12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексей Макурин168
Образование: высшее, УрГПУ, 2015г. Квалификационная категория: высшая
Россия, г. Кировград, п. Левиха

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Кировградский городской округ


Образовательное учреждение: МАОУ СОШ №17

Предмет: Физика

Направление: Естественнонаучное





Исследовательский проект

«ФИЗИКА В ЛИТЕРАТУРЕ»






Исполнитель: ученица 8 класса,

МАОУ СОШ №17,

Ивлева ДарьяСергеевна

Руководитель: учитель физики,

МАОУ СОШ №17

Макурин А.С.





п. Левиха, 2017г.

Содержание

Введение


3

ГлаваI.

Взаимосвязь физики и художественной литературы


5

Глава II.

Использование литературных произведений при составлении альбома-задачника по физике



9

Заключение


20

Источники информации


21






















Введение

Все правила не правильны, законы незаконны,

Пока в стихи не вправлены и в ямбы не закованы

Б.А. Слуцкий

Раскрытие тайн и законов природы человеком всегда волновало не только ученых, но и литераторов. Поразительно, насколько точно поэты предвосхищают порой важнейшие проблемы научного исследования. В связи с этим нельзя не вспомнить удивительное стихотворение А.С. Пушкина, где каждая строчка – глубокая мысль, под которой с удовольствием подпишется любой современный физик:

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Данная тема на сегодняшний день является актуальной, так как физические явления легче усваиваются через произведения художественной литературы, которые отличаются своей доступностью, образностью и выразительностью.

Цель – создание альбома-задачника по физике на основе литературного материала.

Задачи исследования:

1) найти и систематизировать материал по проблеме исследования;

2) объяснить физические явления;

3) составить задачи на основе физических явлений;

4) проиллюстрировать материал;

5) создать альбом-задачник.

Объект исследования – физические явления.

Предмет исследования – художественная литература.

Проблемный вопрос– в каких литературных произведениях встречаются физических явлений?

Гипотеза исследования – литературный материал способствует более глубокому пониманию физики.

Методы исследования:

1) анализ научно-методической и художественной литературы;

2) исследование;

3) моделирование задачных ситуаций.

Практическая значимость: альбом-задачник можно использовать учителям начальной школы, русского языка и литературы, физики на своих уроках, а также при проведении занимательных пятиминуток или во внеклассной работе.

Продукт деятельности: альбом-задачник по физике.


















Взаимосвязь физики и художественной литературы

Среди научных дисциплин физика занимает особое место. Физика, являясь основой многих направлений научно-технического прогресса, одновременно дает возможность показа человеку гуманистической сущности научных знаний. Процесс ее изучения содействует формированию творческих способностей личности, ее мировоззрения и убеждений, способствуя воспитанию подрастающего поколения.

Поддержание познавательного интереса у школьников способствует развитию их активности на уроках, улучшению качества знаний, формированию положительных мотивов учения, что, соответственно, вызывает повышение эффективности всего процесса обучения

Художественная литература – это источники, разумное использование которых приносит большую пользу учителю в обучении физике. Применение фрагментов из художественной литературы на уроке стимулирует творческое мышление, заставляет задуматься над прочитанным, содействует скорейшему пониманию изучаемых вопросов, более прочному усвоению знаний, служит дополнением к демонстративному эксперименту, создавая словесную наглядность, и яркие образы являющиеся опорой дли формирования понятий.

Удачно подобранный отрывок из художественного произведения повышает интерес к изучаемому предмету, позволяет лучше его понять, увидеть красоту физического явления.

Любой читающий человек, несомненно, найдет для себя возможные «точки соприкосновения» физических знаний, знакомых их обязательного общеобразовательного курса, и литературных текстов, в которых физика предстает в различных ипостасях:

- достоверное описание физических явлений (коронный разряд в газах, шаровая молния, полярные сияния, миражи) - художественное описание помогает создать наглядный зрительный образ изучаемого;

- иллюстративное изображение открытий физики – история открытия законов, явлений, изобретения технических устройств мысли ученых, живших в далекие века, обычно всегда привлекает читателей, вызывают у них живой интерес, побуждают задуматься о своей значимости в этом мире;

- описание работы физических приборов и изобретений – фрагменты многих приключенческих и фантастических романов содержат интересные описания физических приборов как существующих в действительности, так и выдуманных авторами.

