Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
город Анапа
Исследовательская работа
«Откуда хлеб на стол пришёл»
Автор исследовательской работы:
ученица 1 В класса Кысса Александра
Руководитель проекта: учитель начальных классов Саттарова В. В
Анапа
Аннотация
Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Я выбрала хлеб. Хлеб есть на каждом столе, в каждом доме. Как говорит русская народная пословица: Хлеб – всему голова!
Цель: Узнать историю возникновения хлеба, виды хлеба. Проследить весь путь появления хлеба на столе. Попробовать самой испечь хлеб.
Задачи исследования:
изучить исторические сведения о хлебе;
познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба;
узнать о сортах хлеба;
уточнить представления о последовательности этапов получения хлеба;
испечь хлеб;
проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1) Изучение научно – популярной литературы;
2) Беседа с родителями и специалистами;
3) Собственные наблюдения;
4) Проведение эксперимента в домашних условиях;
5) Работа с интернет ресурсами;
Гипотеза: Я предположила, что получение хлеба – результат труда людей разных профессий.
Практическое значение: Результаты исследований, которые я провела, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях. Они интересны и познавательны.
Выводы: В результате проделанной работы я:
Изучила исторические сведения о хлебе.
Познакомилась с профессиями людей, связанных с получением хлеба.
Узнала о последовательности этапов получения хлеба.
Содержание
Аннотация ………. |
….. стр. 2 |
Содержание ………. |
…..стр. 3 |
Введение ………. |
….. стр. 4 |
Основная часть Хлеб: как всё начиналось ………. Профессии людей, связанных с получением хлеба …..
Сорта хлеба ………. Этапы получения хлеба ………. |
….. стр. 5 ….. стр. 5 – 6
….. стр. 6 – 8 …..стр. 8 |
Практическая часть |
…..стр. 9 |
Вывод ………. |
….. стр. 9 |
Заключение ………. |
….. стр. 9 |
Литература ………. |
….. стр. 10 |
Приложение ………. |
….. стр. 11- 17 |
Введение
Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Я выбрала хлеб. Хлеб есть на каждом столе, в каждом доме. Как говорит русская народная пословица: Хлеб – всему голова!
Цель: Узнать историю возникновения хлеба, виды хлеба. Проследить весь путь появления хлеба на столе. Попробовать самой испечь хлеб.
Задачи исследования:
1. изучить исторические сведения о хлебе;
2. познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба;
3. узнать о сортах хлеба;
4. уточнить представления о последовательности этапов получения хлеба;
5. испечь хлеб;
6. проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1) Изучение научно – популярной литературы;
2) Беседа с родителями и специалистами;
3) Собственные наблюдения;
4) Проведение эксперимента в домашних условиях;
5) Работа с интернет ресурсами;
Гипотеза: Я предположила, что получение хлеба – результат труда людей разных профессий.
Практическое значение: Результаты исследований, которые я провела, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях. Они интересны и познавательны.
Выводы: В результате проделанной работы я:
Изучила исторические сведения о хлебе.
Познакомилась с профессиями людей, связанных с получением хлеба.
Узнала о разных сортах хлеба.
Узнала о последовательности этапов получения хлеба.
Основная часть
Хлеб: как всё начиналось
Хлеб является основным из продуктов, которые каждодневно употребляет каждый из нас. Люди с древних времён почитали хлеб и старались употреблять его как можно чаще.
Нет исторических данных насчёт того, когда человек впервые испёк хлеб. Но, конечно, это произошло тогда, когда первобытные люди научились засевать поля зерном и получать урожай. Сначала древние люди употребляли зёрна сырыми, а уж потом научились делать из них хлеб.
Считается, что первые дикие хлебные злаки были найдены в Средней Азии.
В древнем Египте тоже был свой хлеб. Эти древние народы в основном выращивали пшеницу и ячмень. Греки начали выращивать хлеб следом за египтянами, а следом за ними римляне. Постепенно искусство выпекания хлеба распространилось по всей Западной Европе.
Древние люди сначала научились делать кашу из хлебных зерён, когда зёрна размягчали в специальной ступке из дерева, после чего они уже использовались в качестве крупы. Но, конечно, люди стремились улучшить свои кулинарные навыки, чтобы еда была не только питательной, но и вкусной.
Следующим этапом на пути к хлебу стало поджаривание зерен для более лёгкой дальнейшее обработки. Во время прожарки легче было отделить зёрна от внешней оболочки, также они становились сладковатыми на вкус.
Такая каша повсеместно использовалась многими древними народами, к примеру, в римской армии. Постепенно кашу делали более густой, а зерно дробили ещё мельче, пока однажды не приготовили муку, из которой уже и стали выпекать хлеб.
Профессии людей, связанных с получением хлеба
Тракторист, Шофёр, Комбайнер, Агроном - это люди, которые выращивают хлеб под общим названием Хлеборобы. В выращивании хлеба задействовано очень много людей с разной профессией и с одним направлением.
Издавна профессия хлебороба на селе была одной из самых уважаемых и почётных. Ведь чтобы вырастить хлеб, надо любить, прежде всего, родную землю, отдавать ей частичку душевного тепла. А еще в совершенстве владеть техникой.
