Литературно-Историческое наследие сестёр Хвощинских
Автор публикации: И. Попова, студентка 2 курса
Литературно-историческое наследие сестёр Хвощинских
Происхождение рода Во второй четверти XIX в. в Рязани на ул. Семинарской (Каляева) обосновалась на постоянное жительство семья обедневшего дворянина Д.К. Хвощинского, три дочери которого — Надежда, Софья и Прасковья — приобрели своей деятельностью известность в русской литературе.
Род Хвощинских ведёт свое происхождение от Дмитрия Минича Софроновского, бывшего у великого князя Василия I Дмитриевича «в боярах». Его правнук Василий Андреевич имел сына Матвея, по прозвищу Хвощ, отчего потомки его стали называться Хвощинские. Многие Хвощинские служили Российскому престолу дворянские службы в разных чинах и жалованы были поместьями. Род Хвощинских внесён в VI часть родословной книги Тамбовской губернии. Род Хвощинских ведёт свое происхождение от Дмитрия Минича Софроновского, бывшего у великого князя Василия I Дмитриевича «в боярах». Его правнук Василий Андреевич имел сына Матвея, по прозвищу Хвощ, отчего потомки его стали называться Хвощинские. Многие Хвощинские служили Российскому престолу дворянские службы в разных чинах и жалованы были поместьями. Род Хвощинских внесён в VI часть родословной книги Тамбовской губернии.
Герб рода Хвощинских
Немного о родителях Хвощинских Отец – небогатый помещик, участник Отечественной войны 1812 года, бывший офицер-артиллерист, по выходе в отставку служил в Рязанской губернии отделении ведомства коннозаводства; человек образованный и страстный любитель искусств. Мать – полька по происхождению, получила хорошее образование, владела в совершенстве французским языком и передала это знание своим детям. Через несколько лет после рождения Надежды её отец был несправедливо обвинён в растрате казённых денег, лишился места, попал под суд и подвергся взысканию в размере 15 тыс. рублей (практически всего своего состояния). Вдобавок к этому, он после суда только через десять лет сумел снова поступить на государственную службу. Хвощинские были вынуждены переселиться в Рязань (здесь, в доме на ул. Семинарской), (полуразрушен после пожара).
Дом Хвощинских, деревянный, одноэтажный, состоял из девяти комнат. Под домом располагался обширный подвал. Во дворе теснились хозяйственные постройки. На сушилах конюшни духовито пахло сено. Под одним из четырёх сараев имелся глубокий погреб, выложенный кирпичом. За домом простирался изрядно запущенный сад. Огромные вязы подпирали рязанское небо своими макушками. В тени таинственно зеленели папоротники. От небольшого ручья тянуло сыростью. Среди деревьев пряталась беседка, в которой в тёплое время любила работать Надежда Хвощинская. Иногда сосредоточиться над листом бумаги мешали горластые грачи, которые затевали ссору, кружась над садом, и тогда кто-нибудь из домашних приглашал мужчин из пожарной части, расположенной напротив, и пожарные разгоняли непрошеных пернатых гостей…
Сестры Хвощинские Хвощинская Надежда Дмитриевна Хвощинская Софья Дмитриевна Хвощинская Прасковья Дмитриевна
В гостеприимный дом Хвощинских наносили визиты рязанский вице-губернатор М.Е. Салтыков-Щедрин, который дружил с Надеждой Дмитриевной, известный славянофил Иван Аксаков, общественный деятель-реформатор Кошелев... В гостеприимный дом Хвощинских наносили визиты рязанский вице-губернатор М.Е. Салтыков-Щедрин, который дружил с Надеждой Дмитриевной, известный славянофил Иван Аксаков, общественный деятель-реформатор Кошелев...
