Урок повторение по физике в 8 классе «Физика в экспериментах»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока повторения по физике в 8 классе.
« Физика в экспериментах»
Цель урока: Повторить тему электрические явления, закрепить полученные знания при работе над экспериментами, познакомиться с принципом работы светодиода, геркона.
Организация урока: Это урок повторение, ученики работают в парах, выполняют эксперименты, делают выводы.
Ход урока.
1.Организационный момент. Включает приветствие и установление внимания учеников на урок.
2.Знакомство с темой урока, знакомство учеников с ходом урока.
Урок начинаю словами из своего стихотворения «Электричество в нашей жизни».
Электричество повсюду.
Электричество везде.
Я себе не представляю
Жизнь без электричества.
Молния сверкнула в небе.
Это электричество.
Красотой сиянье светит.
Это электричество.
Мысль моя быстрее света.
Тоже электричество?
Так откуда же берется
Это электричество?
Задаю вопрос ученикам - «Перед вами лежат приборы и оборудования для урока, как вы думаете, какую тему мы будем повторять на уроке?»
Знакомлю учеников с условиями соревнования.
Условия соревнования.
Выполняем эксперименты в группах.
За правильно выполненный эксперимент группа получает жетон.
Каждая группа отвечает на свой вопрос.
За правильный ответ получает жетон.
Если ответ неправильный, то отвечает следующая группа.
Подводим итоги.
3. Выполнение экспериментов, наблюдение, объяснение итогов эксперимента.
1 эксперимент называется «Как зажечь лампочку?».
Соберите по рисунку и по схеме простую электрическую цепь.
Наблюдение. Лампочка начинает светиться.
Вопрос: Что называется электрическим током? Какое направление принимается за направление тока?
2 эксперимент называется «Когда вода становится проводником?».
Соберите электрическую цепь по рисунку. Налейте в кювету чистую воду. Добавляйте в воду соль и помешайте ложкой.
Наблюдение. Через некоторое время лампочка начнет светиться сначала слабо, затем сильнее.
Вопрос: Почему сначала лампочка не светилась, а потом начала светиться ?
3 эксперимент называется «Сопротивление».
1.Возьмите полоску прозрачного пластика и поместите ее в кювету между электродами. Опустите полоску медленно в кювету и медленно вытаскивайте ее.
2.Меняйте положение электродов – приближая их друг к другу.
Наблюдение. Наблюдайте за яркостью лампочки.
Вопрос: Почему яркость лампочки меняется.
4 эксперимент называется «Почему погасла лампочка?».
1.Соберите электрическую цепь сначала по схеме А, открутите одну лампочку в цепи.
2. Соберите электрическую цепь по схеме В, опять открутите одну из лампочек в цепи.
Наблюдение. Наблюдайте за второй лампочкой.
Вопрос: Почему в первом случае вторая лампочка погасла, а во втором – нет?
5 эксперимент называется «Манные столбики».
1.Насыпьте на лист картона небольшую горку манной крупы.
2.Надуйте и электризуйте воздушный шарик.
3.Поднесите наэлектризованный шарик к горке манной крупы.
Наблюдение. Маленькие частицы манной крупы выстраиваются в вертикальные столбики, тянутся «ниточками» к шарику.
Вопрос: Как это объяснить?
6 эксперимент называется « Кораблики».
1. Налейте воду в тарелочку, бумажный кораблик положите на поверхность воды.
2.Электризуейте шарик и подносите к кораблику.
3.Положите кораблик на парту и опять поднесите наэлектризованный шарик к нему.
Наблюдение. Кораблик на воде плывет за шариком, а на поверхности парты остается на месте.
Вопрос: Почему в первом случае кораблик приходит в движение, а во втором – нет
4.Физкультминутка.
Во время физкультминутки каждому ученику дается воздушный шарик и шерстяная тряпка, они их надувают и электризуют и пытаются прикрепить наэлектризованные шарики к стене или к потолку.
5.Знакомство с некоторыми электрическими приборами.
7 эксперимент «Знакомимся с герконом».
Геркон – это герметичный контакт – пара контактов из магнитного материала в стеклянной колбе. Рассмотрите его поближе.
Соберите цепь, соединив последовательно источник тока, лампочку и геркон. Лампочка не светится. Возьмите магнит и, приближая его к геркону добейтесь, чтобы лампочка засветилась.
Сферы применения герконов очень обширны. Это и системы охранно-пожарной автоматики, всевозможные датчики положения, системы связи, приборы управления и контроля.
8 эксперимент «Знакомимся со светодиодом».
Соедините в цепь последовательно источник тока, лампочку, светодиод. Наблюдайте, светится ли лампочка?
Поменяйте полярность включения источника тока. Наблюдайте, светится ли лампочка в этом случае?
6.Продолжаем эксперименты.
9 эксперимент «Как управлять электрическими приборами?»
Соберите цепь, соединив последовательно источник тока, реостат, моторчик.
Наблюдение. Вращая ручку реостата, наблюдайте за скоростью вращения моторчика.
Вопрос: Почему меняется скорость вращения моторчика?
10 эксперимент «Батарейка из лимона».
Кусок лимона положите на тарелку, воткните в него электроды и подключите их к миллиамперметру.
Наблюдение. Следите за показанием миллиамперметра.
Вопрос: Почему появляется электрический ток?
11 эксперимент «Электромагнит».
1.Соедините катушку с железным сердечником к источнику тока.
2.Поднесите катушку к скрепкам.
3.Уберите железный сердечник и опять поднесите катушку к скрепкам.
Наблюдение. Наблюдайте притяжение скрепок к катушке.
Вопрос: Почему скрепки притягиваются к катушке? В каком случае притяжение сильнее?
7.Кроссворд «Электризация»
Ученики отгадывают кроссворд.
1.Явление появления зарядов на поверхности тела.
2. Единица измерения количества электричества.
3. Ученый, объяснивший распределение зарядов в атоме.
4.Устройство для обнаружения заряда на теле.
5. Один из способов электризации тел.
6. Заряд, возникающий на эбонитовой палочке при трении о шерсть.
7. Заряд, возникающий на стеклянной палочке при трении о шелк.
8. Способ электризации жидкостей или газов.
1.Электризация.
2.Кулон.
3.Резерфорд
4.Электроскоп
5.Трение.
6.Отрицательный
7.Положительный.
8.Влияние.
8.Подведение итогов урока. Выставление оценок.
/data/files/i1526472431.pptx (Презентация к уроку)