12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна43851
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
17

Интеллектуальная игра «ДаНетка» для учащихся 6 класса

МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска

Интеллектуальная игра «ДаНетка» для учащихся 6 класса

Практико-ориентированный проект

Авторы

Лагутина Дарья,

Тябокина Дарья

6 класс,

руководитель

Легоцкая В.С.,

учитель русского языка и

литературы

Брянск- 2019

Оглавление

1. Проектный продукт……………………………………………...…….….3

2. Аннотация……………………………………………………..……….….11

3. Этапы и методы работы над проектом………………………..…………12

4. Описание процесса исполнения……………………………………….…14

5. Заключение………………………………………………………………...17

Использованная литература…………………………………………………18

Приложение………………………………………………...…………..…....19

Фотоприложение……………………………………………………………..21

1.1 Проектный продукт

Правила игры

Для проведения игры необходимо от 6 до 20 участников, помещение для проведения игры, фишки для фиксации ответов. Играть можно в классе на уроках и переменах, в поезде, беседке двора, среди сверстников на детских праздниках и пикниках. Суть игры в следующем: ведущий спрашивает «Верно ли, что…» и озвучивает вопрос. Первый из игроков, кто готов, отвечает «да» или «нет». За правильный ответ получает фишку зеленого цвета. Если отвечающий объясняет свое решение, «Да, это верно, потому что…» или «Нет, это неверно, потому что…», то он получает еще и фишку красного цвета. Если никаких комментариев нет, их дает ведущий, используя материал в скобках. Ведь целью интеллектуальной игры является не только проверка знаний, но и расширение их, углубление, знакомство с новой информацией. Итоги игры подводятся по количеству фишек, набранных участниками. Играть можно столько времени, сколько подготовлено вопросов и сколько есть у играющих интереса. Удобно, если ведущих будет два, как в нашем случае: один читает вопросы, другой смотрит за реакцией играющих, раздает фишки, «ведет» игру.

ДаНетка по теме «Орфографическая разминка для чайников»

1. Верно ли, что в слове растянуться в корне следует писать букву Я? (Верно, проверочное слово тянет).

2. Верно ли, что в корнях –кас-, -кос- пишется буква А, если после корня следует суффикс А? (Верно, например, касаться, но коснуться)

3.  Верно ли, что в слове разыскивать после приставки следует писать букву И? (Неверно, после всех русских приставок, кроме сверх- и меж- пишется Ы. Исключение -взимать)

4. Верно ли, что одно из значений приставки при- неполнота действия? (Да, верно. Например, приоткрыть, прилечь).

5. Верно ли, что в слове раскопки пишется приставка раз-? (Нет, неверно. Пишется приставка рас-, т.к после нее стоит буква, обозначающая глухой звук).

6. Верно ли, что после букв д-т, з-с и ж пишется суффикс чик-? ( Да, верно. Например, разведчик, пулеметчик).

7. Верно ли, что в слове «щелка» в корне пишется буква О? (Нет, неверно. Проверочное слово – щель).

8. Верно ли, что на конце слов «Крыш, туч, дач» всегда пишется Ь? (Нет, неверно. Чтобы это легко запомнить, придумали небольшой стишок: «От слов крыш, туч, дач мягкий знак подальше спрячь»).

9. Верно ли, что в корнях –лаг-, -лож- пишется буква А, если на корень падает ударение? (Нет, не верно, в корнях –лаг-, -лож- пишется А, если после корня следует суффикс А).

10. Верно ли, что в слове моржовый после шипящей нужно писать букву О? (Да, верно. Так как в суффиксах и окончаниях имен существительных, прилагательных, наречий пишется под ударением – о, в безударном положении – е).

11. Верно ли, что апостроф – это надстрочная запятая? ( Да, верно. Апострофом отделяются русские окончания и суффиксы от предшествующей части слова, также он используется при передаче иностранных фамилий с начальными буквами Д и О, то же самое в географических наименованиях).

12. Верно ли, что в существительных с суффиксом −еньк (−оньк) начальный гласный суффикса, всегда ударный? (Нет, неверно. Гласный всегда безударный, например: берёзонька, детонька, кисонька, зубоньки, доченька).

13. Верно ли, что в словах смелость и радость можно проверить букву о? ( Да, верно. В этих двух словах суффикс –ость- и единственное проверяемое слово для них – злость).

