Исследовательская работа "Имя моей улицы"
Автор публикации: А. Астрелина, ученица 1В класса
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр»
с. Кинель – Черкассы муниципального района Кинель - Черкасский
Самарской области
Секция: «Общественно-гуманитарные науки»
Предметное отделение: Краеведение
Тема: Имя моей улицы
с. Кинель - Черкассы 2020 год
Содержание
Введение
Глава I. История моей улицы
1.1. Жизнь и деятельность С.П.Королёва
1.2. Человек в космосе
1.3 Награды и звания
1.4 Память
Глава II. Мои исследования
2.1 Опрос среди одноклассников
2.2 Настоящее улицы Королёва и ее перспективы
Заключение
1. Мои выводы
2. Мои предложения
Список источников
Введение
Любовь к Отечеству зарождается с малого - с любви к своему дому, городу, краю, улице. В настоящий момент в нашей стране стоит большая проблема – как воспитать патриота и гражданина Родины? Думаю, что эту задачу можно решить через воспитание, нас обучающихся, на примере героического прошлого нашей страны, края и даже улиц.
Порой мы ежедневно ходим по давно знакомым улицам и даже не задумываемся, почему улица носит то или иное название? Как называлась раньше и почему? Кому посвящены памятники и мемориальные доски? Кто из знаменитых людей ходил и жил на улицах наших городов и сёл?
Улицы - немые свидетели и хранители истории наших городов. Многие улицы названы в честь писателей и поэтов, композиторов, коммунистических деятелей, знаменательных дат и праздников, героев гражданской и Великой Отечественной войн.
Я люблю своё село, где родилась, село, где живут мои самые близкие люди – мои родители. Мы с семьей часто гуляем по улицам нашего села. Я живу на улице, которая носит имя Сергея Павловича Королёва. Много раз, идя по родной улице, я задавала родителям вопрос о том, кто такой Королёв и почему в честь него она названа? Родители объясняли мне, что это знаменитый советский учёный, инженер-конструктор и основоположник практической космонавтики. Эта информация меня очень заинтересовала, и я решила, ознакомиться с ней подробней.
Таким образом, моё любопытство переросло в исследовательскую работу «Имя моей улицы».
Мне кажется, что, изучая прошлое своей Родины, у многих молодых современных людей проявится патриотическое сознание, чувство верности к своему Отечеству, уважение к старшему поколению.
Актуальность работы заключается в том, что каждый житель нашего села должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания.
Объект исследования: улица С.П.Королёва села Кинель-Черкассы Самарской области Российской Федерации.
Предмет исследования: жизнь и деятельность С.П.Королёва.
При работе я поставила гипотезу:
Если каждый житель Кинель-Черкасс с детских лет будет интересоваться и знать историю своего посёлка, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.
Главная цель моей работы:
Собрать и изучить информацию об истории названия улицы Королёва в селе Кинель-Черкассы.
Задачи:
1. Изучить историю названия моей улицы.
2. Познакомиться с биографией Сергея Павловича Королёва.
3. Узнать об особенностях его трудовой деятельности (наградах и званиях).
4. Рассказать о результатах исследования ученикам моего класса.
Методы исследования:
- опрос учащихся, жителей поселка
- чтение литературы, поиск информации в сети Интернет
- обращение в сельское поселение Кинель-Черкассы и работа с архивными источниками
- обращение в библиотеку
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении предметных недель, классных часов.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава I. История моей улицы
1.1. Жизнь и деятельность С.П.Королёва
Сергей Павлович Королёв (1907-1966) - выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, он является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники представляют исключительную ценность для развития отечественного ракетного вооружения, а в области космонавтики имеют мировое значение. Он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.
С.П. Королёв родился 12 января 1907 г. в г. Житомире в семье учителя русской словесности П.Я. Королёва. Уже в школьные годы Сергей отличался неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции - «безмоторного самолета К-5». Поступив в 1924 г. в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где получил известность как молодой способный конструктор и опытный планерист. Спроектированные и построенные им летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета, показали незаурядные способности Королёва.
В 1933 г. на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И.Т. Клейменова. С.П. Королёв назначается его заместителем.
В 1938 г. Королев был арестован Военной Коллегией Верховного Суда СССР и приговорен к 10 годам лагерей. Год он провёл в Бутырской тюрьме. На допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям. В 1939 г. попал на Колыму, где находился на золотом прииске. В 1940 г. направлен на новое место заключения - в московскую спец тюрьму, где под руководством А.Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 г. в другую тюрьму при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. В 1957 году С.П.Королёв был полностью реабилитирован.
В 1946 г. создан единый научно-исследовательский институт, где главным инженером газначен С.П. Королёв. В 1948 г. С. П. Королёв начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 и в 1950 г. успешно сдает ее на вооружение.
1.2 Человек в космосе
Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С.П. Королёв стремился к большему - к покорению космического пространства. В 1955 г. С.П. Королёв, М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли. И уже 4 октября 1957 г. С.П. Королёв запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Работы над спутниками ведутся параллельно с подготовкой полета в космос человека.
12 апреля 1961 г. С.П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», он реализует первый в мире полет человека-гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.
Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем. На следующий год - совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6».
