлью М.Ю. Лермонтова и литературными героями его произведений


















Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..1 Основная часть…………………………………………………………….…........2 История возникновения дуэли…………………………………………..............2

Дуэль в жизни М. Ю. Лермонтова………………………………………………5

Дуэль в творчестве М. Ю. Лермонтоав………………………………………8

Заключение…………………………………………………………………….....11

Информационные ресурсы………………………………………………………12

Приложение………................................................................................................13











Введение

Тема дуэли в русской литературе не только важна, но и интересна. Первым писателем, который глубоко затронул эту тему, стал А. С. Пушкин: дуэльные сцены играют огромную роль в сюжете и композиции романа «Евгений Онегин» (дуэль между Онегиным и Ленским), в повести «Выстрел» (дуэль Сильвио и графа). Вслед за ним к этой теме обратились М. Ю. Лермонтов в произведении «Герой нашего времени» (дуэль между Печориным и Грушницким), Л. Н. Толстой в романе - эпопее «Война и мир» (дуэль Пьера Безухова и Долохова), И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» сводит на поединке непримиримых противников – Базарова и Кирсанова.

В работе исследуется тема дуэли в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Интерес к дуэли связан, во – первых, с тем, что в жизни поэта дуэль сыграла роковую роль. Известно, что и до поединка с Мартыновым Михаил Юрьевич неоднократно принимал участие в дуэлях. Дуэль всегда сопряжена с понятием чести, а честь для М.Ю. Лермонтова была одним из главных достоинств человека. Во - вторых, дуэли довольно часто встречаются у Михаила Юрьевича в его произведениях («Герой нашего времени»). Все это объясняет интерес к теме дуэли в жизни и творчестве Лермонтова. Итак, тема дуэли в русской литературе представлена очень широко, эпизод самого поединка имеет значение в композиции произведения, в характеристике его героев, то есть является одним из центральных эпизодов художественных произведений.

Цель: Сравнить дуэль М.Лермонтова с Н.Мартыновым и эпизод дуэли между Печориным и Грушницким из романа «Герой нашего времени».

Задачи: - изучить материалы о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; - выяснить, какова роль дуэли в романе «Герой нашего времени»; - рассмотреть причины дуэли Лермонтова с Мартыновым и понять, была ли она неизбежной и почему закончилась трагически; - подобрать иллюстрации к данной работе; - расширить кругозор в отношении личности поэта и его судьбы

Гипотеза: в ходе работы узнаем, что дуэль всегда сопряжена с понятием чести, а честь для Лермонтова была одним из главных достоинств человека. Все это объясняет интерес к теме дуэли в жизни и творчестве Лермонтова.

Объект исследования — дуэль в жизни Лермонтова, литературные герои из произведения Лермонтова.

Предмет исследования - история дуэлей литературных героев и людей, совершивших их в жизни или в произведениях.

Основная часть

История возникновения дуэли

Дуэль — строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией.

Дуэли всегда считались прерогативой аристократов. При возникновении дуэлей появился и специальный кодекс, который содержал правила, по которым должна проводиться дуэль

Впервые дуэли стали известны во Франции, там же был опубликован в 1836 году первый дуэльный кодекс, именно он стал образцом для проведения дуэлей. Существовало два вида дуэлей – американская и европейская. Более широкое распространение получила именно европейская модель проведения дуэли, тогда как американская модель считалась совершенно безнравственной. По ее правилам соперники получали оружие и уходили в лес, начиная самую настоящую охоту друг за другом. Согласно правилам противники устраивали засады могли стрелять в спину.
Эти правила не получили большого распространения в Европе, где аристократы считали такой способ проведения дуэлей недопустимым. Поэтому европейские правила были более приемлемы для того, чтобы защитить честь дамы или дать достойный ответ человеку, который брошенным в пылу спора словом мог обидеть другого. Стрелялись противники в основном с расстояния в 8 - 10 шагов, в очень редких случаях бывало, что это расстояние укорачивалось и до трех. Перед поединком секунданты устанавливали правила, по которым должна была произойти дуэль. Как правило, заканчиваться она должна была результатом. Им считалось или тяжелое ранение противника, или его смерть. Хотя известны случаи, когда дуэлянты стреляли в воздух. Отказ от поединка на протяжении всей истории считался несмываемым позором, навсегда исключал отказавшегося из общества порядочных людей. Известно, что в Россию дуэль пришла с Запада. Русская дуэль по своим условиям, особенностям очень отличалась от европейской. В Европе в XIX веке дуэли носили больше ритуальный характер и заканчивались, как правило, бескровно. Этому способствовали и «щадящие» условия дуэльного кодекса. Барьерная дистанция устанавливалась такая, которая бы обеспечивала невысокую вероятность попадания. Обычно 30 - 35 шагов. Русские стрелялись обычно с 8 - 10 шагов. Бывали случаи - и с трех! (Это называлось «приставить пистолет ко лбу».) И стрелялись, как правило, «до результата». А результатом признавалось либо тяжелое ранение, либо смерть.

