12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шефер Анастасия Дмитриевна44

Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат № 23

среднего общего образования Открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

г. Слюдянка








Исследовательская работа


Молоко – полезный продукт!









Автор реферата:

ученик 4 «А» класса

школы – интерната №23 ОАО «РЖД»

Никитин Даниил Дмитриевич

Научный руководитель:

Учитель начальных классов –

Шефер Анастасия Дмитриевна









2021 – 2022 учебный год

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….....3

1. Теоретическая часть………………………………………………………………….5

1.1. Что такое молоко? Молоко в истории………………………………………………5

1.2. Состав молока……………………………………………………….........................6

1.3. Полезные свойства молока ………………………………......................................7

1.4. Различия домашнего и магазинного молока……………………………………….8

2. Исследовательская часть…………………………………………………………...10

2.1.Микроскопическое исследование молока………………………………………….10

2.2. Что знают мои одноклассники о молоке? Анкетированное тестирование……..10

2.3. Опыты, исследуемые с молоком…………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………………...17

Список использованной литературы…………………………………………..........18

Приложение №1

















Введение

Молоко – это слово всем знакомо. Все дети с самого раннего возраста знают вкус молока. О том, что молоко полезно, мы слышим от мам и бабушек, в детском саду от воспитателей, затем от учителей. Молочные продукты просто необходимы для питания человека во все периоды его жизни, особенно для питания детей, пожилых людей и больных. Пейте дети молоко, будете здоровы – гласит мудрая, народная, старинная пословица. Если эта пословица старинная, значит, люди издавна знали, что молоко полезное. Но правда ли, что молоко полезное? Я заинтересовался этой темой и решил узнать об этом продукте как можно больше.

Актуальность исследования заключается в том, что укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию – одна из важнейших задач нашего общества, но, к сожалению не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр). Проблема правильного питания очень актуальна для нас - школьников, необходимо говорить о пользе и значимости молока и молочных продуктов. 

Цель исследования: формирование знаний о ценности и пользе молока для организма человека, развить интерес у детей к исследовательской деятельности и желанию познать новое.

Основными задачами исследования являются:

1.Расширить знания о том, что такое молоко, его истории.

2.Изучить состав молока.

3.Узнать о полезных свойствах молока.

4.Определить различия домашнего и магазинного молока.

5. Провести анкетированное тестирование среди моих одноклассников об их знаниях о молоке.

6. Провести интересные и познавательные опыты, исследуемые с молоком.

Объект исследования: молоко.

Предмет исследования: свойства молока.

Практическая ценность моего проекта заключается в том, что многие ребята, в том числе и я смогут изменить свое отношение к молоку и молочным продуктам, станут больше употреблять их в пищу. И возможно, в школьной столовой заметно меньше будет детей, отказывающихся от молочных блюд.

Структура проекта: сбор и обработка информации из различных источников, провести анкетированное тестирование одноклассников об их знаниях, о молоке, проведение интересных и познавательных опытов с молоком в домашних условиях.
























1. Теоретическая часть

1.1. Что такое молоко? Молоко в истории

Молоко – самый первый продукт, который пробует в своей жизни человек. Молоко – один из важнейших продуктов человека. Именно с молока начинается дорога в жизнь.

История знакомства человека с молоком является примерно 10 тысячелетие до нашей эры, когда появились первые свидетельства того, что люди стали использовать домашних животных не только в качестве силы и мяса.

Точное место появления молока неизвестно. По всей видимости, молоко животного человек впервые стал употреблять в пищу в 8-9 тысячелетии до нашей эры, когда народы, населявшие Средний Восток, сумели одомашнить овец и коз. В 7 тысячелетии на территории современной Турции люди начали пасти коров, таким образом, получив в свой рацион один из наиболее популярных современных продуктов.[7]

Испокон века люди ценили целебные свойства молока. Они называли его «соком жизни», «эликсиром жизни». Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством, Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей, академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой. С. Боткин называл молоко «драгоценным средством при лечении болезней сердца и почек».

Женщины мира использовали молоко, чтобы сохранить свою красоту и молодость на долгие годы: царица Египта Клеопатра ежедневно принимала молочные ванны, а жена Нерона Поппея всегда брала с собой в путешествие 500 ослиц, чтобы иметь возможность принимать молочные ванны, улучшающие кожу.

Промышленное производство молока и молочных продуктов в России было освоено в 18 в. До этого времени молоко продавали только на рынках, а проверяли его городские стражники, которые опускали в молоко саблю и по тому, как жидкость стекала, определяли жирность белого напитка. Первым молокозаводом было образцовое «молочное заведение», организованное в 1807 г. Н. Муравьевым. Известные декабристы А. Беляев и братья Крюковы организовали в Сибири промышленное производство сливок, варенца и масла.[2]

Дальнейшее становление молочного промысла в России связано с именем Н. В. Верещагина, который основал в селе Едимоново Тверской губернии единственную на тот момент в России школу молочного хозяйства. Верещагин организовал снабжение многих крупных городов молокопродуктами. А вот население Москвы в 1893 г. организованно начал снабжать молоком купец Чичкин. Получив блестящее образование за границей, промышленник и меценат открыл не только первый завод в Москве, но и учредил единственную в своем роде молочную лабораторию. Молоко потекло в столицу и благодаря специальным вагонам-ледникам, придуманным гениями инженерной мысли того времени. Только за один день завод Чичкина перерабатывал 60 тонн молока и производил сливки, сметану и творог. [5]

Такова краткая история молока и молочной отрасли в России до начала XX века. Перед октябрьской революцией одними из основных продуктов в Российской Империи оставались: масло, сыр, сметана, кефир и кумыс.

