Информационно- исследовательский проект: История книг и чтения с древности и до наших дней.
Пояснительная записка к презентации
Автор публикации: Г. Жилкин, ученик 4В класса
Информационно-исследовательский
проект
«История книг и чтения с древности и до наших дней.»
Участник проекта: обучающийся
4 класса МБОУ Ново- Удинская
СОШ Жилкин Гена
Руководитель: учитель
начальных классов Купрякова Л.А.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………................стр.3
ГЛАВА I. Изучение научно-популярной литературы
по вопросу исследования
1.1. Что такое книга? ……………………………………………………………………......….стр.4
1.2. Из истории возникновения книг ……………………………………………........стр.4
1.3. Книга в современном мире………………………………………………….……......стр. 6
1.4. Польза от чтения книг…………………………………………………………….. .стр 6 - 7
1.5. Высказывания великих людей о книгах ……………………………………стр.7 - 8
1.5. Интересные факты о чтении книг……………………………………….………......стр.9
1.7. Пословицы и поговорки. ………………………………………………...……….......стр.10
ГЛАВА II. Исследовательская деятельность
2.1.Анализ результатов анкетирования………………………………………….стр.11 -13
2.2.Анализ результатов техники чтения……………………………………………….стр. 13
2.3.Анализ читательских формуляров……………………………………….… .стр.14 - 15
ГЛАВА III.
3.1. Заключение. Выводы……………………………….........……………………… стр. 15- 16
3. 2. Список использованных источников и литературы. …… ……………….стр17.
3.3. Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта:
Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования. Во все времена книга считалась источником знаний.
Из научных книг мы получаем знания о законах природы и мира, из художественной литературы мы узнаем о людях, их чувствах и переживаниях, учимся горевать и радоваться вместе с ними. К сожалению, в наше время интерес к книге и чтению резко снижается и в результате снижается уровень грамотности учащихся и падает успеваемость.
Нас заинтересовало: почему современные школьники мало читают? Книги существует на Земле несколько тысячелетий. Мы считаем, что книги и их чтение являются источником знаний и если люди будут больше читать, то станут более грамотными, воспитанными.
Тема исследования: История книги и чтения с древности и до наших дней.
Проблема: Почему современные школьники мало читают?
Цель : Привлечь внимание к значимости и необходимости чтения .
Задачи исследования : выяснить роль книг и чтения в жизни человека;
найти и изучить литературу об истории создания, роли книги и чтения;
проанализировать анкеты и выяснить отношение к чтению;
проанализировать посещаемость библиотеки обучающимися начальных классов;
сделать вывод о проделанной работе, подвести итоги и вынести рекомендации
Гипотеза: Мы считаем, что книга является источником знаний и если люди будут больше читать, то станут более грамотными, воспитанными.
Объект исследования: учащиеся нашей школы
Предмет исследования: чтение и успеваемость учащихся.
Предметные области: литература, русский язык
Методы исследования: Сбор и анализ информации, наблюдение, сравнение, обобщение,
анкетирование, анализ результатов, изучение читательских формуляров, наблюдение за успеваемостью обучающихся, связанной с уровнем читательских навыков
Информационно-техническое обеспечение: компьютер с доступом в Интернет, книги, словари, справочники
Значимость проекта: проведение классных часов, родительских собраний.
Продукт проекта: Мультимедийная презентация, рекомендации, памятки
Ожидаемые результаты: Повысится заинтересованность учащихся в чтении книг
ГЛАВА I
Что такое книга?
Это мы узнали из толковых словарей, которые взяли в нашей школьной библиотеке
Из словаря Живого великорусского языка В.И. Даля.
«Книга, книжка -сшитые в один переплёт листы бумаги или пергамента»
Из Энциклопедического словаря
«Книга - непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала; средство массовой, научной и технической информации, орудие пропаганды знаний и воспитания»
Из Толкового Словаря русского языка С.И. Ожегова
«Книга произведение печати в виде сброшюрованных, переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом»
Роль–степень участия, влияние, значение в чем-нибудь.
Из истории возникновения книг
Книга существует на Земле несколько тысячелетий – наскальные рисунки в пещерах, берестяные грамоты , папирусы, пергаментные свитки, бамбуковые дощечки в Китае, глиняные таблички в Вавилоне, наборы Гутенберга, типография Ивана Фёдорова.
Первые книги выглядели как свиток из папирусных листов, которые подклеивались один к другому. Длина такого свитка достигала порой 150 метров.
