Научно-исследовательская работа по краеведению «Сердце Лады» (2 класс)
Городской конкурс исследовательских работ «Я – исследователь»
Секция: краеведение
Название работы:
«Сердце Лады»
Автор работы:
Кульков Денис Сергеевич
г.о. Тольятти
МБУ «Школа № 58»
2 класс
Научный руководитель:
Гамзова Наталья Петровна
учитель начальных классов
МБУ «Школа № 58»
г. Тольятти
2017
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………………………………….2
Автоград и АвтоВАЗ. История создания…………………………………………….3
Модельный ряд автомобилей…………………………………………………………..4
Двигатель – сердце автомобиля. …………………………………………………….12
Мои исследования. ………………………………………………………………..………..13
Заключение……………………………………………………………………………………….14
Мое изучение и практический опыт…………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………………………16
Введение.
Актуальность темы.
Автомобили являются неотъемлемой частью нашей жизни. Он используется в разных сферах деятельности человека. Это и службы такси, и работа полицейских, да и просто в каждой семье автомобиль - это незаменимый помощник. А что приводит его в движение? У каждой машины есть сердце – это двигатель.
Целью моей работы является изучение истории развития АвтоВАЗа, автомобилей и двигателей Лада. Практическое исследование сборки двигателя и его испытание.
К началу шестидесятых годов по дорогам СССР колесили «Запорожцы», «Москвичи», «Волги» и «Победы». Однако огромной развивающейся стране не хватало легковых машин. Автомобили было почти невозможно купить - их распределяли только по спискам на предприятиях. Поэтому в июле 1966-го года ЦК КПСС принято решение о строительстве нового автозавода. Ему следовало стать самым большим автопроизводителем в стране, чтобы удовлетворить потребность советского гражданина в личном автомобиле. Так началась история Волжского автозавода. Завод был построен в рекордные сроки. Потребовалось всего три года из отведенных шести. Производственное оборудование для ВАЗа изготавливалось на 844 заводах СССР, 900 заводах других социалистических стран, а также в странах Европы и в США.
За всю историю в Тольятти собрали свыше 28,5 миллионов машин 40 различных серийных моделей. В масштабах страны каждая новая модель компании становилась событием и пользовалась устойчивым спросом.
В этом году АвтоВАЗу исполнилось 50 лет. Эта значимая дата не только для завода, но и для города.
История развития АвтоВАЗа.
Строить новый современный автозавод в Тольятти поручили дружественным Советскому Союзу итальянцам. Договор, подписанный Министерством автомобильной промышленности СССР с концерном «Фиат» в августе 1966 года, подразумевал не только возведение предприятия полного цикла, но и оснащение его оборудованием, а также обучение персонала. Новое производство нарекли «ВАЗ» - Волжский автомобильный завод.
Эмблему для моделей ВАЗа должны были придумать советские дизайнеры. Идея поместить на значке ладью, как и сам эскиз будущего логотипа, принадлежит сотруднику столичного руководства завода Александру Декаленкову. Изготавливать эмблемы для машин поручили итальянцам.
3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вырыт первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).
1 марта 1970 года первые 10 кузовов будущих автомобилей выдал цех сварки, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», по конструкции в основном повторявших итальянскую модель «FIAT-124», но собранных почти полностью из локализованных комплектующих.
Вместе с АВТОВАЗом появился Автозаводский район. Одновременно с подписанием постановления о строительстве завода (20 июля 1966) правительство страны приняло решение о создании нового жилого района. В марте 1967 года был забит первый колышек разметки под коммунальные сети Автограда, а 29 марта был вынут первый ковш земли — началось строительство жилого района, осуществлявшееся параллельно с возведением объектов автозавода. 31 октября 1967 года управлением «Жилстрой» был заложен фундамент первого дома в Автозаводском районе города Тольятти.
