12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72111
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Призёр

IX районной  конференции исследовательских работ и проектов младших школьников

 

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Начальная школа пгт. Оричи»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

Оричевский районный Дом детского творчества Кировской области

 

Работу выполнил:Полежаев Семен,ученик 3 «в» класса.

Руководитель:Зонова Т. А,-учитель.

Куратор:Панагушина Е. А-методист

 

«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»

 

Фильм "Хлеб - всему голова"

 

 

 

2019 год.

 

Содержание

Введение

I. Литературный обзор 4

1.1. Что такое хлеб? История появления хлеба. 1.2. О пользе хлеба.

1.3. Интересные факты о хлебе. 1.4. Кто потрудился, чтоб каравай на свет явился?

1.5. Хлеб военных лет.

II. Методы исследования

2.1 Анкетирование одноклассников.

2.2. Наблюдения.

2.3. Эксперимент.

III. Результаты исследования

3.1. Результаты анкетирования

3.2.Резельтаты наблюдения

3.3.Результаты эксперимента

3.4. Как использовать остатки хлеба?

Выводы

Рекомендации

Список литературы

Приложения №1 Вопросы анкеты

Приложения №2 Диаграмма анкетирования

Приложения №3 Фото фиксация проведение эксперимента

 

Введение.

«Многим ли, действительно, приходила в голову мысль, что ломоть хорошо испечённого пшеничного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума…» (К. А.Тимирязев)

Тема исследования: «Хлеб – всему голова».

Актуальность исследования: В жизни каждого человека есть понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это мама, мир, солнце, воздух, земля. К ним можно отнести и хлеб. Народная мудрость гласит: «Хлеб – всему голова», «Хлеб дороже золота и алмазов». Хлеб – это наш добрый друг, который сопровождает нас от рождения до глубокой старости.

Цель: узнать о значении хлеба в жизни человека. А также изменить отношение некоторых учеников нашего класса к хлебу.

Задачи:

1. собрать подробную информацию о хлебе

провести наблюдения за отношением учеников нашего класса к хлебу;

2.провести анкетирование и выяснить, что знают о хлебе одноклассники;

3.провести эксперимент по изготовлению хлеба;

4.изготовить буклет с правилами бережного обращения с хлебом и рецептами блюд из остатков хлеба.

5.Презентовать проект аудитории

Гипотеза исследования: предполагаю, что если дети будут знать о том, почему люди издавна так ценят хлеб, то будут бережнее к нему относиться.

Объект исследования: хлеб.

Предмет исследования: отношение одноклассников к хлебу.

Методы исследования: опрос; наблюдение; эксперимент.

I. Литературный обзор

1.1. Что такое хлеб? История появления хлеба.

Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки разных сортов. Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемых «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб», или эстонское «лейб».

В этимологическом словаре указано, что слово «хлеб» образовано от слова «жити» (жить) при помощи суффикса - то. На Руси хлеб называли жито. Ещё 15 тысяч лет назад человек впервые стал использовать в пищу зёрна диких злаков. Сначала их ели сырыми, потом стали растирать между камнями и добавлять воду. Самый первый хлеб был жидким, как каша.

Первую буханку хлеба более 7500 лет назад сделал раб-египтянин, готовивший пресное тесто. По недосмотру он оставил на ночь смесь воды и муки. Тесто подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. С появлением огня хлеб стали выпекать. Со временем качество выпекаемого хлеба улучшалось. Он стал более пышным и мягким.

1.2. О пользе хлеба.

Хлеб – источник белков, углеводов и витаминов.

В нём содержится клетчатка.

Это источник минеральных веществ и витаминов.

 

1.3. Интересные факты о хлебе.

За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба.

Во время войн среди английских солдат было распространено убеждение, что насморк можно вылечить, нюхая буханку свежеиспечённого хлеба. Любопытно, что в древнем мире целебные свойства приписывались только чёрствому хлебу.

Излюбленным хлебным лакомством на Руси были пряники. В старину их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, потчевали дорогих гостей.

Угощали ребятишек. Праздничные пряники весили порой около пуда (более 16 кг).

Существует хлебное дерево. Его родиной считается Новая Гвинея. Полинезийцы завезли хлебное дерево на острова Океании. Плоды этого дерева заменяют туземцам хлеб. Остаться голодным рядом с хлебным деревом невозможно. Плоды прокалывают и оставляют на ночь. К утру мякоть плода начинает бродить, и из нее можно печь хлеб. Одно дерево может прокормить семью из 5-6 человек.

Обычаи

«Хлеб – соль» – это русский обычай, словно символ людской доброты. Хлебом и солью встречают дорогих гостей, новосёлов. На свадьбах жениха и невесту угощают хлебом и солью. «Хлеб вам да соль» - так говорят тем, кто ест.

Приметы

На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно.

Хлеб из рук выпадет — значит, гость спешит.

Раздвоился вдруг хлеб в печи — к отлучке одного члена семьи.

Ешь хлеб с плесенью — хорошо плавать будешь.