Произведения художественной литературы, богатые описанием тех или иных физических явлений природы, интересными фактами, легко усваиваются. Например, можно проиллюстрировать отрывок из стихотворения Сергея Есенина:

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды,

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

Описанное явление здесь – кристаллизация.

В произведении Михаила Михайловича Пришвина «Весна света» найдем описание тепловых процессов – плавления и кристаллизации: «В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по-своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленький ручей». «Желоб высунет из себя ледяной язык» - это кристаллизация; а «с него закапает» - это плавление.

В рассказе  Алексея Кожевникова «Архимед» есть пример применения рычага и  ворота: «…Михайло начал толкать ручку, за ней двинулось колесо. Трос натянулся и поволок бревно кверху. Люди глядели то на Михайлу, то на машинку. И то, что вертелось у всех на языке, высказал Кузьма: -…Удивительно, как никто из нас, из больших, не сообразил. У нас все лошадь, да лошадь. Не может лошадь – подавай трактор. А вот эта штука посильнее всякого трактора. И ничего не стоит».

Можно привести также примеры произведений фантастики, в которых описаны устройства, технические возможности которых воплощены в современных достижениях техники. К их числу относятся, например, подводная лодка («20000 лье под водой» Жюля Верна), лазер (передача энергии излучением встречается во многих произведениях, например «Война миров» Герберта Уэллса и др.), космические аппараты, голография и пр. Это свидетельствует не только о силе научного предвидения авторов, но и о возможности научного предвидения прогнозирования, учета тенденций научного прогресса вообще.

Использование литературного материала художественных произведений представляет дополнительные возможности для  ознакомления с эпизодами отечественной истории – много драматических страниц связанос внедрением в общество технических  изобретений.

Средством повышения интереса к изучению физики  является использование сведений о литературных интересах и увлечениях ученых-физиков,  а также об отношении представителей литературы к событиям и деятелям научно-технического прогресса. Александр Сергеевич Пушкин живо  интересовался развитием железнодорожного транспорта в России, высказал несколько идей по узкоспециальным вопросам. В письме Владимиру Федоровичу Одоевскому он писал о необходимости создания снегоуборочной машины, отмечал «Дорога (железная) из Москвы в Нижний Новгород еще была бы нужнее дороги из Москвы в Петербург, и моё мнение было бы: с неё и начать…».  Поэт проявил глубокое понимание экономических нужд страны (ведь в Нижнем Новгороде была всероссийская ярмарка). А.С. Пушкин дружил с изобретателем русского телеграфа  Павлом Львовичем Шиллингом и возможно именно этой дружбой навеяны строки, ставшие эпиграфом к популярной ранее телепередаче «Очевидное-невероятное» Сергея Петровича Капицы:

О сколько нам открытий чудных 

Готовят просвещенья дух 

И опыт, сын ошибок трудных, 

И гений, парадоксов друг, 

И случай, бог изобретатель...

В большинстве современных произведений развиваются различные гипотезы о строении вещества, о свойствах пространства и времени, гравитации, полей биологического происхождения, предполагаются способы передвижения в пространстве и т.д.

Таким образом,литература и физика помогают нам изучать окружающий мир. Связь с физикой наблюдается в художественных произведениях различного жанра: стихах, прозе и сказках. Благодаря этому физика и литература открылись для меня совершенно с другой стороны – сочетание двух абсолютно противоположных предметов.



















Использование литературных произведений при составлении

альбома-задачника по физике

В художественных произведениях авторы нередко отражают картины физических явлений природы, описания различных  технических процессов, конструкций, материалов, повествуют об открытиях ученых.

Физические явления присутствуют в литературном материале художественных произведений.

При подборе литературного материала учитывалась его связь с конкретными вопросами физики. К исходным текстам составлены качественные задачи по физике.

