12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воронцов Сергей Иванович75099
Стаж педагогической работы 45 года, высшая квалификационная категория, 29 лет руководитель РМО учителей физики, почетный работник общего образования Р.Ф.
Россия, Курская обл., р.п.Солнцево
22

Индивидуальный проект "Деформации твёрдого тела"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
“Солнцевская средняя общеобразовательная школа”

306120, Курская область, Солнцевский район,
п. Солнцево, ул. Первомайская, д. 31б.














Индивидуальный проект

Деформации твёрдого тела












Работу выполнил

Константинов Михаил Николаевич
ученик 11 класса.


Научный руководитель

Воронцов Сергей Иванович.




п. Солнцево.

2021


Содержание.


1. Введение…………………………………………………………………….3

1.1. Актуальность……………..……….……………………………………..4
1.2. Цель………………………………………….……………………………4

1.3. Задачи…………………………………………………………………….4


2. Основная часть……………………………………………………………5


2.1. Деформации…………………………………………………………......5

2.2. Растяжение и сжатие…………………………………………………...5

2.3. Сдвиг………………………………………………………………………6

2.4. Кручение………………………………………………………………….7
2.5. Изгиб………………………………………………………………………8

2.6. Закон Гука………………………………………………………………...9
2.7. Диаграмма растяжения………………………………………………..11

3. Практическая часть………………………………………………………12


4. Опыты……………...……………………………………………………...12


4.1. Деревянные бруски………………………………………………………..12
4.2. Железные полоски………………………………………………………...17

4.3. Стальные линейки……………………………………………………..19


5. Выводы…………………………………………………………………….21

6. Заключение…………………………………………………………………..22


7. Список использованной литературы…………...………………………….23

1.Введение.

Физика. от греч. physike, physis — природа) — наука, изучающая наиболее общие свойства материального мира, а именно: существующие формы материи и ее строение (атомы, молекулы, ядра, элементарные частицы, кристаллы, жидкости и пр.), взаимодействия и движения различных форм материи (электромагнитные, гравитационные, ядерные, слабые взаимодействия и многие другие процессы). Мы сталкиваемся с многочисленными явлениями природы, которые изучает физика. Например: электричество, свет, звук. Наша жизнь плотно связанна с изучением физики, так как её изучение помогает в развитии человечества и открывает для нас много новых явлений.


Физические законы имеют некие границы их применения, поэтому даже с помощью математики не всегда получается точно рассчитать физические явления. К примеру деформация твердых тел, которая является предметом моего проекта.






























1.1.Актуальность.

Издавна учёные обращали внимание на вопрос, почему любое тело, при нагрузке, способно сопротивляться. Мы ходит по земле и не проваливается, так как она сопротивляется. Да, для нас это обычно, но поняли люди это только тогда, когда учёные, усердно изучая физику и получая знания, раскрывали эту тайну. Было много учёных, кого волновал этот вопрос, кто пытался ответить на него, но смогли лишь немногие. Но они обладали уже определёнными знаниями, что помогало им отвечать на вопросы такого рода. А это значит, что для каждого из нас важно владеть какой-либо информацией, пользоваться ей и делать какие-либо выводы.

1.2.Цель.

 - изучение физического явления – деформации твердого тела, экспериментального исследования силы упругости, возникающей при деформации пружины.

1.3.Задачи:

изучить и проанализировать теоретический материал по выбранной теме;

рассмотреть различные виды деформации твердых тел;

определить особенности деформирования тела при малых деформациях;

исследовать зависимость силы упругости, возникающей при деформации пружины, от ее удлинения;






















2. Основная часть.

2.1.Деформации.


Деформация (в переводе с латинского deformatio – “искажение”)-изменение взаимного положения частиц тела относительно друг друга, то есть - изменение формы или размера тела.
Деформация делится на несколько видов:
1. Упругая – после прекращения действия силы, тело полностью принимается первоначальную форму.
2. Неупругая (пластическая) – после прекращения действия силы, тело не принимает первоначальную форму и меняется в размерах.
Деформация может применятся следующими способами:
а) изгиб.
б) кручение.
в) растяжение.
г) сжатие.
д) сдвиг.

