12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чаузова Ольга Юрьевна314
Россия, Забайкальский край, С. Акурай
0

Исследовательская работа «Энциклопедия слова «Хлеб»



Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Акурай»

 

Исследовательская работа

Энциклопедия слова «Хлеб»

Выполнила

ученица 8 класса

Машьянова Лилия

Руководитель

Чаузова О.Ю.,

учитель русского языка и литературы

2016-2017г.г.

Оглавление

   

I. Введение

3

   

II. Энциклопедия слова «хлеб».

 

 

1. Лексическое значение слова.

4

2. Почему хлеб хлебом называют?

5

3. История слова.

6

4. Слова-родственники.

8

5. Слово во фразеологизмах.

9

6. Слово в фольклоре.

10

7. Слово в притчах и легендах.

14

8. Слово в литературе и кинематографе.

15

9. Слово в живописи.

16

10. Слово в музыке.

17

11. Слово в высказываниях известных людей.

18

12. Слово в фамилиях.

19

13. Слово в географических названиях.

21

14. Национальные названия хлеба.

22

15. Музей хлеба (Агдам).

23

16. Интересные факты.

36

   

III. Заключение

25

   

IV. Список литературы

26

I. Введение

В русском языке великое множество слов. Язык – живой организм. Он находится в постоянном движении: появляются новые слова, некоторые устаревают в силу ряда причин. Часто мы не задумываемся над тем, откуда пришло к нам слово, каковы его корни, где оно встречается.

Изучая в курсе русского языка большой раздел «Лексика», я задумалась над тем, можно ли создать портрет слова, проследить, как оно ведет себя в разных ситуациях. Так и родился этот проект.

Цель проекта: создать энциклопедию слова «хлеб».

Задачи исследования:

1. Изучить лексическое значение слова «хлеб», его этимологию с помощью различных словарей;

2. Исследовать «жизнь» слова «хлеб» в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в искусстве;

3. Создать «Энциклопедию слова «хлеб»;

4. Прививать интерес к русскому языку как учебному предмету.

Актуальность выбранной темы:

- привлечь внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья, и призвать бережно относиться к нему.

- привлечь интерес к слову «хлеб», привлечь интерес учащихся к русскому языку как учебному предмету через работу со словом.

Гипотеза:

Изучив слово «хлеб» с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследив «жизнь» этого слова в языке, в фольклоре, в литературе, искусстве, создать «Энциклопедию слова «хлеб».

Объект исследования: слово «хлеб».

Методы исследования:

- анализ словарных статей,

- изучение научно-популярной, фольклорной и художественной литературы,

- наблюдение,

- обобщение…

Значимость и прикладная ценность исследования:

Состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к ценности хлеба как продукта питания, призвать, бережно относиться к нему, прививать учащимся интерес к предмету русский язык посредством исследовательской деятельности. Привлечь внимание к «жизни» слова «хлеб» в устном народном творчестве, в литературе и искусстве.

II. Энциклопедия слова «хлеб».

1. Лексическое значение слова.

1. Хлеб – 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Печёный хлеб. Ржаной или черный хлеб. Пшеничный или белый хлеб. 2. Такой продукт в виде крупного выпеченного изделия. Круглый, высокий хлеб. 3. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку. Сеять хлеб. Сдача хлеба государству. 4. Такие злаки. Урожай хлебов. Уборка хлеба комбайнами. 5. То же, что пропитание. Зарабатывать себе на хлеб. 6. Средства к существованию, заработок. Эта работа – верный хлеб. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»)

2. Хлеб – 1. Пищевой продукт разной формы, выпекаемый из муки. Ржаной хлеб, килограмм хлеба. 2. Зерно, из которого делают муку. Заготовка хлеба идет успешно. 3. Злак. Урожай хлебов в этом году невиданный. 4. Средства к существованию, заработок. Добывать хлеб трудом. (Лапатухин М.С. «Школьный толковый словарь русского языка»)

3. Хлеб – 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки, растворенной в воде. Ржаной или черный хлеб. 2. Такой продукт в виде изделия какой-нибудь определенной формы. Круглый хлеб. Вынимать хлеб из печи. 3. Зерно, из которого приготовляется этот продукт. Хлеба уродились. 4. Пропитание, пища, содержание, иждивение. Призрел меня, я у него на хлебах. 5. Средства к существованию, заработок. Я от греха тебя избавлю и честный хлеб тебе доставлю. («Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова)