Знак на въезде в Автозаводский район
Строительство велось параллельным методом: жилые кварталы строились почти одновременно с их планированием. Новый район создавался «с нуля», и это позволяло учесть географические особенности местности. Например, улицы расположены под таким углом, что город хорошо продувается ветрами с Волги. Это один из факторов, улучшающих экологическую обстановку в районе. Архитекторы, будучи практически не ограниченными в масштабах стройки, спроектировали автодороги достаточно широкими по меркам 1960-х годов, чтобы они могли пропускать большое количество транспорта. При том, что концентрация автомобилей в Тольятти сегодня примерно такая же, как в Москве проблема пробок здесь не столь актуальна, как в столице. Озеленение кварталов осуществлялось по научной системе, и были применены долговечные и хорошо очищающие воздух породы деревьев и кустарников.
Модельный ряд автомобилей.
ВАЗ 2101
19.04.1970г. Волжским автомобильным заводом была выпущена первая модель, ставшая родоначальницей автомобилей семейства «Жигули» - ВАЗ 2101. Этот 5-ти местный, заднеприводный, 4-х дверный «седан» с карбюраторным двигателем объемом 1,2л.
ВАЗ 2102
Первый автомобиль ВАЗ-2102 сошел с конвейера Волжского автомобильного завода в 1971 году. Его кузов был удлинен, что было удобно для перевозки грузов.
ВАЗ 2103
В 1972 году ВАЗ запустил в производство более мощную версию «Жигулей» — ВАЗ-2103. Новый двигатель достигал скорости в 100 км/ч за 15 с. За 12 лет было выпущено 1 304 899 автомобилей «третьей» модели.
ВАЗ 2104
ВАЗ-2104 — легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа универсал. Разработан на Волжском автомобильном заводе. Выпускается с 1984 года.
ВАЗ 2105
Модель ВАЗ-2105 — заднеприводный четырехдверный пятиместный седан АвтоВАЗа. В 1980 г. появился первенец "второго поколения" заднеприводных автомобилей.
ВАЗ 2106 Серийное производство ВАЗ 2106 началось в 1976 году. Это одна из самых популярных и продаваемых моделей производства Волжского автомобильного завода. За всю историю выпуска ВАЗ 2106 – вплоть до 2002г., их было произведено более 4 млн.
ВАЗ 2107
ВАЗ 2107 – 4-х дверная 5-ти местная заднеприводная модель и кузовом типа «седан». Создана на базе ВАЗ 2105. Серийное производство ВАЗ 2107 началось в 1982г.
ВАЗ 2108 ВАЗ-2108 впервые появился в 1984 году. Эта модель с трехдверным кузовом хэтчбек стала воистину эпохальным событием не только для Волжского автозавода, но и для отечественных автолюбителей. Данная модель имела 16 модификаций.
ВАЗ 2109
Lada Sputnik (Samara) — пятидверный переднеприводный хэтчбек. Разработан и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1987 по 2004 год. ВАЗ 2109 представлена в 9-ти модификациях.
ВАЗ 21099
ВАЗ-21099 Спутник/Samara Forma - это четырехдверный седан Волжского автозавода - последняя модель семейства "Самара" первого поколения.
Модель ВАЗ 21099 выпускается с 1990 года. "Девяносто девятая" - это, в сущности, "девятка" с четырехдверным кузовом седан, имеет 7 модификаций.
ВАЗ 2110
ВАЗ-2110 (седан) стал серийно выпускаться в 1996 году. В отличие от предыдущих моделей, в автомобиле ВАЗ-2110 заложены новые оригинальные разработки.
«Десятка» имеет 11 модификаций.
ВАЗ 2111
ВАЗ-2111 (экспортное название Lada 111)- первый переднеприводный вазовский универсал, серийно выпускается с конца 1998 года.
Это "семейный" автомобиль для поездок по городу и для путешествий, а так же он статнет незаменимым для тех, кому часто приходится перевозить небольшие партии грузов. «Одиннадцатая» имеет 8 модификаций.
ВАЗ 2113, хэтчбек 3 дв.
