12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Елена Прокина589
работаю преподавателем с 2004 года.
Россия, Волгоградская обл., Михайловка
Материал размещён в группе «Кабинет русского языка и литературы. »
1

Методическая разработка открытого урока Литературно-историческая гостиная «Люблю Россию я!»



КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕБРЯКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"

Методическая разработка

ОТКРЫТОГО УРОКА

Литературно-историческая гостиная

«Люблю Россию я!»

для

профессий технического профиля:

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

08.01.07 Мастер общестроительных работ

Разработала:

Прокина Е.А., преподаватель русского языка и литературы


Михайловка 2016 г.

Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока, посвященного любви к Родине на примерах служения исторических личностей, относящихся к различным национальным и религиозным слоям российского общества. Проведению такого занятия предшествует большая поисковая и исследовательская работа. Поиск и отбор материалов требует желания, умений и навыков анализировать собранную информацию.

Выбор темы урока обусловлен необходимостью осознания значимости историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров: любви к России, к своему народу, гражданско-патриотической ответственности – основе духовно-нравственного развития и социализации личности молодежи.

Материал, полученный на уроке, остаётся в памяти, пробуждает интерес к истории России и литературе, растёт уважение к народу, стране.

Методическая разработка открытого бинарного урока предназначена для проведения занятия по дисциплинам «Литература» и «История России» в группах I-II курсов по профессиям технического профиля:

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

08.01.07 Мастер общестроительных работ для обучающихся среднего профессионального образования.

Подготовленный материал может быть использован как на уроках, так и при проведении внеклассных мероприятий, а также нетрадиционных форм дифференцированного зачёта по истории России и литературе.

Цели и планируемые результаты урока:

1. будут расширены границы восприятия исторической действительности через соприкосновение с миром литературы;

2. используя прием синквейна, научатся критически размышлять;

3. работая с дополнительной литературой, будут отрабатывать навыки коммуникативности;

4. будут сформированы уважение и принятие других народов России и мира; эмоциональная отзывчивость; историческая память; мировоззренческие установки ответственности личности перед государством и обществом.

Задачи урока:

    расширить границы восприятия исторической действительности через изучение биографии известных культурно-исторических личностей;

    подвести обучающихся к осознанию значимости служения своему Отечеству представителей различных наций и народностей;

    формирование гордости и уважения за свою страну, народ и культуру;

    способствовать формированию чувства патриотизма;

    развитие умения слушать и воспринимать малоизвестные исторические и литературные факты; работать в группах;

    формировать позитивную самооценку посредством приема рефлексии.

Форма проведения урока: бинарный урок (литература+история) «литературно-историческая гостиная».

Методы: словесные, наглядные, поисковые, работа с документами, аналитические, групповые.

Оборудование урока:

- компьютер;

- проектор;

- экран.

Применяемые технологии:

    информационно-коммуникационные технологии:

использование интернет ресурсов, поиск информации в базах данных, создание мультимедиа презентаций;

    технология проектной деятельности;

    технология проблемно-поисковой деятельности;

    технология критического мышления;

    личностно-ориентированная технология;

    обучение в сотрудничестве;

    игровые технологии.


Сценарий бинарного урока:

«Литературно-историческая гостиная

«Люблю Россию я!»

слайд№1 «Люблю Россию я!»

ВЕДУЩИЙ: 1) Здравствуйте уважаемые гости, мы собрались здесь по особому поводу. И повод этот – безграничная любовь к России.

(Погружение в проблему урока)

ВЕДУЩИЙ: Для вас звучит песня в исполнении Марии Быстровой «Я люблю тебя Россия» муз. Давида Тухманова на сл. М. Ножкина слайд№2 (девочка с берёзкой)

2) слайд №3

ВЕДУЩИЙ: Мы провели анкетирование среди обучающихся 1-2 курсов отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих, состоящее из трех вопросов: 1) гордишься ли ты тем, что живешь в России? 2) Любишь ли ты Россию? 3) Считаешь ли ты себя русским?

ВЕДУЩИЙ: Результаты вы видите на слайде:

ВЕДУЩИЙ: Анкетирование показало, что лишь 48% опрашиваемой молодежи нашего отделения гордится тем, что живет в России. 59% ответило, что любят свою страну и 87% считают себя русскими.

ВЕДУЩИЙ: Результаты анкетирования показывают нам, насколько актуальна тема нашей встречи «Люблю Россию я!».

ВЕДУЩИЙ: Мы пригласили выдающихся людей, внесших огромный вклад в историю России. Примечательно то, что большинство из них считали себя русскими, хотя таковыми не являлись. Каждый из них любил Россию и всю свою жизнь посвящали служению родному Отечеству.