4. Хлеб – Колосовые растения с мучнистыми зернами, коими человек питается и коих посев и жатва основа сельского хозяйства. Хлеб на ниве. (Даль В.И. «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка»)

5. Хлеб – 1. Продукт, выпекаемый из муки. 2. Изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и т.п.). 3. Зерно, которое перемалывается в муку для выпечки таких изделий. 4. Растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы, злаки. 5. Пропитание, пища, содержание, иждивение. 6. Средства к существованию, заработок. 7. Основной пищевой продукт какой-либо страны, местности. (Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь русского языка»).

 

2. Почему хлеб хлебом называют?

Многие люди задумывались, почему хлеб назвали хлебом. Но не каждый знает, откуда слово родом слово «хлеб».

Слово «хлеб» произошло от древнегреческого языка. Тогда выпечка готовилась в специальной посуде, называющейся «клибанос». Это послужило предпосылкой к возникновению готского слова «хлайфс», вошедшего в обиход древних славян, германцев, а также других народов и стран. В дальнейшем это название изменилось, а до нас дошло слово «хлайб», которое напоминает современное «хлеб».

3. История слова.

Хлеб – один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся еще в неолите. Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. Потомки такого раннего хлеба изготавливаются в настоящее время из различной крупы по всему миру, например, мексиканская тортилья, индийский чапати, китайский баобин, шотландская овсяная лепешка, североамериканская кукурузная лепешка и эфиопская инжера. Такой хлеб в виде лепешки стал основой пищи многих древних цивилизаций: шуемры ели ячменные лепешки, а в XII веке до нашей эры египтяне могли купить в палатках на улицах деревень лепешки, которые назывались та. В захоронении тохаров была найдена сумка с зерном и решето, что, несомненно, свидетельствует об использовании хлеба.

Под именем «хлеб» известны разного вида пищевые продукты, приготовленные из зерновой муки некоторых злаков и служащие важнейшей составной частью народного продовольствия. Главнейшие хлебные культуры: пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овес, сорго и дурра. Кроме злаков роль хлебных растений принадлежит и некоторым другим: например, маниоку, нескольким видам пальм, хлебному дереву, арророуту и прочим.

Считается, что хлеб из дрожжевого тесте впервые появился в Египте в связи с местными благоприятными условиями для роста пшеницы, а для приготовления такого хлеба потребовалось вывести сорт пшеницы, обладающий двумя новыми свойствами. Первое улучшение, сделанное в раннединастический период в Египте, состояло в том, что была найдена и выращена пшеницы, которую можно было молотить без предварительной сушки на огне. Находка сорта пшеницы, содержащего достаточно много клейковины (белка), стало вторым открытием, которое помогло появлению дрожжевого хлеба.

Считается, что первоначально дрожжевое тесто стало использоваться в XVII веке до нашей эры, но пшеница, из которой можно было делать такое тесто, встречалась очень редко. Вывод о недостатке такой пшеницы был сделан на основе данных о том, что такая пшеница практически не привозилась в Древнюю Грецию до IV века до нашей эры несмотря на отлаженные торговые связи между Египтом и Грецией, существовавшие к тому времени уже 300 лет.

Для первых видов хлеба было много способов заквашивания теста. Можно было использовать в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для этого нужно было только оставить тесто на открытом воздухе на какое-то время перед выпечкой. Эта технология до сих пор используется при изготовлении хлебной закваски. Плиний Старший писал, что галлы и иберийцы использовали снятую с пива пену, чтобы делать «более легкий (то есть менее плотный) хлеб, что делали другие народы». В тех частях древнего мира, где вместо пива пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли забродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако, наиболее распространенным методом было оставить кусок теста при приготовлении хлеба и использовать его на следующий день в качестве источника брожения.

Даже в древнем мире существовало очень много разнообразных видов хлеба. В своем сочинении «Пир мудрецов» древнегреческий автор Афиней описывает некоторые виды хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки, приготавливавшейся в античности. Среди сортов хлеба упоминаются лепешки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зернами, и особое военное блюдо – хлебные завитки, запеченные на вертеле. Тип и качество муки, использовавшейся для приготовления хлеба, также могло различаться. Как отмечал Дифил, «хлеб, сделанный из пшеницы, по сравнению с тем, что сделан из ячменя, более питательный, легче усваивается, и всегда лучшего качества. В порядке достоинства, хлеб, сделанный из очищенной (хорошо просеянной) муки является первым, после него – хлеб из обычной пшеницы, а затем хлеб, сделанный из просеянной муки».

