Исследовательская работа "И зацветут сады"

3
0
Материал опубликован 14 October 2019

Автор публикации: А. Соколова, ученица 11 класса

XIII Малая академия наук юных исследователей






Секция «Литературоведение»




Тема: «И зацветут сады»

(о роли садов, парков, усадеб в жизни человека)



Соколова Анастасия Юрьевна

МБОУ Краснооктябрьская СОШ, 11 класс





Руководитель:

Котляренко Екатерина Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ Краснооктябрьская СОШ











Содержание


Введение………………………………………………………………………3

Сад. Что значит в нашей жизни это слово?…………………………………5

Поэзия царскосельских садов………………………………………………..7

Поэзия русских усадеб………………………………………………………14

Известные владельцы известных усадеб………………………………….17

а) Михайловское;

б) Болдино;

в) Тарханы;

г) Спасское-Лутовиново;

д) Ясная Поляна.

Заключение……………………………………………………………….24

Литература………………………………………………………………..25

Приложение









Введение

Промолвил Подорожник: « Сад прекрасен!

Но толку в нем, мне кажется, немного-

Он рану залечить, увы, не властен,

Лишь тропки в нем, а предо мной – дорога!».

А Сад благоухал и слов не слушал-

Свела с ума своя ж краса цветная.

Он красотой лечил людские души,

Возможно, даже сам того не зная…

У каждого-свое предназначенье!

Ни осуждать, ни исправлять не надо.

Необходимо нам Земли вращенье

И красота божественная сада!

Борис Прахов

Сады, парки влияют на все наши внешние чувства - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. За день человек устает от работы, устают глаза, например, от работы на компьютере или от просмотра телепередач. Но стоит только провести некоторое время в саду, почувствовать ароматы цветов, прикоснуться к нежным лепесткам, прислушиваясь к шелесту травы, как от усталости не останется и следа.

На Руси сады всегда почитали. Где селился русский человек, там появлялся и сад. Недаром писатели, поэты, философы представляли себе идеальную жизнь, как жизнь в саду - в той природе, которая не просто служит человеку, эксплуатируется им, дает ему материальные блага, а находится в союзе с человеком, обогащается им и расцветает. Поощрялось садоводство указами Ивана Грозного, Петра Первого, Екатерины Второй. Цари брали под свою монаршью защиту садоводство и строго наказывали тех, кто нерадив был по отношению к садам. Какую же роль играют сады, парки, усадьбы в жизни человека?

Актуальность исследования обусловлена активным ростом инте­реса к утраченным ценностям: садам, паркам, усадьбам. Растения обогащают воздух кислородом, увлажняют и очищают его, способствуют снижению шума, влияют на микроклимат территории. Кроме того, растения благотворно воздействуют на психологическую и эмоциональную сферу человека. Парки, зеленые уголки, просто цветники помогают человеку приобрести устойчивость к нагрузкам и стрессам, стремительным темпам жизни.

Объектом исследования являются царскосельские сады и дворянские усадьбы.

Цель исследования – определить, какую роль играют сады, парки, усадьбы в жизни человека.

Задачи исследования:

Изучить литературу по данной теме;

проанализировать произведения русских поэтов и писателей 19,20 века;

показать духовное значение усадебной культуры в истории России, для того чтобы вновь затеплить в окружающей нас жизни стремление к созиданию и преображению земли по законам красоты, которое так ярко и полно проявилось в наших старинных усадьбах;

проанализировать, сопоставить свои наблюдения с литературоведческими источниками и сделать вывод;

путем опроса выявить, какую роль играют сады и парки в нашей жизни;

изучить состояние садов и парков нашего поселения.

Материалы и методы исследования:

В работе использованы следующие методы:

1.Литературоведческий анализ

2.Интернет-опрос


Моя работа может быть использована на уроках литературы, на внеклассных мероприятиях при проведении предметной недели.

Сад. Что значит в нашей жизни это слово? Мы произносим коротенькое слово «сад» не задумываясь над тем, каково же на самом деле его значение. Но однажды вникнув в суть этого понятия, не можем поверить в великую значимость этого зеленого чуда для нас, живущих на планете Земля. Человек вышел из сада. Там он нашел первую усладу для души и тела. Там, в Эдемском саду, зародилась первая любовь. Много веков минуло с тех пор, а люди все так же украшают свою землю, все так же стремятся к идеалу, все так же пытаются возродить прелести Эдемского сада. Где бы ни жил человек – на берегах ли Нила, в Древней ли Элладе, в Персии или Индии – везде он создавал чудесные по красоте и богатству сады.