Пергамент пришёл на смену папирусу. Выделывался он из шкур телят, ягнят, ослов (приложение № 4. Растяжка кожи.) Материал был прочным, но на изготовление одной книги могло пойти целое стадо. Называлась она кодексом. Эти кодексы напоминают современные книги. В древней Руси на пергаменте писали летописи и книги. Всем хорош был пергамент, и прочен. И долговечен, и удобен для письма. Только стоил он очень дорого: ведь на изготовление одной книги в 700 страниц нужно истребить целое стадо животных. Приобрести такие книги могли лишь очень богатые люди.
Папирус и пергамент были очень дороги, поэтому стали писать письма и книги, черновики на дощечках, покрытых воском. На Руси писали на коре обыкновенной берёзы – бересте. Из них берут своё начало берестяные книги. Для их изготовления брали бересту, кипятили её, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. На ней процарапывались буквы острым железным или костяным стержнем (писалом) . Надписи в берестяных книгах выполнялись кириллицей.
Впервые бумага была изготовлена в Китае. Она оказалась дешевле и легче других писчих материалов. Бумага пришла в Европу от арабов. Начиная с ХII в., бумага стала самым удобным материалом для письма.
Рукописная книга — это книга, текст и иллюстрации к которой воспроизведены от руки, в отличие от печатной книги. Первыми создателями рукописных книг были монахи. Труд писца был очень почётен и приравнивался к великому подвигу. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художник заполнял страницы рисунками, причудливым шрифтом писал заглавие. Затем книгу одевали в переплёт, украшали серебром и драгоценными камнями. Крышки переплёта замыкались застёжками. Одна книга делалась очень долго и стоила очень дорого (за неё давали табун лошадей). Таким образом, книги были очень дорогим удовольствием.
Спрос на книги возрастал. Люди стремились ускорить и упростить процесс изготовления книг. И хотя впервые тексты печатать начали ещё в седьмом столетии в Корее, сначала при помощи доски с вырезанными буквами, а затем в Китае с использованием наборного текста, но настоящий прорыв в книгопечатании совершил немецкий изобретатель Гутенберг Иоганн, немецкий ювелир и гравер. Он первым в Европе применил разборный шрифт и деревянный пресс для печатания книг (1450-е г.). Так был изобретён первый печатный станок. Первой книгой, отпечатанной Гутенбергом, была, конечно же, Библия.
Первая печатная книга в России. В 1564 году в Москве Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем была завершена первая русская печатная книга: «Апостол». 1 марта 1564 года в Москве вышла в свет первая датированная русская книга "Апостол" Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси. Создание славянской письменности относится к 1Х веку и приписывается византийским учёным Кириллу и Мефодию.
Книга в современном мире.
Были времена, когда нашу страну считали “самой читающей в мире”, это означает и “самой думающей в мире. К сожалению, в наше время интерес к книге и чтению резко снижается. Изменилось отношение к книге, она перестала быть необходимой, утрачено былое к ней уважение.
В наше же время большинство людей предпочли книгам – телевидение, компьютер, телефон, электронные книги, Интернет и другое .
Современные дети читают не только меньше, но и гораздо хуже, чем их сверстники еще 20-30 лет назад. Проблема не только в скорости и технике чтения, главная проблема в осмыслении и понимании прочитанного, умение осознать и прочувствовать то, что хотел сказать автор. Функция книги не исчерпывается наличием и объемом информации, не каждая книга содержит в себе какую-то полезную информацию. Значение художественной книги состоит вовсе не в этом. Через чтение человек учится думать, переживать, включаться в другие жизни и тем самым познавать себя, открывать собственные возможности.
Интересные факты:
Оказывается, чтение делает нас моложе. Давно доказано, что организм стареет быстрее, когда стареет наш мозг, а чтение заставляет наш мозг работать, в результате наша старость отодвигается.
Французский император Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.
Писатель Оноре Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
Писатель Максим Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
Самой тяжелой книгой в мире считают географический атлас, который хранится в Британском музее.
Он имеет высоту больше метра и весит 320 кг.
Двенадцать самых маленьких книг мира с легкостью можно уместить в одну столовую ложку. Среди них есть словарь английского языка на 12 тысяч слов, Коран и Конституция Франции.
О чтении языком статистики
Человек воспринимает глазами 20 % информации, из них 70 % - посредством чтения.
Средняя скорость чтения старшеклассников - 90-100 слов в минуту, студентов - 120-180 слов, специалистов с высшим образованием - 200-250 слов
Польза от чтения книг
Для чего же нужны детские книжки?
Шведская академия детской литературы издала книжку «Восемнадцать «зачем» нужны детские книги».
1) Книга развивает наш язык и увеличивает запас слов. Она учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят и пишут другие.