У древних египтян, евреев, греков и римлян в большом распространении был хлеб из ячменя. И в настоящее время ячменный хлеб употребляется в южной Германии, Швейцарии и Греции, хлеб из овсяной муки (с неприятным привкусом) – в Шотландии и Швеции, из кукурузы – в Венгрии и Румынии, Северной и Южной Америках. В Индии, Южной Китае и некоторых других странах роль хлебного растения принадлежит рису.

В Индии, Южно Китае и некоторых других странах роль хлебного растения принадлежит рису. Хлеб из дурры (кислого неприятного вкуса) употребляется в Египте. В Африке и Азии лепешки из сорго служат у местного населения важным пищевым материалом. Во всех же современных культурных странах под хлебом известны пищевые продукты исключительно из пшеницы и ржи, причем в течение XIX века в Западной Европе ржаной хлеб вытеснен пшеничным, как наиболее легко усваиваемым нашим организмом. Ржаной хлеб потребляется главным образом в России (хотя в XX веке в значительной степени утратил былое преобладание) и, отчасти, в Германии.

В средневековой Европе хлеб служил не только основой пищи, но и был частью сервировки стола. При стандартной сервировке на стол клались куски черствого хлеба размером примерно 15см на 10см, которые служили тарелками, и могли к тому же впитывать влагу. После еды эти куски хлеба, выполнявшие роль тарелок, съедали, отдавали бедноте или кормили им собак. Лишь в XV веке такие посудины для еды стали делать из дерева и перестали использовать хлебные «тарелки».

На протяжении поколений белый хлеб считался предпочтительным для богатых, тогда как беднота ела серый и черный (ржаной) хлеб. Однако, в XX веке среди некоторых слоев населения предпочтения стали обратными – серый и черный хлеб стали есть больше из-за более высокой питательной ценности, тогда как белый хлеб стал ассоциироваться с игнорированием питательности, что считалось присущим низшему классу.

В последнее время становятся популярными домашние хлебопечки, автоматически делающие тесто и выпекающие хлеб.

4. Слова – «родственники»

- Нахлебник

- Хлебец

- Хлебница

- Хлебный

- Хлебобулочный

- Хлебозавод

- Хлебозаготовка

- Хлебопашец

- Хлебопекарня

- Хлебопродукты

- Хлебопёк

- Хлеборезка

- Хлебороб

- Хлебосол

- Хлебоуборочный

5. Слово во фразеологизмах.

- Даром хлеб есть. – Бездельничать.

- Делить хлеб-соль. – О тесной дружбе.

- Есть чужой хлеб. - Жить за чужой счёт.

- Забывать хлеб-соль. - Проявить исключительную неблагодарность тому, чьим дружелюбием и гостеприимством когда-то пользовался.

- Не хлебом единым жив человек. - В жизни любого человека важна не только материальная, но и духовная сторона.

- Она хлеба не просит. – Вещь, которая пригодится.

- Отбивать хлеб. - Лишать того, что является важным необходимым для кого-либо.

- Перебиваться с хлеба на квас. - Жить в крайней бедности.

- Посадить на хлеб и воду. – Наказывать ограничением пищи, голодом; лишать пищи в наказание за что-либо.

- Свой кусок хлеба. – Честно заработанные деньги.

- Хлеб да соль! (Хлеб-соль). – Угощения, забота, попечение.

- Хлеб насущный. - То, что необходимо для жизни, существования; самое важное.

- Хлебом не корми. – О сильном стремлении получить желаемое; о сильном увлеченности чем-либо.

- Хлеба и зрелищ. – Удовлетворение самых простейших, примитивных потребностей человека.

- Хлебное место. – Место, где человеку хорошо, удобно.

6. Слово в фольклоре.

Скороговорки

1. Бублик, баранку, батон и буханку

Хорош пирожок,

Пекарь из теста испек спозаранку.

Внутри творожок.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Загадки

1. Вы припомните скорей,

Кто источник сухарей?