14. Верно ли, что буквы я, ю после согласных букв г, к, х встречаются только в словах иноязычного происхождения, в том числе в собственных именах? ( Да, верно. Например, Кяхта, маникюр, кювет, Кюхельбекер, Кюсю).

15. Верно ли, что в словах иноязычного происхождения буква й перед буквами е, ю, я, и не пишется? (Нет, неверно, пишется, например, аллилуйя, вайя, майя, маракуйя, папайя, паранойя, фейерверк).

ДаНетка по теме «Здравствуй, существительное!»

1. Верно ли, что морфология изучает грамматические признаки частей речи и особенности их изменения? (Верно, это определение морфологии как части речи).

2. Верно ли, что род относится к непостоянным признакам имени существительного? (нет, неверно, род -постоянный признак существительного).

3. Верно ли, что слово бакенбарды не имеет формы единственного числа? (Да, верно, это слово употребляется только во множественном числе»).

4. Верно ли, что в словах, обозначающих растения, пишется окончание –ов в форме родительного падежа множественного числа? (Да, верно. Например, апельсинов, тюльпанов, помидоров, баклажанов. Кроме: яблок).

5. Верно ли, что к непостоянным признакам имени существительного относится падеж? ( Да, верно. К непостоянным признакам имени существительного относится падеж и число).

6. Верно ли, что существительное относится к самостоятельным частям речи?( Да, верно).

7. Верно ли, что у существительных педагог, председатель, инженер и адвокат есть что-то общее? ( Да, верно. Эти слова мужского рода обозначают лиц как мужского, так и женского пола. Например, педагого Петров, педагог Петрова, адвокат Иванов, адвокат Иванова).

8. Верно ли, что слово абстрактный переводится с латинского как «погода»? ( Нет, неверно. Слово абстрактный переводится с латинского как отвлеченный. Это слово используется в лингвистике для определения особого разряда существительных, обозначающих отвлеченные понятия, состояние, качество. Например, доброта, грусть, слава, движение, нежность, тишь и воля).

9. Верно ли, что слово мешок происходит от слова нести? ( Нет, неверно. Слово мешок произошло от корня мех-, т.к в начале вместилище для сыпучих тел и мелких предметов изготовлялось из звериных шкур. В закарпатских говорах мешок и поныне называют мехом).

10. Верно ли, что слова обрывок и отрывок обозначают одно и то же? (Нет, неверно. Обрывок -оторванный кусок, например, обрывок бумаги. Отрывок-часть текста или музыкального произведения, например, отрывок из поэмы).

11. 11. Верно ли, что слова кофе, пенальти, торнадо, сулугуни относятся к среднему роду? (Нет, неверно. Данные слова относятся к мужскому роду. Это один из рядов исключений, связанных с влиянием различных аналогий (русский синоним, грамматический род слова, обозначающего родовое понятие, и др).

12. Верно ли, что сегодня в лингвистике существует две версии происхождения термина «существительное»? (Да, верно. 1 версия - Из старославянского языка. Некоторые считают, что слово «существительное» произошло от старославянского слова «сущий», то есть «существующий», «тот, который есть». Таким образом, слова, относящиеся к данной части речи, называют предметы, явления и лица, которые «реально существуют». Первое слово термина – «имя» указывает на именную принадлежность части речи.

2 версия - Из латинского языка. Другие исследователи указывают, что термин «существительное» был заимствован из латинского языка и является переводом словосочетания «nomen substantivum» («имя сущности, субстанции») – термина, обозначающего существительное в латинском языке).

13. Верно ли, что существительное Лондон - одновременно и собственное, и неодушевленное? (Да, верно. Имя Лондон собственное, так как это его «имя», а также неодушевленное, потому что он не может дышать, расти и так далее).

14. Верно ли, что слово пельмень заимствовано из украинского языка? ( Нет, неверно. Слово пельмени пришло к нам из угро-финского языка, где является сложением слов пель – ухо и нянь – хлеб. Дословно – ушки из муки).

15. Верно ли, что в датском и шведском языках существительные обозначают только два рода – средний и общий? (Да, верно. Есть много языков, в которых существительные не обладают грамматическими признаками рода. Например, английский, армянский, башкирский, татарский и др. В таких языках, как литовский, латышский, французский есть два рода – мужской и женский).

ДаНетка по теме «В этимологических дебрях»

1. Верно ли, что слово детектив пришло в русский из английского, где оно обозначало «Сыщик»? (Да, это верно.)

