12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Колотырин Павел Владимирович31
Россия, Саратовская обл., с. Шняево
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

Урок физики в 7-м классе

"Измерение плотности твердого тела"

Цели урока:

    Образовательная – научиться экспериментально определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.

    Развивающая – развитие умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развитие способов мыслительной деятельности (анализ, обобщение), развитие речи (владение физическими понятиями, терминами), развитие познавательного интереса учащихся.

    Воспитательная – формирование научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям.

План урока.

1. Организационный момент (презентация слайд №1)

- Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рад видеть вас сегодня на уроке.

Посмотрите на меня, давайте друг другу улыбнемся и начнем работу.

2. Мотивация Послушайте следующее стихотворение:

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле,

Телевизору, голосу рации,

Вентилятору на столе.

Ток по проволоке струится,

Спутник мчится по небесам.

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам…

Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам стихотворение? (Жду ответов…)

Это стихотворение об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Я надеюсь, ребята, что сегодняшний урок также будет открытием, причем к этому открытию вы придете сами.

3. Определение целей урока

Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что эта величина очень важна для многих сфер человеческой деятельности. Ребята! Попробуем определить тему и цель нашего урока! Для этого прослушаем два небольших сообщения. (2 ребят делают свои сообщения.)

1) «Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу».

2) «Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы».

Значит, мы должны научиться определять экспериментальным путем плотность тела.

Тема нашего урока: «Измерение плотности твердого тела» (презентация слайд №2)

А цель урока: научиться определять плотность твердого тела.

4. Актуализация знаний и умений учащихся. (презентация слайд №3)

- Прежде чем приступить к решению задач на нахождение плотности вещества, необходимо вспомнить, что такое плотность, в каких единицах она измеряется и как её можно определить.

1) Индивидуальная работа у доски со способными учащимися с карточками

Карточка №1 Найдите объём айсберга массой 200 т.

Карточка №2 Найдите массу бетонной плиты размером 5 * 4 * 0,25 м.

2) Вопросы для фронтального обсуждения:

- Что такое плотность? - В каких единицах она определяется?

3) Работа с таблицей плотности вещества:

- Какое вещество имеет большую, меньшую плотность?

- Что значит это число? - Какие вещества имеют одинаковую плотность?

4) Качественная задача: "В сосуды налиты жидкости одинаковой массы. Какая жидкость имеет

наименьшую массу?" (презентация слайд №4)

Учащиеся с карточками объясняют решение своих задач (обсуждение).

5. Решение проблемной задачи по алгоритму.

1) Постановка проблемы: найти плотность вещества твёрдого тела неправильной формы.

2) Обсуждение: предложения по решению проблемы.

3) Алгоритм решения задачи (презентация слайд №5)

1. Определите массу тела с помощью весов.

2. Найдите объём тела с помощью измерительного цилиндра.

3. По формуле = m / v найдите плотность вещества.

6. Решение задачи по алгоритму (выполнение лабораторной работы) с обсуждением каждого этапа.

Закрепление навыков работы с весами и мензуркой, умения применять формулу плотности.

7. Физминутка. (презентация слайд №6)

В верхние углы классной комнаты развешаны физические величины: скорость, путь, плотность, масса. Дети должны прослушать определение физических величин, записанное в аудиофайл, и стать лицом к величине, о которой идёт речь. Учитель фиксирует ошибки.

Текст записи:

    "Физическая величина равная отношению пути ко времени, за которое был пройден путь" (скорость)

    "Физическая величина равная длине траектории" (путь)

    "Физическая величина равная отношению массы тела к его объёму" (плотность)

    "Физическая величина, характеризующая инертность тела" (масса)

8. Нахождение плотности вещества.

Закрепление навыков измерения плотности вещества с использованием: а) виртуальной лаборатории;

б) дидактических карточек.

9. Самостоятельная работа. (презентация слайд №7)

Решение практической задачи. У каждого на столе имеются пачки с разными веществами (чай, какао,

кофейный напиток, горчица, панировочные сухари, кондитерская плитка, жевательная резинка).

Задача: определить плотность вещества в пачке.

Обсуждение: для решения необходимо массу вещества взять из упаковки, найти объём, измерив

стороны упаковки. Решение дети записывают в тетрадях.

10. Подведение итогов.

Анализ достижения поставленных целей.

11. Домашнее задание. (презентация слайд №8)

Задание высвечивается на экране, даются учителем методические советы по выполнению творческого задания, дети его записывают в тетради.

Домашнее задание: «составить и решить задачи на нахождение:

    плотности вещества;

    массы тела;

    объёма тела».

12. Рефлексия.

Ребята поднимите руку те, у кого не было затруднений!

Ребята поднимите руку те, у кого были незначительные затруднения!

Хорошо. А теперь оцените себя. Но я за собой оставляю право корректировать вашу оценку,

если в этом будет необходимость.

Мы с вами урок начали стихами и закончим тоже стихами: (презентация слайд №9)

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.