Стихотворения

Поэзия содержит в себе огромное количество описаний физических явлений природы. Думаю, почти каждый поэт всех времен хотя бы раз описывал небо и землю, звезды и планеты, огонь и воду. Многие стихотворения содержат в себе основные элементы системы физических знаний.

«Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед».

Данные строки принадлежат Александру Сергеевичу Пушкину «Евгений Онегин». Казалось бы, где здесь физика? Не думаю, что каждый ученик догадается, поэтому учитель обязан задать вспомогательный вопрос. Почему коньки режут лед? Словосочетание «режут лед» означает – легко скользят по льду. Лезвия коньков тонкие, поэтому давление, как физическое явление, на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым, прикладывая небольшие усилия, мальчишки быстро перемещаются. Таким образом, в данном отрывке описывается давление.

«Все молчит, - лучина с треском

Лишь горит багровым блеском

Да по кровле ветр шумит».

Афанасий Афанасьевич Фет «Метель».

В этом отрывке описывается свойство тел – теплопроводность. Теплопроводность – способность материальных тел к переносу энергии (теплообмену) от более нагретых частей тела к менее нагретым частям тела, осуществляемому хаотически движущимися частицами тела (атомами, молекулами, электронами и т. п.).  Почему «лучина с треском лишь горит»? Все дело в том, что при горении, влага из древесины интенсивно испаряется, при этом разрывает древесные волокна.

«На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели,

В верхних стеклах - небо ярко-синее

И застреха в снеговой пыли».

Иван Алексеевич Бунин «На окне, серебряном от инея…»

Физическое явление природы, которое встретилось в этом отрывке стихотворения – кристаллизация, то есть образование инея. Кристаллизация – процесс фазового перехода вещества из жидкого в твёрдоесостояние. Почему стекла покрылись узором из инея? Потому что водяные пары, содержащиеся в воздухе, охладились, сконденсировались и кристаллизовались, соприкоснувшись с холодным оконным стеклом.

«Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной!

Ему, наверно, по натуре

Холодной страсти красота,

Усилием магнитной бури

Преображенная в цвета...»

Михаил Александрович Дудин «Ах, как играет этот Север!»

О каком физическом явлении природы здесь идет речь? О северном сиянии. От чего возникает северное сияние? Северное сияние возникает при вторжении в верхние слои атмосферы заряженных частиц высокой энергии из земной магнитосферы. Сталкиваясь с различными атомами земной атмосферы, они возбуждают их, вызывая свечение. В основном северное сияние происходит на высотах 100-115 км, но иногда оно наблюдается гораздо ниже, до 70 км, так и выше на высоте до 300 км.

«Лопнет в градуснике ртуть,

Или лопнут скулы,

Тяжелей и гуще муть,

Холод злей акулы».

Саша Черный «Северная лирика».

При какой температуре замерзает ртуть? Температура замерзания, а точнее плавления ртути равна 38,8°С.

«Под мостами полыньи дымятся,

Над кострами искры золотятся…»

Анна Андреевна Ахматова «Я с тобой, мой ангел, не лукавил».

Почему «полыньи дымятся»? «Полыньи дымятся», то есть происходит испарение воды. Испарение – естественный физический процесс, обусловленный постоянным движением молекул в жидкости, которое происходит прилюбой температуре окружающей среды.

А вот Федор Иванович Тютчев, всем известное:

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром...»

или Александр Сергеевич Пушкин «О Кавказе».

«Шум табунов, мычанье стад,

Уж гласом бури заглушались,

И вдруг на долы дождь и град

Из туч сквозь молний извергались...»

Почему в летнее время осадки выпадают в виде дождя или града? В летнее время температура воздуха у поверхности земли больше 0 °С. В высоких и холодных слоях атмосферы образуются кристаллы льда, падая, они проходят нижние теплые слои воздуха, тают, и осадки выпадают в виде дождя, а если кристаллы крупные, то за время падения они не успевают растаять и доходят до поверхности земли в виде града.

Проза

Многие рассказы, повести и романы, которые изучаются на уроках литературы, так же богаты различными физическими явлениями, свойствами и процессами, как и поэзия. Ниже будет приведено несколько отрывков из литературных произведений, написанных в прозе, и проанализированы физические явления, свойства или процессы, которые в них описаны.

