12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Меримеренко20
0

Кружок «По литературным и историческим местам Костромы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ "ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"

Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании методического Заместитель директора Директор

объединения учителей _________/Сергеева Е.Н. ______/Мироненко В.А.

гуманитарного цикла "___" "____" 20____г. "___" "____" 20____г.

Протокол № __

от "___" "___" 20____г.

Руководитель: ______

/Соколова В.И.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка "По литературным и историческим местам Костромы"

9 класс

 

Выполнила: Меримеренко

Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка

и литературы

  

Кострома

2015


 

Пояснительная записка.

«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя» Луций Аней Сенека (младший)

Литературное краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина»учащегося - это не только природа, семья, дом, школа, но и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей старших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского.
Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.
Образовательная программа по литературному краеведению "По литературным и историческим местам Костромы"

для учащихся старшей школы составлена на основе Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся основного общего образования мунициапального бюджетного общеобразовательного учреждения города Костромы "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2".

Программа кружка "По литературным и историческим местам Костромы"

имеет общеинтеллектуальную направленность. Программа разработана для занятий с учащимися 9 классов в соответствии с требованиями ФГОС. Программа рассчитана на 1 учебный год из расчета 1 час в неделю (всего 34 часа)


Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости костромичей развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» составлена для работы со старшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию школьников, на подготовку их к гражданской и нравственной деятельности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, учащийся развивается как духовная, интеллектуальная, высоконравственная личность. Изучение родного города способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 9 классов. В ее основе развитие личности учащегося посредством знакомства с историей родного города.

Цель программы:

Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему города Кострома на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

- ознакомить обучающихся с историей возникновения города Кострома;

- познакомить с разными аспектами жизни и деятельности Ф.В. Чижова, И.П. Третьякова

- познакомить обучающихся с памятниками архитектуры города Кострома;

- ознакомить обучающихся с именами и деятельностью знаменитых костромичей и выдающихся гостей города;

- обучить основам работы по ориентированию, по топонимике, с картой местности;

- формировать у обучающихся практические навыки проектно-исследовательской деятельности;

- формировать практические навыки подготовки к публичному представлению результатов литературно - краеведческого исследования;

- формировать умение работать с архивными, литературными и другими источниками информации;

- ознакомить со способами сбора, обработки, систематизации материалов и информации;

- формировать мотивацию обучающихся к самообразованию.

Развивающие:

- развивать аналитическое мышление;

- развивать устойчивость внимания, наблюдательность;

- развивать зрительную, слуховую и моторную память;

- развивать познавательную активность;

- развивать творческий потенциал обучающихся;

- развивать способность видения и постановки проблемы в области литературного краеведения.

Воспитательные:

- формировать у обучающихся социально-нравственные ориентиры;

- воспитывать нравственно-патриотические убеждения обучающихся;

- воспитывать ответственность и дисциплинированность обучающихся;

- формирование у обучающихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;

- формировать социальные умения и навыки;

- воспитывать культуру общения и поведения, обучающихся в общественных местах;

- воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.

Актуальность программы

В вечерней школе оказались учащиеся ,которые, как правило, имеют значительные пробелы в знаниях не только учебного характера, но и истории родного города. У них на более поздних этапах закладываются основы личностной культуры.

Практика работы в старшей школе свидетельствует, что экскурсионно-краеведческая работа в классе проводится только в рамках внеклассных мероприятий и не удовлетворяет интересы учащихся. Анализ интересов школьников показал, что знакомство с прошлым и настоящим родного города, его историей и культурой необходимо продолжить во внеурочное время. Это послужило поводом для разработки программы "По литературным и историческим местам Костромы"


 

Новизна

Программа кружка дополнительного образования по литературному краеведению "По литературным и историческим местам Костромы" отличается объемом и способами преподнесения обучающимся информации (исследовательская и конкурсная деятельность, участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания). При реализации содержания программы расширяются знания, полученные при изучении школьных курсов истории, литературы, искусства, формируются межпредметные связи. Важное место отводится практической деятельности обучающихся. В результате освоения программы обучающиеся смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами города Кострома; оценки их эстетической ценности; ориентирования в своем городе; поиска нужной информации о родном городе, людях – внесших вклад в развитие и историю города.

Концепция

Концепция программы состоит в воспитании чувства патриотизма и уважения к историческому наследию родного города средствами литературно - краеведческой деятельности.

В программе представлены разнообразные виды деятельности обучающихся , обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности.

В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей г.Костромы , прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, , краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц; диагностика).

Содержание познавательного блока составляют сведения об архитектуре нашего города, и людях, сыгравших важную роль в судьбе нашего города. Для того, чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли учащихся, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: Познавательной, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности учащихся в способствуют занятия в классе, экскурсии в музеи, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.

Программа кружка дополнительного образования по литературному краеведению «Мой край родной» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые проверочные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:

- принцип развивающего и воспитывающего обучения;

- принцип от опыта к обобщениям;

- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;

- принцип смены видов деятельности;

- принцип социокультурного соответствия;

- принцип наглядности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности и активности и учета возрастных особенностей;

- принцип добровольности;

- принцип психологической комфортности в коллективе.

Занятия способствуют развитию инициативы, гражданской активности, повышают познавательный интерес учащихся.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- Основные этапы истории города: возраст города Кострома, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные памятники города;

- имена людей, сыгравших роль в судьбе города;

Учащиеся должны уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию о родном городе

- работать с историческими документами;

- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;

- оформлять материалы, создавать экспозиции;

-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;

-посещать музеи и другие культурные учреждения города.

Для оценки результативности учебных занятий применяются следующие виды и формы контроля.

