Исследовательская работа на тему «Емельян Пугачев - историческая личность и литературный герой в творчестве А.С. Пушкина»

1
0
Материал опубликован 24 June 2019

Автор публикации: Е. Челяпина, ученица 9Б класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 137

Железнодорожного района города Новосибирска

 


 


Исследовательская работа

Емельян Пугачев - историческая личность и литературный герой в творчестве А.С.Пушкина


 

Автор: Челяпина Екатерина Вячеславовна,

учащаяся 8-Б класса

 

Руководитель: Нижегородцева О.В., учитель русского языка


 

Новосибирск

2019

Содержание

 

Введение................................................................................................................. 3

1. Век государственных переворотов и активного роста народных движений

1.1 Причины и предпосылки бунта……………………………………….. 4

2.  Интерес А.С.Пушкина к личности Е. Пугачева

2.1. История написания повести «История Пугачёвского бунта» ………. 6

3. Е. Пугачев – исторический портрет в повести «История Пугачёвского бунта»

3.1. Биографии Е.Пугачева………………………………………………… 7

3.2. Черты характера……………………………………………………….. 9

3.3. Планы Е. Пугачева…………………………………………………… 10

4. Художественный образ Е. Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

4.1. Образ самозванца, беглого казака ………………………………….. 11

4.2. Сопоставление реальной личности и художественного образа Емельяна Пугачева…………………………………………………………….. 12

Заключение………………………………………………………………... 14

Список литературы………………………………………………………. 15

 

Введение

 

Актуальность: Тема, которую я выбрала для исследовательской работы, не потеряла своей актуальности даже по прошествии более 245 лет с начала Пугачевского восстания. В современном мире историки и политологи изучают предпосылки, приводящие народ к митингам, протестам, проводят аналогию с историческими событиями в истории России. Роль личности Е. Пугачева интересна тем, почему народ доверяет самозванцам, способным поменять ход истории.

Цель: сопоставить образ Емельяна Пугачёва в произведениях А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и «История Пугачёвского бунта».

Задачи:

- исследовать историческую эпоху, показанную автором в романе «Капитанская дочка»; История Пугачёвского бунта»;

- найти в интернет - источниках интересные факты о Е. Пугачеве;

- выявить основные черты Е. Пугачёва.

Объект исследования: роман «Капитанская дочка», «История Пугачевского бунта».

Предмет исследования: образ Емельяна Пугачёва.

Методы исследования: изучение литературы и других источников информации, анализ информации, сопоставление фактов.

Гипотеза: мы предположили, что А.С.Пушкин в своих произведениях по-разному изображает образ бунтовщика: «звероподобный и кровожадный» - человечный.

 

Историки в разное время изображали крестьянское восстание 1773-1775 годов то как «бунт казака Пугачева» и собранной им «шайки воров и убийц», то народным крестьянским вож­дем, одни воспевали его в песнях, другие жгли его изображения и предавали анафеме. В официальных сообщениях и документах того времени Пугачев характеризуется как вор, разбойник, убийца и самозванец. Например, историк А.П. Сумароков говорит о нем исключительно так: «изменник, невежда», «злодей и изверг».

Сегодня узнать правду о восстании практически невозможно, поскольку в 1775 году в России запретили всякое упоминание даже имени Пугачёва, но некоторые факты все же дошли до нашего времени.

Все материалы по делу Пугачёва на протяжении 144 лет, до конца правления династии Романовых, были под грифом «секретно». Даже Пушкин, во время работы над своей «Историей Пугачёва», писал, что все материалы по делу опечатаны. Сведений, обнародованных правительством, ему хватило всего на 36 страниц, и великий русский поэт понимал, что работа эта далеко не полная и содержит много противоречий.

Прочитав произведения А.С. Пушкина, одно художественное, другое основанное на исторических фактах и воспоминаниях очевидцев, хочу разобраться, где образ настоящий, а где вымышленный.

 

 

1. Век государственных переворотов и активного роста народных движений

 

1.1. В период царствования Екатерины II обострились социальные противоречия и  усиливались стихийные антикрепостнические выступления крепостных и приписных крестьян, горожан, работных людей, казаков. Причиной этого было распространение крепостничества на новые территории и новые категории населения.

Увеличение государственных налогов и повинностей, законодательное расширение прав дворянства в отношении личности крестьянина привело к росту ничем не ограниченного произвола помещиков. Все это толкало крестьян к росту сопротивления.