ВЕДУЩИЙ: Давайте с ними познакомимся поближе.

1) Слайд №4 ВЕДУЩИЙ: Пушкин Александр Сергеевич ВАМ ПЕРВОМУ СЛОВО

(Сасковец)

Здравствуйте, я Александр Сергеевич Пушкин – величайший поэт и создатель русского литературного языка. То, что я гениальный поэт и основоположник русского литературного языка, давно известно. Но я просто хочу обратить внимание на некоторые моменты из своей биографии.

Всю свою жизнь я считал себя русским. Но если обратиться к родословной моей матери, то вы обнаружите, что дед ее, а мой прадед был негр. Русский посланник в Константинополе отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильне в 1707году, ... и дал ему фамилию Ганнибал". Место рождения моего прадеда АБРАМА ПЕТРОВИЧА ГАННИБАЛА-ИБРАГИМА - северо-восток провинции Тигре в современной Эфиопии.

Я никогда не отказывался от "Африки моей". Африканская тема звучит в моем творчестве, черновых записках, в бумагах семейного архива.

Но родина моя – Россия. Я – патриот. Патриотизм для меня – это всестороннее знание России, ее истории и культуры.

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

2) слайд №5 ВЕДУЩИЙ: Беллинсгаузен Фаддей Фаддевич, Вам слово! (Бужан)

Добрый день, дорогие друзья.

Я - Беллинсгаузен Фаддей Фаддевич - русский мореплаватель, адмирал. Родился в Эстонии в 1779 году. По происхождению — балтийский немец из остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов . Моим именем было названо море у берегов Антарктиды, до которых дошла экспедиция под моим командованием. Нами был пройден путь, в два раза превышающий длину экватора. Наше плавание продолжалось 751 сутки, точнее более 2-х лет. За время плавания моей экспедицией был открыт материк Антарктида и 29 островов. Помимо географических открытий, мною сделана масса интереснейших и ценнейших астрономических, океанографических, синоптических и этнографических наблюдений. Этим открытием экспедиция под моим командованием внесла величайший вклад в мировую науку, вписав новую замечательную страницу в книгу русской морской славы.

3) слайд №6

ВЕДУЩИЙ: Крузенштерн, слово Вам! (Пономарев)

Иван Федорович Крузенштерн. Родился 19 ноября 1770 года в Эстонии. Русский мореплаватель, начальник первой российской кругосветной экспедиции, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал, член-корреспондент, почетный член Петербургской Академии наук, доктор философии. Член-учредитель Русского географического общества. Начальник первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов на кораблях «Надежда» и «Нева». Я впервые нанес на карту около тысячи км восточного, северного и северо-западного берега острова Сахалин. Являюсь автором «Атласа Южного моря».

4) слайд №7 ВЕДУЩИЙ: Феофан Грек, ПЕРЕДАЮ ВАМ СЛОВО (Васильев)

Здравствуйте, я Феофан Грек. Византийский живописец и иконописец, работавший в городах России в последней четверти XIV – начале XV вв. Мои работы отнесены к лучшим образцам древнерусской живописи.

Я считаюсь одним из самых известных русских живописцев. Родился в Византии около 1340 г. Письменная традиция часто причисляет меня к русским художникам, несмотря на то, что я византийский грек по происхождению, но значительную часть жизни я творил не у себя на родине, а на Руси. Моя самая известная икона – Владимирской Божьей матери.

5) слайд №8 ВЕДУЩИЙ: Лермонт Михаил Юрьевич, послушаем Вас. (Калинин)

Приветствую вас. Родился 3 октября 1814 года. Русский поэт. Мой род Лермонтовых восходит к средним векам и легендарен в своих истоках, - он начинается с шотландского поэта Томаса Лермонта, прозванного рифмачом. Я сделал романтизм по-настоящему русским, а русскую литературу вывел на мировой уровень. В своем творчестве обращался к проблемам, которые имели общечеловеческое национальное значение: для чего живёт человек, где бы он ни родился: в Италии или Испании, Германии или Франции; что заставляет человека, не останавливаясь на достигнутом, всё время двигаться вперёд в поисках истины; почему так важна для каждого из нас, независимо от национальности, свобода выбора своего пути, своего миропонимания?

6) слайд №9 ВЕДУЩИЙ: А теперь передадим слово грузинскому князю. (Иванов)

Здравствуйте, я российский генерал – Пётр Иванович Багратион, грузинский князь, герой Отечественной войны 1812 г. Потомок грузинского царского дома Багратионов.

