12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тиунова Лидия Юрьевна375

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42»





Всероссийский конкурс для учащихся 5-11 классов на лучшую исследовательскую работу «По следам Великой Отечественной войны»



Фонды музея «Наши земляки – участники Сталинградской битвы» школы № 42 как источник для математических задач о событиях Великой Отечественной войны



Подготовила

Азизова Аида Башарет кызы

ученица 8-Д класса

МАОУ «СОШ № 42»



Руководитель

Тиунова Лидия Юрьевна

учитель истории и обществознания

руководитель школьного музея

МАОУ « СОШ № 42»





Пермь, 2020



Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

События войны в математических задачах 5

Глава 1. Госпиталь в здании школы 5

Глава 2. Помощь фронту от населения в тылу 10

Заключение 13

Список источников и литературы 15

Приложения 16































Введение

Тема Великой Отечественной войны всегда будет актуальна, т.к. это событие, которое изменило мир, повлияло на развитие многих стран, затронуло многие семьи не только в нашей стране.

В нашем городе не было военных действий - Пермь (в годы войны – Молотов) находилась далеко в тылу. Но это не значит, что жители города не были причастны к этому всенародному подвигу. В нашем городе работали заводы, фабрики, тысячи пермяков ушли на фронт и многие не вернулись, жители собирали посылки солдатам на фронт, перечисляли деньги на строительство военной техники, выхаживали раненых в госпиталях, приютили тысячи эвакуированных жителей других регионов, делясь с ними всем необходимым.

Но сейчас через 75 лет после Великой Победы современному молодому поколению сложно представить масштабы этой войны, окунуться в события, в которых участвовали наши прабабушки и прадедушки. Даже цифры потерь Советского Союза в 27 миллионов человек для многих это просто цифры. Обычному современному школьнику это представить очень сложно. Но если представить, что погибло столько людей, сколько сейчас проживает в Перми (а это примерно 1 миллион жителей), и таких городов - 27, то это уже «говорящие» цифры. Представление военных событий через современность и при помощи совершенно необычных способов, таких как математические задачи, помогает глубже понять всю трагичность и величие этой войны. Проблема, связанная с пониманием информации событий Великой Отечественной войны для современных школьников, и будет нами рассматриваться в нашем исследовании.

Исходя из проблемы, мы обозначили цель работы: показать значимость и масштабность событий Великой Отечественной войны через математические задачи на примере пермской школы № 42. Для этого мы перевели военную информацию в математические задачи. Источником для составления задач стали документы школьного музея «Наши земляки – участники Сталинградской битвы» и Пермского государственного архива социально-политической истории.

Чтобы достичь данной цели, были определены следующие задачи:

Отобрать имеющиеся в музее документы, необходимые для составления математических задач

Найти статистические данные в Интернете

Составить задачи на основе цифровых данных и решить их

Сопоставить полученные результаты с масштабами проходивших в стране явлений и событий.

В своей работе мы использовании следующие методы: описание событий, явлений, документов; статистические методы (первоначальный сбор количественных данных); анализ (изучение каждой единицы материала); синтез (объединение разрозненных элементов в единое целое). Учитывая специфику работы, также был применен метод разработки математической модели задачи.

При исследовании мы использовали документы, хранящиеся в школьном музее «Наши земляки – участники Сталинградской битвы», архивные документы, статистические данные с различных сайтов.



События войны в математических задачах



Глава 1. Госпиталь в здании школы

Здание школы № 42 (Приложение 10), которое было построено в 1938 году, располагалось в поселке имени Громова в Сталинском (переименованном в Свердловский) районе г.Молотов (переименованным в Пермь) на улице Попова А.С. (переименованной в ул.Летчика П.Н.Нестерова) (Приложение 1).

Но с началом войны началось переоборудование здания школы в эвакогоспиталь (эвакуационный госпиталь, в котором во время войны производилось стационарное лечение эвакуированных больных и раненых), который заработал 6 сентября 1941 г. Он получил № 2557 и официально просуществовал до февраля 1944 г. [2, стр. 3] (Приложение 8). Всего на территории города Перми было размещено 35 эвакуационных госпиталей. Каждый госпиталь принимал пациентов с разными травмами: с нервными повреждениями, ранениями головы и грудной клетки и т.д. [2].