2. Вырос в поле колоском,

На столе лежу куском.

3. В нем здоровье наша, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охранило, берегло.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

4. Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен, -

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем.

5. Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

6. В поле родился,

К обеду пригодился.

7. Рос сперва я в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

8. Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом.

9. Тарелка супа меж локтями, 

А он в руках у всех ломтями. 

Без него, как видно, 

Не вкусно и не сытно!

10. Есть такие слова:

«Он всему голова»

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый.

 

Пословицы и поговорки

- Без соли, без хлеба – половина обеда.

- Без соли и хлеб не естся.

- Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

- Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.

- Без хлеба всё приестся.

- Без хлеба и медом сыт не будешь.

- Без хлеба и воды жить худо.

- Без хлеба куска везде тоска.

- Без хлеба – смерть, без соли – смех.

- Без хлеба сыт не будешь.

- Блюди хлеб на обед, а слово – на ответ.

- Будет день – будет и хлеб.

- Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

- Был бы хлеб, а каша будет.

- Был бы хлеб, а пирог даром.

- В дороге хлеб не помеха.

- В лесу дров много, да хлеба мало.

- Вода вымоет, хлеб выкормит.

- Всяк на себя хлеб добывает.

- Голодной куме всё хлеб на уме.

- Горькая работа, зато сладок хлеб.

- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

- Дешёв хлеб, коли деньги есть.

- Доплясались, что без хлеба остались.

- Если хлеба ни куса, так и в тереме тоска.

- Ешь пироги, а хлеб вперед береги!

- И богат мужик, да без хлеба - не крестьянин.

- И пёс перед хлебом смиряется.

- Из одной муки хлеба не испечешь.

- Как хлеб да квас, так и всё у нас.

- Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и везде тоска.

- Как хлеба кусок, так разинул роток.

- Калач приестся, а хлеб никогда.

- Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.

- Мы люди не гордые: нету хлебу – подавай пироги.

- На соль пьется, на хлеб спится.

- Надо хлеба и на после обеда.

- Не будет хлеба, не будет и обеда.

- Не давай голодному хлеб резать.

- Не от хлеба ходят, а ко хлебу.

- Не хлебом единым жив человек.

- Нет хлеба – клади зубы на полку.

- Около хлеба и мыши водятся.

- От хлеба-соли не отказываются.

- От хлеба хлеба не ищут.

- Покуда есть хлеб да вода – все не беда.

- Порою – и хлеб с водою.

- Пот по спине – так и хлеб на столе.

- Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

 

Считалки

1. Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. 

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

2. Катилася торба с высокого горба.

В этой торбе хлеб, соль, пшеница. 

С кем ты хочешь поделиться?

Стихи

1. Есть такие слова:

«Он всему голова»

Хрустящей корочкой одет

Очень Мягкий белый хлеб. (А. Малахова)

2. На столе краюшка хлеба

Мягкого, душистого,

Сверху корочка хрустит

Цвета золотистого.

Если ломоть мы отрежем,

И намажем маслом свежим,

То получим бутерброд

И отправим прямо в рот. (Я. Коваль)

3. Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:

Хлеб наш насущный всегда был в почёте.

Низкий поклон мастерам урожаев,

Тем, кто зерно в закромах умножает,

И хлебопекам-умельцам искусным,

Всем, кто нас радует хлебушком вкусным. (А.Гришин)

4. Золотистую пшеницу

Жернова сотрут в мучицу.

Из муки замесим тесто –

В формочках  в печи ей место.

Подрумянился, окреп

В жаркой печке вкусный хлеб. (С.Мельников)

5. С белым хлебом положили 

Чёрный хлеб мне на обед.

Удивить меня решили?

Чёрный? В чём его секрет?

Видно, пекарь с неохотой

Пёк и хлеб в печи забыл?

Или же перед работой

Чисто руки не помыл?

Мама тут же объяснила,

Что мука ржаная есть:

«Черный хлеб прибавит силы».

Съел. И завтра буду есть! (Г.Стеценко)

 

Приметы и обычаи

- Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье и силу.

- Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

- Дашь во время еды хлеб со стола собакам - постигнет бедность.

- Когда молодоженов встречают хлебом-солью, кто отщипнет больший кусок и съест, тот и будет в доме хозяином. При этом подруги невесты или кто-то из гостей поют.