Ухудшилось положение приписных крестьян. Заводское начальство получило те же права, что и помещик над своим крестьянином. Работа на заводе стала для приписных крестьян тяжелой барщиной. Ухудшались условия жизни и труда работных людей. Для ускорения темпов развития промышленности, владельцам заводов разрешали выкупать государственных (свободных) крестьян целыми деревнями. Государство увеличивало подати и повинности, 

Основу самому масштабному восстанию на территории Российской Империи заложили, непродуманные действия властей и лично Екатерины II. На словах императрица являла собой олицетворение русского просвещения, однако её реальная сословная политика существенно отличалась от декларируемых просветителями идей.

Чтобы определить основные причины случившейся в 1773-1775 годах казацко-крестьянской войны, необходимо обратить внимание на состав сторонников бунта — крестьян, казачество и кочевые народы. Немалую роль в обострении обстановки в стране сыграли слухи, распространявшиеся среди крестьян, о том, что Петром III уже был подготовлен манифест о крестьянской вольности, но за это «злые» дворяне убили императора и скрыли манифест. Императору же чудом удалось спастись. Он скрывается и ждет момента, чтобы объявиться перед народом и повести его на борьбу за восстановление правды и справедливости. Эти слухи породили надежду на царя-избавителя и обусловили выдвижение многих самозванцев, которые появлялись под именем императора Петра III. Социальному взрыву способствовало также ухудшение экономического положения в стране в связи с русско-турецкой войной 1768–1774 гг.

Яицкие казаки были лишены привилегий беспошлинного лова рыбы, добычи соли. Их волнения тоже были жестоко подавлены. Все эти выступления были своеобразной предтечей крестьянской войны под предводительством Е.  Пугачева.

 

 

2.  Интерес А.С.Пушкина к личности Е. Пугачева

 

2.1 Александр Сергеевич интересовался личностью Пугачева и как историк, и как литератор.  Он был первым исследователем личности Емельяна Пугачева и написал в 1834году «Историю Пугачевского бунта», а в 1836 году - повесть «Капитанская дочка».

«История Пугачевского бунта» — повесть, составленная в виде исторического отрывка о событиях Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва и по документам, хранившимся в государственном архиве.

Событиями пугачевского бунта автор был заинтересован с 1824 году. Он изучал газеты и книги, всё, что было обнародовано о Пугачёве. Самое первое достоверное повествование о бунте представил Петр Рычков в своей хронике «Осада Оренбурга». Опубликовать ее не осмелился ни один тогдашний издатель.

Три рукописных экземпляра попали в руки А. С. Пушкина, обратившегося за сбором материалов о Пугачеве к разным учреждениям и частным лицам. Летом 1833 года старейший библиограф, издатель журналов «Сибирский вестник» и «Азиатский вестник» Г. И. Спасский доставил ему рукопись Петра Рычкова под названием «Описание шестимесячной осады Оренбурга». Чуть позже он получил от братьев Языковых еще один экземпляр рукописи Рычкова, а в апреле 1834 года «Осаду Оренбурга» ему прислал историк-романист И. И. Лажечников.

Пушкин назвал «Осаду Оренбурга» летописью, высоко оценил ее и доверительно опирался в своей работе на это сочинение Рычкова, цитировал и пересказывал многие его страницы. А при издании в 1834 году «Истории Пугачевского бунта» опубликовал его целиком в качестве приложения.

Готовя к печати «дело Пугачева», малоизвестное, «доныне нераспечатанное», А.С. Пушкин указал источники, которыми он пользовался в работе. Во втором томе «Истории Пугачева» он представил ряд исторических документов: указы и письма Екатерины II, донесения военачальников Румянцева, Бибикова, Державина, записи устных рассказов, преданий и песен о Пугачеве.

В 1833 году писатель обратился к военному министру графу Александру Ивановичу Чернышеву с просьбой о разрешении пользоваться материалами военного архива. Свое желание объяснил намерением писать «историю генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского».  Однако его интерес был направлен на «мужицкого царя» Емельяна Пугачёва.

Когда разрешение было получено, А.С. Пушкин познакомился с материалами Секретной экспедиция Военной коллегии, архивными материалами Главного штаба, а затем приступил к «истории Пугачёва». Он побывал в местах Пугачевского бунта: в Нижнем Новгороде, Казани, Сибирский, Оренбурге, Уральске, где записывал рассказы, песни, предания свидетелей крестьянской войны.