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь — самого оппонента или дамы. Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потере чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих;приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Что такое дуэль?

Что такое дуэль? Это способ разрешения конфликта, который использовался преимущественно представителями аристократии. Дуэль - строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого - удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Дуэли давно уже запрещены. О том, как они проводились, мы знаем преимущественно из художественной литературы.



Дуэль в жизни М.Ю. Лермонтова.

В своей жизни Лермонтов дважды стоял у барьера: 18 февраля 1840 года в Петербурге и 15 июля 1841 года в Пятигорске. В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ. (Первая ссылка последовала за стихотворение "На смерть поэта"). Вторая дуэль закончилась его смертельным ранением. Что же влекло молодого человека к барьеру? Как вёл он себя во время дуэли? Как всё это согласуется с главным делом его жизни - литературным творчеством? Ответы на эти вопросы можно найти в воспоминаниях современников - друзей и знакомых поэта, и в архивных документах. Исследователь последней дуэли Лермонтова В.А. Захаров справедливо пишет: "Для нас Лермонтов - великий поэт и прекрасный художник, нам хочется видеть его зрелым, благоразумным, уравновешенным, словом, наделённым всеми положительными качествами человеком. Лермонтов же обладал трудным характером: был насмешливым, злым на язык, больно обижал своих друзей и знакомых, что, впрочем, часто сходило ему с рук".

     Как дворянин и офицер, Лермонтов целиком принимал кодекс чести, существовавший в светском обществе того времени. Он не был "бретёром", не "нарывался" на дуэли, но не отказывался дать удовлетворение, если кто-то его требовал. Лермонтов отлично знал дуэльные правила своего времени, о чём можно судить по описанию дуэли в "Герое нашего времени". Со времён Петра I дуэли в России были запрещены. Наказание за участие в дуэлях приравнивалось к наказанию за убийство. 

     Лермонтов был очень вспыльчив, красноречив. Из-за своего характера ему приходилось множество раз участвовать в дуэлях. Самые знаменитые из них:



Дуэль Лермонтова с Э. Барантом

     Дуэль с Э. Барантом В воскресенье состоялась 18 февраля 1840 года на Парголовской дороге за Черной речкой при секундантах А. А. Столыпине и виконте Рауле д'Англесе. Сначала дрались на шпагах. Барант слегка оцарапал грудь противника. Лермонтов  сделал выпад, но конец его шпаги переломился. Перешли на пистолеты, Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов выстрелил в сторону.  Противники тут же помирились. О дуэли узнал царь, и Лермонтова арестовали. Царским решением Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк, который тогда воевал с горцами на Кавказе. В Пятигорске в это лето собралось много представителей великосветского петербургского общества, среди которых были лица, ненавидевшие поэта. Они искали только повода, чтобы навсегда избавиться от «несносного выскочки и задиры», как они называли Лермонтова, старались подбить на ссору с ним какого-нибудь офицера. Наконец такой человек был найден. Это был Мартынов, товарищ Лермонтова по военной школе.

Дуэль Лермонтова с Н. С. Мартыновым


Дуэль Лермонтова с Н. С. Мартыновым состоялась во вторник 15 июля 1841 близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет. Многие обстоятельства этого трагичного события остаются неясными, поскольку показания очевидцев - самого Мартынова и секундантов М. П. Глебова и А. И. Васильчикова - давались на следствии, когда участники дуэли были озабочены не столько установлением истины, сколько тем, чтобы приуменьшить собственную вину. Спустя годы князь А.И. Васильчиков опубликовал воспоминания. Вот некоторые из них: "Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место по тропинке, ведущей в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау. Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде «марш». Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: «Сходись!» Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные. Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом — сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие.

Хотя признаки жизни уже видимо исчезли, но мы решили позвать доктора. По предварительному нашему приглашению присутствовать при дуэли, доктора, к которым мы обращались, все наотрез отказались. Я поскакал верхом в Пятигорск, заезжал к двум господам медикам, но получил такой же ответ, что на место поединка по случаю дурной погоды (шел проливной дождь) они ехать не могут, а приедут на квартиру, когда привезут раненого.

Когда я возвратился, Лермонтов уже мертвый лежал на том же месте, где упал; около него Столыпин, Глебов и Трубецкой. Мартынов уехал прямо к коменданту объявить о дуэли.

Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу".

В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть». Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», император, выйдя в другую комнату к тем, кто остался после богослужения, объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

  Итак, искал ли Михаил Юрьевич смерти? Допустимо ли считать его дуэль с Мартыновым самоубийством «чужой рукой», нарочитым риском утомленного и разочарованного жизнью человека?


Дуэль в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Дуэль между Печориным и Грушницким в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман «Герой нашего времени» появился за год до смерти Лермонтова, но кажется, будто речь в нем идет о событиях грядущей дуэли.

