«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Автор публикации: В. Балбуцкий, студент 3 курса
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГАОУ СПО НСО «НОВОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»
Доклад
на студенческой научно-практической конференции
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
СЕКЦИЯ «Проблемы и перспективы реализации ФГОС начального общего образования»
Выполнил:
Балбуцкий Владислав Владимирович
студент 3 курса 305 группы
Научный руководитель:
Марникова Галина Владимировна,
преподаватель математических дисциплин
Новосибирск, 2015
Слайд 1
Здравствуйте, я студент 3 курса 305 группы педагогического колледжа №2 Балбуцкий Владислав. Тема моего доклада «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Слайд 2
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.
В настоящее время ученикам начальной школы уже известны различные виды информации, но они еще не знают, как ими пользоваться. Согласно планируемым результатам, в ходе изучения математики ученики смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать.
Именно начальный курс математики позволяет сформировать у учащихся универсальные учебные действия (использование знаково-символических средств, схем решения учебных задач и т.д.).
И эти требования к информационной компетентности выпускника начальной школы определены в «Требованиях к метапредметным результатам основной образовательной программы начального общего образования» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Слайд 3
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации
Актуальность данной проблемы обусловили выбор темы творческой работы.
В основу исследования положено предположение о том, что процесс использования информационно-коммуникационных технологий играет огромную роль в учебном процессе, активизируя познавательную деятельность детей, тем самым повышает его эффективность.
Слайд 4
Цель работы: активизация познавательной деятельности учащихся с применением ИКТ.
С учётом цели, гипотезы нашего исследования определены следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
определить условия повышения эффективности развития познавательной деятельности посредством использования информационно-коммуникационных технологий обучения математике.
Слайд 5
В настоящее время многие страны мира стремятся модернизировать систему образования на основе использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции. Этим обусловлено развитие нового для педагогики явления – информатизации образовательного процесса в школе.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Слайд 6
Необходимость использования ИКТ в начальной школе должна рассматриваться через призму психологических особенностей младших школьников, развития их познавательных процессов, без которых невозможна человеческая деятельность. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое.
Исследования психологов показали, что при разной организации учебного процесса, в зависимости от разной методики и форм преподавания можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста. На современном этапе развития органической основой должно стать использование ИКТ в начальной школе.
Слайд 7
В педагогической и специальной литературе приводятся различные классификации средств ИКТ, но всеми авторами выделяются аппаратные и программные средства производства информации.
Слайд 8
ИКТ обладают преимуществами по сравнению с бумажными и другими техническими средствами обучения:
1) мультимедийное предъявление материала даёт визуализацию целостного недоступного образа в удобном темпе;
2) производительность освобождает от рутины;
3) интерактив заменяет оперативную консультацию преподавателя.
Слайд 9
Педагогические функции и возможности ИКТ представлены на слайде.
Слайд 10
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения с применением ИКТ:
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения предусматривают усвоение знаний, сообщаемых ученику и его применению.
Проблемный метод обучения - возможности ИКТ для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы.
Использование исследовательского метода обучения является результатом активного исследования, открытия и игры.
Исследователи в области реализации педагогических технологий с помощью ИКТ К.Г. Кречетников, Н.В. Софронова, выделяют такие дидактические принципы обучения:
принцип адаптивности возможен для реализации на различных уровнях (базовом и профильном) со средствами наглядности, дифференциацией учебного материала по сложности, объему и содержанию.
принцип интерактивности выражается в активном взаимодействии пользователя с компьютером в форме диалога.
принцип же индивидуальности предполагает создание условий для самостоятельной работы обучаемых за счет снабжения их индивидуальными заданиями и проверки результатов их выполнения.
Слайд 11
Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ, которые представлены на слайде.
Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.
Слайд 12
Требования к ИКТ-компетентности учителей российской школы фиксированы на уровне государственных квалификационных требований. Это умение работать:
С текстовыми редакторам и электронными таблицами
Электронной почтой в браузере
Ведение школьной документации на электронных носителях т.д.
Говоря о требованиях к ИКТ-компетентности учителя, можно выделить
несколько таких групп:
Технологическая (общепользовательская) ИКТ-компетентность.
Общеучебная (метапредметная) компетентность.
Педагогическая ИКТ-компетентность означает адекватное использование ресурсов Интернета для самообразования и самостоятельной образовательной деятельности учащихся.
Профессиональная ИКТ-компетентность в условиях внедрения ФГОС требует от учителя умения работать с компьютерным классом, умение работать с интерактивной доской.
Слайд 13
Сейчас вашему вниманию на слайде представлены характеристики обобщенных трудовых функций (обучение), содержащих информационнокоммуникационные, которые взяты из Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", датированный 18 октября 2013 года, утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года, зарегистрированный Минюстом России 6 декабря 2013 года.
Слайд 14
Ориентировка младших школьников в информационнокоммуникационных технологиях и формирование способности их грамотно применять являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.
Слайд 15
Вынесение формирования ИКТкомпетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений.
Слайд 16
С применением информационно-коммуникативных технологий,
усиливается нагрузка на организм школьника, что порождает остроту проблем здоровьесбережения. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
Слайд 17
Планируя урок, нужно тщательно продумывать, место и способ использования ИКТ.
Использование ИКТ не только позволяют повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя. Как же это происходит? Где же ИКТ могут помочь современному учителю в его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №17 г. Новосибирска Натальи Александровны Васильевой и преподавателя математических дисциплин НПК №2 Марниковой Галины Владимировны.
Учителя используют мультимедийные презентации и с успехом применяют их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках, контроле ЗУН. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
В Приложении нашей работы представлены работы данных учителей. А также разработка моего пробного урока по математике во 2 классе по теме «Квадрат».
Слайд 18
В заключении хотим сделать такой вывод:
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.
Спасибо за внимание!
6
Тимченко Галина Владимировна
Ковалева Галина Валентиновна
Тимченко Галина Владимировна
Ковалева Галина Валентиновна