2. Верно ли, что этимология изучает происхождение слов? (Да, верно)

3. Верно ли, что, чтобы узнать происхождение слова, необходимо обратиться к словообразовательному словарю? (Нет, неверно, нужно обратиться к этимологическому словарю).

4. Верно ли, что слово «джем» заимствовано из английского языка? (Да, верно, в английском слово джем обозначает «варенье»)

5. Верно ли, что слово скамья -тюркское по происхождению? (Нет, неверно, это греческое слово, оно имело значение «скамья», а в греческий попало из латинского, где было образовано от глагола skabo, что означает «строгаю»).

6. Верно ли, что цепочка происхождения слова «диван» такова: к нам это слово пришло из франзузского, во французский пришло из иранского, где обозначало «софа»? (Да, это верно).

7. Верно ли, что слово танк итальянское по происхождению? (Нет, это неверно, танк-английское по происхождению слово, обозначает «боевая машина»).

8. Верно ли, что слово «жалюзи» пришло к нам из славянского языка? (Нет, это неверно, оно пришло из французского, где обозначало «зависть, ревность»).

9. Верно ли, что слово император -латинское по происхождению? (Да, это верно, в латинском император обозначало «Повелитель, полководец»).

10. Верно ли, что слово ошеломить -исконно русское слово? (Да, это верно, буквально ошеломить значило «ударить по шлему»).

11. Верно ли, что этимологические родственники – это слова, произошедшие от одного и того же слова, в современном языке имеющие одинаковые корни? (Нет, неверно. В русском языке такие слова имеют разные корни. Например, корабль, короб, корыто - слова произошли от слова «кора», но в данный момент они имеют разные корни (например: корабль - все слово является корнем + нулевое окончание).

12. Верно ли, что слово сарафан пришло в древнерусский язык из тюрского? ( Да, верно, но родителем данного слова считается персидский язык, в котором оно обозначало «почетную одежду»).

13. Верно ли, что все названия этих фруктов образованы от названий местности: персик, апельсин, алыча, яблоко, абрикос? (Нет, неверно. Такое название носит только фрукт «персик». В переводе с латинского оно означает «персидская слива»).

14. Верно ли, что слова «василёк», «Василий», «ромашка» и «Роман» связаны? (Да, верно, слова «василёк» и «Василий» происходят от одного корня греческого происхождения «василиос» (царский); а слова «ромашка» и «Роман» – от латинского «romanum» (римский).

15. Верно ли, что все приведенные слова иноязычные: администрация, авиация, графин, этаж, диета? (Да, верно. Эти слова пришли к нам из латинского, греческого, французского, итальянского).

ДаНетка по теме «Эта коварная лексическая стилистика»

1. Верно ли, что в предложении Жилин противопоказан Костылину допущена речевая ошибка? (Да, это верно, в предложении допущена речевая ошибка, здесь неправильно употреблено слово противопоказан. Нужно: противопоставлен).

2. Верно ли, что слово лексикология латинское по происхождению? (Нет, неверно, это слово греческое-«слово, выражение+учение»)

3. Верно ли, что лексическая стилистика – это раздел науки о языке? (Да, верно. Этот термин происходит от греческого лексикос - относящийся к слову).

4. Верно ли, что в этом предложении допущена речевая ошибка? Эту передачу слушают по радио на двух континентах- в Артике и в Антарктике? (Да, верно. Артика- это не континент).

5. Верно ли, что мальчик правильно написал предложение Татьяна любит свою няню, эту серобородую старушку? (Нет, неверно. У няни не может быть бороды).

6. Верно ли, что лексической сочетаемостью называют способность слов соединяться друг с другом? (Да, верно).

7. Верно ли, что эвфемизмами называют слова похожие по значению? (Нет, неверно. Слова, похожие по значению называют синонимами, а эвфемизмами называется смягчающая речь. То есть, когда мы хотим сказать что-то грубое, мы смягчаем свою речь.)

8. Верно ли, что в предложении У слонихи в нашем зоопарке скоро появится наследство допущена речевая ошибка? (Да, верно, эта ошибка связана с искажением лексического значения слова. Нужно: У слонихи в нашем зоопарке скоро появится потомство).