Михаил Михайлович Пришвин «Весна света»

«В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по- своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленький ручей». «Желоб высунет из себя ледяной язык» – это физическое явление называется кристаллизацией; а «с него закапает» – это плавление. Плавление – это процесс перехода веществаиз твёрдого в жидкое состояние.

Антон Павлович Чехов «Степь»

«Егорушка... разбежался и полетел с полуторасаженной высоты. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная наощупь, подхватила и понесла его обратно наверх».

Какая сила вытолкнула Егорушку из воды? Архимедова сила. На тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу жидкости (или газа), вытесненной (или вытесненного) телом.

Борис Львович Васильев «А зори здесь тихие…»

«Рита босиком, сапоги раскачивались за ее спиной. С болот полз плотный туман, холодил ноги, оседал на одежде, и Рита с удовольствием думала, как сядет перед отъездом на знакомый пенек, наденет сухие чулки и обуется. А сейчас торопилась, потому что долго ловила попутную машину».

Как образуется туман? Чаще всего туманы образуются осенью, ночью или утром, когда поверхность водоёмов остывает медленнее, чем находящийся над ней воздух. Тёплая вода испаряется, и мельчайшие капельки испарённой влаги образуют туман. Поверхность земли и находящиеся непосредственно над ней слои воздуха осенними ночами и по утрам, наоборот, быстро остывают. При соприкосновении таких холодных слоёв воздуха с тёплыми также образуется туман.

«Здесь старшина задержался: биноклем кустарник обшаривал, слушал, а потом, привстав, долго нюхал слабый ветерок, что сползал по откосу к озерной глади. Рита, не шевелясь, покорно лежала рядом, с досадой чувствуя, как медленно намокает ну мху одежда.

Чуешь? - тихо спросил Васков и посмеялся словно про себя: - Подвела немца культура, кофею захотел».

Почему почувствовался запах «кофею»? Здесь идет речь о физическом явлении, которое называется диффузией. Диффузия – распространение молекул или атомов одного вещества между молекулами или атомами другого, приводящее к самопроизвольному выравниванию их концентраций по всему занимаемому объёму.

Максим Горький «Макар Чудра»

«С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала…»

Здесь нам показывают на примере мелодии звуковые волны, то есть механические явления.

Волны на поверхности озера или хлебного поля можно увидеть глазами. Однако большинство механических волн невидимы, как, например, звуковые волны. Звуки – это то, что слышит ухо. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, шум прибоя морских волн, гром во время грозы. Звучат работающие машины, движущийся транспорт. Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется акустикой. (Слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos — звуковой.)

Источники звука – это колеблющиеся тела, что видно хотя бы из наблюдения за звучащей струной музыкального инструмента. Кажется, что она как бы утолщается, особенно в середине. Вид струны меняется именно вследствие ее колебаний. Человек воспринимает в качестве слышимого звука волны с частотами от 16 Гц до 20 кГц. Упругие волны с частотами более 20000 Гц называются ультразвуками, с частотами менее 16 Гц – инфразвуками.

Николай Васильевич Гоголь «Сорочинская ярмарка»

«Нагнувшиеся от тяжелых плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш…»

Здесь перед нами предстает механическое явление: плоды на ветвях достаточно тяжелые за счет земного притяжения, так как ветки не выдерживают и гнутся под силой тяжести. Если бы дерево находилось в невесомости, то ветки бы не гнулись.

Николай Васильевич Гоголь «Сорочинская ярмарка»

«Где-где начинал сверкать огонек, и благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихающим улицам».

Это явление, называется диффузией.Диффузия естественно объясняется на основе молекулярно-кинетической теории. Дело в том, что молекулы обоих газов, двигаясь беспорядочно и сталкиваясь друг с другом, попадают в промежутки между соседними молекулами, что приводит к проникновению одного газа в другой. Постепенно возникает смесь двух газов с одинаковой концентрацией обоих сортов молекул.

Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени» ч.2 «Княжна Мери»

«Тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…»

Данное явление относится к тепловым явлениям, так как на большой высоте давление резко возрастает, температура падает, становится холодно. Молекулы воздуха совершают медленное движение и образуется снег.