Свирепый царь Навуходоносор, у ног которого лежало полмира, любимой супруге своей, несравненной Нитокрис подарил не золото, не камни драгоценные, а висячие вавилонские сады. Они вошли в историю как одно из чудес света под названием Сады Семирамиды.

В греческих садах и рощах легко думалось Аристотелю, Платону, Сократу – величайшим философам древности. В садах они вели беседы со своими учениками. В садах рождались великие творения.

Сад – это непреходящая любовь и великих, и сирых. Его горячо почитали и короли, и горожане. А для крестьянина сад всегда был не только источником пропитания, но и место, где он был ближе всего к Богу.

Сад всегда был гордостью хозяина. По нему судили о достатке, о широте души, о характере. Да и сам хозяин стремился доставить удовольствие созданным им садом не только себе и своим близким, но и случайным людям, проходящим мимо. Пусть порадуются, пусть и у них душа запоет, настроение поднимется.

Все сады неповторимы и великолепны. Пройди сотни – и не найдешь двух одинаковых. Сад был и остается многофункционален и, по сути своей, незаменим. В саду русском всегда сочетались как эстетические, так и практические начала.

Сад - источник удовольствия, регулятор настроения. Когда человек снимает груз повседневных забот и остается наедине с ним, какое это счастье, подарок судьбы.

Сад - воспитатель. Мудрый. Неназойливый. Кто работал в саду по своей воле, тот не пойдет громить электрички, автобусные остановки, ломать деревья, не будет испытывать потребность таким варварским методом утвердить себя.

Сад - это и возможность заниматься выращиванием растений, проводить эксперименты. И тогда он становится для нас объектом исследований, школой, учебным пособием.

Заинтересовавшись данной темой, я решила изучить состояние парков Краснооктябрьского поселения. Картина, которую я увидела, была довольно плачевной. В ходе исследования установлено, что на территории Краснооктябрьского поселения есть три парковых зоны: большой парк в х.Казачем, парк в х.Красный Маныч и парк Победы в х.Красный Октябрь. Но вот состояние их оставляет желать лучшего. Большая часть деревьев в парках в плохом состоянии, а от некоторых остались только названия. Связано это с тремя важными причинами:

с возрастом деревьев (деревья посажены много лет тому назад)

под воздействием естественных факторов окружающей среды многие деревья имеют различные заболевания.

из-за хозяйственной деятельности самого человека

Многие деревья срублены во время прокладки газопровода, линии электропередачи.

Также я провела интернет-опрос и выяснила, что же значит слово «сад» для современных людей.

Результаты опроса показывают, что сад, в первую очередь, желанное место отдыха, но вот только не всегда найдешь это место для отдыха.

Поэзия царскосельских садов

«Сады нужны для наших сердец», — говорит Д. С. Лихачев, подчеркивая их особенную значимость для современного человека, уставшего от стремительного городского ритма. Именно в парке можно почувствовать «воздух истории», прикоснуться к богатой русской культуре, погрузиться в размышления о спокойствии… «Сад нуждается в том, чтобы кто-то (поэт, прозаик) стал за него говорить. Сад весь поэтому обращен к творчеству, к размышлению (при этом в известной мере самостоятельному). Поэтому в саду делались и Эрмитажи (фр. — «домик отшельника»), устраивались библиотеки, строились места и дорожки для уединенных размышлений или для бесед с друзьями. Сад устремлен к слову»1. И «устремленность» царскосельского сада к слову, очевидно, уловленная Пушкиным уже в лицейские годы, находила живой отклик на протяжении всего творческого пути поэта, от «Воспоминаний в Царском Селе» 1814 года до последней «царскосельской» картины романа «Капитанская дочка», окончание работы над которым было датировано «лицейским» — «царскосельским» 19 октября 1836 года.

Царскосельский лицей был первым в России. Название, данное учебному заведению, поражало публику в России. Не всем было известно, что Ликеем (Лицеем) называлось в Афинах святилище бога солнца и поэзии Аполлона. И такое же название имела и древнегреческая философская школа, основанная Аристотелем в 335 году до нашей эры на окраине Афин у храма Аполлона Ликейского. Здесь юноши обучались философии, искусствам, гимнастике. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея.

Подобно древней школе, пушкинский Лицей разместился в небольшом городке - Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. «Прекрасные дубравы» позднее станут источником поэтического вдохновения Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шестилетней жизни в Лицее.