С 12 по 13 октября 1964 года на более сложном космическом корабле «Восход» в космосе был экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача.
Первый в мире выход в открытый космос состоялся 18 марта 1965 года во время полёта корабля «Восход-2» с экипажем из двух человек. Космонавт А. А. Леонов в скафандре вышел через шлюзовую камеру и находился вне корабля около 20 минут.
1.3. Награды и звания
С.П. Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. За свой неоценимый вклад Сергей Павлович удостоен следующих званий:
- Дважды Герой Социалистического Труда.
- Награждён тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.
- Лауреат Ленинской премии.
- Академик АН СССР.
- Почётный гражданин городов Королёв, Калуга и Байконур.
1.4. Память
При жизни его имя было засекречено, не упоминалось в новостях ни при запуске первого спутника Земли, ни при полёте первого человека в космос, и
лишь после смерти в его честь стали называть улицы и проспекты, устанавливать памятники.
Дома-музеи
В 1970 году в Житомире, в доме, где родился Королёв, открыт дом-музей С. П. Королёва.
В 1975 году в Москве, в доме, где Королёв жил и работал последние годы жизни, открыт Мемориальный дом-музей академика С. П. Королёва.
В 1987 году в Житомире открыт Музей космонавтики имени Сергея Павловича Королёва.
Памятники
Памятники Сергею Павловичу Королеву установлены Москве, Чебоксарах, Королёв (Московская область) на проспекте Королёва, в Таганроге, в Самаре около национального исследовательского университета имени Королёва и многих других городах России и ближнего зарубежья.
Космические тела
В честь Сергея Павловича назван кратер на Марсе, кратер на обратной стороне Луны и астероид.
Учреждения:
- Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им. С. П. Королёва.
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва (Самарский университет). В 2011 году возле университета установили бюст Сергею Королёву.
- Житомирский военный институт имени С. П. Королёва.
- Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв».
- Дом Культуры имени С. П. Королёва в Киеве.
- Средняя школа № 20 им. С. П. Королёва Черёмушкинского района Москвы В школе также действовал небольшой музей Королёва.
- Школа имени академика С. П. Королёва г. Тольятти (2016).
Именем Королёва названы улицы, проспекты, бульвары, микрорайоны и площади.
Глава II. Мои исследования
2.1 Опрос среди одноклассников
В ходе исследовательской работы мы провели опрос среди одноклассников, жителей улицы и учителей школы. Предлагались следующие вопросы:
Знаете ли вы, что в Кинель-Черкассах есть улица Королёва?
Известно ли вам, почему она так называется?
3. В каком году была основана?
Опрошены | Знаете ли вы, что в Кинель-Черкассах есть улица Королёва? | Известно ли вам, почему она так называется? | В каком году была основана? | |||
Ответили (да) Не ответили (нет) | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет |
Одноклассники (22 человека) | 23 | 4 | 0 | 27 | 0 | 27 |
Жители села (20 человек) | 15 | 5 | 19 | 1 | 0 | 20 |
Учителя (15 человек) | 13 | 2 | 13 | 0 | 2 | 13 |
Результаты получились любопытными. В классе 27 учеников: опрошены были все, но правильного ответа на все вопросы не дал никто. Этот факт очень печален. И многие взрослые не дали верного ответа.
Это натолкнуло меня на мысль, что каждый уважающий себя человек должен знать историю родного города, а тем более историю улицы, на которой он проживает. Знание и понимание истории своей улицы позволяет почувствовать себя частицей малой Родины.
2.2 Настоящее улицы Королёва и ее перспективы
Сегодня улица Королёва – это тихая небольшая сельская улица. Здесь, на недавно расположенном поле колхоза им.Ленина, находятся современные красивые дома. Каждое лето, как грибы, отстраиваются новые, непохожие друг на друга, архитектурные дома-шедевры.
Зимой не отстроенная поляна превращается в место прогулок лыжников, а летом - в прекрасный цветущий луг.
В будущем улицу Королёва я представляю обновлённой, заасфальтированной, с удобными пешеходными дорожками, вдоль которых тянутся клумбы с издающими аромат, декоративными цветами.
Заключение
1. Мои выводы
Нам, молодым, которым жить и творить в 21 веке, не безразлична судьба нашей Родины.
И хотелось бы обратиться ко всем людям словами А.Е.Ферсмана: «Познайте свою гору и речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое».
Подводя итог нашей работы, мы можем сделать следующие выводы:
• Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Мы должны знать своих героев, гордится ими, и увековечить память, называя улицы их именами.
• Если каждый житель Кинель-Черкасс с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любовь к нему.
• Теперь я с гордостью могу ходить по родной улице.
2. Мои предложения:
Предлагаю каждому ученику провести небольшое исследование об истории названия его улицы.
Предлагаю провести классный час, на котором все обучающиеся нашего класса получат возможность познакомиться с жизнью Сергея Павловича Королёва.
Список источников
Большая Советская энциклопедия
Космонавтика. Энциклопедия / В. П. Глушко. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — 528 с. — 75 000 экз.
Голованов Я. К. «Королёв: Факты и мифы» Герои Советского Союза.
https://ru.wikipedia.org/wiki.
11