Одной из самых важных называют профессию тракториста. Трактор участвует почти во всех сельскохозяйственных работах. Весной и осенью трактор – пахарь.
После окончания пахоты тракторист принимается за боронование полей. Участвует трактор и в прополке посевов, иначе пропадёт весь труд – сорняки задушат молодые, слабые всходы.
Кто самый главный человек в селе? Председатель или экономист? Да нет же! Главный тот, кто выращивает хлеб, кто пашет бескрайнее поле, сеет зерна в землю, а осенью убирает колосья, налитые золотым зерном. Речь идёт именно о сельском механизаторе.
Могучая техника доверена сельским механизаторам. Ни одной борозды не проводится в поле без участия машин, а значит, и механизаторов. Ни одно семя, клубень не кладётся в почву без них, почти все операции по выращиванию, уборке и переработке выполняют они – механизаторы.
Механизатор – это рабочий сельского хозяйства, знающий и использующий не только тракторы, комбайны, но и множество орудий и механизмов.
В профессию «сельский механизатор» входят профессии тракториста и комбайнера.
Комбайн – это сложная зерноуборочная машина, работающая исключительно на уборке хлебов. Комбайн косит хлеб, обмолачивает его, ссыпает зерно сначала в особый бункер, а затем в грузовик с открытым кузовом. Наполнится кузов зерном, отъедет машина, а на ее место уже следующая подъезжает. И так без остановки. Бывает, и днем и ночью идет работа, пока весь урожай не уберут.
Обслуживают комбайн два человека – комбайнёр и его помощник. Во время уборки комбайнёры становятся настоящими героями села. В их руках судьба урожая. Без комбайнов на уборке всегда не хватало бы рабочих рук.
Чтобы урожай был богаче, в лабораториях работают ученые, где много разных приборов. Одни помогают определить, сколько в зерне влаги, другие – сколько в нем питательных веществ.
Сорта хлеба
Народная мудрость гласит: «Хлеб всему голова!». И, в самом деле, редко можно встретить человека, который не ест хлеб или другие хлебобулочные изделия.
Сорт хлеба, в первую очередь, определяется тем, какая мука была использована в процессе его приготовления. Так существуют ржаные и пшеничные, пшенично-ржаные и ржано-пшеничные хлебные изделия.
Какие сорта хлеба бывают
Обычный белый хлеб, выпеченный из пшеничной муки без добавления каких-либо специй.
Первый хлеб, привычный для нас, появился на нашем столе более 7 тысяч лет назад благодаря египтянам. Египтяне первыми обнаружили, что при добавлении дрожжей или кислого молока, хлеб получается более вкусным, пышным и питательным. В те времена хлеб был очень дорогим, и только правители или особо влиятельные люди могли позволить себе этот продукт на своем столе. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. Со временем пышный и душистый белый хлеб стал доступен и простым людям. К белому хлебу относились с благоговейным почтением и приписывали ему целебные свойства: свежеиспеченным хлебом лечили насморк, а черствым – заболевания желудка и кишечника.
2. Ржаной, или черный хлеб, считающийся чуть более полезным сортом, чем белый, благодаря меньшей калорийности.
Ржаной хлеб обладает более ярким ароматом, чем белый и имеет по сравнению с ним значительные преимущества в плане здоровья. Вкусный темный хлеб не повышает сахар в крови, содержит целый комплекс витаминов, поэтому издавна используется для борьбы с авитаминозом и других заболеваний.
3. Цельнозерновой хлеб приносит неоценимую пользу нашему организму, так как в нём содержатся множество полезных элементов, которые необходимы человеку для здоровья. Большинство людей, заменивших в семейном рационе питания привычный "нарезной батон" на полноценный зерновой хлеб, приготовленный из неочищенной пшеничной или ржаной муки , отмечают не только улучшение общего состояния (особенно, если до этого их самочувствие было неважным), но и некую появившуюся дополнительную энергию (силу) и ощущение легкости.
4. Кукурузный хлеб в нашей стране остаётся забавой домохозяек. В магазине его не купишь и даже в ресторане не поешь. А между тем по своим свойствам он превосходит и обычный белый, и даже ржаной. Полезных свойств у кукурузного хлеба сразу несколько. Среди них:
А. Невысокая калорийность. Значит хлеб из кукурузной крупы не только не способствует набору веса, но и рекомендуется диетологами для тех, кто хочет похудеть.
Б. Высокое содержание витаминов и минеральных компонентов.
Просто удивительно, что кукурузный хлеб, польза которого столь велика, до сих пор не стал постоянным соседом пшеничного, ржаного и других сортов на полках магазинов.
5. Картофельный хлеб - совсем уж большая редкость. Тем не менее, с распространением хлебопечек его активно начали готовить домохозяйки, пытающиеся потреблять поменьше мучного.
На самом деле это сорт не является полностью картофельным. Картошка в его составе выполняет только роль добавки, придающей дополнительный вкус и улучшающий кулинарные и диетические свойства изделия. Как правило, чтобы приготовить картофельный хлеб, пюре смешивают с пшеничной мукой в отношениях 1 : 2 по массе.