9. Верно ли, что предложение Сюжеты английских сказок имеют много общего со сказками русскими нет речевой ошибки? (Нет, неверно, в этом предложении допущена ошибка -сопоставлены несопоставимые понятия сюжеты и сказки. Нужно: Сюжеты английских сказок имеют много общего с сюжетами русских сказок).

10. Верно ли, что примеры хронометраж времени (вместо: хронометраж), свободная вакансия (вместо: вакансия),  памятный сувенир (вместо: сувенир), полный аншлаг (вместо: аншлаг),  в сентябре месяце (вместо: в сентябре), десять рублей денег (вместо: пять рублей), беречь каждую минуту времени (вместо: каждую минуту) являются примерами смысловой избыточности? (Да, это примеры смысловой избыточности, или плеоназма).

11. Верно ли, что предложение наряду с достижениями был отмечен ряд недостатков построено грамотно? (Нет, неверно. Тут присутствует тавтология. Следует сказать наряду с достижениями были отмечены и недостатки).

12. Верно ли, что стилистика – это единственный раздел языкознания? (Нет, неверно. Это всего лишь один из разделов, также в этой науке есть фонетика, графика, орфография, орфоэпия, морфемика, грамматика, лексикология и этимология).

13. Верно ли, что чаще всего встречаются тексты, которые написаны в риторическом стиле речи? (Нет, неверно. Такого стиля речи вообще не существует! Существует всего пять стилей: публицистический, научный, художественный, официально-деловой и разговорный).

14. Верно ли, что в деловой переписке нельзя использовать фразу «До скорой встречи»? (Да, верно! Можно сказать 1. С уважением…2. Надеемся на успешное продолжение…3. Надеемся, что наша просьба не будет для Вас…

15. Верно ли, что «троп» - это слово, употребленные в переносном значении с целью создания образа? (Да, верно. Это слово пришло к нам из греческого языка).

ДаНетка по теме «Орфография для продвинутых»

1. Верно ли, что в словах шорох, крыжовник, чопорный, концом после шипящих и Ц следует писать букву О? ( Да, верно).

2. Верно ли, что иноязычные приставки в словах всегда пишутся слитно? (Нет, неверно. Как правило, приставки иноязычного происхождения: пишутся слитно, например, аморальный, антициклон, демонтаж, диспропорция, инфраструктура, контрнаступление, субпродукты, суперлайнер. Однако слова с приставкой экс- в значении «бывший» (экс-чемпион, экс-президент) пишутся через дефис. Через дефис пишется и слово контр-адмирал, где приставка контр- имеет особое значение).

3. Верно ли, что после всех русских приставок, оканчивающихся на согласный (кроме приставок сверх  и меж), пишется буква Ы? (Да, верно, например, сыщик, безыинтересный, подыгрывать. Кроме слова взимать).

4. Верно ли, что буква Ь не пишется в сочетаниях НЧ, НЩ? (Да, это верно, буква ь не пишется в этих сочетаниях, например, Брянщина, женщина, нянчить, одуванчик, стаканчик, птенчик, каменщик, партизанщина).

5. Верно ли, что в чередующихся корнях клан – клон под ударением пишется то, что слышится, а без ударения всегда О? (Да, это верно, например, покло́н, непрекло́нный, раскла́няться, а без ударения поклони́ться, наклоне́нный, преклони́ться, склони́ться, отклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние).

6. Верно ли, что на конце иноязычных (латинских) приставок ультра  и экстра всегда  пишется непроверяемая буква а? (Да, это верно, например, ультрамодный, экстраординарный)?

7.  Верно ли, что в именах прилагательных, образованных от существительных, следует суффикс −енн  всегда безударный, а суффикс  −ян ударный? (Нет, это неверно. Суффикс −енн, всегда безударный, например, буквенный, лиственный, лекарственный, молитвенный, мысленный, огненный, болезненный. А суффикс –ян (после шипящих −ан) – чаще под ударением, например,  полотня́ный, овся́ный, песча́ный, но много прилагательных, в которых этот суффикс безударный, например, гли́няный, травяно́й, кровяно́й, ледяно́й, костяно́й, волосяно́й, нефтяно́й, ко́жаный,  ма́сляный, сере́бряный).

8. Верно ли, что в слове беловатенький 2 суффикса? ( Да, верно. Суффикс –оват- и –еньк-0).

9. Верно ли, что в предложении со мной случилось невероятное и, можно сказать, фантастическое приключение есть антонимы? ( Нет, неверно. Антоним к слову невероятный – возможный, такого в тексте мы не наблюдаем. В данном предложении только два синонима).