2) Книга развивает наше мышление. Из книг мы учимся абстрактным понятиям, книги расширяют горизонты нашего мира.
3) Книга стимулирует фантазию и учит нас мыслить образами.
4) Из книг мы узнаем о других странах и о другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всём на свете, что нас интересует.
5) Книга развивает нашу способность к сопереживанию. Мы учимся вживаться в положение других людей.
6) Книги придают нам силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют нас смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
7) Книги задают важные вопросы, над которыми стоит задуматься.
8) Книги учат нас этике. Они заставляют нас размышлять о добре и зле.
9)Книга объясняет жизнь и помогает нам увидеть связь одного явления с другим.
10) Из книг мы понимаем, что не на все вопросы есть однозначные ответы, что на любую проблему можно посмотреть с разных точек зрения. Книги показывают, что конфликты не обязательно решать путём насилия.
11) Книги помогают нам познать самих себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как мы.
12) Книга помогает нам понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, мы лучше понимаем другие культуры и избавляемся от предрассудков.
13) Книги скрашивают одиночество. Книгу можно взять с собой куда угодно. Её можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.
14) Книги – это часть нашего культурного наследия.
15) Хорошую детскую книжку можно читать вслух на радость взрослым и детям. Она объединяет поколения.
16) Детская книжка открывает нам путь в большую литературу – огромный мир на всю нашу жизнь.
17) Детская книжка обогащает культуру страны. Над книжкой работает множество людей: писатели, художники, издатели, редакторы, печатники, книготорговцы, библиотекари...
18) Детская книжка – это такая важная часть культурного экспорта, которая приносит стране доходы и повышает её престиж за рубежом.
Высказывания великих людей о книгах и чтении.
"Люди перестают мыслить, когда перестают читать"
Дени Дидро, французский писатель и философ-просветитель.
«Школа — это, прежде всего, книга»
В.А. Сухомлинский
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда вы не прочли хоть одной странички из новой книги!»
К.Г.Паустовский:
«Книга - это окошко, через которое дети видят и понимают мир и самих себя.»
В. Сухомлинский)
"Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство".
Н.А. Рубакин)
"Книга- это друг, советчик. Это источник многих добрых мыслей, чувств, знаний".
(Ю.А. Гагарин)
«Книги делают человека лучше,
а это одно из основных условий и даже основная,
чуть ли не единственная цель искусства».
(И. Гончаров)
Читайте лучшее, только лучшее
(Джек Лондон)
Если путь прорубая отцовским мечом,
Если в жарком бою испытал, что почём,
Значит нужные книжки ты в детстве читал! (Владимир Высоцкий)
Нет такой книги, из которой человек не мог бы научиться чему-нибудь хорошему. (Иоганн-Вольфганг Гёте).
“Учитесь и читайте! Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное”.
(Ф.М. Достоевский)
Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека.
(А. Твардовский)
«То, что будут читать современные дети сегодня , во многом определит завтрашний день нашего общества.»(Е.Ф. Лахова)
«Какое богатство мудрости и добра заразительно рассыпано по книгам всех времен и народов». (Л.Н. Толстой)
Всем миром нужно решать проблему детского чтения, - чтения, которое не только погружает ребенка в информационную среду ,но и лечит, и возвышает душу растущего человека. (Е.Ф. Лахова, )
Нет такой книги, из которой человек
не мог бы научиться чему-нибудь хорошему. (Иоганн-Вольфганг Гёте).
Интервью с учащимися о пользе книги и чтения.
Ученикам были заданы вопросы:
Нужно ли читать книги?
Зависят ли успехи в учёбе, грамотность от чтения книг?
Высказывания учащихся
Книги читать необходимо и как можно больше.
Читая, человек узнаёт мир, учится анализировать свои поступки, учится понимать других людей, узнаёт новое о мире
Читая , человек расширяет свой словарный запас
Чем лучше у ученика техника чтения, тем успешнее он учится
Книга развивает наш язык ,она учит нас выражать наши мысли
Книга развивает наше мышление, фантазию
Книга развивают наши способности
Книги делают нас мудрыми.
Через чтение человек учится думать, переживать
Чтение положительно влияет на учебу.
Чем лучше ученик читает, тем лучше оценки в его дневнике, тем лучше он пишет диктанты, тем грамотнее его речь, выше интеллект
Пословицы и поговорки о книге и чтении
Кто много читает, тот много знает.
Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.
В книге ищи не буквы, а смысл.
Золото добывают из земли, а знания – из книг.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Сперва аз да буки, потом все науки.
Хорошая книга ярче звездочки светит.
Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.
Книга для ума, что тёплый дождь для всходов.
Исследовательская деятельность.