На величину деформации и её характер, помимо величины нагружения, влияют скорость приложения нагрузки и температура тела. Твёрдое тело, при изменении условий, может переходить так в пластичное состояние, так и наоборот. Также для примера можно взять термическую обработку метала. Возьмем для примера обычный нож. При нагревании его клинка, который представляет собой твёрдое металлическое тело, и последующего охлаждения в определённой среде происходит закалка ножа. После этого нож, а именно его клинок, приобретает повышенную прочность.

Упругие деформации, возникающие в телах, могут быть весьма разнообразны. Тело может растягиваться, сжиматься, изгибаться, перекашиваться, скручиваться.
Обычно деформация включает в себя сразу несколько деформаций, что позволяет её свести к двум простым: сжатию и растяжению.

2.2.Растяжение и сжатие.

Стальная струна на балалайке, проволока, поддерживающая груз, резиновая нить в рогатке служат примерами тел, подвергнутых одностороннему растяжению. При таком растяжении тела удлиняются и одновременно несколько уменьшаются в поперечных размерах. Вследствие растяжения тела находятся в напряжённом состоянии.

Брёвна, распирающие грунт в глубоких узких канавах или рудниках, колоны, на которых покоится часть здания, ножки стола, поддерживающие столешницу, являются примерами тел, подвергнутых одностороннему сжатию. При одностороннем сжатии тело увеличивается в поперечных направлениях. Причём в месте давления тело деформируется больше, чем по краям. Измеряя растяжение проволок или сжатие стержней из различных материалов под действием данной нагрузки, обнаружим, что деформация тем больше, чем длиннее образец и чем меньше его поперечное сечение.

При рассмотренных односторонних деформациях тела находятся под действием двух равных по модулю, противоположных по направлению сил. Нередко встречаются всесторонние деформации сжатия и растяжения. Они наблюдаются в том случае, если деформированное тело подвергается давлению со всех сторон или растяжению во все стороны. Например, в состоянии всестороннего сжатия находятся тела, помещённые в жидкость. В состоянии всестороннего растяжения находится внутренняя сторона холодного железного шара, опущенного в горячую воду.


2.3.Сдвиг.


Сдвиг - деформация, вызванная моментами двух сил, равными по модулю противоположно направленными. Сдвиг - очень распространенный вид деформации. Он имеет место во всех трущихся твёрдых телах, как при трении покоя, так и при трении скольжения. Представим себе брус, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда и лежащий на горизонтальном полу.


t1631471817aa.jpg

t1631471817ab.jpg


Действующая на брус сила тяжести Р, которая приложена в центре тяжести С, уравновешивается силой реакции со стороны пола N. Так как брус неподвижен, то сила реакции должна быть приложена в точке А бруса, находящейся на одной вертикали с С. Пусть теперь к верхней грани бруса приложена горизонтальная сила F такая, что брус перекашивается, но не скользит по полу. Раз брус покоится, значит, на него действует ещё одна сила, равная по модулю силе F и направленная в противоположную сторону. Эта сила - сила трения f. Силы F и f образуют пару сил, которая должна бы вызвать вращение бруса вокруг своей оси, перпендикулярной к плоскости чертежа. Однако брус покоится, следовательно, существует пара сил, уравновешивающая первую. Нетрудно найти вторую пару сил. Если при отсутствии силы F сила N была приложена в точке А, то при наличии силы F реакция пола на брус несколько измениться и сила реакции N будет приложена в точке В, лежащей на рисунке правее точки А. В результате получается пара сил Р и N, которая стремиться вращать брус в направлении, противоположном тому, в котором вращался бы брус под действием пары сил F и f. Действие этих пар сил вызывает перекашивание бруса, и его сечение вместо прямоугольной формы приобретает форму параллелограмма.


t1631471817ac.jpg



2.4.Кручение.


Кручение - особый случай сдвига. Кручение - деформация, имеющая место в стержне, если он находится под действием двух противоположно направленных моментов, приложенных к его концам.

Кручение - широко распространенный вид деформации. В закрученном состоянии находятся все тела, передающие вращающий момент от двигателя к машине: карданный вал автомобиля, вал, вращающий винт парохода.