Трехдверный пятиместный хетчбек семейства САМАРА-2 - ВАЗ-2113, на базе автомобиля LADA 2108, появился в серийном производстве только осенью 2004 года.
ВАЗ 2114, хэтчбек 5 дв.
Первые экземпляры ВАЗ 2114 были собраны на заводском конвейере в 2000 г. Серийный выпуск автомобиля начался с апреля 2003 года. Данная модель имеет две модификации.
ВАЗ 2115
Только в 1996 году «пятнадцатую» начали мелкими сериями выпускать в опытно-промышленном производстве ВАЗа. С 2001 г. началась сборка и на заводском конвейере.
LADA Kalina
Семейство Kalina, включавшее в 2006 г. две модификации — LADA 11183 седан и LADA 11193 хэтчбек, — в 2007 г. пополнилось версией LADA-11173 универсал.
LADA Priora
В 2007 г. начались продажи первенца семейства Priora с кузовом седан.
ВАЗ 2121 Нива
ВАЗ 2131 Нива
ВАЗ-2121 полностью оригинальная, чисто вазовская конструкция, целиком разработанная заводскими инженерами. Рождался автомобиль в те далёкие годы, как говорится, на одном дыхании. В 1972 году два первых «крокодила» быстро доказали своё право на достойное место под солнцем. Имеет 20 модификаций.
ВАЗ 2112 5 дв.
Модель Lada 112 (ВАЗ-2112), выпускаемая Автовазом с 2000 года, является завершающей в «десятом» семействе. имеет современный дизайн и более спортивный характер по сравнению со своими предшественниками.
ЛАДА ГРАНТА 2190 Lada Largus.
Эти автомобили выпускаются с 2011 года.
LADA 4*4 Urban
Автомобиль и получил более современный вид, посвежел, похорошел и сохранил при всем при этом классические качества внедорожника. Выпускается с 2014 года.
LADA Vesta
LADA Vesta стильная, стремительная, яркая - такая, каким и должен быть автомобиль LADA нового поколения. С конвейера автомобиль сошел в 2015 году.
LADA XRAY
LADA XRAY – компактный хэтчбек, выполненный в стиле SUV. Автомобиль создан в рамках сотрудничества Альянса Renault-Nissan и АВТОВАЗа на глобальной платформе В0.
Двигатель – сердце автомобиля.
Двигатель – самая важная из систем автомобиля. Без двигателя нет движения, а следовательно, нет автомобиля. По аналогии со строением человека, двигатель – сердце автомобиля.
В соответствии с предназначением двигатель является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля. Для того, чтобы получить механическую энергию, в двигателе автомобиля преобразуется другой вид энергии (энергия сгорания топлива, электрическая энергия и др.). Источник энергии при этом должен находиться непосредственно на автомобиле и периодически пополняться.
30 июля 1970 года первый двигатель для ВАЗ 2101 был собран на АвтоВАЗе механосборочным производством в цехе сборки двигателей, но уже в 1974 году был собран миллионный двигатель. Эти двигатели были карбюраторные.
Характеристики двигателя ВАЗ 2101
Годы выпуска – (1970 – 1983)
Материал блока цилиндров – чугун
Система питания – карбюратор
Тип – рядный
Количество цилиндров – 4
Клапанов на цилиндр – 2
Ход поршня – 66 мм
Диаметр цилиндра – 76 мм
Степень сжатия – 8,5
Объем двигателя ваз 2101 – 1198 см. куб.
Мощность двигателя ваз 2101– 59 л.с. /5600 об.мин
Крутящий момент – 89 Нм
Топливо – АИ92
Расход топлива — город 9,4л. | трасса 6,9л. | смешанн. 9,2л/100 км
Расход масла — 700 гр. на 1000 км
Вес двигателя ваз 2101 — 114кг.