В переоборудованном под госпиталь здании появились помещения, необходимые для лечебного заведения: аптека, ванные комнаты, баня, кладовые, библиотека, прачечная находились на 1 этаже здания; палаты, кабинеты врачей, лаборатории, уборные, столовые, кухни – на втором, третьем и четвертом этажах [3] (Приложения 3-7).

Из юбилейной газеты, посвященной 60-летию школы № 42 города Перми, мы узнали, что школьники шествовали над 22 палатами с ранеными бойцами [1]. Однако, в техническом паспорте (экспликации) здания госпиталя мы насчитали 26 палат (Приложения 3-7). Это неудивительно, т.к. в госпитале № 2557, как и в большинстве других советских госпиталей в данный период, проводились операции, но отдельно операционные палаты не указаны в документе. Мы предположили, что в госпитале существовало 4 операционные палаты. Они должны были быть хорошо освещены, находиться недалеко и невысоко от входа. Под эти критерии подходят помещения под номерами 64, 74, 80, 81 (Приложение 9). Все эти палаты находятся на втором этаже около лестниц. Вдобавок к этому, на втором этаже располагается 4 кабинета врача, в отличие от 3 и 4 этажей, где по одному кабинету врача [2] (Приложение 6-7).

В каждой палате были поставлены кровати и тумбочки для раненых, расстояние между кроватями было минимально, и предположительно, что одна тумбочка была на двух пациентов из-за экономии места. На фотографии из госпиталя № 2557 видно, что место между кроватями было минимально (Приложение 11). Площадь, которая приходилась на одного раненого, варьировалась от 2 до 3,5 квадратных метров [4].

В госпиталь привозили раненых с повреждениями бедра, а с марта 1943 года с урологическими повреждениями. В первые годы войны в эвакогоспиталь поступало очень много раненых. Палат в здании не хватало, поэтому пациентов размещали в коридорах, кладовках и других подсобных помещениях.

Максимальное количество пациентов, которых мог принять госпиталь № 2557, было около 500. В списке эвакогоспиталей мы нашли информацию о количестве коек в каждом госпитале [2]. Информация неточная, т.к. количество коек указано, например, для госпиталя № 2557 - 400-500, и, взяв максимальное количество коек каждого госпиталя, мы узнали, сколько всего одновременно пациентов мог принять город. Результат оказался 13 000 человек.

Сколько же раненых мог принять госпиталь одновременно? Сколько всего раненых находилось в нашем городе? Этому и посвящены первые две задачи.



Задача № 1

Госпиталь № 2557 находился в четырехэтажном здании школы № 42. В госпитале находилось 22 палаты для пациентов и 4 операционные. В документах, хранящихся в школьном музее, указана площадь каждого кабинета здания, в том числе и палат для пациентов. Ниже приведена площадь каждой палаты.

9 палат по 50,2 квадратных метра; 2 палаты по 50 квадратных метров;

52; 49,7; 47,9; 33,6; 50,4; 64,9; 8; 6,5; 66,7; 57,2; 50,8 квадратных метров – остальные палаты

Сколько всего пациентов одновременно мог принять госпиталь, если известно, что на одного пациента приходилось примерно по 2,5 квадратных метра? Ответ округлите до целого числа.

(50,2*9) + (50*2) +52 + 49,7+ 47,9 + 33,6 + 50,4 + 64,9 + 8 + 6,5 + 66,7 + 57,2 + +50,8 = 1039,5 – общая площадь палат для раненых.
Узнав общую площадь палат, можно с легкость найти количество пациентов.


1039,5 : 2,5 = 415,8 (округляем до 416)

Ответ: одновременно госпиталь мог принять 416 солдат.



Задача № 2

В городе Молотов 35 госпиталей одновременно могли принять 13 000 раненых, а госпиталь № 2557 мог принять 500 пациентов. Какой процент пациентов от всего количества раненых находился в госпитале № 2557? Ответ округлите до целого числа.

Задача решается с помощью пропорции.
Решение:
13 000 - 100%
500 - х

500*100 / 13000 = 3,8461538462

Округляем 3,8461538462 до 4 %

Ответ: ~ 4 % пациентов от всех раненых, находящихся на излечении в Молотове, находилось в госпитале № 2557

Выводы по задаче № 1 и № 2:

В документе «Списки эвакогоспиталей в годы Великой Отечественной войны на территории Перми и Пермской области» значится, что в госпитале № 2557 располагалось 400-500 коек [2, стр. 3] (Приложение 8), т.е. задача № 1 соответствует исторической информации.