Чтобы получить наглядное представление о кручении возьмёмся двумя руками за концы резинового стержня, вдоль образующей, которого проведена линия, и будем концы стержня вращать в противоположных направлениях.

t1631471817ad.jpg

Стержень подвергнется кручению, и линия вдоль образующей примет форму винтовой линии. Если один из концов стержня держать неподвижно, а другой конец вращать, то угол поворота сечения будет тем больше, чем дальше от неподвижного конца находится это сечение.

Угол, на который повернётся самое крайнее сечение, называют углом кручения. Угол кручения пропорционален длине стержня и обратно пропорционален четвёртой степени диаметра. Это значит, что небольшое изменение диаметра резко меняет угол кручения, если вращающий момент остался прежним.


2.5.Изгиб.


Изгиб - одна из наиболее часто встречающихся деформаций. Деформацию изгиба испытывают рельсы железнодорожного пути, балки потолочных перекрытий в зданиях, всевозможные рычаги. Бывают два случая изгиба: когда один конец балки закреплён и когда балка находится на двух опорах. Изгиб - деформация, сводящаяся к растяжениям и сжатиям, различных в разных частях тела. В этом можно убедиться. Воткнём в резиновую полоску ряд параллельных спиц.


t1631471817ae.jpg


Изгибая полоску, мы увидим, что один её слой ММ подвергнут растяжению, а другой NN - сжатию. Некоторый средний слой не изменил своей длины (нейтральный слой).

За меру деформации в случае изгиба принимают смещение конца балки или середины ее. Это смещение называют стрелой прогиба.

В строительстве используют балки с двумя видами сечения: тавровые и двутавровые.


t1631471817af.jpg


Двутавровая балка - широкая балка прямоугольного сечения с удаленной частью среднего слоя, который меньше растягивается и сжимается и поэтому в меньшей степени противодействует изгибу. Она позволяет сэкономить материал и облегчить балку почти без ухудшения её качеств.


2.6.Закон Гука.


Закон Гука выражается так: при упругой деформации растяжения (или сжатия) удлинение тела прямо пропорционально приложенной силе. F = kx,

где F- приложенная сила, х - удлинение тела, к - коэффициент пропорциональности, называемый жёсткостью.

Закон был открыт английским физиком Робертом Гуком в 1676 году. Это был простой закон, точно выполнявшийся в широком диапазоне; ему была предназначена важная роль в физике и технике. Гук был в восторге от своего открытия, но своим коллегам он не доверял и поэтому был озабочен, как бы кто не приписал это открытие себе. В те времена публикация открытий в периодических научных журналах ещё только приходила на смену монографиям и частным письмам, поэтому всё ещё было опасно с кем - нибудь поделиться своим открытием. Сразу же кто - то мог сказать: «О, мы открыли это давным-давно!» Гук придал своему закону о растяжении пружин вид анаграммы:

celllnosssttuv

Это было своеобразное патентование открытия. Он выждал два года, чтобы конкуренты могли сделать заявки о своих открытиях, связанных с пружинами, а затем дал расшифровку своей головоломки: «tensio, sic vis», или «каково удлинение, такова и сила». Гук открыл, что при растяжении пружины возрастающей силы удлинение изменяется прямо пропорционально этой силе.

С поведением материалов по закону Гука мы встречаемся во многих случаях растяжения, сжатия, скручивания, изгиба, упругой деформации любых видов. Вот несколько примеров:

а) растягивание проволоки: удлинение ~ растягивающая сила;

б) растяжение или сжатие стержня: 4 длины ~ сила;

в) кручение стержня: угол кручения ~ закручивающая сила;

г) изгиб балки: прогиб балки ~ нагрузка.

Вообще: деформация ~ деформирующая сила.

Знание силы, возникающей при деформации, даёт неполную картину механического состояния твёрдых тел. Часто при решении задач о взаимодействии тел нужно детальное знание внутреннего состояния тел. В этих случаях закон Гука формулируется по-другому: при малых деформациях механическое напряжение прямо пропорционально относительному удлинению. Такую зависимость Роберт Гук определил в 1680 году для простейшего случая сжатия или растяжения стержня. Он записывается так:

σ = Е IεI,

где σ - механическое напряжение, Е – модуль Юнга, IεI – относительное удлинение образца.