Принадлежал к полководцам суворовской школы. Как военачальника меня отличали умение быстро ориентироваться в сложной боевой обстановке, смелость и неожиданность решений, настойчивость в их осуществлении. Проявлял особую заботу о солдатах, об их здоровье и быте. Пользовался чрезвычайной популярностью в армии и в российском обществе. За всю военную карьеру не потерпел ни одного поражения. Мои героические действия и действия моих подразделений спасли немало жизней, а возможно, были определяющими в исходе сражений.

7) слайд №10 ВЕДУЩИЙ: передаём слово ценителю и толкователю великорусского языка

(Ситникова)

Здравствуйте, разрешите представиться, Даль Владимир Иванович.

Родился в 1801 году на территории современного Луганска (Украина). Мой отец был датчанином, и русское имя Иван принял вместе с российским подданством в 1799 году. За свои высокие лингвистические способности был приглашен Екатериной II в Петербург для работы в придворной библиотеке. Позднее он уехал в Йену, чтобы выучиться на врача, затем вернулся в Россию и получил медицинскую лицензию. В Петербурге мой отец Иван Матвеевич женился на Марии Фрейтаг. У них родилось 4 мальчика. Я был старшим.

Для России я стал русским учёным и писателем. Входил в число 12 основателей Русского географического общества. Знал как минимум 12 языков, включая несколько тюркских. Наибольшую известность мне принесло составление «Толкового словаря великорусского языка».

8) слайд №11 ВЕДУЩИЙ: А теперь послушаем Николая Васильевича Гоголя (Решетова)

Здравствуйте. Я Николай Васильевич Гоголь, известный русский писатель. Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

Мои предки со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия Гоголя.

Сейчас, когда Россия болтается, как корабль, у которого сорвало якорь, между Европой и своей собственной историей, я нужен вам как воздух. Потому что знал, что спасение России не в том, чтобы плестись за европейской цивилизацией, а чтобы иметь свой путь. И путь этот лежит через веру во Христа, через Евангелие.

9) слайд№12 ВЕДУЩИЙ: слово передаём представителю Малороссии Тарасу Шевченко

(Кузнецов)

Тарас Шевченко - знаменитый украинский поэт. Родился 25 февраля 1814 года в селе Моринцы, Звенигородского уезда Киевской губернии, в семье крепостного крестьянина помещика Энгельгардта. Был выкуплен на деньги русских художников. Большую часть своей жизни жил и творил в России и большую часть работ посвятил малоросской народности.

Моя личность имеет двоякое значение, как писатель и как художник. Мои повести и рассказы на русском языке довольно слабы в художественном отношении. Вся литературная сила - в моем "Кобзаре". По внешнему объему "Кобзарь" не велик, но по внутреннему содержанию - это памятник сложный и богатый: это малорусский язык в его историческом развитии, крепостничество и солдатчина во всей их тяжести, и наряду с этим не угасшие воспоминания о казацкой вольности.

10) слайд №13 ВЕДУЩИЙ: ваше высокопревосходительство предоставляем слово вам.

Колчак (Линник)

Рад представиться, Александр Васильевич Колчак, турок по происхождению, родился я в 1873 году. Российский военачальник, полярный исследователь, гидролог, адмирал. В 1916-1917 годах был командующим Черноморским флотом. Один из организаторов белого движения в Гражданскую войну. В 1918-1920 годах «Верховный правитель российского государства»; установил режим военной диктатуры в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке, ликвидирован Красной Армией и партизанами.

Моя роль как выдающегося военачальника и флотоводца времён Первой мировой войны заслуживает большого внимания, так как много сделал, во-первых, для создания Российского военного флота. Во-вторых, внёс большой вклад в защиту берегов Балтийского моря. А изобретённые мною знаменитые «минные сети», расставленные от неприятеля в Первую мировую, пригодились и во времена Великой Отечественной войны.

11) слайд №14 ВЕДУЩИЙ: предоставляем слово непобедимому генералиссимусу Суворову (Антипина)

Разрешите представиться, Александр Васильевич Суворов — граф Рымникский, князь Италийский, российский полководец, генералиссимус. Начал службу капралом в 1748. Участник Семилетней войны. Во время русско-турецких войн всегда одерживал победы. Штурмом овладел неприступной крепостью Измаил.

На последнем этапе восстания Емельяна Пугачева руководил войсками, направленными для его подавления. Командовал войсками, подавлявшими Польское восстание. В 1799 провел Итальянский и Швейцарский походы, разбив наполеоновские войска; вышел из окружения, совершив знаменитый швейцарский переход русских войск через Альпы.

Автор военно-теоретических работ («Полковое учреждение», «Наука побеждать»). Создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения солдата. Моя стратегия носила наступательный характер. Развил тактику колонн и рассыпного строя. Не проиграл ни одного сражения.