10. Верно ли, что в слове непогода не пишется слитно с существительным? ( Да, верно. По правилам русского языка НЕ пишется слитно с существительными, если отрицание придает слову новое, противоположное значение, например: несчастье, недруг, непогода).

11. Верно ли, что слово еда можно проверить словом яд? (Да, верно, от древнерусского есть возникло существительное еда, а от старославянского ясти – яд, которое в древности применялось из деликатности, чтобы не выговаривать грубого «отрава»

1.2 Аннотация

В прошлом учебном году мы, Лагутина Дарья и Тябокина Дарья успешно поучаствовали в городском конкурсе проектов (1 место), а также во Всероссийском конкурсе проектных работ в Москве «Горизонты открытий» (2 место). Мы представляли практико-ориентированный проект «Сборник интеллектуальных игр по русскому языку «ДаНетка». Нам захотелось продолжить нашу работу, углубить и расширить то, над чем мы упорно трудились весь предыдущий год. Про нашу идею можно сказать, что она не родилась, а продолжает жить!

1.3 Целевая аудитория

Созданный продукт адресован прежде всего шестиклассникам, которые хотят проверить, углубить свои знания по русскому языку, а также ребятам 5 и 7 классов, которые хотят повторить изученное и расширить кругозор.

1.4 Цель проекта

Создать интеллектуальную игру «ДаНетка» по темам, изучаемым в 6 классе нам уроках русского языка.

Ожидаемый результат

Созданный продукт поможет лучше усвоить пройденные темы, а также углубить знания по изученным разделам, расширить лингвистический кругозор.

1.5 Задачи проекта

1) Изучить научную литературу по проблеме проекта;

2) создать интеллектуальные игры «ДаНетка», оформить в виде сборника игр;

3) представить созданный продукт перед учащимися гимназии, объединить всех заинтересованных подростков для творческого и интеллектуального общения.

1.6 Этапы и методы работы над проектом

Этапы

работы

Решаемые задачи

Содержание работы и деятельность участников

Предполагаемый

результат

Подготовительный

(10 дней)

Определить тему и цель проекта, сформулировать задачи, определить практическую направленность проекта.

Работаем в Интернет. Составляем библиографический список литературы для изучения и ознакомления. Проводим анкетирование (приложение 1).

Обсуждаем первые итоги проделанной работы и заполняем листовки «Лист планирования» и «Подготовительный этап».

Содержание проекта определено, тема и цель сформулированы, практическая направленность и новизна проекта осмыслены. Все свои идеи мы начали записывать в лист «Банк идей».

Планирование

(2 дня)

Уточнить источники изучения проблемы, познакомиться с научной литературой и словарными статьями, изучить подобные проекты и продукты.

Знакомимся с проектными работами по лингвистике. Составляем примерный план работы. Обсуждаем итоги проделанной работы.

С проектными работами познакомились, план работы составили.

Разработка проекта (3 месяца)

Составить вопросы, познакомить с ними руководителя, отредактировать, предложить для ответов одноклассникам, вновь отредактировать.

Компилируем отобранный материал, составляем игру, продумываем материал для музыкальных пауз. Предлагаем с полученным материалом ознакомиться учителю, одноклассникам, собираем и анализируем отзывы, вносим коррективы в соответствии с полученными результатами.

Игры составлены, отзывы собраны и проанализированы, коррективы после анализа отзывов учителя и одноклассников внесены.

Оформление

результатов

Закончить оформление игр.

Редактируем и оформляем игры в соответствии с результатами экспериментальной работы, с учетом пожеланий учителей и учащихся.

Портфолио практико-ориентированного проекта оформлено.

Презентация

проекта (от 10 дней)

Опубликовать игру в электронных СМИ, принять участие в Фестивалях детского творчества «Южный полюс» и «Апельсин, в муниципальном этапе Международного детского фестиваля «Детство без границ».

Уточняем условия публикации и готовим игру в соответствии с положением о публикации.

Уточняем положение о муниципальном этапе Международного детского фестиваля «Детство без границ».

Публикации проекта в электронных СМИ, участие в фестивалях и конкурсах проектов.

Оценивание

(1 день)

Изучить критерии оценки практико-ориентированных проектов, критерии конкурса в рамках фестиваля «Детство без границ»

Обсуждаем созданный нами продукт, выполняем самоанализ созданного проекта.