- Если солнышко закатилось – «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

- Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

- «Хлеб наш насущный…» - эти слова молитвы ежедневно произносят миллионы людей всего мира, подчеркивая особое значение этого продукта в качестве пищи для тела и осознавая значение духовной пищи для духовного насыщения. Хлеб как символ имеет огромное значение в христианстве.

 

7. Слово в притчах и легендах

Притча о хлебе

Некий православный воевода, отважный в сражениях и разумный в собраниях, служил еретическому царю и был в числе его ближайших советников. Однажды в присутствии многих обратился царь к воеводе и сказал ему: «О верности твоей свидетельствуют воинские подвиги и заботливость в делах государственных, но, по совету священников моих, хочу я, чтобы принял ты и веру мою в знак преданности своей». И ответил воевода: «Сделаю я по слову твоему, государь, если священники твои принесут хлеб, одновременно и превосходный и негодный». И, видя недоумение царя, продолжал он. «Подобно хлебу царскому была душа моя размолота жерновами веры православной, просеяна через сито испытаний, прошла через воду крещения и опалена была святым огнем, и стал я достоин служить государю. Но если хлеб царский будет иссушен и вновь перемолот, и смочен водой, и поставлен в печь, и станет лучше прежнего, тогда пусть сделают тоже и со мной». И слышавшие слова воеводы согласились с ним.

Притча от Энвера Байрамова

Маленький мальчик Рустем шёл с бабушкой по улице, и вдруг бабушка остановилась: увидела на земле кусок чёрного хлеба. Нагнулась, прошептала благодарственную молитву Аллаху, подняла хлеб, почистила и положила на каменную тумбу, стоявшую на краю улицы.

Зачем ты это сделала? - удивился Рустем. - Ведь хлеб сухой и грязный!

Бабушка погладила маленького Рустема по голове и стала рассказывать ему сказку о бедном крестьянине.

Жил когда-то крестьянин Якуб. Он был очень трудолюбивым. У него было поле за селом, на котором он каждый год сеял пшеницу. А когда пшеница созревала, он скашивал её, молотил, а из полученной муки жена его выпекала в печи хлеб. Хлебом кормилась вся большая семья Якуба. И жена, и многочисленные дети, и он сам. И крестьянин Якуб считал себя счастливым человеком потому, что мог накормить всю свою семью, и дети его были здоровыми и весёлыми. Но позавидовал ему злой дьявол - шайтан. Не мог терпеть шайтан, чтобы кто-нибудь из людей улыбался, был весёлым, счастливым. И если видел, что счастливый человек не оберегает себя молитвой Аллаху, то торопился воспользоваться этим и поскорее навредить ему, причинить зло.

Притча о мельнике и добром крестьянине (Константин Филатов)

Пришел нищий к мельнику и стал просить милостыню, но не дал ему мельник ничего, хотя и был богат хлебом. И был там добрый крестьянин, приехавший на мельницу, чтобы смолоть мешок ржи. Сжалился он к убогому, и отсыпал ему из мешка своего половину ради Христа. И благословил его нищий, и ушел неведомо куда. И смеялся мельник над крестьянином, говоря: «Что же останется тебе, когда расплатишься со мной за помол?!» И взял он рожь крестьянина, засыпал и стал молоть. И намололось с половины мешка зерна двенадцать мешков муки. И славил Господа крестьянин за чудо, и слезно каялся пораженный мельник.

8. Слово в литературе и кинематографе.

- «Лисичкин хлеб» - рассказ М.М.Пришвина.

- «Не хлебом единым» - роман В.Дудинцева.

- «Песнь о хлебе» - стихотворение С.А.Есенина.

- «Сухой хлеб» - рассказ А.Платонова.

- «Ташкент – город хлебный» - роман А.С.Неверова.

- «Теплый хлеб» - сказка К.Г.Паустовского.

- «Хлеб» - роман Д.Н.Мамина-Сибиряка.

- «Хлеб для собаки» - рассказ В.Тендрякова.

- «Хлеб – имя существительное» - роман Михаила Алексеева.

- «Хлеб – имя существительное» - фильм снят от начала 20 века до середины 30-х годов. Режиссер Григорий Никулин.

 

9. Слово в живописи.

- Андрияка «Домашние пироги».

- Арсени Виктор «Хлеб наш насущный».

