Урок физики в 7-м классе
"Измерение плотности твердого тела"
Цели урока:
Образовательная – научиться экспериментально определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.
Развивающая – развитие умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развитие способов мыслительной деятельности (анализ, обобщение), развитие речи (владение физическими понятиями, терминами), развитие познавательного интереса учащихся.
Воспитательная – формирование научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям.
План урока.
1. Организационный момент (презентация слайд №1)
- Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рад видеть вас сегодня на уроке.
Посмотрите на меня, давайте друг другу улыбнемся и начнем работу.
2. Мотивация Послушайте следующее стихотворение:
Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на земле, Телевизору, голосу рации, Вентилятору на столе. | Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам. Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам… |
Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам стихотворение? (Жду ответов…)
Это стихотворение об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Я надеюсь, ребята, что сегодняшний урок также будет открытием, причем к этому открытию вы придете сами.
3. Определение целей урока
Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что эта величина очень важна для многих сфер человеческой деятельности. Ребята! Попробуем определить тему и цель нашего урока! Для этого прослушаем два небольших сообщения. (2 ребят делают свои сообщения.)
1) «Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу».
2) «Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы».
Значит, мы должны научиться определять экспериментальным путем плотность тела.
Тема нашего урока: «Измерение плотности твердого тела» (презентация слайд №2)
А цель урока: научиться определять плотность твердого тела.
4. Актуализация знаний и умений учащихся. (презентация слайд №3)
- Прежде чем приступить к решению задач на нахождение плотности вещества, необходимо вспомнить, что такое плотность, в каких единицах она измеряется и как её можно определить.
1) Индивидуальная работа у доски со способными учащимися с карточками
Карточка №1 Найдите объём айсберга массой 200 т.
Карточка №2 Найдите массу бетонной плиты размером 5 * 4 * 0,25 м.
2) Вопросы для фронтального обсуждения:
- Что такое плотность? - В каких единицах она определяется?
3) Работа с таблицей плотности вещества:
- Какое вещество имеет большую, меньшую плотность?
- Что значит это число? - Какие вещества имеют одинаковую плотность?
4) Качественная задача: "В сосуды налиты жидкости одинаковой массы. Какая жидкость имеет
наименьшую массу?" (презентация слайд №4)
Учащиеся с карточками объясняют решение своих задач (обсуждение).
5. Решение проблемной задачи по алгоритму.
1) Постановка проблемы: найти плотность вещества твёрдого тела неправильной формы.
2) Обсуждение: предложения по решению проблемы.
3) Алгоритм решения задачи (презентация слайд №5)
1. Определите массу тела с помощью весов.
2. Найдите объём тела с помощью измерительного цилиндра.
3. По формуле = m / v найдите плотность вещества.
6. Решение задачи по алгоритму (выполнение лабораторной работы) с обсуждением каждого этапа.
Закрепление навыков работы с весами и мензуркой, умения применять формулу плотности.
7. Физминутка. (презентация слайд №6)
В верхние углы классной комнаты развешаны физические величины: скорость, путь, плотность, масса. Дети должны прослушать определение физических величин, записанное в аудиофайл, и стать лицом к величине, о которой идёт речь. Учитель фиксирует ошибки.
Текст записи:
"Физическая величина равная отношению пути ко времени, за которое был пройден путь" (скорость)
"Физическая величина равная длине траектории" (путь)
"Физическая величина равная отношению массы тела к его объёму" (плотность)
"Физическая величина, характеризующая инертность тела" (масса)
8. Нахождение плотности вещества.
Закрепление навыков измерения плотности вещества с использованием: а) виртуальной лаборатории;
б) дидактических карточек.
9. Самостоятельная работа. (презентация слайд №7)
Решение практической задачи. У каждого на столе имеются пачки с разными веществами (чай, какао,
кофейный напиток, горчица, панировочные сухари, кондитерская плитка, жевательная резинка).
Задача: определить плотность вещества в пачке.
Обсуждение: для решения необходимо массу вещества взять из упаковки, найти объём, измерив
стороны упаковки. Решение дети записывают в тетрадях.
10. Подведение итогов.
Анализ достижения поставленных целей.
11. Домашнее задание. (презентация слайд №8)
Задание высвечивается на экране, даются учителем методические советы по выполнению творческого задания, дети его записывают в тетради.
Домашнее задание: «составить и решить задачи на нахождение:
плотности вещества;
массы тела;
объёма тела».
12. Рефлексия.
Ребята поднимите руку те, у кого не было затруднений!
Ребята поднимите руку те, у кого были незначительные затруднения!
Хорошо. А теперь оцените себя. Но я за собой оставляю право корректировать вашу оценку,
если в этом будет необходимость.
Мы с вами урок начали стихами и закончим тоже стихами: (презентация слайд №9)
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!