Относительное удлинение ε = ∆ℓ / ℓ в формуле взято по модулю, так как закон Гука справедлив как для деформации растяжения, так и для деформации сжатия, когда ε< 0. Коэффициент пропорциональности Е называется модулем упругости или модулем Юнга.

Для большинства широко распространённых материалов модуль Юнга определён экспериментально: σ - напряжение - величина численно равная отношению усилия к площади поперечного сечения: σ = F ⁄ S

При сдвиге закон Гука записывается так: t=G/g, где t - касательное напряжение, g - сдвиг, G - модуль сдвига.

Обобщённый закон Гука для тела произвольной формы утверждает, что шесть величин, определяющих напряжённое состояние в точке, выражаются линейно через шесть величин, определяющих деформацию в окрестности, рассматриваемой точки. Коэффициент пропорциональности в этих соотношениях называются модулями упругости. В анизотропных телах (тех, в которых свойства неодинаковы в различных направлениях), например в кристаллах, модули упругости различны в разных направлениях, поэтому в общем случае упругие свойства твёрдого тела характеризуются с помощью 21 модуля упругости. Для изотропных тел (тех, в которых свойства одинаковы в различных направлениях) число независимых упругих постоянных сводится к двум.

Закон Гука не имеет места, когда некоторые напряжения (или деформации) достигают предельных значений, характерных для каждого материала, и тело переходит в упруго-пластичное состояние. Закон Гука является главным при расчёте на прочность и деформацию конструкций и сооружений.

Закон Гука связывает понятия прочности и жёсткости. Прочность - способность предмета противостоять разрушению. Тело может деформироваться, но не беспредельно. В конце концов, оно разрушается. Для каждого материала можно указать максимальную нагрузку, которую он может выдержать. Чем больше разрушительная нагрузка, тем прочнее материал. Она зависит от качеств материала, формы изделия и вида воздействия, от способа обработки материала (термического или механического), а у сложных веществ также от их состава (сталь, стекло).

Жёсткость - способность тела или конструкции сопротивляться образованию деформации; физико-геометрическая характеристика поперечного сечения элемента конструкции. В случаях простых деформаций в пределах закона Гука жёсткость определяется численно как произведение модуля упругости Е (при растяжении, сжатии и изгибе) или G (при сдвиге и кручении) на ту или иную геометрическую характеристику поперечного сечения элемента. Понятие жёсткость широко используется при решении задач сопротивления материалов.


2.7.Диаграмма растяжения.


Дt1631471817ag.jpg иаграмма растяжения – это зависимость относительного удлинения от механического напряжения при деформации кристаллических твердых тел.

На участке ОА мы наблюдаем упругие деформации. Здесь выполняется закон Гука, то есть после снятия нагрузки первоначальные размеры тела полностью восстанавливаются. 6 - предел пропорциональности, при котором выполняется закон Гука.

На участке АВ, при увеличении нагрузки наблюдается остаточная деформация, составляющая 0, 1% от начальной длины. На нём упругие свойства тела сохраняются, а предел пропорциональности нарушен, поэтому закон Гука не выполняется. 6 - предел упругости.

На участке ВС остаточная деформация составляет больше 0,1%. На нём упругие свойства не сохраняются, и тело приобретает пластичные свойства. Выше него находится область пластичных деформаций.

На участке CD наблюдается текучесть материала. При этом сила остаётся постоянной, площадь поперечного сечения материала уменьшится, а напряжение увеличится. 6 - предел прочности – это отношение растягивающей силы к наименьшей площади сечения материала.

В точке Е деформация максимальна. На участке EF происходит разрушение материала.

3.Практическая часть


Изучая закон Гука для упругих деформаций, встретился с коэффициентом жесткости, который зависит от материала и геометрических размеров образца. Но какая существует зависимость? В какой степени эти факторы влияют на деформацию, в частности на деформацию изгиба? Что значит, закон выполняется в «пределах упругих деформаций»? Каков этот предел? Одинаков ли он для всех материалов? Что служит критерием предела?