- Дацук К. «Русский хлеб»

- Индюхова И.П. «Хлеб Татарстана» («На колхозном току»).

- Луканева Лариса «Деревенский натюрморт с хлебом и овощами».

- Машков И. «Снедь московская. Хлебы».

- Сальвадор Дали «Антропоморфный хлеб».

- Сальвадор Дали «Корзинка с хлебом».

- Саулов Олег «Натюрморт с бутылками и хлебом».

- Серебрякова «Натюрморт с яблоками и круглым хлебом».

- Смоляк Андрей «Хлеб».

- Яблонская Т. «Хлеб».

10. Слово в музыке.

- «Баллада о спасенном хлебе» (музыка М.Фрадкин, слова В.Штормов)

- «Вкус хлеба» (музыка Е.Птичкин, слова Е.Фирсов)

- «Где хлеба шумят» (музыка Н.Кутузов, слова Е.Карасёв)

- «Дружно хлеб мы убираем» (музыка обр. К.Массалитинова)

- «Первый мирный хлеб» (музыка М.Кочетова, слова И.Крохин)

- «Песня хлебороба» (музыка И.Слёта, слова Б.Трофимчук)

- «Рыбацкий хлеб» (музыка В.Купревич, слова А.Горюшкин)

- «Слава зауральским хлеборобам»

- «Слава труду хлеборобскому» (музыка И.Слёта, слова И.Бердник)

- «Ты в хлебах, земля» (музыка В.Макаров, слова Я.Шведов)

- «Хлеб – всему голова» (музыка Н.Кудрин, слова В.Гундарев)

- «Хлеб идет» (музыка Б.Терентьев, слова М.Кравчук)

- «Хлеб России» (музыка Ю.Чичков, слова В.Татаринов)

- «Хлебом мы живем» (музыка В.Левашов, слова Н.Палькин)

- «Хлеборобы» (музыка А.Ляшев, слова Н.Зиновьев)

- «Шумят хлеба» (музыка А.Пахмутова, слова С.Гребенников)

11. Слово в высказываниях известных людей.

- «Если у тебя есть хлеб, заработанный своими руками, то можно попросить Бога, чтобы Он намазал его маслом». (Бауржан Тойшибеков)

- «Если есть у тебя для жилья закуток

В наше подлое время – и хлеба кусок,

Если ты никому не слуга, не хозяин –

Счастлив ты и воистину духом высок». (Омар Хайям)

- «Коль нет зубов – хлеб разжуешь всегда,

Коль хлеба нет – вот горшая беда!» (Саади)

- «Закон, воплощая в себе величественную идею равноправия, запрещает спать под мостом, располагая на ночлег на улице и красть хлеб одинаково всем людяи – богатым так же, как и бедным». (Франс)

- «Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны». (Чарльз Лэм)

- «Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе». (Иоанн Златоуст)

- «Хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному; плащ, лежащий в твоем сундуке, принадлежит нагому; золото, что зарыл ты в земле, принадлежит бедняку». (Василий Великий)

- «Трезвость кладет дрова в печку, мясо – в кастрюлю, хлеб – на стол, кредит – государству, деньги – в голову, довольство – в семью». (Бенджамин Франклин)

- «Ученье – свет, а неученье – тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть – хлеб не родится». (Суворов А.В.)

- «Не корми словами вместо хлеба». (Аристофан)

12. Слово в фамилиях.

Хлебенков

Фамилия Хлебенков образована от прозвища Хлебенок. В его основе лежит слово «хлебенный», т.е. «относящийся к хлебу». Скорее всего, данное прозвище относится к так называемым «профессиональным» именованиям, содержащим указание на деятельность человека. Исходя из этого, можно предположить, что основатель рода Хлебенковых был пекарем или продавцом хлебобулочных изделий.

Кроме того, в старину был широко распространен глагол «хлебить», т.е. «звать на еду». В таком случае прозвище Хлебенок закреплялось за гостеприимным, открытым человеком.

 

Хлебков

Фамилия Хлебков образована от прозвища Хлебок. Оно ведет свое начало от нарицательного «хлеб» - «растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы; злаки», «изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и т.п.)». Очевидно, прозвище относится к числу «профессиональных» именований, содержащих указание на деятельность основателя фамилии: он мог быть крестьянином, выращивающим хлебные злаки, мельником или пекарем, булочником.