Только в одном госпитале находилось на лечении ежедневно более 400 человек. Таких госпиталей в Перми было 35. Значит, в Перми за годы войны было вылечено десятки тысяч солдат! К сожалению, не всех удавалось спасти, поэтому в нашем городе есть военное кладбище.

Во всех тыловых городах и поселках были эвакогоспитали. Налаженная система эвакуации раненых в тыловые госпиталя и оказания им помощи позволила вернуть в строй сотни тысяч солдат и офицеров. И можно представить, сколько же солдат рисковали жизнью, защищая Родину!



Задача № 3

Ведущим хирургом госпиталя № 2557 был Илларион Андронович Иванов (Приложение 9). За время существования госпиталя он провёл 4 000 операций [5].

Сколько операций проводил врач каждый день, если известно, что госпиталь в школе № 42 существовал с сентября 1941 года до конца января 1944 года? Ответ округлите до целого числа.


Решение: госпиталь существовал 29 месяцев. Возьмем среднее число дней в месяце – 30.

29*30 = 870 дней

4000 : 870= 4,59

Округлить 4,59 до целого числа: ~ 5

Ответ: ~ 5 операций в день проводил Иванов И.И.

Выводы по задаче:

1. Если знать количество операций, которые провел хирург Иванов И.А. за время войны, а именно – 4000, то вникнуть в эту информацию довольно сложно, потому что затрагивается большой промежуток времени. А если знать количество операций в день – примерно 5, то можно представить, как врач с утра и до позднего вечера стоял у операционного стола и спасал жизни людей. И так без выходных и отпусков. Как же требовалось сконцентрировать внимание и все свои силы для недопущения ошибки во время операции!

2. Если только в одном госпитале было сделано более 4 тысяч операций, то, сколько же операций провели врачи во всех госпиталях страны за 4 года войны!




Глава 2. Помощь фронту от населения в тылу

Советские граждане, жившие в тылу, чем могли помогали фронту. Это не только перевыполнение плана на предприятиях, но и добровольные дежурства в госпиталях после работы, отправка посылок на фронт с теплыми вещами и предметами, необходимыми в быту солдатам, сбор денег на строительство военной техники.

Деньги собирали и перечисляли многие категории населения СССР. На собранные деньги были построены танки, самолеты, реактивные установки «Катюша», бронепоезда и другая военная техника [8].

Образовательные учреждения СССР, в том числе и наша школа, собирали пожертвования на строительство танковой колонны «Пионер»[1, стр. 3]. Нам удалось узнать сведения, что в составе Красной Армии во время войны не значилась танковая колонна с таким названием. Однако в интернете есть информация про танковый взвод «Пионер». Мы предполагаем, что молотовская школа № 42 участвовала в сборе денег именно на это военное подразделение, т.к. другой информации нам не удалось узнать. Танковый взвод состоял из 5 танков [9].

Задача № 4

Учащиеся Белослудской начальной школы (Белослудск, Свердловская область) передали на строительство танка 932 руб., Горельская средняя школа (Тамбовская область) перечислила 7 тыс. руб., Толоконцевская средняя школа (Омская область) - 40 тыс., учащиеся школ Тавтимановской железной дороги - 5 309 руб. [8]. Учащиеся и педагоги молотовской (пермской) средней школы № 42 перечислили 50.416 руб., за что получили благодарность от Государственного Комитета Обороны [1, стр. 3].

Одним из танков во время Великой Отечественной войны был танк "Т-34". Стоимость на его производство на заводе № 183 (Уральский завод тяжелого машиностроения, г.Свердловск) составляла в 1943 году 141 882 рублей (для удобства расчетов округлить до 142 000 руб.) [7].

Какой процент внесла каждая из школ на строительство танка? Сколько всего денег собрали учащиеся Советского Союза на танковый взвод «Пионер», если данное воинское подразделение состояло из 5 танков?

Решение:
142.000 - 100%

1) 142.000 : 100 = 1420 это 1%
2) 932 : 1420 = 0,66% - Белослудская школа
3) 7.000 : 1420 = 4,92% - Горельская школа
4) 40.000 : 1420 = 28,16% - Токолонцевская школа

5) 5 309 : 1420 = 3,73 % - Тавтимановская школа
6) 50.416 : 1420 = 35,5% - Молотовская школа № 42

Такой вклад в процентах внесла каждая из школ в строительство танковой колонны «Пионер»

7) 142 000*5=710 000

Ответ: 710 000 рублей собрали учащиеся страны на танковую колонну «Пионер».