Вообще, Царскосельский парк сыграл большую роль в жизни поэта: он был свидетелем тоскливых часов его раздумий после каких-либо неприятных столкновений; он был свидетелем и первых его любовных радостей, когда молодая кровь воспламенялась при встрече с излюбленными личиками жительниц Царского Села... В то же время Царскосельский парк, весь полный еще памятью великой Екатерины, будил в юной душе поэта величавые образы еще недавней старины... Наконец, тот же парк, с его уединенными, тенистыми аллеями, с его темными гротами и беседками, давал поэту уединение на лоне благоухающей природы, когда он всей своей умиротворенной душой уносился в светлый мир поэтических видений. Александр Пушкин стал самым гениальным певцом Царского села. «Сады Лицея» многократно воспеты поэтом:

Не се ль Элизиум полнощный,

Прекрасный Царскосельский сад…

(Пушкин А.С. Воспоминания в Царском Селе. 1814)

Символично название стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», выслушав которое на переводном лицейском экзамене, Г.Р. Державин «в гроб сходя благословил» юного поэта. Складом речи, её внутренней мелодией стихи напоминают торжественные оды поэтов XVIII века, и это глубоко оправданно, ведь речь идёт о славе русского искусства и победах русского оружия в эпоху Екатерины II, увековеченных в колоннах и обелисках. Ночной ландшафт «прекрасного Царскосельского сада», воспетый в стихотворении, одновременно лиричен и величав:

С холмов кремнистых водопады

Стекают бисерной рекой,

Там в тихом озере плескаются наяды

Его ленивою волной…

В стихотворении «Царское Село», сочинённом на юге в 1823 году, поэт признаётся:
И, чуждый призраку блистательному славы,

Вам, Царского Села прекрасные дубравы,

Отныне посвятил безвестный музы друг

И песни мирные и сладостный досуг.

Живущие в воображении поэта картины парков чаруют своей ностальгической красотой. В них всё дышит памятью о лицейской юности:
Воспоминание, рисуй передо мной

Волшебные места, где я живу душой,

Леса, где я любил, где чувство развивалось,

Где с первой юностью младенчество сливалось,

И где, взлелеянный природой и мечтой,

Я знал поэзию, весёлость и покой.

К пленительным царскосельским воспоминаниям обращался Пушкин в стихах, посвящённых лицейским годовщинам, в лирических отступлениях «Евгения Онегин» и других произведениях.

В 1829 году поэт написал стихотворение с таким же названием, как и то, за которое его благословил Державин, «Воспоминания в Царском Селе». Пушкин, воображая себя «вновь нежным отроком то пылким, то ленивым», обращается к благословенным лицейским годам и к воспоминаниям о славной эпохе Екатерины II:

И въявь я вижу пред собою

Дней прошлых гордые следы.

Ещё исполнены великою женою,

Её любимые сады

Стоят населены чертогами, вратами,

Столпами, башнями, кумирами богов,

И славой мраморной и медными хвалами

Екатерининских орлов.

В пушкинскую эпоху Царскосельские парки становятся предметом восторженного описания:

Там воздух чище был и чище свод небес,

Там негою дышал благоуханный лес,

Гуляло счастие среди лугов священных,

И радость на полях, обильем озлащенных,

И мир под ветвями задумчивых берез!  

Над царственным дворцом, над тёмною дорогой…

  (Кюхельбекер В.К. Отрывок. 1818).

Это не только земной Эдем, но и сады вдохновенья, где сама природа дышит поэзией, где муза назначает своё свидание, где все – и привольные аллеи, и «кремнисты водопады», и светлые зеркала прудов – рождает стихотворные строки:

Я редко пел, но весело, друзья!

Моя душа свободно развивалась.

О Царский сад, тебя ль забуду я?

Твоей красой волшебной забавлялась

Проказница фантазия моя,

И со струной струна перекликалась,

В согласный звон сливаясь под рукой, -

И вы, друзья, талант любили мой.

(Дельвиг А.А. К друзьям. 1817);

Традиция подобного восприятия и изображения Царскосельских «садов» утвердится в стихотворных опытах лицеистов последующих выпусков:
  Заря вечерняя на небе догорает;

Прохладой дышит всё; день знойный убегает;

Бессонный соловей один вдали поёт.

Весенний вечер тих; клубится и встаёт

Над озером туман; меж листьями играя,

Чуть дышит майский ветр, ряд белых волн качая;

Спит тихо озеро. К крутым его брегам

Безмолвно прихожу и там, склоняясь к водам,

Сажуся в тишине, от всех уединённый,

Наяды резвые играют предо мной – 

И любо мне смотреть на круг их оживлённый…

(Салтыков-Щедрин М.Е. Вечер. 1842).

