12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Тимченко Галина Владимировна66
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
0

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГАОУ СПО НСО «НОВОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»






Доклад

на студенческой научно-практической конференции


«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»



СЕКЦИЯ «Проблемы и перспективы реализации ФГОС начального общего образования»



Выполнил:

Балбуцкий Владислав Владимирович

студент 3 курса 305 группы


Научный руководитель:

Марникова Галина Владимировна,

преподаватель математических дисциплин






Новосибирск, 2015




Слайд 1

Здравствуйте, я студент 3 курса 305 группы педагогического колледжа №2 Балбуцкий Владислав. Тема моего доклада «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Слайд 2

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.

В настоящее время ученикам начальной школы уже известны различные виды информации, но они еще не знают, как ими пользоваться. Согласно планируемым результатам, в ходе изучения математики ученики смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать.

Именно начальный курс математики позволяет сформировать у учащихся универсальные учебные действия (использование знаково-символических средств, схем решения учебных задач и т.д.).

И эти требования к информационной компетентности выпускника начальной школы определены в «Требованиях к метапредметным результатам основной образовательной программы начального общего образования» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Слайд 3

Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации

Актуальность данной проблемы обусловили выбор темы творческой работы.

В основу исследования положено предположение о том, что процесс использования информационно-коммуникационных технологий играет огромную роль в учебном процессе, активизируя познавательную деятельность детей, тем самым повышает его эффективность.

Слайд 4

Цель работы: активизация познавательной деятельности учащихся с применением ИКТ.

С учётом цели, гипотезы нашего исследования определены следующие задачи:

изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;

определить условия повышения эффективности развития познавательной деятельности посредством использования информационно-коммуникационных технологий обучения математике.

Слайд 5

В настоящее время многие страны мира стремятся модернизировать систему образования на основе использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции. Этим обусловлено развитие нового для педагогики явления – информатизации образовательного процесса в школе.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Слайд 6

Необходимость использования ИКТ в начальной школе должна рассматриваться через призму психологических особенностей младших школьников, развития их познавательных процессов, без которых невозможна человеческая деятельность. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое.

Исследования психологов показали, что при разной организации учебного процесса, в зависимости от разной методики и форм преподавания можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста. На современном этапе развития органической основой должно стать использование ИКТ в начальной школе.

Слайд 7

В педагогической и специальной литературе приводятся различные классификации средств ИКТ, но всеми авторами выделяются аппаратные и программные средства производства информации.

Слайд 8

ИКТ обладают преимуществами по сравнению с бумажными и другими техническими средствами обучения:

1) мультимедийное предъявление материала даёт визуализацию целостного недоступного образа в удобном темпе;

2) производительность освобождает от рутины;

3) интерактив заменяет оперативную консультацию преподавателя.

Слайд 9

Педагогические функции и возможности ИКТ представлены на слайде.

Слайд 10

В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения с применением ИКТ:

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения предусматривают усвоение знаний, сообщаемых ученику и его применению.

Проблемный метод обучения - возможности ИКТ для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы.

Использование исследовательского метода обучения является результатом активного исследования, открытия и игры.

Исследователи в области реализации педагогических технологий с помощью ИКТ К.Г. Кречетников, Н.В. Софронова, выделяют такие дидактические принципы обучения:

принцип адаптивности возможен для реализации на различных уровнях (базовом и профильном) со средствами наглядности, дифференциацией учебного материала по сложности, объему и содержанию.

принцип интерактивности выражается в активном взаимодействии пользователя с компьютером в форме диалога.

принцип же индивидуальности предполагает создание условий для самостоятельной работы обучаемых за счет снабжения их индивидуальными заданиями и проверки результатов их выполнения.

Слайд 11

Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ, которые представлены на слайде.

Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.

Слайд 12

Требования к ИКТ-компетентности учителей российской школы фиксированы на уровне государственных квалификационных требований. Это умение работать:

С текстовыми редакторам и электронными таблицами

Электронной почтой в браузере

Ведение школьной документации на электронных носителях т.д.

Говоря о требованиях к ИКТ-компетентности учителя, можно выделить

несколько таких групп:

Технологическая (общепользовательская) ИКТ-компетентность.

Общеучебная (метапредметная) компетентность.

Педагогическая ИКТ-компетентность означает адекватное использование ресурсов Интернета для самообразования и самостоятельной образовательной деятельности учащихся.

Профессиональная ИКТ-компетентность в условиях внедрения ФГОС требует от учителя умения работать с компьютерным классом, умение работать с интерактивной доской.

Слайд 13

Сейчас вашему вниманию на слайде представлены характеристики обобщенных трудовых функций (обучение), содержащих информационно­коммуникационные, которые взяты из Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", датированный 18 октября 2013 года, утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года, зарегистрированный Минюстом России 6 декабря 2013 года.

Слайд 14

Ориентировка младших школьников в информационно­коммуникационных технологиях и формирование способности их грамотно применять являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

Слайд 15

Вынесение формирования ИКТ­компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений.

Слайд 16

С применением информационно-коммуникативных технологий,

усиливается нагрузка на организм школьника, что порождает остроту проблем здоровьесбережения. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Слайд 17

Планируя урок, нужно тщательно продумывать, место и способ использования ИКТ.

Использование ИКТ не только позволяют повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя. Как же это происходит? Где же ИКТ могут помочь современному учителю в его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №17 г. Новосибирска Натальи Александровны Васильевой и преподавателя математических дисциплин НПК №2 Марниковой Галины Владимировны.

Учителя используют мультимедийные презентации и с успехом применяют  их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках, контроле ЗУН. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.

В Приложении нашей работы представлены работы данных учителей. А также разработка моего пробного урока по математике во 2 классе по теме «Квадрат».

Слайд 18

В заключении хотим сделать такой вывод:
Педагогу в настоящее время необходимо
    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ. 
Спасибо за внимание!

6


Автор материала: В. Балбуцкий (3 курс)
Опубликовано


Комментарии (4)

Тимченко Галина Владимировна, 12.08.20 в 05:04 0 Ответить Пожаловаться
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.
Ковалева Галина Валентиновна, 12.08.20 в 07:00 1 Ответить Пожаловаться
Галина Владимировна, для полноты работы.... нет слайдов.

Отредактировано 12-08-2020 07:02

Тимченко Галина Владимировна, 12.08.20 в 07:56 1 Ответить Пожаловаться
Слайды есть, но у меня не получается их загрузить.... Может подскажите как это сделать. Я ещё раз попробую.
Ковалева Галина Валентиновна, 12.08.20 в 15:09 0 Ответить Пожаловаться
Хорошо, отвечу в сообщениях
Тимченко Галина Владимировна
Комментарий был удалён пользователем 13 авг 2020 в 09:53
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.