Вывод по задаче:

Учащиеся и ученики СССР собрали деньги на танковую колонну. На собранные деньги были построены 5 танков.

Советские граждане по копейке собирали деньги, зачастую отказывая себе во всем необходимом.

Используя данные по денежным пожертвованиям от населения СССР, можно сделать вывод, что школьники и учителя нашей школы внесли достойный вклад в общую копилку.

Если посмотреть статистические данные по пожертвованиям, то можно поразиться, что практически все слои населения, люди разных профессий и возрастов участвовали в сборе денег для строительства военной техники.

Заключение

Из всей информации, которую нам удалось собрать для исследования, нам удалось выяснить, что школа № 42 г.Молотов активно участвовала в войне.

Врачи, работавшие в госпитале, который находился в здании нашей школы, вернули к жизни несколько тысяч человек. Медицинские работники были удостоены правительственной награды – Почетной грамоты, значит, их труд был самоотверженный и востребованный, и оценен по достоинству (Приложение 13). Если определить вклад только одного госпиталя в процесс лечения раненных солдат, то он значителен, как и вклад других госпиталей по всей стране. А госпиталей в СССР в то время было несколько тысяч. Значит, на примере одного госпиталя можно представить общую картину, связанную с восстановлением здоровья раненых, а именно – спасение нескольких сот тысяч, а может и миллионов, жизней солдат.

Ученики и учителя школы также как и все советские граждане помогали приближать победу. Собранные ими деньги были направлены на производство танков. Только благодаря пермским учителям и ученикам была собрана треть денег, необходимых для строительства одного танка.

Из маленьких эпизодов и явлений складывалась общая Победа. И пермская школа № 42 была активным участником этих событий.

Учащимся школы были предложены задачи, представленные в работе. Для многих цифры, связанные с войной, открылись с другой стороны и вызвали большой интерес и удивление.

Мы достигли поставленной цели и доказали, что единичные факты из истории Великой Отечественной войны (такие как стоимость танка и собранные школьниками и учителями на его строительства деньги, количество операций в день и количество пациентов госпиталя) современным школьникам более понятны для понимания, чем общие цифры по событиям и явлениям войны.

В дальнейшем мы запланировали составить задачи, связанные с событиями Сталинградской битвы, потому что школьный музей посвящен именно защитникам Сталинграда – нашим землякам, а также составить задачи про деятельность школы в годы Великой Отечественной войне.


Список источников и литературы

Нам - 60! Юбилейная газета, посвященная 60-летию школы № 42 города Перми.

Списки эвакогоспиталей в годы Великой Отечественной войны на территории Перми и Пермской области. Машинописный текст. Фонд № 3688. Опись № 1 т.6. Дело № 612.

Экспликация к поэтажному плану здания, расположенного в городе (поселке) Перми по улице (пер.) Летчика Нестерова 18

https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3633/102608 (последнее обращение 14.11.2020 г.)

https://www.permgaspi.ru/nsa/ukazateli-dokumentov/meditsinskie-rabotniki.html (последнее обращение 15.11.2020 г.)

https://psma.ru/home/36-universitet/vechnaya-pamyat/1386-ivanov-illarion-andronovich.html (последнее обращение 14.11.2020 г.)

https://zen.yandex.ru/media/worldhistory/stoimost-sovetskih-tankov-vtoroi-mirovoi-v-cifrah-5a82b8119b403c1d6e5112a4 (последнее обращение 14.11.2020 г.)

http://tankfront.ru/ussr/names/tank-colums.html (последнее обращение 16.11.2020 г.)

https://arsenal-info.ru/b/book/1523244298/21 (последнее обращение 10.11.2020 г.)



Приложение 1

t1607262277aa.png

Приложение 2



t1607262277ab.gif



Приложение 3

t1607262277ac.gif





Приложение 4



t1607262277ad.jpg



Приложение 5

t1607262277ae.gif







Приложение 6

t1607262277af.jpg







Приложение 7

t1607262277ag.gif

Приложение 8

t1607262277ah.jpg

Приложение 9



t1607262277ai.jpg

Приложение 10

t1607262277aj.jpg

Приложение 11



t1607262277ak.png







Приложение 12

t1607262277al.gift1607262277am.gif



Приложение 13




t1607262277an.png

t1607262277ao.png


























28


Автор материала: А. Азизова (8 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.