Это явление называется кристаллизацией.

Сказки

Известно, что дети с удовольствием читают сказки. Сказки несут в себе заряд мудрости и доброты, столь необходимый людям. С малых лет знакомо всем крылатое выражение: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Яркость и наглядность образов достигаются путём точных наблюдений в мире природы, а также лаконичных и ёмких характеристик того или иного персонажа.

Однако, читая сказки, ребята зачастую не обращают внимания на встречающиеся там физические явления. В одних сказках физические явления изображаются точно и правдиво, в других – имеет место поэтическое преувеличение, фантазия.

Все сказки наполнены волшебством, магией. Они учат нас мудрости, доброте, справедливости. В сказках четко разделено добро и зло. Перечитывая сказки с целью найти в них структурные элементы системы физических знаний, они открылись для меня совершенно с другой стороны. В них много физических явлений и свойств.

«Репка»

«Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку –Тянут – потянут –И вытянули репку».

Какие силы действовали на репку? На репку действовали силы: сила тяжести репки, сила трения покоя и суммарная сила тяги всех героев.Какая сила удерживала репку в земле? Сила всемирного тяготения.Сила всемирного тяготения (гравитационная сила) – эта сила является силой притяжения и действует между всеми телами. Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения: две материальные точки притягиваются друг к другу с силой прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Что нужно сделать, чтобы выдернуть репку? Для того, чтобы выдернуть репку, необходимо преодолеть сопротивление грунта, и сообщить репке какое-то минимальное ускорение a=F/m. Каждый участник может действовать с некоторой силойДед-F1, Бабка-F2, Внучка-F3, Жучка -F4, кошка-F5, мышка- F6. Все персонажи сказки действовали в одном направлении и равнодействующая F=F1+F2+F3+F4+F5+F6 ее хватило для выдергивания репки.

«Два Ивана - солдатских сына»

«Начали они биться смертным боем; Иван - солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне: «Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю»

Почему сабля «докрасна раскалилась»? Из-за трения об воздух.Трения об воздух или сила сопротивления – сила, препятствующая движению тел в жидкостях и газах.Благодаря какому явлению её «нельзя в руках держать»? Теплопроводность железа высокая. Теплопроводность — способность материальных тел к переносу энергии (теплообмену) от более нагретых частей тела к менее нагретым частям тела, осуществляемому хаотически движущимися частицами тела (атомамимолекуламиэлектронами и т. п.). 

Андрей Некрасов «Приключения капитана Врунгеля» 

«...Гляжу – за нами охотятся. Мгновенно взвесил соотношение сил и вижу – делать нечего, надо бежать. Ну, побежали... Добежали до какой-то будочки. Я изнемог, остановился дух перевести, сердце так и колотится – устал. А как же... и возраст, и жара».

О каких видах движения идет речь? Механические явления – колебательное движение. Колебательными называют движения, которые в точности или приблизительно повторяются через определенные промежутки времени. Какие еще органы человека совершают колебательные движения? – ноги, руки, сердце, легкие, ресницы.

ДжанниРодари «Приключения Чиполлино» 

«...Но и сыщик тоже заметил, как шевелятся кусты. Он бросился на землю и застыл. Собака последовала его примеру».

О каком виде движения идет речь? Колебательное.

«Лисичка-сестричка и серый волк» 

«Волк нашел на реке прорубь, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись рыбка и мала, и велика»… Мерзни-мерзни волчий хвост. Ясни, ясни на небе звезды. Хвост и замерз».

Какие виды теплопередачи здесь имели место? Замораживание. Почему лисица повторяла «ясни, ясни на небе звезды»? Если небо ясное, то погода холодная. 

«Зимовье зверей» 

«Пришли к быку в хлев гусь и петух, хором говорят, пусти брат к себе погреться. Бык отвечает "Нет, не пущу". У вас по два крыла, одно постелешь, другим оденешься, так и прозимуете. -Не пустишь, - говорит гусь - так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет. Не пустишь - говорит петух - так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу тебе. Тебе же холоднее будет.