Будущий великий русский сатирик был лицеистом 13 курса, выпускником 1844 года. А его старший товарищ – поэт А.Н. Яхонтов, лицеист 9 курса, выпускник 1838 года – попытается передать в своих стихах саму суть того, что насыщает поэтическую атмосферу Царского Села, что зовётся «духом местности»:
Таинственный и благодатный гений

Привольных мест, где был взлелеян я,

Где память первых сердца впечатлений

И где вторая родина моя,

Я – снова твой, я полон чувств старинных,

Прими меня под добрый, тихий кров,

Прими опять под сень густовершинных,

Шумящих лип и вековых дубов.

(Яхонтов А.Н. Жжено локу. 1839).

Поэтичные виды Царского Села не раз ещё привлекут внимание литераторов, живших и бывавших в Царском Селе. Много гимнов будет пропето царскосельским садам, но пушкинские мотивы порою будут вольно или невольно звучать в новых стихах.

Молодой Пушкин воспевал «средь блещущих зыбей станицу гордую спокойных лебедей», а стареющий В.А. Жуковский незадолго до смерти написал стихотворение «Царскосельский лебедь»:

Под сенью парка 

На водах широких,

На виду царевых теремов высоких,

Пред Чесменской гордо блещущей колонной,

Лебеди младые голубое лоно

Озера тревожат плаваньем, плесканьем,

Белых крыл могучих, белых шей купаньем...

Великолепие старинных дворцов и лирические картины царскосельских садов навевают Ф.И. Тютчеву, как и Пушкину, мысли о славном былом:
Осенней позднею порою

Люблю я Царскосельский сад,

Когда он тихой полумглою,

Как бы дремотою, объят...

И на порфирные ступени

Екатерининских дворцов

Ложатся пурпурные тени

Октябрьских ранних вечеров –

И сад темнеет, как дуброва,

И при звёздах из тьмы ночной,

Как отблеск славного былого,

Выходит купол золотой.

Когда читаешь эти строки, чудится, что где-то рядом с дворцом бродит призрак Екатерины II в окружении теней славных полководцев её эпохи. Невольно возникает ощущение незримого присутствия в глубине парка Пушкина, но не юноши-лицеиста, а зрелого мужа, потому что в лирических величавых строках Тютчева нет юной жизнерадостности.

Образ Царскосельских парков как «говорящей стихами» природы, не только вдохновляющей, но и рождающей поэтов останется неизменным и в поэзии 20 века:
 Здесь сандалии муз оставляют следы

Для перстов недостойного сына,

Здесь навеки меня отразили пруды,

И горчит на морозе рябина – 

Оттого, что я выпил когда-то воды

Из разбитого девой кувшина.

(Рождественский В.А. «Если не пил ты в детстве студёной воды…» . 1928).

Родившийся в Царском Селе Всеволод Рождественский воспел «белый дворец в Царскосельском парке, горбатый мост, минарет, пруды...», барышень, читающих «в густой сирени царскосельских дач»…

Гуляя по городу, молодой поэт вспоминает о Пушкине:
Чугунная Леда трепещущих крыл

Не отводит от жадного лона.

Здесь Катюшу Бакунину Пушкин любил

У дрожащего золотом клёна...

Ему слышится, будто вьюга шепчет ...

Сквозь тонкий лыжный свист,

О чём задумался, отбросив Апулея,

На бронзовой скамье курчавый лицеист.

Анна Ахматова очень любила город, «где лицейские гимны всё так же заздравно звучат». В Царском Селе прошли её детство и ранняя юность, первые годы семейной жизни с Николаем Гумилёвым. Перу «златоустой Анны всея Руси», как назвала её Марина Цветаева, принадлежит чудесное стихотворение о Пушкине-лицеисте, создающее ощущение его живого присутствия в Царскосельском парке:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.


Огромно влияние Пушкина на поэтов серебряного века, воспевавших каждый по-своему те же изумительные красоты «садов Лицея», что и он.

По мысли Анненского-критика, именно Царское Село, как особый культурный космос, сформировало и дух, и внешний строй пушкинского творчества: «...Именно здесь, в этих гармонических чередованиях тени и блеска; лазури и золота; воды, зелени и мрамора; старины и жизни; в этом изящном сочетании природы с искусством Пушкин еще на пороге юношеского возраста мог найти все элементы той строгой красы, которой он остался навсегда верен и в очертаниях образов, и в естественности переходов, и в изяществе контрастов <...> и даже в строгости ритмов...».2

В Царскосельском саду для Пушкина-лицеиста открылся прекрасный мир минувшего XVIII столетия; только здесь юный поэт мог до конца почувствовать, что:

Служенье муз не терпит суеты,
Прекрасное должно быть величаво…


Поэзия русских усадеб

При слове «усадьба» мы переносимся в мир давно ушедший, но сохранившийся в воображении многих поколений людей. Дворянская усадьба – это целый мир с историческими традициями, семейными преданиями, реликвиями, кругом друзей и знакомых. Здесь, в родовом гнезде, для многих происходило открытие и познание Родины, природы, русского языка, «русского духа».