А вот как в древней Англии определяли преступника: давали подозреваемому съесть сухую корочку хлеба. И если он внезапно давился, значит, был виноват.

Пословицы и поговорки

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб - батюшка, вода - матушка.

Хлебушко - калачу дедушка.

Хлеб в пути не тягость.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб везде хорош – и у нас и за морем.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Будешь упорно трудиться – будет и хлеб в закромах водиться.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Лучше кусок хлеба в кармане, чем перо на шляпе.

Без соли да хлеба худая беседа.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Хлеб да вода – мужицкая еда.

 

Стихи о хлебе:

лебушко – мягкий, хрустящий,

 

Пахнущий ветром полей,

Силу и мудрость дарящий -

Щедрый кормилец людей.

Тяжким трудом добытый,

Солнцем согрет и землей,

Свежий, румяный, душистый,

Солнышком налитой.

 

Хлеб с горбушкой золоченой шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, в нем – чудесное тепло. Сколько рук его растило, сохраняло, берегло!

Знай, не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле!

1.4. Кто потрудился, чтоб каравай на свет явился?

Ещё с осени хлеборобы начинают заботиться о будущем урожае. Они глубоко вспахивают землю трактором. Не забывают и о пище для будущих посевов – разбрасывают в поле навоз, торф, минеральные удобрения.

Зимой при помощи снегопаха в поле запасают побольше снега, чтобы весной в почве накопилось много влаги. Весной по вспаханному с осени полю пускают железные бороны, потом культиваторы. Поле становится мягким, ровным, в нём хорошо сохраняется влага.

Теперь можно начинать сеять! К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы.

Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются зеленые ростки –первые всходы. Но вместе с первыми всходами взошли и сорняки. Самолёт разбрасывает над посевами особую химическую жидкость – она уничтожает все сорные травы.

Летом посевы поливают, берегут от вредителей. За летний период вырастают колоски, а в них много- много зерен.

Наконец пшеница созрела, и хлеборобы начинают жатву. Комбайны срезают густую пшеницу и укладывают её в валки.

Когда пшеница в валках подсохнет, её подбирают и обмолачивают.

Чтобы зерно было чистым, отборным, его пропускают через зерноочистительную машину. А затем на грузовиках зерно отвозят в колхозные амбары, элеваторы и мельницы. Там зерно перетирают, перемалывают и получают муку.

С мельницы муку доставляют на хлебозавод. На хлебозаводе из муки делают тесто. А уже из теста пекут буханки, булки, батоны, сайки, баранки – всё то, что мы так любим.

Мы еще спим в своих постелях, а машины с крытым кузовами, на которых крупными буквами написано слово “ХЛЕБ”, развозят его по магазинам.

1.5. Хлеб военных лет.

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем,

Им были детства дни полны

Особо помним мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Во время блокады Ленинграда 641803 ленинградца умерли от голода. Люди умирали от голода прямо на улицах.

Вот дневник Тани Савичевой. В нем всего девять строчек.

В дыму ленинградское небо.

Но горше смертельных ран

Тяжкого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
"Хлеб – всему голова!"

леб войны… Он замешан на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу. В Музее обороны Ленинграда (ныне Санкт- Петербург) лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба – блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб.

 

Победу принесло не только оружие, но и маленький кусочек хлеба, который отправляли из тыла на фронт. Люди военных лет знали цену хлебу. Они берегли каждую хлебную крошку!

ПОМНИТЕ!!!

Хлеб – не просто дар природы, хлеб – наш труд, не забывай!

Береги же наш народный драгоценный каравай!

У хлеба долгая память, он не прощает неряшливости и безответственного к себе отношения.

II. Методы исследования

2.1 Анкетирование одноклассников.

2.2. Наблюдения.

2.3. Эксперимент.

2.4. Как использовать остатки хлеба?

III. Результаты исследования

3.1. Результаты анкетирования

Вооружившись информацией, я решил провести анкетирование одноклассников.

Мною была составлена анкета из 4-х вопросов В анкетировании приняли участие 25 учащихся.

Результаты анкетирования Приложение № 1.

Вывод: Почти все ребята любят хлеб. Тем не менее это не мешает им выбрасывать остатки хлеба в мусорное ведро.

 

3.2.Резельтаты наблюдения

Вывод: такую картину можно увидеть в нашем классе после посещения столовой.

 

 

  1. Результаты эксперимента

Мне захотелось провести эксперимент, чтобы посмотреть, как раб – египтянин получил из забродившего теста хлеб. Для этого я:

замесил тесто из муки и воды;

оставил его в тёплом месте до сбраживания;

после того, как тесто забродило, выложил его в смазанную растительным маслом форму;

поставил в духовку выпекаться.

Выводы

В результате проведённого эксперимента у меня получился вкусный и ароматный хлебушек. Его мы съели всей семьёй. Теперь я знаю, как можно приготовить хлеб в домашних условиях. Ход эксперимента (Приложение № 3).