 

Хлебник

В основе фамилии Хлебник лежит аналогичное прозвище. Скорее всего, оно относится к так называемым «профессиональным» именованиям, содержащим указание на деятельность человека. Вполне вероятно, что основатель рода Хлебник был пекарем или торговцем хлебом.

 

Хлебов

Фамилия Хлебов образована от прозвища Хлеб. Оно ведет свое начало от аналогичного нарицательного со значением «растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы; злаки», «изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и т.п.)». Очевидно, прозвище относится к числу «профессиональных» именований, содержащих указание на деятельность основателя фамилии: он мог быть крестьянином, выращивающим хлебные злаки, мельником или пекарем, булочником.

 

Хлебодаров

Фамилия Хлебодаров образована от прозвища Хлебодар. Оно ведет свое начало от существительного «хлеб» и глагола «дарить». Хлебодаром в старину называли раздатчика хлеба в артелях, монастырях и т.п.

 

Хлебосолов

Фамилия Хлебосолов образована от прозвища Хлебосол, которое восходит к аналогичному существительному со значением «тот, кто радушно угощает гостей».

Вероятно, прозвище Хлебосол указывает на особенности характера и поведения его обладателя. Так могли назвать гостеприимного, доброго и щедрого человека с широкой душой. Хлебосол легло в основу фамилии Хлебосолов. Хлебосол, со временем получил фамилию Хлебосолов. Фамилия Хлебосолов образована от прозвища Хлебосол, которое восходит к аналогичному существительному со значением «тот, кто радушно угощает гостей».

 

Хлебушкин

Прозвище – интересное лингвокультурное явление, свойственное всем народам мира. Оно с большей точностью позволяло выделить из сообщества людей конкретного человека, указывая на какой-либо его отличительный признак: на особенности внешности, характера, поведения, на профессию или род занятий, на национальность или на местность, выходцем из которой был человек.

Фамилия Хлебушкин образована от прозвища Хлебушка. Оно ведет свое начало от нарицательного «хлеб» - «растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы; злаки», «изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и т.п.)». Очевидно, прозвище относится к числу «профессиональных» именований, содержащих указание на род деятельности основателя фамилии: он мог быть крестьянином, выращивающим хлебные злаки, мельником или пекарем, булочником.

 

Хлебчик

Прозвище Хлебчик ведет свое начало от нарицательного существительного «хлеб» со значением «растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы; злаки», «изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и т.п.)». Вероятно, это прозвище относилось к числу «профессиональных» именований, содержвших указание на деятельность основателя фамилии: он мог быть крестьянином, выращивающим хлебные злаки, мельником или пекарем, булочником.

13. Слово в географических названиях

- Хлебино – село в Теньгушевском районе республики Мордовия.

- Хлебная - река Славского района Калининградской области.

- Хлебное - село в Новоусманском районе Воронежской области.

- Хлебниково - село в Мари-Турекском районе республики Марий Эл.

- Хлебниково – деревня в Грязовецком районе Вологодской области

- Хлебниково – микрорайон города Долгопрудного Московской области.

- Хлебниково – поселок в Краснознаменском районе Калининградской области.

- Хлебниково – село в Сосновском районе Тамбовской области.

- Хлебное – село Новоусманского района Воронежской области.

- Хлебновка – деревня Татищевского района Саратовской области.

- Хлебновка – село Балаковского района Саратовской области.

- Хлебный – остров архипелага Северная Земля.

 

14. Национальные названия хлеба.

Слово хлеб своими корнями идет от праславянской формы *xlěbъ, которая, в свою очередь, является заимствованием из германского праязыка (сравните герм. *xlaiƀaz) или из раннегерманского наречия (некоторые исследователи полагают, что из готского).

Хлеб, пожалуй, самый распространенный продукт питания. Практически каждая страна имеет свои национальные названия хлеба и особые рецепты его приготовления:

- Каравай - Россия, Украина, Белоруссия

- Бейгл - США

- Бисквит - Западная Европа

- Брецель - Германия

- Бриошь - Нормандия, Франция

- Наан - Индия

- Тандыр-нан - Средняя Азия

- Лаваш - Кавказ

- Юха - Азербайджан

- Маца - Израиль

- Пита - Ближний Восток

- Пицца - Италия

- Тортилья - Мексика

- Фолар - Португалия

- Французский багет - Франция

- Чапати - Индия

- Чиабатта - Италия

- Чёрный хлеб - СНГ

- Вестфальский хлеб - Германия

- Матнакаш – Армения

15. Музей Хлеба (Агдам)

Дата основания – 1983г. Местонахождение – Агдам. Директор – Ниязи Кулиев.