12) слайд №15 ВЕДУЩИЙ: А сейчас послушаем о нашем современнике Константине Фролове-Крымском (Храпов)

Приветствую вас, друзья. Хочу рассказать вам о Фролове Константине Юрьевиче – крымском барде, поэте, музыканте, актере театра и кино, видео операторе, сценаристе, летчике-спортсмене, путешественнике.

Родился в 1956 году в городе Новохопёрск Воронежской области в семье служащих. Окончил исторический факультет Воронежского педагогического института. Работал директором школы в одном из сёл Воронежской области. С 1983 года проживает в Крыму. С 1996 года работает в Крымском академическом русском драматическом театре имени М. Горького. Автор шести поэтических сборников. Лауреат многих литературных и театральных премий, кавалер Креста «За мужество и гуманизм» Союза ветеранов локальных конфликтов. В настоящее время живет в Симферополе.

В 2012 году Константин Юрьевич написал стихотворение «Мы-русские», в котором красной нитью прослеживается тема служения Отечеству и любви к России.

(Презентация видео на стихи) Чтецы выходят и становятся рядом с экраном

Власова

Один чудак с лицом фальшиво-грустным,
«Ютясь» в салоне своего «порше»,
Сказал: "Мне стыдно называться русским.
Мы – нация бездарных алкашей."
Солидный вид, манера поведенья –
Всё дьяволом продумано хитро.
Но беспощадный вирус вырожденья
Сточил бесславно всё его нутро.
Его душа не стоит и полушки,
Как жёлтый лист с обломанных ветвей.
А вот потомок эфиопов  Пушкин
Не тяготился русскостью своей.

Николаева
Себя считали русскими по праву
И поднимали Родину с колен
Творцы российской мореходной славы
И Беллинсгаузен, и Крузенштерн.
И не мирясь с мировоззреньем узким,
Стараясь заглянуть за горизонт,
За честь считали называться русским                                                
Шотландцы – Грейг, де Толли и Лермонт.

Любой из них достоин восхищенья,
Ведь Родину воспеть – для них закон!
Так жизнь свою отдал без сожаленья
За Русь грузинский князь Багратион.

Емельянова
Язык наш – многогранный, точный, верный –
То душу лечит, то разит, как сталь.
Способны ль мы ценить его безмерно
И знать его, как знал датчанин Даль?
Да что там Даль! А в наше время много ль
Владеющих Великим языком
Не хуже, чем хохол Мыкола Гоголь,
Что был когда-то с Пушкиным знаком?
Не стоит головой стучать о стенку
И в бешенстве слюною брызгать зря!
"Мы - русские!" - так говорил Шевченко.
Внимательней читайте кобзаря.

Федосова
В душе любовь сыновнюю лелея,
Всю жизнь трудились до семи потов
Суворов, Ушаков и Менделеев,
Кулибин, Ломоносов и Попов.
Их имена остались на скрижалях
Как подлинной истории азы.
И среди них как столп -старик Державин,
В чьих жилах кровь татарского мурзы.

Колодкина
Они идут – то слуги, то мессии, -
Неся свой крест на согбенных плечах,
Как нёс его во имя всей России
Потомок турка адмирал Колчак.
Они любовь привили и взрастили
От вековых истоков и корней.
Тот - русский, чья душа живёт в России,
Чьи помыслы - о матушке, о ней.

Бережной
Патриотизм не продают в нагрузку
К беретам, сапогам или пальто.
И коль вам стыдно называться русским,
Вы, батенька, не русский. Вы – никто.
                          18.11.2012

II ЧАСТЬ. Практическая часть.

Ведущий: Дорогие друзья, наша встреча подходит к завершению. Мы просим вас выразить свои чувства, ощущения, отношение к теме нашей встречи «Люблю Россию я!» Для подведения итога встречи Предлагаем вам составить синквейн, за который вы получите оценки.

Ведущий: На работу отводится 5 минут.

слайд№16 Ведущий: Напоминаю правила синквейна: на экране.

Ведущий: Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Ведущий: Приглашенным предлагается принять участие в составлении синквейна.

На слайде: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Любовь

Россия

Преданность

Отчаяние

Служение

Патриотизм

Одиночество

Революция

Родина

Память

Собрали листочки. (Е.А. Прокина)

Слайд №17 Ведущий: ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА (зачитать)Домашнее творческое задание: напишите письмо своим будущим внукам на тему «Люблю Россию я!»
Слайд №18 Ведущий: Благодарим всех гостей за участие. И хочется верить, что слова Суворова «Мы русские – какой восторг!» будут для вас не пустым звуком.

Давайте гордиться тем, что мы живем в России!


презентация к уроку "Люблю Россию я!"
PPTX / 58.04 Мб

Опубликовано в группе «Кабинет русского языка и литературы. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.