Хвощинская Надежда Дмитриевна (псевдоним В. Крестовский) (годы жизни 1824 (по другим данным, 1822 г.) -1889) — прогрессивная писательница-реалистка, поэтесса, литературный критик. Сотрудничала во многих столичных журналах, особенно часто печаталась в «Отечественных записках». Широкую известность получила своими романами и повестями. Главная тема ее произведений — жизненный конфликт мыслящей провинциальной молодежи с миром собственничества и корысти. Идейно-художественные взгляды писательницы сформировались под влиянием Н. Г. Чернышевского, M. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. А. Некрасова. Жизнь и творчество Н. Д. Хвощинской прочно связаны с Рязанью, где она постоянно жила до 1884 г., изредка выезжая в Петербург. В Рязанской губернии черпала материал для своих произведений. Все, что написано ею, создавалось в основном здесь.
Литературный дебют Первое стихотворение было напечатано в 1842 г. в журнале «Сын отечества». На выход её первой книги — повести в стихах «Деревенский случай» (1853) откликнулся Н.А. Некрасов. Отметив в повести «верно и тонко выраженные мысли», он в целом не увидел у автора «собственно поэтического таланта». Считая, что Надежда «пошла по ложной дороге», он советовал ей обратиться к прозе (Некрасов Н. А. Собр. соч. — т. 9.—С. 671—673). Надежда Дмитриевна прислушивается к мнению авторитетного писателя и к 1859 году полностью переходит к прозе. Всего с 1842 по 1859 год период ею было написано около ста стихотворных произведений, самыми яркими из которых являются «Новые песни», «В сумерки» (1847), уже упомянутый «Деревенский случай» (1853), «Слово» (1856), «Кладбище» (1859). В 1850 г. Н. Д. Хвощинская перешла на прозу, став постоянным корреспондентом «Отечественных записок». Наибольшие известные произведения В. Крестовского: «Анна Михайловна» (1850), «Деревенская история» (1855), «Учительница» (1880) и др. Её произведения переводились на французский и итальянский.
Творчество Н. Д. Хвощинской привлекало симпатии современников. В дом на Семинарской улице Рязани приходили письма от Н. А. Некрасова, M. Е. Салтыкова-Щедрина, И. А. Гончарова. В Рязань, чтобы познакомиться с писательницей, приезжал из Петербурга редактор «Литературной газеты» В. Р. Зотов. Художник И. Н. Крамской приехал, чтобы написать портрет Н. Д. Хвощинской по заказу П. М. Третьякова для его собрания.
Н. Д. В 1884 г., похоронив в Рязани родителей, лишившись сестры Софьи и мужа (И. И. Зайончковского), Н. Д. Хвощинская-Зайончковская переехала в Петербург, где провела последние годы жизни. Умерла в Петергофе, похоронена на Старо-Петергофском (Троицком) кладбище. Н. Д. В 1884 г., похоронив в Рязани родителей, лишившись сестры Софьи и мужа (И. И. Зайончковского), Н. Д. Хвощинская-Зайончковская переехала в Петербург, где провела последние годы жизни. Умерла в Петергофе, похоронена на Старо-Петергофском (Троицком) кладбище.