Анализ результатов анкетирования обучающихся.
Значит книга по-прежнему необходима, но почему современные школьники мало читают? Нас волнуют проблема, связанная со снижением интереса к чтению. Эта проблема навела на мысль провести исследование
Для исследования был выбран метод анкетирования. Нами была составлена анкета, состоящая из 4 вопросов. В анкетировании приняли участие 50 человек.
Анализ результатов анкетирования.
Проанализировав анкеты, мы получила следующие результаты:
1. Первый вопрос помог выяснить, любят ли ученики и взрослые читать книги. Оказалось, что любят читать-94%, безразличны к чтению-6 %
2. На вопрос о регулярности чтения ответили, что постоянно читают – 48%,
иногда-46%, не читают-6%.
3. На вопрос, откуда берёте интересные и полезные сведения ответили, что из книг-
50 %,из Интернета-30%, из просмотра телевизора -6%, из всех перечисленных выше источников-14%
4.На вопрос: зависят ли успехи в учёбе, грамотность от чтения все 100% ответили положительно.
Результаты анкетирования родителей.
Вопрос № 1. Нравится ли вашему ребенку читать?
Анкетирование показало, что любят читать- 84%, безразличны к чтению- 16 %
Вопрос № 2. Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
На этот вопрос родители ответили так - постоянно принуждают к чтению – 48%, иногда-46%, не принуждают к чтению - 6%.
Вопрос № 3. Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?
На третий вопрос родители ответили, что являются примером для своего ребёнка – 68%, иногда-16%, не читают- 16%.
Вывод: Родители в основном не являются примером в чтении для своего ребёнка, читают мало, хотя лучший способ приучить детей к книгам — это читать самим родителям.
Анализ результатов техники чтения и успеваемости.
Мы решили пронаблюдать, как обстоят дела с чтением и успеваемостью у некоторых обучающихся 2 класса, чтобы выяснить, зависят ли успехи в учёбе, грамотность от скорости чтения. В ходе исследования провели сравнительный анализ читательских навыков одноклассников (технику чтения) и их четвертные оценки.
Таблица № 1. Зависимость успеваемости от чтения
№ | Обучающиеся | Скорость чтения | Оценки за диктанты | Успеваемость |
1. | 67 слов | «4» | Хорошист | |
2. | 92 слова | «5» | Хорошистка | |
3. | 46 слов | «3» | Троечница | |
4. | 42 слова | «3» | Троечник |
Вывод: Чтение положительно влияет на учебу.
В итоге было замечено: у кого больше скорость чтения , тот и учится на «5» и «4». Значит, от скорости чтения зависит успеваемость школьника. Быстрее читают обычно те дети, которые читают много, а значит и усваивают больше информации. Это говорит об обязательном условии наличия высокой скорости чтения для успешного обучения
Анализ читательских формуляров.
Цель: выявить, как часто ученики начальных классов
берут книги для чтения?
Таблица № 2
Класс | Количество уч-ся в классе | Из них пользуются библиотекой | Не пользуются библиотекой | Лидеры чтения |
1 класс | 23 | 19 | 4 | |
2 класс | 21 | 20 | 1 | |
3 класс | 21 | 20 | 1 | |
4 класс | 25 | 23 | 2 |
Ребята ответили , что любят читать и мы решили выяснить , как часто ученики 1-4 классов посещают библиотеку . Для этого провели анализ читательских формуляров и побеседовали с библиотекарем . Из читательских формуляров мы получили такие сведения .
В 1 классе из 23 учащихся четверо в этом году библиотеку не посещали
Во 2-3 классах не посещали библиотеку 2 ученика
В 4 классе из 25 двое в этом году не посещали библиотеку
Лидеры чтения по количеству прочитанных книг учатся на «4» и «5».
Вывод: Как результат, учащиеся, которые много читают, часто посещают библиотеку, учатся на «4» и «5», они много знают, с ними интересно общаться. В течение месяца мы наблюдали за своими одноклассниками, составляли схемы их общения и выявили круг детей, являющихся лидерами или предпочитаемыми в общении. Такими детьми оказались те, которые много читают. Они эрудированны, имеют широкий кругозор, с ними интересно беседовать. Значит, чтение помогает в общении, с читающим человеком очень интересно общаться, поэтому необходимо прививать школьникам интерес к книге и чтению.
Все ученики, которые не посещали библиотеку учатся плохо, у их бедный словарный запас, читают они ниже нормы чтения.
Заключение
Вот такая история книги и чтения с древнейших времён и до наших дней. Из истории возникновения книг мы узнали, что книга и чтение существуют на Земле несколько тысячелетий – наскальные рисунки в пещерах, берестяные грамоты, папирусы, рукописные и современные книги.