Музей хлеба существовал в городе Агдам Азербайджанской ССР. Он был создан в ноябре 1983г. В музее сохранились экспонаты, относящиеся к античности и средневековью, археологические находки, связанные с хлебом и зерноводством, окаменелые зерна, ручные мельницы, посуда, старинные книги, рукописи и различные материалы, свидетельствующие о развитии инструментов (серп, коса, молотилка и др) зерноводства и земледелия. Музей сильно пострадал в года Карабахской войны начала 1990-х, и в настоящий момент здание музея пребывает в разрушенном состоянии.

Н а фасаде здания имелись ажурные переплетения орнамента и два мозаичных панно с изображением колосьев пшеницы и солнца. Внутри были цветные витражи, потолок из светлых и темных деревянных квадратов, приглушенное освещение. При входе в один из залов музея было написано «Поклонись хлебу!»

В музее, в числе прочих экспонатов, хранились обугленные зерна пшеницы, которые, по словам бывшего директора музея Ниязи Кулиева, нашли при раскопках в местечке Чалага-тепе близ Агдама. Подарил их музею ученый-селекционер академик Имам Мустафаев, создававший твердые сорта пшеницы. Также, по словам Кулиеа, однажды в музей пришел старик, восьмидесятисемилетний Мамедов Исмаил Кафар оглы из села Агамалы и принес кир-кире (ручнеы каменные жернова) XVII века, пожелав, чтобы люди смотрели и понимали, как доставался тогда хлеб. В музее хранился опаленный войной хлеб блокадного Ленинграда, который привезла женщина-хлебопек, пережившая блокаду, Галина Андреевна Канаева

16. Интересные факты.

Хлебные рекордсмены

Самая длинная плетёная булка - 9,2 метра - была выпечена в городе Акапулько (Мексика) в 1996 году. А самая большая буханка хлеба была изготовлена в 1988 году в Йоханнесбурге (ЮАР). Её длина составляла три метра, ширина и высота - более метра, а весила Гигантская буханка одну тонну и 430 килограммов!

«Король хлеба»

Французский король Генрих IV ко всем своим титулам добавлял ещё один: «король хлеба». Обеспечивать хлебом нацию ещё более ответственное дело, чем править своими подданными, справедливо полагал монарх.

Весомый подарок

Излюбленным хлебным лакомством на Руси были пряники. В старину их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, потчевали дорогих гостей, угощали ребятишек. Праздничные пряники весили порой около пуда (более 16 кг)!

Популярная добавка

За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба! Причём основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания.

Хлеб – против насморка

Во время колониальных войн среди английских солдат было распространено убеждение, что насморк можно вылечить, нюхая буханку свежеиспечённого хлеба. Любопытно, что в древнем мире целебные свойства приписывались только чёрствому хлебу.

Заключение

Работая над этим проектом, я изучила много самых разных источников. Интересно было работать со словарями, Интернет-ресурсами.

В заключение хотелось бы отметить, что

- я узнала о различных типах словарей, познакомилась со структурой словарных статей.

- познакомилась с этимологией слова ХЛЕБ, его значениями в разных источниках, исследовала «жизнь» слова хлеб в фольклоре, литературе и в живописи.

- поняла, что создать полную энциклопедию очень сложно, так как слово, его смыслы можно разбирать с различных точек зрения и всегда найдётся что-то новое.

Список литературы

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова. – 4 изд. Дополненное. – М.: ООО «Инфотех», 2010. – 944с

2. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под. Ред. Ф.П.Филина. – М.: Просвещение, 1981. – 463с.

3. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. Переработанное издание. 100 тысяч слов. М.: «ЛадКом» - 2011, 848с.

4. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок.1500 ил. / В.И.Даль. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – 348с.

5. Русские пословицы и поговорки / Сост. А.И.Соболев. – М., 1983

 

Автор материала: Л. Машьянова (8 класс)
Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.