В Петербурге автор обратился в канцелярию его Императорского величества с письмом, в котором осмеливался просить дозволения представить написанную им историю Пугачёвщины на высочайшее рассмотрение. В рукопись были внесены 23 поправки и изменено название с «История Пугачёва» на «Историю Пугачевского бунта».

В декабре 1834 года «История Пугачевского бунта» была издана. 

Пушкин создал первую в России научно-художественную летопись событий Пугачёвского бунта, которая и по сей день не утратила своего значения.

 

3. Е. Пугачев – исторический портрет в повести «История Пугачёвского бунта»

 

3.1. Атмосфера общей несправедливости создавала социальную базу возможному восстанию. Ещё до восстания Пугачева произошел ряд восстаний, которые были жестоко подавлены. Казаков вешали, сажали на кол и четвертовали. Таким образом, почва для восстания была подготовлена. Простые казаки были обозлены. Нужен был только предводитель. И он нашелся в лице Пугачева.

Пушкин представляет читателям Пугачева, как «неизвестного бродягу, который нанимался в работники, принимаясь за всякое ремесло. В общении с казаками отличался «дерзостию своих речей, поносил начальство и подговаривал казаков бежать в области турецкого султана», обещал каждому выдать по «двенадцати рублей в месяц жалованья».

Из манифеста Екатерины II и из показаний Пугачева на суде мы узнаем подробности его биографии: Емельян Пугачёв родился в  станице Зимовейской на Дону. Семья была православной. Ему было лет сорок, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно-русые, бороду черную, небольшую и клином. Еще в детстве ему выбили зуб в кулачном бою. На левом виску имел он белое пятно, а на обеих грудях знаки, оставшиеся после болезни. Он не знал грамоты и крестился по-раскольничьи. Лет тому десять женился он на казачке Софье Недюжиной, от которой имел пятеро детей, двое умерли. Пугачёв начал службу в 18 лет. Успел поучаствовать в Семилетней войне с Пруссией и в русско-турецкой войне.

Служба протекала по-разному: Пугачёв бывал и в числе отличившихся, и в числе провинившихся  казаков. В 1770 году хотел уйти в отставку по болезни, но ему отказали, дав рекомендации полечиться дома.

Вернулся по болезни на Дон. Пугачев уклонялся от службы в армии, бежал на Терек, жил среди терских казаков, за Кубанью у казаков - некрасовцев, в Польше, среди старообрядцев под Черниговым, Гомелем, на реке Иргизе. Несколько раз попадал под арест, но совершал побеги.

В мае 1773 года бежал из казанской тюрьмы, снова прибыл в Яицкий городок. Именно здесь он сошелся с яицким казаками, которые уже поднимали восстание, и впервые назвался именем Петра III Фёдоровича. Он доказывал, что сумел бежать из Петербурга в Царицын, а из Царицына на Яик. На сомнения казаков: «Ты де называешь себя государем, а у государей де бывают на теле царские знаки», то Емелька разодрал рубаш­ки ворот и сказал: «На вот, коли вы не верите, што я госу­дарь, так смотрите — вот вам царский знак». И показал сперва под грудями следы рубцов от бывших ран, а потом такое же пятно и на левом виске. Оные казаки Шигаев, Караваев, Зарубин, Мясников, посмотря те зна­ки, сказали: «Ну, теперь верим и за государя тебя призна­ем».

В сентябре того же года от его имени был прочитан первый манифест о начале восстания. Первые восставшие были яицкие - старообрядцы. Затем к ним присоединились отряды башкир и других народов Поволжья, уральские работные люди, а также крестьяне, составлявшие большинство на последнем этапе восстания. Многочисленные отряды повстанцев действовали на огромной территории. 

3.2. Пугачёв был хорошим организатором. Он прошёл военную школу, участвовал в двух войнах. «Царь Петр III» пытался навести порядок в рядах восставших. Повстанцы были поделены на «полки», возглавляемые выборными или назначенными Пугачевым «офицерами». В 5 верстах от Оренбурга в Берде сделал он свою ставку. При императоре из его охраны образовалась «гвардия». В своей ставке в Берде Пугачев завел порядки, напоминающие регулярную армию, заставлял войска «делать учения, особенно артиллерийские». Подъем и отбой производились в одно и то же время выстрелом из «вестовой» пушки. Тревогу объявляли звоном набатного колокола. Из Берды направлялись многочисленные казацкие разъезды, имевшие свои «заставы» и «станции». Лагерь пугачевцев в Берде был окружен караулами, пикетами и дозорами.