Хвощинская Софья Дмитриевна
Хвощинская Софья Дмитриевна (псевдоним И.В. Весеньев) (1828-1865) — писательница, творчество которой было направлено на разоблачение крепостнической идеологии, социальных пороков. Родилась в с. Воронки Рязанского уезда в 1828 году. Домашнее образование. Училась дома вместе со своей сестрой Надеждой. Затем училась в московском Екатерининском институте. Жила в Рязани. Писала под псевдонимом И. Весеньев. Ей принадлежат романы: «Знакомые люди» («Отечественные записки», том 91) и «Наследство тетушки» («Отечественные записки», том 117); повести «Простые смертные» («Отечественные записки», том 120, 1858), «Мудреный человек» («Отечественные записки», 1861, №№ 6—8), «Земные радости и радость нашего переулка» («Отечественные записки», 1862, № 6), «Кое-что из наших нравов» («Отечественные записки», 1862, № 9), «Маленькие беды» («Библиотека для чтения», 1865, № 3). Перевела труд Джона Стюарта Милля «О свободе». Обладала талантом в живописи. Написала прекрасный портрет известного художника А. А. Иванова. По характеру своего дарования и направлению Xвощинская близка к своей более талантливой сестре, с которой была очень дружна. Умерла в Рязани в августе 1865 года. Могила ее сохранилась до наших дней в бывшем некрополе Спасского монастыря, на территории Рязанского кремля. В том месте, где покоится прах И. П. Пожалостина и Я. П. Полонского... Хвощинская Софья Дмитриевна (псевдоним И.В. Весеньев) (1828-1865) — писательница, творчество которой было направлено на разоблачение крепостнической идеологии, социальных пороков. Родилась в с. Воронки Рязанского уезда в 1828 году. Домашнее образование. Училась дома вместе со своей сестрой Надеждой. Затем училась в московском Екатерининском институте. Жила в Рязани. Писала под псевдонимом И. Весеньев. Ей принадлежат романы: «Знакомые люди» («Отечественные записки», том 91) и «Наследство тетушки» («Отечественные записки», том 117); повести «Простые смертные» («Отечественные записки», том 120, 1858), «Мудреный человек» («Отечественные записки», 1861, №№ 6—8), «Земные радости и радость нашего переулка» («Отечественные записки», 1862, № 6), «Кое-что из наших нравов» («Отечественные записки», 1862, № 9), «Маленькие беды» («Библиотека для чтения», 1865, № 3). Перевела труд Джона Стюарта Милля «О свободе». Обладала талантом в живописи. Написала прекрасный портрет известного художника А. А. Иванова. По характеру своего дарования и направлению Xвощинская близка к своей более талантливой сестре, с которой была очень дружна. Умерла в Рязани в августе 1865 года. Могила ее сохранилась до наших дней в бывшем некрополе Спасского монастыря, на территории Рязанского кремля. В том месте, где покоится прах И. П. Пожалостина и Я. П. Полонского...
Хвощинская Прасковья Дмитриевна (С. Зимарова) (1832 -1916) — писательница. Младшая из сестер Хвощинских родилась в Рязани. Воспитание и образование получила в родном доме. Развитию ее творческих интересов способствовали старшие сестры-писательницы. Первой появилась повесть «Рассказ экономки» (1864) далее последовали повесть «Рассказ дворянки», рассказы «Утрата», «Семейная скорбь», «На покое». Печаталась П. Д. Хвощинская в «Отечественных записках», вместе с тем в Петербурге дважды выходили в свет ее очерки и рассказы. П. Д Хвощинская безвыездно жила, умерла и похоронена в Рязани. Хвощинская Прасковья Дмитриевна (С. Зимарова) (1832 -1916) — писательница. Младшая из сестер Хвощинских родилась в Рязани. Воспитание и образование получила в родном доме. Развитию ее творческих интересов способствовали старшие сестры-писательницы. Первой появилась повесть «Рассказ экономки» (1864) далее последовали повесть «Рассказ дворянки», рассказы «Утрата», «Семейная скорбь», «На покое». Печаталась П. Д. Хвощинская в «Отечественных записках», вместе с тем в Петербурге дважды выходили в свет ее очерки и рассказы. П. Д Хвощинская безвыездно жила, умерла и похоронена в Рязани.
В 1909 году, последняя из сестер Хвощинских - Прасковья продала дом Хвощинских рязанскому врачу Павлу Штейнлехнеру, благодаря которому в Рязани появился первый рентгеновкий аппарат. С 1913 года Штейнлехнер вел прием в этом доме, занимаясь, в основном, туберкулезными больными. В 70-хх годах дочери Павла Штейнлехнера из-за невозможности содержать дом, передали его городу, получив взамен квартиру. Сестры Хвощинские жили и творили в Рязани. Родной город, его облик, настроения провинциального общества, социальные типы узнаются в их произведениях. Шли годы... О сестрах-писательницах ныне уже мало кто помнит. Однако знающие историю родного города ведают и о наших замечательных землячках, сестрах Хвощинских.