Ответы на эти вопросы я и хотел найти, изучив теорию и выполнив эксперимент. Заодно и выяснить, насколько хорошо согласуются теория и практика.

Для работы подготовил оборудование:

1) несколько разных по размеру брусков из древесины (сосна);

2) несколько разных линеек из стали;

3) железные полоски разной длины и сечения;

4) измерительные инструменты.

Проведение опытов:

1) закреплял брусок в штативе;

2) подвешивал грузики разной массы; измерял деформацию;

3) проводил опыт с бруском другого размера;

4) аналогичные опыты провел со стальными линейками и железными полосками.

Результаты, полученные из опытов, заносил в таблицы и строил графики зависимостей деформаций:

1) от деформирующей силы;

2) от длины образца;

3) от толщины образца;

4)от ширины образца.

Обработка результатов: по графикам определял зависимость деформаций от различных факторов.


4.Опыты.


Для проведения опытов мне понадобились: два штатива, в один из которых я закреплял образцы, а в другом закреплял линейку для измерений. Первая серия опытов с деревянными брусками разных размеров. Вторая серия опытов с железными полосками. Третья серия опытов со стальными линейками.


4.1.Деревянные бруски


Зависимость прогиба балки от силы, действующей на неё.

Таблица 1.

Сила, F

0,5

1

1.5

2

2,5

3

3,5

4

Стрела прогиба, у, см

0,7

1,2

1,6

2,1

2,7

3,2

3,7

4,5


t1631471817ah.png

Построив график, мы увидели, что зависимость прямо пропорциональная, так как графиком является прямая линия, проходящая через начало координат, а затем переходит в нелинейную зависимость.









Зависимость прогиба балки от её длины.

t1631471817ai.png

Таблица 2.

Сила Н

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

50 см

2,8

4,7

6,9

9,1

10,9

12,8

16,5

19

40 см

1

1,6

2,7

3,8

5,1

6,2

7,6

9,5

30 см

0,7

1,2

1,6

2,1

2,7

3,2

3,7

4,5

20 см

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

1

1,2


Зависимость прогиба от толщины - нелинейная, круто возрастающая.










Зt1631471817aj.png ависимость прогиба балки от её ширины.


Таблица 3.

Сила, Н

0,5

1

1,5

2

2,5

З

3,5

4

0,1 см

0,9

1,7

2,5

3,4

4,2

5,1

6,4

7,8

0,15см

0,5

0,9

1,3

1,7

2,1

2,6

3,2

3,9

0,25см

0,3

0,4

0,6

1

1,3

1,7

2

2,6




Зависимость прогиба от ширины образца - обратно пропорциональная, так как графиком является кривая, не проходящая через начало координат.










Зависимость прогиба балки от её толщины.

Сила, Н

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

0.15 см

7,1

11,8

16

18

19,3

20,8



0,2 см

2,6

4,7

6,6

8,8

9,7

11,7

13

16,2

0,25 см

1,4

2,7

3,9

5,2

6

7,3

9,2

11,2

0,3 см

0,7

1,2

1,6

2,1

2,7

3,2

3,7

4,5

0,5 см


0,5


1,1


1,4


1,9


Тt1631471817ak.png аблица 4.












Зависимость прогиба образца от толщины - нелинейная, круто убывающая.






4.2.Железные полоски


Зависимость прогиба железной полоски от деформирующей силы.


Таблица 5.

Сила,Н

5

10

15

20

30

40

45

У, см

0,2

0,5

1,2

1

2

2,5

3


t1631471817al.png

















Зависимость прогиба железной полоски от толщины.

t1631471817am.png

Таблица 6. Размеры полосок 70х4х0,2см и 70х4х0,4см


Сила,Н

5

9

12

15

25

35

40

50

55

У, см

0.1

0,3

0,4

0,6

1,0

1,5

2,0

2,4

2,7

У, см

0,2

0,4

0,7

1,2

1,6

2,3

2,5

3,3

3,7
















Зависимость прогиба железной полоски от длины.

t1631471817an.png


Таблица 7.