Усадьба – это и духовная крепость, источник душевных сил, воспоминаний о прошлом и размышлений о будущем, «всегда желанный уголок». Жизнь текла здесь по законам самой природы: с восходом солнца вставали и с заходом ложились. Этот ритм задавал энергию и силу душе.

Обязательной принадлежностью дворянской усадьбы был парк. В ту пору его чаще называли садом, как Пушкин в описании усадьбы Онегина:

И сени расширял густые огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Нередко устройство парка в богатых усадьбах обходилось ненамного дешевле, чем строительство самого дома-дворца. В первой половине XVIII в. в России были распространены регулярные, или французские парки по образу знаменитого Версаля. В регулярном парке во всем чувствуется рука, точнее ножницы садовника, царит строгий порядок и симметрия, нет четкой границы между архитектурой и живой природой. Регулярный парк разбивали на ровной местности. Перед усадебным домом находился партер - открытая часть парка с газонами и цветниками. Партер пересекали прямые дорожки-лучи, украшали скульптуры, фонтаны, отдельные деревья. По сторонам партера располагались боскеты - участки парка, образованные стеночками стриженого кустарника (которые, как и ковры, назывались шпалерами) и прорезанные аллеями.

Сельская усадьба располагалась на самом красивом и, чаще всего, древнем месте. Николай Рерих заметил: «Если хотите увидеть прекрасное место, спросите, какое место здесь самое древнее. Умели эти незапамятные люди выбирать самые лучшие места».

Усадебная поэзия – это совершенно особая страница в классической русской литературе. Стихи об усадьбе писали Гавриил Державин, Александр  Пушкин, Афанасий  Фет, Федор Тютчев и многие другие поэты и писатели. Для них усадьба – рабочий кабинет, «приют спокойствия, трудов и вдохновенья».  Можно сказать, что вся глубина русской культуры вышла отсюда. В старых усадьбах есть какая-то правда, какой-то след благоухающих мыслей; в них притаилась и тихо входит в душу грустная и чистая поэзия…

Памяти Тургенева

Дворянских гнезд заветные аллеи,

Забытый сад, полузаросший пруд.

Как хорошо, как все знакомо тут!

Сирень, и резеда, и ипомеи,

И георгины гордые цветут.

Затмилась ночь. Чуть слышен листьев ропот.

За рощей чуть горит луны эмаль, 

И в сердце молодом встает печаль,

И слышен чей-то странный, грустный шепот.

Кому-то в этот час чего-то жаль.

                   К. Бальмонт

 

Связь с прошлым – вот основа настоящего и будущего. Так считали лучшие русские умы. Воспоминания об отечественной истории, о людях, чьи имена священны для России, приводят нас именно в старинную русскую усадьбу.

 

Старые усадьбы 

Дома косые,  двухэтажные,

И тут же рига, скотный двор,

Где у корыта гуси важные

Ведут немолчный разговор.


В садах настурции и розаны,

В прудах зацветших караси -

Усадьбы старые разбросаны

По всей таинственной Руси.

Н. Гумилев

 Как мало  уцелело усадеб в своем первозданном виде. Историческая и поэтическая память делают их источником вечных, непреходящих ценностей.


Известные владельцы известных усадеб.


Русские усадьбы сквозь века несут негасимый свет творческого гения наших великих предков. Михайловское и Болдино, Тарханы, Ясная Поляна и Спасское-Лутовиново - это лишь небольшая часть литературных усадеб, названия которых близки и дороги русскому человеку. Всех не перечислишь.

Сюда устремлялись творцы в поисках вдохновенного уединения, в этих стенах создавались шедевры русской культуры, эти чарующие пейзажи запечатлены в любимых поэмах и романах.

Михайловское

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от творческой биографии А.С.Пушкина и овеянная его поэтическим гением. С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 г.г.

Под вашу сень, Михайловские рощи,

Являлся я - когда вы в первый раз

Увидели меня, тогда я был -

Веселым юношей, беспечно, жадно

Я приступал лишь только к жизни; - годы

Промчалися - и вы во мне прияли

Усталого пришельца

А.С. Пушкин в 1817 году впервые приехал в Михайловское, потом в годы ссылки в 1824-1826 годы, и в последующие приезды. Усадебный парк Михайловского посажен дедом Пушкина Осипом Абрамовичем Ганнибалом во время обустройства усадьбы в 1780-е годы. Здесь написаны центральные главы романа «Евгений Онегин», драма «Борис Годунов», поэма «Граф Нулин», более двухсот лирических стихотворений, являющиеся шедеврами русского и мирового литературного наследия. С околицы села Михайловское открываются воспетые поэтом виды на долину реки Сороти, озеро Кучане, Савкину Горку и дорогу на Тригорское, идущую вдоль озера Маленец. Благотворное общение с местными псковскими крестьянами, с родной природой, бережное и вдумчивое восприятие устного народного поэтического творчества, глубокое знание деревенской помещичьей и крестьянской жизни помогали Пушкину находить здесь новые поэтические образы, темы, сюжеты.