На пугачевские указы ставили «большую государственную печать». Пугачев был неграмот­ным: «настоящий» государь должен был подписывать свои указы собственноручно, а Пугачев этого не делал. Он предупредил своего секретаря, что тот будет сразу же повешен, если проговорится.

При «царе» действовала Военная коллегия, сосредоточившая военную, административную и судебную власти.

Пугачев был отважен, решителен, храбр. Это отмечали и друзья, и враги. Даже Екатерина II вынуждена была признать, что он «человек чрезвычайно смелый и решительный». Когда ему советовали быть осторожней и поберечь свою жизнь, он, усмехаясь, говорил: «Пушка царя не убьет! Где это видно, чтоб пушка царя убила».

Пугачев был превосходным артиллеристом. По свидетельству пугачевцев, он лучше всех знал, и «как в порядке артиллерию содержать», и как «правильно палить из пушек».

Емельян был хорошим психологом. Он понимал, что за казаком ещё пойдут немногие, а вот за добрым царём народ пойдёт обязательно. Сильна была вера людей в царя-батюшку, заступника. Поэтому он и назвался Петром III.

Самозванец чрезмерно злодействовал: сжигал селения и города, губил, казнил людей: «Лагерь полон был офицерских жен и дочерей, отданных на поругание разбойникам. Казни происходили каждый день. Овраги около Берды были завалены трупами расстрелянных, удавленных, четвертованных страдальцев. Шайки разбойников устремлялись во все стороны, пьянствуя по селениям, грабя казну и достояние дворян, но не касаясь крестьянской собственности».

3.3. В своей ставке и на поле боя Пугачев отлично играл «царскую роль». Он издавал указы не только от себя лично, но и от имени «сына и наследника» Павла. Часто при людях Емельян Иванович доставал портрет великого князя и, глядя на него, говорил со слезами: «Ох, жаль мне Павла Петровича, как бы окаянные злодеи его не извели!» А в другой раз самозванец заявлял: «Сам я царствовать уже не желаю, а восстановлю на царствие государя цесаревича». Продуманной программы у него не было, речь шла о создании казацко-крестьянского государства со справедливым царем. Пугачев не знал, как работает система управления государством, как пополняется казна. Манифесты, указы и обращения предводителя носили мечты о воле, равенстве, справедливости.

В случае поражения Пугачев думал только о своем спасении, тридцать лошадей он держал наготове. Башкирцы подозревали его намерения, в случае неудачи они думали предать его, тем самым заслужить помилование.

Поставленной цели Пугачев не достиг, погряз в кровавых преступлениях: разрушались военные крепости, грабились и уничтожались православные храмы, сжигались города.

 

4. Художественный образ Е. Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

 

4.1. Пугачев Емельян — герой повести Пушкина. Самый первый раз мы встречаем Пугачева не в образе «государя», а в образе простого бедного мужика, плохо одетого. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Но эта встреча сыграла большую роль в дальнейшем развитии событий. Всё дело в том, что Петруша пожалел бедного мужика и подарил ему заячий тулуп, хотя Савельич был против. Эта доброта Петруши потом ему очень много раз помогла. Пугачев очень мирно разговаривал с Петрушей, он был очень ему благодарен за подарок, симпатизировал Петруше.

  Качества Пугачева позволявшие встать ему во главе восстания, - это смелость, отвага, хитрость, ненависть и военный талант. Пугачев был смел, он не боялся ни властей, ни народа, никого. Он обладал отвагой при захвате крепостей, городов. Хитрость ему помогала выдать себя за «спасшегося» императора Петра III, для того чтобы легче было начать восстание.

Вторая встреча героев происходит в Белогорской крепости, где Петр Гринев отбывает службу. Крепость осаждают воины Пугачева. Пугачев въезжает в крепость, он предстает перед нами в образе «государя», одежда на нем, по мнению народа, как подобает государю: красный казацкий кафтан, обшитый галунами, на голове высокая соболья шапка с золотыми кистями. В этой главе Пугачев, как суровый и жестокий «государь».

Жители встречают пугачевцев: «В крепости у станичной избы постланы были ковры и поставлен стол с хлебом и солью. Поп ожидал Пугачева с крестом и со святыми иконами. Когда въехал он в крепость, начали звонить в колокола; народ снял шапки, и когда самозванец стал сходить с лошади, при помощи двух из его казаков, подхвативших его под руки, тогда все пали ниц. Он приложился ко кресту, хлеб-соль поцеловал и, сев на уготовленный стул, сказал: „Вставайте, детушки».