Заполняем листовку «Осмысление и оценка проекта»

Отзыв о работе руководителя проекта получен, «Лист сопровождения проектом» получен. Самоанализ работы выполнен.

Методы работы над проектом: изучение и анализ научной литературы, работа со словарями; сопоставительный метод; статистический метод; организация обучающего эксперимента и обработка результатов, социологический опрос.

1.7 Материально-техническое, информационное и методическое обеспечение

Для реализации проекта потребуется:

Оборудование: фотоаппарат, принтер, сканер, мультимедийный проектор компьютер;

программное обеспечение, бумага;

электронные ресурсы Интернета;

этимологические словари, словарь В.И.Даля в 4-х т.

Толковый словарь С.И.Ожегова.

Описание процесса исполнения

1.Определение темы проекта.

В 6 классе мы по-прежнему интересуемся различными играми, в том числе интеллектуальными. Поэтому мы решили создать свои игры для того, чтобы интереснее проводить время с друзьями. Одноклассники и учитель русского языка поддержали нашу идею и даже обещали помочь. В необходимости такого проекта нас убедили и результаты анкетирования. (Приложение 1). Изучив различные проекты, мы решили попробовать свои силы в интеллектуальной игре «ДаНетка», потому что подобную игру мы уже делали в предыдущем проекте в прошлом году, апробировали эти игры, поняли, что «Данетка» приносит свои положительные результаты.

2. Проблема: сможем ли мы, создав игру и проведя ее в классе, увлечь одноклассников, расширить их кругозор, обогатив новыми знаниями о русском языке?

3. Погружаемся в тему: пробуем сформулировать вопросы для «ДаНетки», используя новый учебник 6 класса, а также словарь В.И.Даля. Пробуем поиграть с одноклассниками, еще раз убеждаемся в том, что наш проектный продукт будет интересен ребятам.

4. По совету учителя работаем с книгами, в которых занимательно рассказывается о русском языке и о тех темах, которые будут изучаться нами в 6 классе. В частности, многое мы узнали из книги «Русский язык. 6 кл.: Пособие для учащихся» из серии «За страницами школьного учебника». Например, нас заинтересовала информация о словообразовательной модели слова. Мы узнали о существовании таких способов словообразования, которые не используются в русском языке [5, 29 ].

Также нам показалась интересной информация о метафоре. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений, например: алмазная роса (сверкает, как алмаз). От греч. metaphora - «перенос». Выполняя упражнения из этой главы книги, мы придумали несколько интересных вопросов для нашей игры, например, Верно ли, что в строке Мандельштама «морской воды тяжелый изумруд» использована метафора? (Да, верно, в этой строке морская вода сравнивается по цвету с изумрудом, а слово тяжелый подчеркивает, что цвет насыщенный, глубокий) [5, 136]. Правда, потом мы от этого вопроса отказались, потому что на слух он очень трудно воспринимается сверстниками, тем более имя О.Мандельштама шестиклассникам пока неизвестно.

Пользуясь этой книгой, мы составили много других вопросов, например, «Верно ли, что слова еда и яд являются родственными?» (Да, верно, от древнерусского есть возникло существительное еда, а от старославянского ясти – яд, которое в древности применялось из деликатности, чтобы не выговаривать грубого «отрава» [5, 133 ].

Большую помощь в работе над проектом оказала нам и книга «Занимательные задачи по русскому языку» из серии «Здравствуй, школа!» Например, мы прочитали отрывок из стихотворения «Стансы Толстому» А.С.Пушкина. Из этого отрывка мы поняли, что многие слова в стихотворении не соответствуют современным орфоэпическим нормам произношения. Вот некоторые из них: балуя, сединами [ 2, 5 ].

Наша учительница дала нам очень интересную книгу «Новые олимпиады по русскому языку Н. В. Безденежных из серии «Здравствуй, школа!». Мы узнали, что с древнерусского языка слово «баюшки-баю» переводится, как «сказки сказываю» [1, 67 ]. Также нам очень понравилась информация об иноязычных фразеологизмах и их соответствиях в русском языке. Например, «между четырех глаз» (нем.) – с глазу на глаз, «придерживать язык» (англ.) – держать язык за зубами. Или же «придерживать лошадей» (англ.) – полегче на поворотах. [1, 52 ]. И пусть мы никаких вопросов из этой книги не позаимствовали, но очень многое узнали о языке, о его связях с другими языками, поняли, как готовиться к олимпиадам.