О поэтическом интересе Пушкина к Михайловскому свидетельствовали его современники. Так, друг поэта И.И.Пущин в своих воспоминаниях о нем отмечает, что из-за зимней поры не мог познакомиться «с местностью Михайловского, так живо им воспетой ...»3:

Болдино

Болдино и земли, прилегающие к нему, на протяжении четырех веков принадлежали роду Пушкиных. Пейзаж усадьбы полон особого очарования, здесь все дышит поэзией «дворянских гнезд», образ которых знаком нам по многим произведениям русских писателей прошлого века, по сочинениям самого Пушкина. Более 50 тысяч туристов ежегодно в сентябре едут в Большое Болдино Нижегородской области. И не только для того, чтобы побывать в родовой усадьбе Пушкина с ее неповторимой поэтической атмосферой, но и чтобы просто побродить по сельскому парку. Говорят, что увидеть осень глазами великого поэта можно только там. А.С.Пушкин трижды приезжал в Болдино в 1830, 1833 и 1834 гг. Здесь создана основная часть пушкинских произведений тридцатых годов – «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Пиковая дама», «Медный всадник» и др. Особой плодотворностью была отмечена знаменитая Болдинская осень 1830 года - период наивысшего творческого взлета в жизни поэта. Болдино заняло исключительное место в мире духовно-нравственных ценностей А.С.Пушкина и как «животворящая святыня» его фамильной истории, и как место его вдохновенных творческих трудов.


Тарханы

На северо-западе Пензенской области среди бескрайних полей и лесов, тенистых рощ и извивистых речушек раскинулось старинное село «Тарханы», в настоящее время именуемое «Лермонтово». Тарханы были приобретены за два десятилетия до рождения Михаила Юрьевича его дедом и бабушкой - Михаилом Васильевичем и Елизаветой Алексеевной Арсеньевыми. Маленький Миша был привезен сюда ранней весной 1815 года. Тарханы, бескрайние поля, чистый прозрачный воздух, закаты и просторы. Здесь впервые детскому взору открылось тихое очарование холмистых степей, проселочных дорог, таинственность темных лесов, светлых березовых перелесков, задумчивых речек. В западной части усадьбы сразу же за домом начинался роскошный сад, расположенный на полугоре. Аллеи акаций, куртины жимолости и жасмина, заросли черемухи и сирени - главное украшение парка. В 1829 году
Лермонтов писал:

Приди ко мне, любезный друг,

Под сень черемух и акаций,

Чтоб разделить святой досуг

В объятьях мира, муз и граций.

Природа поражала Лермонтова не одной лишь красотой. Она тревожила его своей таинственностью и обманчивой надеждой на близость разгадки смысла жизни. Соприкосновение с природой оказалось благотворным для поэта, находившегося под ее сильным влиянием и обаянием.

Связь Лермонтова с Тарханами была прочной и органичной, и его детские и отроческие впечатления служили неиссякаемым источником его поэтического воображения. Покинув Тарханы, он долго обращался к ним мыслями и вспоминал «и отца, и дом родной, и высокие качели, и труд, обсаженный ветвями», все, все. Тарханы были тем местом, куда Лермонтов стремился при жизни и где мечтал обрести вечный покой:


Я родину люблю

И больше многих:

Средь ее полей

Есть место, где я горечь начал знать,

Есть место, где я буду отдыхать.

Когда мой прах, смешавшийся с землей,

Навеки прежний вид оставит свой.

Пророческое пожелание поэта сбылось. Он похоронен на расстоянии одного километра от усадьбы близ сельской церкви Михаила Архангела в семейном склепе Арсеньевых. Над его могилой, как он и хотел, склоняет свои ветви и шумит листвой темный дуб.

Спасское-Лутовиново 

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись... Вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет», – писал Иван Сергеевич Тургенев.4 Значимость этих слов по-особому открывается в родном гнезде писателя – Спасском-Лутовинове. Здесь прошло его детство, сюда он неизменно возвращался из многочисленных странствий по России и Европе.