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

Собеседование, наблюдение

Текущий контроль

(по итогам занятий)

Опросы, собеседование, наблюдение

Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы)

Викторины, тестирование, опросы, тематические кроссворды, краеведческие конкурсы

В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (викторины, тестирование, опросы, конкурсы).

Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется методом наблюдения и собеседования


 

Учебно-тематический план

Дата

Тема

Вид                 деятельности

Кол-во час

1

 

Из истории Костромы

Просмотр презентации "Это моя Кострома"

1

2

 

Местоположение бывшего Кремля. Парк отдыха "Центральный"  

Лекция о судьбе Кремля (с использованием мультимедийного проектора

 

3

 

Центр города. Пожарная Каланча. Гаупвахта

Подготовка презентаций. Работа в группах

1

4-5

 

Судьба дома Борщова. (Шагова, 1) Сергей Семенович Борщов. Биография.

Виртуальная экскурсия по "Сковородке". Мастер-класс. Рисунок понравившегося дома на площади

2

6-7

 

Гостиница "Россия" (пр. Мира, 1). Александр Николаевич Островский. Биография

 

Реферат

8

 

Торговые ряды

Экскурсия по торговым рядам

 

9

 

Беседка Островского

Подготовка презентации. Работа в группе

 

10

 

Дворянское собрание ( пр. Мира, 7)

Занятие проводится в здании Дворянского собрания

1

11

 

История дома на Дзержинского, 17

Сообщения учащихся

1

12

 

Дом семьи Пушкиных на углу улиц Ленина и Князева

Сообщения учащихся

1

13

 

Гостиница "Старый двор" в доме П.Я. Казаринова (Чайковского, 1)

Подготовка презентаций

1

14

 

Место жительства филолога В.В. Голубкова (Шагова, 5)

Сообщение учащегося

1

15

 

Дом Н.Ф. Грамматина (Советская, 54)

Сообщения учащихся

1

16-17

 

Место проживания художников Валентина Александровича Серова и Константина Алексеевича Коровина (Островского, 46). Биографии художников.

Сбор и оформление литературно-краеведческого материала об этом талентливом человеке.

2

18

 

Дом Колодезниковых (Молочная гора, 4)

Реферат

 

19

 

Дом Акатовых (Советская, 24)

Сообщение учащегося

 

20-21

 

Дом Волкова на Симановского, 8. Федор Григорьевич Волков. Биография.

Подготовка презентаций

1

22-23

 

Комната Бляхина (Шагова, 6). Павел Андреевич Бляхин. Будни в Костроме.

Встреча с библиотекарями

2

24-25

 

Дом Шлейна, художественная школа им. Шлейна. Николай Павлович Шлейн. Биография.

Сбор и оформление литературно-краеведческого материала об этом талантливом человеке.

1

26

 

Дом А.К. Пасынковой, в последствии А.И. Готовцевой (Чайковского, 11)

Лекция. Заучивание стихов Готовцевой.

1

27-28-29

 

Связь писателей Павла Александровича Катенина и Алексея Феофилактовича Писемского с домом по адресу: Ивановская, 2. Биографии писателей

Сбор и оформление литературно-краеведческого материала об этом талантливом человеке.

2

30

 

Связь дома на Приречном проезде, 7 в Селище с именем критика Н.К. Михайловского

Виртуальная экскурсия. Учащиеся знакомятся с усадьбой

2

31-32

 

Имя Федора Васильевича Чижова в судьбе Костромы.

Сочинение -рассуждение "Какова весомость вклада Чижова в наш город".

1

33

 

Третьяковские доходные дома

Экскурсия. Знакомство с доходными домами Третьяковых. Их история.

1

34

 

Театр Островского

Совместный выход с учащимися на спектакль

 

35

 

Кукольный театр

Реферат

 


 

Содержание программы

2 часа Из истории Костромы.

Костромская область на карте нашей страны. Кострома – душа России. История старинного российского города Костромы. История династии Романовых. Сегодняшний облик города. Просмотр презентации "Это моя Кострома". Лекция о судьбе Кремля (с использованием мультимедийного проектора)

5 часов

Беседа о веерообразном расположении улиц Костромы. Знакомство с основными архитектурными сооружениями на Сусанинской площади.

2 часа.

Уникальные сооружения г. Костромы - Беседка Островского и Торговые ряды

10 часов

Архитектура Костромы 18, 19 века. Дома известных людей.

14 часов

Имена людей, сыгравший значительную роль в судьбе нашего города

2 часа

Театры города Кострома

Экскурсии: по Торговым рядам, в здание Дворянского собрания и к Третьяковским домам ( Музыкальный колледж и музыкальная школа)


 

Материально-техническое обеспечение

Занятия кружка проходят в кабинете русского языка и литературы, с использованием телевизора, компьютера, медиапроектора.


 

Список литературы.

1. К.А. Булгаков. Костромской край

2.В.ПАшин. Да, были люди в наше время. Кострома.2006г.

3.П. Бедов. Знай и люби Костромской край. Кострома.2003г.

4. История Костромского края ХХ век. Кострома 1997г.

5.А.А. Григоров. Из истории костромского дворянства. Кострома, 1993г.

6. В. Бочков. Старая Кострома. Кострома, 1993г.

7. А. Хорошкевич. Герб, флаг, гимн

8. Е. Степаненко. Похвальное слово Костроме-матушке. Кострома.2003г.

9. Великие россияне. Биографическая библиотека Ф. Павленко. ОЛМА Пресс, 2004г.

10. Журнал "Губернский дом".

11. Энциклопедия Кирилла и Мефодия http://www.km-scool.ru

12. Википедия

13. Образовательный портал г.Костромы / istorija/default.asp ?ob_no=2159

14 Исторический портал istoriy-kostromy

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.