12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Муштакова Татьяна Викторовна16
5

Урок на тему «Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина». Стихотворения «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…»

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина» («Пророк», «Я памятник себе воздвиг…»).

Цель урока:

- определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить  высокое  назначение поэта;

- способствовать эмоциональному восприятию текста, учить чувствовать слово, развивать творческие способности, мышление;

- воспитывать внимательное отношение к поэзии, определить своё место в жизни.

 

 

Ход урока.

1.Организационный момент. Включение учащихся в деятельность. Создание положительной эмоциональной направленности.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучение творчества А.С. Пушкина.

 

2. Подготовка к « открытию новых знаний». Формулировка темы и задач.

- Итак, сегодня мы изучаем тему, возможно, без которой невозможен был бы разговор о лирике не только Пушкина, но и многих других его последователей: Лермонтова, Тютчева, Фета, поэтов Серебряного века.

Читаем выразительно эпиграфы к уроку. Подумаем, какова будет тема урока?

1. Поэт не человек, он только дух-

Будь слеп он, как Гомер,

Иль, как Бетховен, глух,-

Всё видит, слышит, всем владеет.

А. Ахматова

2. Иди один и исцели слепых,

Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья

Учеников злорадное глумленье

И равного душе толпы.

А. Ахматова

3.Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,

Сердись, кричи, брани,- а я-таки поэт.

А. С. Пушкин

 

« Тема поэта и поэзии»- предмет нашего разговора на нашем занятии.

Тема поэта и поэзии традиционная. Вспомним, кто из предшественников А. С. Пушкина обращался к этой теме.

Перед вами портреты данных поэтов. Чтобы соотнести портрет с именем и датой по временной хронологии, я вам немного помогу. Здесь изображены Гораций, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин.

Тема поэта и поэзии проходит также и через всё творчество А. С. Пушкина. « К другу стихотворцу» - его первое опубликованное произведение этой темы. Оно было напечатано в журнале « Вестник Европы» в 1814 году. А одно из последних – « Я памятник себе воздвиг нерукотворный» - было написано поэтом в 1836 году.

 

Анализ стихотворений.

- Итак, давайте обратимся к самим стихотворениям.

Слово учителя: Мыслью о высоком назначении поэзии пронизано стихотворение Пушкина «Пророк». Навеяно оно событиями 14 декабря и скорбью поэта о гибели его собратьев, друзей, товарищей. Произведение написано в 1826 году по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный Пушкин ехал для встречи с царем.

Сюжет стихотворения связан с библейской легендой.

- А в чем же смысл пушкинского «Пророка», опирающегося на библейскую легенду, но и отступающего от нее? Давайте попробуем в этом разобраться.

- В «Пророке» много церковнославянизмов и архаизмов, поэтому прежде, чем я начну читать текст, познакомимся со смыслом слов, вышедших из употребления. (Все слова записаны на доске!!!!!!!)

«Пророк» - в религиозно-мистическом представлении - провозвестник, истолкователь воли бога. Пушкин частично использует «Откровения» библейского пророка Исайи. Носитель правды, справедливости.

«Серафим» - в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.

«Ангел» - по учению христианской религии – доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона – злого духа), действующего по воле бога.

«Зеницы» - глаза.

«Персты» - пальцы.

«Десница» - правая рука;

«Виждь» - смотри.

«Внемли» - слушай, вникай.

«Глаголом» - словом.

Чтение стихотворения «Пророк» учителем (1826 г.). Психологическая пауза.

- Каким изображен лир.герой в начале стихотворения?

(В начале стих-ия мы видим человека с высокими запросами, томимого духовной жаждой, т.е. стремящегося к творческой деятельности. Но он стоит на «перепутье» - не знает, чем и как утолить «духовную жажду», а поэтому не живет, а «влачится», прозябает).

- С кем сравнивается поэт?

(С пророком. И поэт и пророк одинаково важны для человечества, и Бог призывает их к служению для блага людей).

- Какой путь проходит поэт прежде чем стать пророком?

(Проходит путь от грешника, который «влачился» без цели в «пустыне мрачной», до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка.)