Самое значительное и самое прекрасное из всего написанного Иваном Сергеевичем создавалось здесь, в сельской глуши, в глубине России. Через все его сочинения проходит чистая и нежная память о пологих холмах, берёзовых рощах, светлых родниках и широком небе родной страны.

В Спасском-Лутовино прошло детство писателя. Сюда он приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте. На этой земле создавались романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», многие повести и рассказы, стихотворения в прозе. Здесь прикоснулся он душой к неисчерпаемым богатствам родного языка. Отсюда начинается история его «Записок охотника». В разное время у Тургенева в Спасском побывали А. А. Фет, М., Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой и многие другие виднейшие представители русской культуры.

В Спасском можно в полной мере почувствовать красоту и обаяние природы средней полосы России. Вековые липы, дубы, вязы, клёны, берёзы, ели, серебристые тополя перемежаются лужайками, заросшими травой и цветами. Парк в Спасском-Лутовинове сохранил характерные черты старинных дворянских усадеб и по праву считается одним из самых красивых усадебных парков России. Писатель любил отдыхать в тени его благоухающей зелени.

Гордость парка до сих пор – липовые аллеи в центральной части. Две скрещённые аллеи вместе с главной образуют римскую цифру XIX, знаменуя, по-видимому, начало XIX века, время основания парка. Одну из липовых аллей – теперь это огромные деревья – Иван Сергеевич посадил сам во время ссылки. Её стали называть «аллей ссыльного».

Липовые аллеи больше всего нравились писателю во время цветения. «Липовые аллеи, – писал он повести «Фауст», – особенно хороши стали. Люблю я эти аллеи, люблю серо-зелёный нежный цвет и тонкий запах воздуха под их сводами, люблю пестреющую сетку светлых кружков по тёмной земле». Невдалеке от дома, возле начала центральной аллеи, широко раскинул свои ветви могучий дуб, которому более ста пятидесяти лет. Его посадил в детстве сам Тургенев на просторной поляне за лутовиновским домом. В повести «Фауст» писатель рассказывал: «Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера, среди дня, я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было. Кругом трава так весело цвела; на всём лежал золотой свет, сильный и мягкий; даже в тень проникал он». Пруд и живописные места вокруг него особенно притягивали Тургенева.


Ясная Поляна

Ясная Поляна является своеобразной столицей среди русских усадеб. В конце XVII века мало кому известные ныне Карцевы основали усадьбу неподалеку от Тулы. Основные черты усадьбе, однако, придал следующий владелец граф Волконский. Спустя столетие усадьба стала известна всему миру и до нынешних времен почитается, как родовое имение великого писателя графа Льва Толстого, внука графа Волконского. Здесь он родился в 1828 году, здесь жил и творил. В этом усадебном доме были написаны «Война и мир» и «Анна Каренина». Здесь же в усадьбе находится и могила писателя.

Отсюда начиналось его познание Родины. Здесь выросла его беспредельная и действительная любовь к России. С Ясной Поляной связан весь героический литературный путь Толстого. С Ясной же Поляной связаны и первые шаги писателя на пути к народу и его многогранная общественная деятельность.
Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Здесь, вдали от социальных контрастов города, он обретал относительное душевное равновесие и возможность заниматься творческим трудом. До самой старости он остро и молодо чувствовал красоту и силу родной земли.

23 сентября 1862 года  Лев Николаевич женился на дочери московского гоф-медика Софье Андреевне Берс. Жизнь молодых большей частью проходила в Ясной Поляне, где молодой графине поначалу было нелегко освоиться. Постепенно она сумела стать настоящей хозяйкой усадьбы, и вскоре женская рука стала чувствоваться здесь во всем: дом стал уютнее и удобнее, вокруг него появились нарядные цветники. Все больше внимания хозяйству уделял и Лев Николаевич. Он расширил дедовский яблоневый сад. Постепенно площадь яснополянских садов выросла в 4 раза и превысила 40 гектаров. Всего в Ясной Поляне было посажено пять садов: Красный, Молодой и Старый, а также сады у Дома Волконского и у Большого пруда. Каждую весну Толстые любовались необыкновенной красотой цветущих садов. «Яблони цветут необыкновенно, - писала в дневнике Софья Андреевна. – Что-то волшебное, безумное в их цветении. Я никогда ничего подобного не видала. Взглянешь в окно в сад и всякий раз поразишься этим воздушным, белым облаком цветов в воздухе, с розовым оттенком местами и с свежим зеленым фоном вдали».
Сады давали устойчивый доход имению. Их всегда сдавали в аренду съемщикам за цену от двух до пяти тысяч в год, а часть яблок по условиям договора оставляли себе.