Сила, Н

10

30

45

70 см

0,6

1,9

2,3

51 см

0,5

0,9

1,4

35 см

0,1

0,6

0,9



















4.3.Стальные линейки

t1631471817ao.png


Зависимость деформации от толщины.


Таблица 8.

Сила,Н

1

2

3

4

5

6

0,8мм

10

16

20

25

30

32

1,6мм

5

9

12

18

20

22

2,4мм

3

10

11

13

16

21

3,2мм

1

5

6

8

10

11





t1631471817ap.png

Зависимость деформации от ширины образца


Таблица 9.

Сила, Н

1

2

3

4

5

6

18мм

10

16

20

25

30

32

36мм

2

7

10

14

19

20


Размеры 20х1,8х0,08см и 20х3,6х0,08см












Зависимость прогиба линейки от длины


Таблица 10.

Сила, Н

1

2

3

4

5

6

500мм

15

22

27

34

44

54

300мм

2

7

10

14

17

19

150мм

1

1,6

2

2,5

3

3,3

Пt1631471817aq.png о каждой серии опытов построили графики зависимости прогиба образца от геометрических размеров и деформирующей силы.



5.Выводы:

1) существует зависимость деформаций от геометрических размеров, но длина и толщина образца влияют в большей степени при изгибе, чем ширина;

2) деформации зависят от материала образцов;

3) существует предел упругих деформаций;

4) наблюдается остаточная деформация у всех образцов, но в разной степени;

5) практические результаты качественно согласуются с теорией деформации изгиба:


y ~ Fℓ ³ ⁄ ab³Е, где

y - прогиб образца,

F деформирующая сила,

- длина образца,

a – ширина,

b – толщина,

Е – модуль Юнга.


Проверили правильность зависимости по размерности:


[y]=Hм³ /м м³Па=Нм³ м² /м м³Н = м


При измерениях у меня получилась погрешность из-за того, что я не учитывал:

вес самих образцов;

маленькую остаточную деформацию при проведении повторных
опытов
;

самую большую погрешность дало измерение ширины линейки и измерение силы

ε = 3Δℓ ⁄ ℓ + ΔF ⁄ F + Δа / а + 3Δв / в

ε = 3/500+0,2/6+1/18+0,03/0,8 = 0,006+0,033+0,055+0,004 = 0,098

ε = 9,8% - это минимальная погрешность при опытах с линейкой

ε = 31% - это максимальная погрешность.

6.Заключение.


Проведённая работа мне очень понравилась, потому что во время неё я узнал много нового. Тема деформации рассматривается на уроках физики в седьмых и десятых классах. Во время исследования я смог изучить эту тему более широко. Интересен был процесс исследования и достаточно труден процесс измерения: например, надо было подумать, как установить лучше прибор, и как сделать так, чтобы измерения были точнее. Результаты получились неожиданными; измерения получились верные, но не очень точные, хотя они сопоставимы с теоретическими данными.

Я думаю, что такие исследовательские работы нужны в процессе изучения любого предмета, так как во время их проведения уменьшается разрыв между предметом и учеником. Это помогает лучше понять предмет и подавляет страх перед ним.

Список использованной литературы.


Гладкова Р.А. «Физико-математическая литература». Москва: «Наука», 1988 год.

Дмитриева В.Ф. «Физика». Москва: «Академия», 2003 год.

Зубов В.Г. «Механика». Москва: «Наука», 1978 год.

Кикоин И.К., Кикоин А.К. «Физика». Москва: «Просвещение», 1990 год. Ландсберг Г. С. «Элементарный учебник физики. Том 1.»

Москва: «Наука», 1985 год.

Роджерс Э. «Физика для любознательных. Том 1.»Москва: «Мир», 1969 год.

Шубин А.С. «Курс общей физики». Москва: «Высшая школа», 1976 год.

21


Автор материала: М. Константинов (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (2)

Зажигина Полина Ивановна, 07.01.22 в 15:13 1Ответить Пожаловаться
Очень высокий уровень проекта. Трудоемкая работа.
Воронцов Сергей Иванович, 07.01.22 в 15:22 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за высокую оценку. Михаил старался.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.