- Что делает посланник Бога Серафим для того, чтобы грешника превратить в поэта?

(Серафим преобразует всю природу человека : у грешника открылись глаза, он получил чуткий слух, вместо «празднословного» и «лукавого» языка – «жало мудрыя змеи», вместо «сердца трепетного» – «угль пылающий огнем»)

Т.е. пророк стал видеть и слышать то, что не могут видеть и слышать обычные люди.

- Но не только это позволило измениться: «как труп в пустыне я лежал». Чего еще не хватало для того, чтобы стать настоящим поэтом?

(Необходима также высокая цель, идея, благодаря которой поэт творит и которая придает смысл тому, что он делает. И Бог вкладывает в пророка свою божественную волю:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей)

- Зачем лир.героя лишают трепетного, колеблющегося, взволнованного, наполненного надеждами и страхом сердца?

(Чтобы он твердо мог говорить правду, без колебаний)

Т.е. пророческий дар требует твердости и безжалостности.

- Как композиционно можно разделит это стихотворение? На сколько частей?

( 1. Встреча с Серафимом, 2. Превращение в пророка, 3. «Бога глас ко мне воззвал» (воля Бога))

- Как Пушкин определил задачи поэта, назначение поэзии?

(особая миссия поэта в обществе, сходная с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей», т.е. словом зарождать мысли, сомнения, вызывать чув-ва в сердцах людей).

- Как вы думаете, для чего нужны Пушкину в стих-ии библейские образы и использование высокой книжной лексики?

(Для характеристики высокого назначения поэта и поэзии)

- Давайте обратим внимание на синтаксическую особенность стихотворения.

 

- Каким союзом часто начинается стихотворная строка в стихотворении? (Союзом и)

 

- Сколько стихотворных строк начинается союзом? (13)

Это почти половина стихотворения.

 

- Как называется этот приём?

 

- Для чего Пушкин использует его? Какие чувства он хочет передать нам? (Приём анафоры хорошо передаёт взволнованность, эмоциональную напряжённость речи пророка).

 

Фразой «глаголом жечь сердца людей» Пушкин определил и свое собственное поведение и роль в общественной жизни эпохи.

Давайте запишем вывод по этому стихотворению в тетрадь: «Пророк» - поэтическая декларация Пушкина, определяющая принципиальное для него положение об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей».

 

- Гимном поэзии является стихотворение «Я памятник воздвиг нерукотворный…», которое было написано 21 августа 1836 года, т.е. незадолго до смерти Пушкина. В нём он подводит итог своей поэтической деятельности. Давайте обратимся к тексту. (Чтение стихотворения)

 

-Во имя чего, с чем связывает поэт бессмертие творчества?

(С бессмертием народа, памятью).

 

-Что значит «памятник нерукотворный»?

(Созданный не руками, а мыслью).

 

-Чем Пушкин запомнится народу?

(«Чувства добрые я лирой пробуждал», «милость к падшим призывал»).

-Какие языковые средства чаще встречаются?

(Эпитеты: нерукотворный, непокорная, заветная, жестокий).

 

- Какие ещё изобразительно-выразительные средства помогают предать высокий пафос стихотворения? (см. методичку)

 

-С чем сравнивает Пушкин памятник?

(Александрийским столпом). Это гладкая гранитная колонна, воздвигнутая в честь Александра 1 на Дворцовой площади в Петербурге.

 

-Что нас еще больше убеждает в том, что душа поэта вечно останется живой?

(Глаголы: «переживет» и «убежит»).

 

-Как характеризует Пушкин народы России?

(Славянин - гордый, тунгус - ныне дикой, калмык - друг степей).

 

-Чем поддерживается приподнятость настроения?

(Славянизмы: глава, столп, пиит; усеченные слова: доколь, всяк; выражения: «народная тропа», «заветная лира»).

 

Подведение итогов

- Подводя итог всему сказанному, давайте сделаем вывод, в чём же видит Пушкин предназначение поэта? О чём говорят его стихотворения, с которыми мы сегодня познакомились?

 

5. Домашнее задание

Найти стихотворения других авторов на эту тему и сделать анализ. Сочинить своё стихотворение по желанию

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.