Пленных, среди которых был и Гринев, ведут на площадь присягать Пугачеву. Первым на виселице гибнет комендант, отказавшийся присягнуть «вору и самозванцу», под ударом сабли падает мертвой Василиса Егоровна. Смерть на виселице ждет и Гринева, но Пугачев милует его. Гринев узнает в Пугачеве «вожатого», Пугачев узнает его тоже и предлагает перейти Гриневу на свою сторону. Петр отказывается, оставаясь верным присяге императрице. Пугачев уважает смелость молодого человека, а также помнит его добрый жест, поэтому сохраняет ему жизнь. Гринев и Пугачев считают себя орлами. Для Пугачева лучше «раз напиться живой кровью», пусть путем обмана и разбоя пожить хорошо, пусть недолго. Но для Петра Андреича жить разбоем – значит «клевать мертвечину». Друг друга они понимают, но у каждого свое мнение.

Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и он отпускает Гринева вместе с ней.

Последняя встреча персонажей происходит на плацу во время казни Пугачева. Мятежник видит Гринева среди толпы, одобрительно кивает ему головой.
Пугачев поднялся и стал кланяться во все стороны. Так он прощался с народом. Стали зачитывать приговор, во время которого главный мятежник время от времени крестился и тихо произносил молитвы. Затем Пугачев произнес свою последнюю фразу, начинающуюся словами: «Прости меня, народ православный…», а сам в это время бил земные поклоны и без устали крестился, обратя свой взор к соборам Кремля.

4.2. Оценка Пугачева Пушкиным - историком резко негативная. Он не только против бунта – «бессмысленного и беспощадного», не очень хорошего мнения о самой личности Пугачева. Он называл его «злодеем, мошенником, самозванцем». Пушкин не мог его изобразить очень добрым, так как был запрет упоминать о Пугачеве.

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы: образы значительно отличаются друг от друга, хотя источник информации один. Представленный образ данной личности противоречив. С одной стороны, мятежник разорял деревни, убивал и не щадил никого. Очень много эпизодов о его неоправданной жестокости приведено в повести. В то же время мы видим смелого человека, справедливого, великодушного, умеющего помнить добро, он ценит искренность, верность и правдивость. Ему свойственны многие черты русского народа: мудрость, проницательность, лукавство, чувство юмора. Народ доверял ему, «весь черный народ» был за Пугачева», слагали песни о нем. Он был бескорыстным, у него не было мыслей обогатиться, перед казнью у него нашли зашитыми всего четыре червонца. Он не хотел мириться с рабством, хотел личной свободы и для всего народа, измученного гнетом крепостного права.

В романе Пушкин показал героя более человечным, простым в обращении с товарищами: сидел за одним столом, пел бурлацкие песни. Пугачёв неграмотен, но умён и талантлив. Предводитель крестьянского восстания представлял реальную угрозу царской власти в России, за что и был так жестоко наказан Екатериной II.

Заключение: Работа помогла мне представить всю масштабность произошедших событий, углубить знания по истории и литературе.

Изучив использованную литературу для подготовки данной работы и сопоставив образы одного героя в разных произведениях, можно сказать, что гипотеза верна. В исторических трудах Пугачев изображен злобным и жестоким человеком, он соответствует историческим событиям, у него сильна ненависть к дворянам, он не может мириться с унижениями простого народа.

Е. Пугачев в романе «Капитанская дочка» вызывает уважение и сочувствие.

А.С. Пушкин, используя приемы художественного жанра, в образе своего героя подчеркивает отдельными штрихами природный ум, героический характер, открытость души. Автор освещал события восстания и фигуру Пугачева с позиции народа. Пушкин, не высказывая официальную оценку восстания, дает читателям глубже понять личность Пугачева — вожака народного движения, увидеть в его характере те положительные свойства, которые составляют неотъемлемые и типичные черты русского человека из простого народа.

 

 

Список литературы

 

Пушкин А. С. «История Пугачевского бунта» (в сокращении) / Литература, В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Москва: «Просвещение», 2006.

Пушкин, Александр Сергеевич (русский поэт: 1799-1837). Капитанская дочка / А. С. Пушкин. - Санкт-Петербург: Лениздат, 2014. - 319 с.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва / Овчинников Р. В. // Кварнер — Конгур.  М.: Советская энциклопедия, 1973. — (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 12).

Егоров, А."Истребить Пугачева!" / Алексей Егоров //Родина .- 2010 .- № 11 .- С. 19-20.

https://ru.wikipedia.org

https://екатерина2.рф

http://obuchonok.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.