Роль книги и чтения актуальна и в наше время. Гипотеза о том, что книга является источником знаний и что если люди будут больше читать, то станут более грамотными, воспитанными, подтвердилась. Мы пришли к такому выводу в результате проведённой исследовательской работы:
нами была изучена литература об истории создания книги
проанализирована роль книги и чтения.
найденный материал об истории создания книги заинтересовал наших одноклассников;
проведено исследование результатов анкетирования, читательских формуляров и результатов техники чтения.
После проведения исследований выявили практическую значимость книги: она помогает сохранить знания, которые накапливало человечество в течение тысячелетий, благодаря чтению книг, мы расширяем свои знания, лучше понимаем людей, узнаём много нового, интересного. В течение месяца мы наблюдали за своими одноклассниками и выявили круг детей, являющихся лидерами или предпочитаемыми в общении. Такими детьми оказались те, которые много читают. Мы считаем, что цели, которые мы поставили перед началом работы, достигнуты и задачи выполнены. Надеемся, что полученные знания нам пригодятся в жизни. Наша работа может быть использована для беседы на родительских собраниях, как рекомендации родителям и ученикам.
Вывод: Значит, чтение помогает в общении, с читающим человеком очень интересно общаться. Но анкетирование показало, что не у всех ребят такое отношение к книге и чтению интерес к чтению снижается, так как, у книги существует немало конкурентов: компьютер, телефон, Интернет, телевидение и, поэтому, сегодня многие школьники не читают и не хотят читать. В результате снижается уровень грамотности учащихся и падает успеваемость. Мы считаем, что, если люди будут больше читать, то станут более грамотными, воспитанными, поэтому необходимо прививать школьникам интерес к книге и чтению.
Предполагаем, что эта работа заинтересует не только одноклассников, но и учащихся других классов.
23 апреля – всемирный ДЕНЬ КНИГИ.
Мы провели классный час, составили и раздали рекомендации родителям и учащимся и памятки по чтению «Рекомендации по воспитанию читательской культуры», памятки «Подготовка домашнего заданию по чтению», алгоритм. «Правила чтения для учащихся»
Думаем, в пользу чтения приведено достаточно доводов, поэтому хотелось бы пожелать вам приятного чтения хороших книг!
Выбирайте сами - читать или не читать!
Мы уже свой выбор сделали!
Список использованных источников и литературы.
Филиппова М.А. Что такое книга? [Интернет ресурс]. – www. openclass. ru/node/26098.
Даль В. И. Иллюстрированная энциклопедия русского языка. М.-«Русский язык», 1990г.
Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. М.; «Эксимо», 2007г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М-«Русский язык» 1990г
Чудакова Н.В.,Громов А.В. Детская энциклопедия. – М.: АСТ, 1998
Матюшина В.С. Содержание чтения школьников . Чтение детей и подростков в конце ХХ века. М.: РГДБ, 1999 г
http://www.ermak.su/pogovorki/o_gramote.htm Пословицы и поговорки
Приложения № 1
Приложение № 1. 1. Береста
Приложение № 1. 2. Папирус
Приложение № 1. 3. Пергамент.
Приложение №1. 4. Растяжка кожи.
Приложение № 1.5. Рукописные книги.
Приложение № 1. 6. Рукописные книги.
Приложение № 1. 7. Рукописные книги.
Приложение № 2
Рекомендации по воспитанию читательской культуры
Ежедневное чтение дополнительной литературы не менее 30 минут.
Обсуждение прочитанного в семье или кругу друзей
Систематическое посещение библиотеки
Читать книги, о которых мы слышали положительные отзывы
Читать полезные книги
Совершенствование техники чтения
Ведение читательского дневника.
Для того чтобы стать настоящим читателем, необходимо учиться читать. И делать это надо всю жизнь!
Памятка «Подготовка домашнего заданию по чтению»
1.Внимательно прочти название произведения , которое тебе нужно прочитать.
2.Посмотри, кто автор произведения.
3.Внимательно прочти весь текст.
4.Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
4.Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
5.Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
6.Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся ответить на них.
7. Составь план пересказа текста.
8.Подготовь пересказ текста вслух
9.Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя и дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
10.Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными.
Алгоритм «Правила чтения для учащихся».
-Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее
30 минут в день.
-Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.
-Во время чтения убери отвлекающие предметы ,выключи телевизор.
Если ты этого не сделаешь , твой труд будет напрасен.
-Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
-Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать дольше, сделай небольшой перерыв
-Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
-Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и поступкам.
-Делись с друзьями об интересной книге.