С большим интересом прочитали мы книгу Шанского Н.М. «Русский язык на «отлично». Мы узнали, что в 19 веке слово пальто имело значение «мужская домашняя одежда типа халата [9, 412 ]. Также открытием для нас был, например, тот факт, что слово розовый разбирается по составу не так просто, как может показаться на первый взгляд. В словосочетании розовый куст в прилагательном выделяется корень –роз-, так как прилагательное соотносится с существительным роза. А вот в качественных прилагательных, обозначающих цвет (розовый закат, розовое платье»), выделяется корень –розов-, так как никакого отношения к розе эти прилагательные не имеют (роза бывает и белой, и красной). [10, 291 ].

Для нашего проекта была использована и книга «Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных» авторского коллектива Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. ». В этой книге нам показался интересным материал о тайнах орфографии, мы узнали, что слово орфография состоит из двух интересных корней ортос – «правильный» и графо – «пишу». Также мы узнали, что в древности по традиции в конце слов писали Ъ или Ь; после Ж, Ч, Щ, Ш ставили букву И. [3, 12 ].

Конечно же, большую помощь оказали нам интернет-ресурсы, с которыми мы работали по совету нашего руководителя. Например, сайт «Орфограммка». Пользуясь библиотекой этого сайта, мы составили целую игру «Орфография для продвинутых». Мы сумели воспользоваться материалами различных учебников по орфографии, а также книгами по лингвистике известных современных ученых. [10 ]. Кроме того, этот сайт помог нам работать с текстом нашего проекта, потому что с его помощью можно всего за несколько секунд проверить ошибки и опечатки, а также внести коррективы.

5. Далее составляем график работы над проектом. Вносим в него и те шаги, которые нами уже сделаны.

п/п

Мероприятие

Дата

1.

Беседа с руководителем проекта о предстоящей работе и предложение определиться с темой. Формулировка темы. Составление графика работыю

12. 05.18.

2.

Составление библиографического списка. Анкетирование одноклассников.

22. 05.18

3.

Работа с материалами сайта http://project.1september.ru

28. 05.18

4.

Работа в библиотеке и Интернете. Уточнение отдельных слов и понятий, сбор языкового материала. Работа с научной литературой.

06.06.18-21.06.18

5.

Уточнение цели и задач проекта, систематизация собранного языкового материала, формулировка вопросов для игр, редактирование составленных вопросов под руководством учителя.

29. 06.18

6.

Беседа с руководителем проекта и уточнение плана и графика работы.

8.07.18

7.

Знакомство с требованиями, предъявляемыми к учебным проектам, оформлению портфолио.

19.07.18.

8.

Составление интеллектуальных игр, попытка написать сценарий турнира. Беседа с руководителем и редактирование получившегося проектного продукта.

до конца июля

9.

Редактирование и проведение игр на занятиях гимназического клуба «Мудрая сова», на уроках, на внеклассных мероприятиях, на выезде класса за город.

в течение августа-октября

10.

Презентация полученного продукта в рамках недели русского языка перед учащимися гимназии

в течение ноября 2018 г.

11.

Сбор и изучение отзывов учащихся гимназии, редактирование проекта и его презентации с учетом замечаний и пожеланий.

декабрь

2018 г.

15.

Участие в фестивалях и конкурсах, публикации в электронных СМИ

до конца учебного года

16.

Рефлексия.

 

6. Пришла пора подводить итоги, говорить о том, что нам особенно удалось, а что нет. Это также ответственный этап в работе над проектом, мы вновь внимательно изучаем положение о проекте, оформляем папку портфолио, редактируем написанное.

Заключение

Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что цель и поставленные задачи проекта достигнуты. Об этом свидетельствуют отзывы учащихся и учителей гимназии.

В процессе работы над проектом авторы приобрели следующие

знания: узнали много новых терминов и понятий, изучаемых в курсе русского языка в 6 классе; расширили свои представления об этимологии русского языка и культуре речи;

умения: понимать и формулировать проблему, составлять и корректировать план работы с учетом меняющихся обстоятельств, выступать перед аудиторией, адекватно реагировать на критику, формулировать выводы;

навыки: самостоятельной организации своей деятельности, работы с научной и справочной литературой, тезирования и конспектирования, анализа и использования полученной информации в самостоятельной работе, работы в паре.