Если сам автор незримо присутствует в образе Печорина, то он не случайно наделил образ Грушницкого некоторыми чертами характера и внешности Мартынова. Современники поэта не без основания полагали, что Мартынов узнал себя в романе, и это якобы сыграло свою роль в ссоре с поэтом. Ведь именно к нему, Мартынову, были обращены слова из дневника Печорина: «…Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать» (версия Д. Алексеева, Б. Пискарева).

Действительно, быть может, гениальная проза Лермонтова стала мощным толчком к взрыву ненависти со стороны Мартынова. Это было «литературное убийство»: Грушницкий отомстил Печорину. Дуэль между Печориным и Грушницким является одним из ключевых моментов в повести. Это произошло в городе  Пятигорск у подножия горы Машук.

    В основе Лермонтовского конфликта - низость души, подлость и коварство Грушницкого. 
     Грушницкий  нарушил законы дуэлей: он собирался убить фактически безоружного человека, но струсил и не сделал этого. 
 Лермонтову важно  внутреннее состояние героев.   

У Лермонтова дуэль описывается от первого лица, в форме дневника главным героем – Печориным.  До дуэли: «сияние первой теплоты солнца», но в «дымной дали», «синее и страшнее, сходились непроницаемой стеной».

 После дуэли «стало темно и сыро», «солнце казалось … тускло, лучи его … не грели» - в душе Печорина после смерти Грушницкого темно, пусто и ничто не греет его. После дуэли  Печорин  понимает, что смерть Грушницкого ничего не изменила ни в окружающем мире, ни в нем самом. Печорин лишь в очередной раз разочаровывается в жизни и чувствует опустошение. 

          В образе Печорина отразились многие черты характера самого автора, факты из его жизни. Но мы не можем говорить, что в романе «Герой нашего времени» автор предсказал свою гибель. Дуэль между Печориным и Грушницким - это авторский вымысел, который причудливым  образом напоминает нам о дуэли между Лермонтовым и Мартыновым.

















Заключение

В заключении можно сделать следующий вывод:

Дуэль можно отнести к типичному, хотя и запрещенному, явлению XIX века. Она являет собой происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Таким образом, роль дуэли социально-знаковая.

Лермонтов был смел и отважен, от вызова не отказывался, во время дуэли в противника никогда не стрелял. 
     Литературное дело считал главным делом своей жизни, но ради него не считал необходимым отказываться от принятых понятий чести, от риска собственной жизнью. 
     Для гения русской литературы всё было кончено. Для человека Лермонтова, может быть, осталась вина перед потомками, что он не уберёг тот священный родник, который через него послал людям Господь. 
     Для нас потомков осталось только то, что он успел создать.








Информационные ресурсы

1. Бродский Н.Л. М.Ю.Лермонтов.Биография.Т.1. Государственное издательство художественной литературы. М.-1945

2. Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. М.Советский писатель-1964

3. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Герой нашего времени. М. Детская литература-1980

4. Ломунова К.Н. М.Ю.Лермонтов в русской критике. М.Советская Россия-1985

5. М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. М.Художественная литература-1989

6. Мануйлов Р.А. Летопись жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. М. Наука-1964

7. Недумов С.И. Лермонтовский Пятигорск . Ставрополь-1974

8. Попов А.В. Лермонтов на Кавказе.Ставрополь-1951

9. Яковлева Е. Последний приют поэта. Ставропольское книжное издательство-1975

10.nsportal.ru/ap/library/...

 11. davaiknam.ru/text/...

12   http://lermontov.sch1262.ru/83.html





























Приложения



















Итоговая таблица.



Лермонтов М.Ю.


Печорин Г.А.


Происхождение и род деятельности


Дворянское, офицер.


Дворянское, офицер.


Черты характера


Вспыльчивый, неравнодушный, любознательный, жестокий, раздражительный, капризный, упрямый. «У него была страсть отыскивать в каждом своем знакомом какую-нибудь комическую сторону, какую-нибудь слабость, и, отыскав ее, он упорно и постоянно преследовал того человека, подтрунивал над ним и выводил его из терпения»(И.Панаев)


Неравнодушный, любознательный, желающий взять от жизни как можно больше, вспыльчивый, противоречивый, смелый, эгоист. Всегда добивался намеченных целей.

«В этом человеке есть сила духа и могущество воли»(В.Белинский)



Место дуэли


Город Пятигорск, гора Машук


Город Пятигорск, гора Машук


Обстоятельства дуэли


Ссора на балу генерала Верзилина, которая произошла между Лермонтовым и Мартыновым.


Грушницкий публично

оскорбил честь Мери.

Заодно и самого

Печорина, назвав его

половцем.


Отношение к ним окружающих


Неоднозначное, противоречивое. Одним он кажется холодным и раздражительным, других поражает живостью и весёлостью.


Негативное. Он вызывал в окружающих непонимание.

Был одинок.















Михаил Юрьевич Лермонтов-(1814-1841)


t1664278946aa.jpg








Эрнест де Барант-(1818-1859)


t1664278946ab.jpg





Николай Соломонович Мартынов-(1815-1875)


t1664278946ac.jpg



Автор материала: К. Буравлев (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.