Чем с точки зрения физики были угрозы гуся и петуха? Они оба увеличивают выход тепла из дома.

«Зайкина избушка»

«Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная. Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по- старому.

О каких явлениях природы идет речь? Тепловые явления.

«Иван Царевич и серый волк» 

«Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки.

О каких явлениях природы идет речь? Световые явления.

«Каша из топора»

«… Солдат говорит хозяйке: - Здравствуй, старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть, пожалуйста! – Да не из чего, родимый! Давай мне топор, я из топора кашу сварю! Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок… и давай варить. Попробовал… Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла мешочек крупы…Как бы сюда да чуток масла…Сдобрили кашу… Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашу есть!.. Старуха спрашивает: Служивый! Когда ж топор будем есть? – Да, видишь, он не уварился…»

Какое физическое явление рассматривается в сказке? Диффузия. Почему топор не «уварился»? Температура плавления металла выше температуры кипения воды - 100°С.Температура плавления – температура, при которой твёрдое кристаллическое тело совершает переход в жидкое состояние.

«Три дровосека»

«Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.Лапоть говорит пузырю:Пузырь, давай на тебе переплывем!Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул».

Какая сила помогла соломинке удерживаться на берегах реки? Сила трения покоя между соломинкой и берегами.Трение покоя (трение сцепления) – сила, возникающая между двумя контактирующими телами и препятствующая возникновению относительного движения. Эту силу необходимо преодолеть для того, чтобы привести два контактирующих тела в движение друг относительно друга. Предположите, что будет с лаптем после падения в воду? Он останется на плаву, так как лапоть сделан из бересты, а мы знаем, что плотность бересты меньше плотности воды.Плотностьскалярная физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этим телом объёму.

Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

«Мимо бревно суковатое плыло,

Сидя, и стоя, и лежа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок...»

- Почему бревно держится на плаву? Бревну позволяет держаться его плотность, так как если бы плотность бревна была больше, то оно пошло ко дну.

Таким образом, мною составлен альбом-задачник по литературным материаламхудожественных произведений, к исходным текстам сформулированы качественные задачи по физике.

















Заключение

Работая над проектом, я быстро находила нужную информацию, понимала, что мне нужно делать и с чего начинать и привила в систему материал по проблеме исследования.

Я выяснила, что в литературных произведениях, разного жанра: стихотворения, проза, сказки есть литературный материал, содержащий физическое явление.

В каждом литературном материале я объяснила физическое явление, проиллюстрировала его и составила качественные задачи – создала альбом-задачник.

Альбом-задачник можно использовать учителям начальной школы, русского языка и литературы, физики на своих уроках, а также при проведении занимательных пятиминуток или во внеклассной работе.

Мне очень понравилось работать над данным проектом, я нашла много нужной и полезной для себя информации, теперь, читая художественные произведения, вольно невольно нахожу литературный материал о физическом явлении.

В дальнейшем я продолжу работу над проектом на тему «Физика и сказки народов мира».

Задачи на литературном материале представляют возможности для моделирования ситуаций, помогают глубже понять окружающий мир, формируют критическое, образное и логическое мышление.









Источники информации

Балуев О. В. Использование занимательных материалов для развития познавательных интересов учащихся на уроках физики в ходе изучения темы «Тепловые явления» 8 класса [Электронный ресурс] / О. В. Балуев, П. В. Скулов // Режим доступа: http://referatiya.ru/.

Большой Энциклопедический Словарь http://www.vedu.ru/bigencdic/

Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Лях В.П.Использование литературных материалов при обучении физике (http://vpl54.narod.ru/index.html)

Машарова В. А. Познавательный интерес школьников с позиции современности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.emissia.org/.

Олешков М.Ю. Уваров В.М. Современный образовательный процесс. Основные понятия и термины. - М.: Просвещение, 2006

Сборник стихотворений русских поэтов. Прага, Изд-во «Кремль», 1931

Сказки народов мира. http://www.world-tales.ru/








Автор материала: Д. Ивлева (8 класс)
Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Анатольевна, 21.11.19 в 07:34 0Ответить Пожаловаться
Отличная работа. Благодарю и автора и руководителя. Положу в Избранное.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.