Проект дал возможность проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, в котором воплотился творческий замысел: мы создали несколько интеллектуальных игр, в которые с большим удовольствием поиграли наши одноклассники, ребята из параллельных классов, а также ученики пятых и седьмых классов. Кроме того, мы играли с ребятами из дворов Московского микрорайона, где мы живем, а также с ребятами, посещающими секцию настольного тенниса в нашей гимназии (мы играли между перерывами, наш тренер, Кужекин Валерий Егорович, тоже увлекся!). Всего было задействовано более ста пятидесяти гимназистов среднего звена, что свидетельствует о масштабности нашего проекта!

Однако в процессе работы над проектом авторами были выявлены некоторые недочеты:

- работать вдвоем сложно: мы часто спорили, надо было пригласить еще хотя бы одного человека;

-было очень сложно организовать игру среди одноклассников, потому что все хотели ответить, а нам не удавалось достичь дисциплины;

-многие вопросы, особенно из истории языка, оказались слишком сложными для наших сверстников, нам было очень трудно редактировать вопросы, делая их проще.

Использованная литература

1.Безденежных Н.В. Новые олимпиады по русскому языку / Н. В. Безденежных.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д : Феникс, 2010.- 283 с. - (Здравствуй, школа!).

2. Галкина Г.В. Занимательные задачи по русскому языку./ Г.В.Галкина, Л.З.Полонецкая.-Ростов н/Д: Феникс, 2009.-142 с.

3. Голуб И.Б. Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных.- М.: «МИЧ» при участии АО «СТОЛЕТИЕ», 1998.- 392 с. с илл.

4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4-М.: Русский язык, 1989.

5. Львова С. И. Русский язык. 6 кл.: Пособие для учащихся.- М.: Дрофа, 2002.- 176 с.: ил.- (За страницами школьного учебника).

6. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова.- 24-е изд., испр.-М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.- 896 с.

8. Русский язык.: Энциклопедия/Под ред. Ю.Н.Караулова.-М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия», 2003, Репр. Изд.-704 с.

9. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростовн/Д: «Феникс», 1998.-576 с.

Интернет-ресурсы

10. Правописание безударных гласных. [Электронный ресурс] Режим доступа:

https://orfogrammka.ru/ogl04/70648390.html (дата обращения 14.08.18)

Приложение 1

Любите ли вы играть в интеллектуальные игры? (Всего опрошенных 104 учащихся 6 классов)

Какие интеллектуальные игры вам известны?

Хотели ли бы вы поиграть в интеллектуальные игры с одноклассниками?

Авторы материала: Д. Лагутина (6 класс), Д. Тябокина (6 класс)
Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (11)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 25.02.19 в 06:49 4Ответить Пожаловаться
Люблю эту игру! Но идея представить её в виде проекта не приходила в голову! Спасибо!!! Необычно!!!
Легоцкая Вера Сергеевна, 25.02.19 в 16:22 6Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку, Марина Юрьевна. Вы всегда очень внимательны!
Медведева Татьяна Петровна, 25.02.19 в 07:51 7Ответить Пожаловаться
Вы проделали большую работу. Цель и задачи выполнены. Спасибо за интересный ресурс.
Легоцкая Вера Сергеевна, 25.02.19 в 16:22 6Ответить Пожаловаться
Татьяна Петровна, спасибо за спасибо и за Ваше внимание!
Кушнарева Татьяна Николаевна, 25.02.19 в 09:17 5Ответить Пожаловаться
С большим интересом познакомилась, очень заинтриговало название. Спасибо!!!
Легоцкая Вера Сергеевна, 25.02.19 в 16:23 6Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, такую можно сделать по любому предмету, и будет интрига! Спасибо за оценку!
Кушнарева Татьяна Николаевна, 25.02.19 в 16:56 5Ответить Пожаловаться
Однозначно!!!! Спасибо за идею!!!! Уже подумываю, как своих ребят заинтриговать!
Медведева Татьяна Петровна, 25.02.19 в 18:14 6Ответить Пожаловаться
Я уже продумываю материал для проведения игры на уроках математики
Порошина Ольга Анатольевна, 25.02.19 в 16:20 6Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал, Вера Сергеевна! Проект замечательный!
Легоцкая Вера Сергеевна, 25.02.19 в 16:24 6Ответить Пожаловаться
Ольга Анатольевна, благодарю за оценку!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.