Еще более масштабными оказались лесные посадки Толстого. До него яснополянские леса представляли собой участки старого лесного массива. Их старинные названия сохранились до сих пор: Чепыж, Старый заказ, Арковский верх. Лесоводческая деятельность Толстого значительно расширила лесные массивы Ясной Поляны; вновь появившиеся леса не только украсили собой усадьбу, но и принесли несомненную практическую пользу: закрепили расползающиеся склоны многочисленных оврагов. Кроме того, земли в районе Ясной Поляны были весьма бедными, и выгоднее было посадить здесь леса. В общей сложности лесные посадки в Ясной Поляне занимают огромную площадь – 254 гектара.

В детстве будущий писатель часто играл с братом Николаем в придуманную братом игру - «Муравейное братство». Для того чтобы все люди были здоровы и счастливы, нужно было найти зарытую на краю оврага в лесу «Старый заказ» зеленую палочку, на которой и написан рецепт всеобщего благоденствия. Здесь же «на месте зеленой палочки» писатель завещал его похоронить, «в деревянном гробу, без всяких обрядов».

Почему так дороги были усадьбы для писателей и сыграли такую важную роль в формировании их личности? Вероятно, потому что для русских дворян их родовые усадьбы воплощали идеальный мир. Сколько мечтателей родилось в усадьбах, сколько высоких мыслей оказалось соткано из усадебного воздуха. Не случайно русскую усадьбу называют процессом «человекотворения».

Заключение

Миропонимание русского человека всегда исходило из его взаимоотношения с окружающим миром. Усадьба дарила своим обитателям особое чувство душевного покоя, рождала ощущение определенной замкнутости мира (чувство дома), цикличности идущего в нем времени. Невозможно представить себе дворянского имения без сада (так раньше назывался парк), и создавался он не для получения урожая, а для эстетического наслаждения. С этим участком возделанной и облагороженной земли были связаны воспоминания о любовных свиданиях, грустных, одиноких прогулках, встречах и прощаниях… и, конечно, надежды. В изображении сада в поэтических произведениях есть какой-то утраченный нашим пониманием смысл, как есть он и в построении садов в «дворянских гнёздах». Сад влиял на формирование человека, пробуждая в нём желание творчества, способствуя его лирической настроенности. Сегодня мы не в силах найти «тот тайный смысл построения сада, который когда-то был в нём заложен. Разрушение усадебной жизни нарушило прежде естественную связь с окружающим ландшафтом, ощущение родного простора и привычную необходимость сбережения знакомых с детства или юности холмов, прудов, ручейков, полян и лесов... и еще многого. В новой реальности русский человек, волей-неволей, сам необратимо изменяется. С этими, на первый взгляд, несущественными утратами неминуемо уходит то, что веками составляло отличительные народные черты - любовь к Отечеству, к отчему дому, своим корням, к удивительному пейзажу, возвышенная, идеалистическая мечтательность, сентиментальность, гостеприимство, доброта и терпение к ближним... Их сменили частое равнодушие и глухота к страданиям.

Китайская пословица всего несколькими словами удивительно точно передает значение сада для человека «Тот, кто сажает сад, сажает счастье!». Поэтому парки и сады надо вернуть человеку. Значит, создавая сады, мы будем умножать счастье наших родных, близких, друзей.



Литература


Анненский И. Ф. Книги отражений. М., 1979.

Богданов Б. В. «Когда вы будете в Спасском...». – ИПО «Лев Толстой», Тула, 1993.

Егорова Е.Н. Пушкинские усадьбы и парки в стихах русских поэтов конца XVIII – начала XX века // Очарование Пушкинских мест. – М.: Столичный бизнес, 2003.

Лихачев Д.С.Поэзия садов.СПб.,1991.

Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей.– Л.: Наука, 1998.

Н.Никитина. Ясная Поляна. Путешествие с Львом Толстым. Тула, 2002.

Интернет-ресурсы

http:www.google.ru.

http://pushkin.ellink.ru/ Музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское».

http://www.spasskoye-lutovinovo.ru/ Государственный мемориальный музей-заповедник И. С. Тургенев«Спасское-Лутовиново»

http://ypmuseum.ru/ Ясная Поляна

Википедия




















1 Лихачев Д.С.Поэзия садов.СПб.,1991.с.25

2 Анненский И. Ф. Книги отражений. М., 1979. С. 308.

3 Егорова Е.Н. Пушкинские усадьбы и парки в стихах русских поэтов конца XVIII – начала XX века // Очарование Пушкинских мест. – М.: Столичный бизнес, 2003

4 Богданов Б. В. «Когда вы будете в Спасском...». – ИПО «Лев Толстой», Тула, 1993.


26


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.