Далее, с помощью учителя, я изготовил буклет (Приложение № 5), в котором содержатся рубрики «Правила бережного отношения к хлебу» и «Рецепты блюд из остатков хлеба». Этот буклет я раздал всем ученикам нашего класса. Из фотографий, сделанных во время выпекания хлеба, мама сделала видеоклип «Производство хлеба».

3.4. Как использовать остатки хлеба?

Правила бережного отношения к хлебу:

1. Не покупайте лишнего хлеба.

2. Никогда не берите хлеб грязными руками!

3. Ставьте хлеб на стол первым, положив его на чистую салфетку или на тарелку.

4. За столом берите столько хлеба, сколько можете съесть.

5. Во время еды не допускайте шалостей с хлебом.

6. Чтобы хлеб лучше сохранялся, храните его в емкости с крышкой или в хлебнице.

7. Научитесь использовать чёрствый хлеб.

8. Никогда не выбрасывайте хлеб!

9. Всегда и везде уважительно относитесь к хлебу!

Вторичное применение хлеба

Покормить птиц, бездомных собак.

Сделать сухарики (их можно подавать к бульонам, супам, чаю).

Испечь торт из молотых белых сухарей.

Сделать панировочные сухари (в них обваливают котлеты, рыбу, мясо перед тем, как жарить, а ещё присыпают пироги, запеканки, пудинги).

Использовать хлеб как удобрение.

Сделать квас на основе чёрных молотых сухарей.

Выводы по результатам исследования

В ходе работы я открыл для себя много нового. Теперь я знаю, в чём ценность хлеба и почему взрослые говорят, что «Хлеб – всему голова», «Хлеб – дороже золота и алмаза». Ведь хлеб проделывает огромный путь, начиная с поля и заканчивая магазином. Люди многих профессий потрудились, чтобы у нас на столе всегда лежал свежий хлеб. Во время войны хлеб был дороже золота, т.к. он мог спасти жизнь человека. Но, самое главное – после презентации моей работы я заметил, что хлеба, брошенного на пол, в нашей школе стало гораздо меньше.

Выводы

Таким образом, я смог достичь своей цели исследования – я узнал о значении хлеба в жизни человека.

Провёл анкетирование и эксперимент о хлебе.

Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Узнав о том, почему взрослые издавна так ценят хлеб, дети будут бережнее к нему относиться и ценить труд людей.

Рекомендации

Данную работу можно использовать на уроках « Окружающий мир» и на классном часе для учащихся 1-4 классов

 

Список литературы

http://stihidetyam.ru/articles/article101.php .

http://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производства.

http://bd.fom.ru/report/cat/val_/dd063234 ФОМ>Хлеб.

http://weaft.com/documents/narodnye-pogovorka-poslovica-hleb-vzroslye-deti-shkolnikov-adult-kid-quotes-bread .

http://images.yandex.ru/yandsearch.

С. И.Ожегов "Словарь русского языка" Изд.6-е, стереотипное, 900 страниц, Издательство "Советская энциклопедия", Москва, 1964 г.

Емельянова Э. «Расскажите детям о хлебе», «Мозаика – Синтез», 2011 г.


 

Приложение № 1.

 

Анкета для одноклассников.

 

 

1. Любишь ли ты хлеб?

да нет

2. Видел ли ты, как производят хлеб?

да нет

3. Знаешь ли ns, кто потрудился, чтоб каравай на свет явился?

знаю не знаю

4. Выбрасывал ли ты когда-либо хлеб?

да нет

 

 

Приложение № 2.

 

 

Результаты анкетирования:

 


 

Приложение № 3.
 

Проведение эксперимента.


 

Автор материала: С. Полежаев (3 класс)
Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (11)

сменить сортировку
Перминова Елена Федоровна, 15.04.19 в 13:41 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, какая замечательная работа! В копилку!
Панагушина Елена Аркадьевна, 15.04.19 в 13:51 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Фёдоровна.Я очень рада, что работа понравилась.
Марголис Ольга Викторовна, 15.04.19 в 14:13 5Ответить Пожаловаться
Спасибо всей творческому коллективу: автору, руководителю, куратору!
Панагушина Елена Аркадьевна, 15.04.19 в 14:27 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Викторовна! Обязательно передам.
Ватолина Светлана Анатольевна, 15.04.19 в 15:33 4Ответить Пожаловаться
Полезная и всегда актуальная тема исследования!!! Молодцы!!!
Панагушина Елена Аркадьевна, 15.04.19 в 19:48 3Ответить Пожаловаться
Мы , после представления работы, проводили классный час на эту тему.
Янова Татьяна Викторовна, 15.04.19 в 19:43 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Аркадьевна, отличный проект!
Панагушина Елена Аркадьевна, 15.04.19 в 19:50 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, за оказанное внимание, к публикации проекта.
Родионова Татьяна, 16.04.19 в 08:08 3Ответить Пожаловаться
Елена Аркадьевна, замечательная работа! Спасибо.
Панагушина Елена Аркадьевна, 16.04.19 в 08:45 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна за оценку.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.