6. Бездрожжевой хлеб - это хлеб, сделанный из пресного теста без добавления дрожжей. Еще 30 тыс. лет назад, т.е. задолго до Древнего Египта, люди знали, как приготовить бездрожжевой хлеб. И пекли они его из муки и воды на раскаленных плоских камнях. Традиция печь хлеб без дрожжей и закваски сохранилась до сих пор. Это еврейская маца и итальянская фокачча, персидский и армянский лаваш и мексиканская тортилла, индийская чапати и русская лепешка. Бездрожжевой хлеб лучше усваивается и облегчает процесс пищеварения. Бездрожжевой хлеб, являющийся скорее не одним сортом, а целым набором сортов. В разные виды бездрожжевого хлеба вместо дрожжей добавляют специальные закваски.
Этапы получения хлеба
Зерно хранят в особых хранилищах – элеваторах. Элеватор - это сооружение для хранения больших партий зерна. Оттуда оно попадает в цеха мукомольного завода. Там зерно перерабатывают в муку. Далее грузовики доставляют муку в пекарни.
В пекарнях муку сначала просеивают. Далее всё делает месильная машина: и муку засыпает, и воду подает, и тесто замешивает. Из месилки густая белая масса медленно сползает в железный ящик – бункер делительной машины. Крутится барабан машины и отделяет, отхватывает от теста небольшие ровные кусочки. Все куски одинаковые – из каждого должен получиться батон. Только они еще сырые. Им еще в печи нужно побывать, испечься и подрумяниться. В пекарне много таких печей. Из одних выползают батоны, из других – булочки, из третьих – рогалики. Есть в пекарне самый «вкусный» конвейер, где делают кондитерские изделия. С утра до вечера движутся по нему заготовки для различных пирожных.
Практическая часть
Дома с мамой мы решили испечь не совсем обычный хлеб – Томатный.
Положили в миску муку (400 гр.), сухие дрожжи (1.5 ст.л), соль (1.5 ч.л.), сахар (1 ч.л.), лук (зелёный, сушёный – 10 гр.) и чеснок (сушёный – 1 ч.л.).
Тщательно всё перемешали.
Развели томатную пасту (220 мл.) тёплой кипячёной водой и влили в сухую смесь.
Когда замешивали тесто, добавили растительное масло (1.5 ст.л.). Тесто получилось мягкое, слегка липкое.
Оставили тесто в тёплом месте на 1.5 часа.
Из подошедшего теста сформировали батон, уложили на противень, посыпанный мукой. Сделали на будущем хлебе несколько косых надрезов и оставили на некоторое время.
Через некоторое время батон увеличился в 1.5 раза. И мы с мамой поставили противень с хлебом в духовку.
Духовку разогрели до 230 – 240 градусов и выпекаем в духовке хлеб в течении 10 минут. Затем убавили температуру до 200 градусов и выпекали ещё 40 минут. Готовый хлеб накрыли полотенцем и дали остыть.
Выводы
Из результатов проведенного исследования я узнала, что
Что хлеб берёт своё начало в древности.
Хлеб очень полезен для человеческого организма.
Получение хлеба – это сложный, трудоёмкий процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов.
В производстве хлеба принимают участие люди разных профессий. Каждый из них выполняет важную и нужную работу.
Я не только узнала, как появляется хлеб на нашем столе, но и сама испекла свой первый хлеб.
Гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась.
Заключение
Я закончила своё исследование по теме «Откуда хлеб на стол пришёл». Теперь я знаю, откуда берется хлеб, как его сеют, убирают и пекут. Знаю, сколько труда вкладывают люди: трактористы, комбайнеры, ученые, пекари, чтобы утром, когда я проснусь, на столе всегда лежала свежая булка хлеба.
Литература
1. Алексеев М.Н. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе». – М.: Детская литература, 1990 г
2. Г. Юрмин., Р. Кошурникова “Почемучка”, Москва “Педагогика”, 1990 г.
3. Багрова Л.А. «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения». – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997 г
4. Р.Б. Кондратьев “Семенное зерно Сибири”, Москва, “Росагропромиздат”, 1998 г.
5. Извекова Л.Н. «Что всего дороже?». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984 г
6. М.А. Федоров “Юному хлеборобу”, Москва “Россельхозиздат”, 1984 г.
7. Крючков В.Р. «Испекли мы каравай». - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984 г
8. А.Митяев “Ржаной хлебушко – калачу дедушка”, Москав “Детская литература”, 1990 г.
9. Степаненко В.И. «Хлеб». – М.: Агропромиздат, 1989 г
10. М.Ивин “Хлеб сегодня, хлеб завтра”. Детская литература, 1980 г.
Приложение
Хлеб: как всё начиналось.
Профессии людей, связанных с получением хлеба
Сорта хлеба
Белый хлеб
Ржаной хлеб
Цельнозерновой хлеб
Кукурузный хлеб
Бездрожжевой хлеб
Этапы получения хлеба
Практическая часть
Бойко Светлана Владимировна