Габаритные размеры двигателя ваз 2101 (ДхШхВ), мм — 540х522х621
C 1984 в истории двигателестроения начался новый период производства двигателей для переднеприводных автомобилей. Был выпущен двигатель ВАЗ 21081 объемом 1,1 литра и мощностью 54 л.с.
История развития переднеприводных двигателей ЛАДА продолжилась разработкой и выпуском в 1998 году 16-клапанного двигателя. С того времени двигатель постоянно модернизировался и совершенствовался. Улучшались характеристики, увеличивалась мощность, модельный ряд становился шире.
В 2016 году начался выпуск двигателя на новые модели автомобилей ЛАДА «Веста» и ЛАДА «Х –Рэй». Этот двигатель стал флагманом двигателестроения АвтоВАЗа.
Основные параметры:
рабочий объем — 1774 см³
мощность — 122 л.с.
крутящий момент — 170 Н·м при 3750 об/мин.
Такое сердце машины будет биться долго и безотказно.
Мои исследования.
Эта тема не дает мне покоя, и я захотел лично узнать, как же рождается сердце ЛАДЫ. Для проведения своей исследовательской работы, я попал на АвтоВАЗ. Был очень впечатлен.
Мне довелось принять непосредственное участие в сборке двигателя. Двигатель состоит из более двухсот деталей, собирается на автомотической линии. Я попробовал закрутить несколько деталей двигателя, это было интересно.
Дальнейшее исследование продолжилось в кабине испытания двигателя. Я услышал и увидел, как начинает биться «Сердца» автомобиля. На меня надели наушники, но даже через них я слышал сильный рев двигателя. Это настоящая мощь, которая оживляет машину.
А на днях я побывал на «Рождественских гонках» и мне удалось продолжить свои исследования прямо в парке гоночных автомобилей. Впервые в истории этих соревнований, которые проводятся с 1996 года, пилоты выступили на спортивных LADA Vesta. Я услышал как «билось сердце» спортивной LADA Vesta, от «рева» мотора у меня закладывало уши. Мощность мотора достигает 170 л.с., что позволяет машине «лететь по трасе».(видео)
Заключение.
В результате своей работы я узнал об истории развития самого большого автомобильного завода страны АвтоВАЗа, ознакомился с модельным рядом автомобилей и двигателей. Понял, что двигатель действительно является «сердцем» автомобиля и главной его частью.
На сегодняшний день выпускается более 20 моделей двигателей и около 100 их модификаций. За всю историю АвтоВАЗа было собрано 32 млн. двигателей.
В дальнейшем планирую изучить более подробно технологию сборки двигателя и принципы его работы.
Практические навыки сборки и испытания двигателя.
16 июля 2016 года мне посчастливилось стать участником сборки двигателя для автомобиля ЛАДА. В первую очередь я познакомился с основными деталями двигателя. Увидел автоматическую линию по сборке двигателей и наблюдал за ее работой. Некоторые детали мне разрешили прикрутить самому. На сборку одного двигателя затрачивается более одного часа.
После сборки двигателя я участвовал в процессе его испытания. Когда завели двигатель, раздался сильный рев, который я услышал даже сквозь специальные наушники.
Испытание двигателей необходимо для того чтобы оценить качество работы отдельных узлов и деталей двигателя, как и двигателя в целом, а так же снимаются его характеристики.
15 января 2017 года мне удалось заглянуть под капот спортивной LADA Vesta где я увидел «сердце» спортивного автомобиля, которое поразило меня своей мощностью.(видео)
Список используемой литературы:
Шаврин А. Страницы истории, книга первая.
Шаврин А. Страницы истории, книга вторая.
Шаврин А. Страницы истории, книга третья.
Шаврин А. Страницы истории, книга четвертая.
http://chronograph.livejournal.com/106885.html
http://smotra.ru/users/rubiroid/blog/89885/
http://atlantic.lada.ru/ds/news_dealer.php?news_id=3503648
Личный архив фотографий,коллекция моделей автомобилей,значков и видео.
Шестакова Айгуль Инсафовна