1. 2. Состав молока

Известно, что молоко сельскохозяйственных животных — ценный пищевой продукт. Молочные продукты просто необходимы для питания человека во все периоды его жизни, особенно для детей, пожилых людей и больных. Изучив литературу, можно выделить следующие составляющие молока:

Молочный жир - это богатый источник энергии для организма человека.

Белок молока является строительным материалом для клеток и служит источником антител, защищающих наш организм от инфекций.

Молочный сахар (лактоза) является источником энергии, легко усваивается и даёт чувство сытости, стимулирует нервную систему и служит лечебным средством при сердечно-сосудистых заболеваниях, а также способствует развитию в кишечнике полезной микрофлоры.

Минеральные вещества:

Кальций придаёт прочность скелету и зубам, участвует в работе мышц сердца.

Магний входят в состав костей, зубов, успокаивающе действует на нервную систему, нормализует работу сердца.

Фосфор необходим для развития костной системы, является составной частью нервных клеток и мозга.

Железо участвует в кроветворении, входит в состав красных клеток крови.

Фтор защищает зубы от кариеса.

Медь участвует в образовании гемоглобина крови.

Цинк необходим для процесса размножения.[8]

Витамины.

Почти все известные в настоящее время витамины содержатся в молоке. Витамин А – благотворно влияет на зрение, пищеварительную систему, печень и участвует в образовании белка в организме. Витамин Д помогает усвоению кальция, влияет на рост и крепость костей, зубов и волос. Витамины группы Б необходимы для пищеварительной и нервной системы человека, а также влияют на зрение, состояние кожи и аппетит.

Ферменты молока: это белковые вещества, влияющие на обмен веществ в организме. Липаза – фермент, расщепляющий жиры. Фосфатаза – участвует в кроветворении, костеобразовании, двигательной функции мышц. Каталаза – защищает организм от ядовитого воздействия некоторых веществ.

Гормоны: В молоке обнаружены такие гормоны, как гормон роста, адреналин, пролактин, окситоцин и много других полезных веществ, участвующих в процессах обмена, повышающих сопротивляемость организма, замедляющих старение и т.д. [1]

1.3. Полезные свойства молока

Молоко – это продукт, в котором большое содержание легко усваиваемого кальция. Он укрепляет и способствует росту детских костей, а также делает здоровыми зубы. Ни в одном другом продукте нет такого количества кальция и веществ, которые способствуют его усвояемости.

Молоко содержит в себе иммуноглобулины, которые помогают справляться с простудами и вирусными инфекциями. Регулярное его употребление, помогает укреплять иммунитет и предупреждает возникновение заболеваний.[3]

Благодаря содержанию в молоке аминокислот, этот напиток является хорошим успокаивающим средством, теплое молоко с медом перед сном, обеспечат спокойную ночь и здоровый сон.

Молоко также является очень полезным, для формирования комфортной работы желудочно-кишечного тракта, формирует правильный обмен веществ в организме. [4]

Усвояемость биологически активных веществ, которые есть в молоке, очень высока. Именно поэтому молоко входит в набор необходимых для детского питания продуктов (молоко, морская рыба, яйца, овощи, фрукты). Роль молока в жизнедеятельности человека хорошо отражена в индусской пословице: «Пей молоко и проживешь долго.[9]

Удивительно, но молоко также полезно в косметологии. Молоко прекрасно увлажняет кожу, снимает воспаления и раздражения. Все слышали о знаменитых молочных ваннах Клеопатры. Это же можно делать и в наши дни, просто вылив литр молока в теплую ванну.

Молоко является очень важным продуктом, необходимым для употребления подрастающего организма ребенка. Его пользу и положительное влияние на рост малыша сложно недооценить. Ведь самая первая еда для малыша – это молоко.

1.4. Различия домашнего и магазинного молока

Тем, кто привык пить домашнее молоко, магазинное кажется не таким вкусным, странным, «порошковым». То же самое относится и к покупателям, привыкшим употреблять магазинную продукцию: домашняя, по их мнению, более жирная. Приведу основные отличия домашнего молока от магазинного.

Для поддержания высокого уровня надоев производители магазинного молока применяют гормональные препараты, что ухудшает качество товара.

Домашние животные большую часть года находятся на свежем воздухе и на открытых выпасах. Исключение составляет холодное время года. Загоны специально оборудуются и адаптируются к естественным условиям. Основная ценность фермерских продуктов в том, что в них много Омега-3 жирных кислот. Это связано с употреблением свежей травы и другой зелени. [6]

Еще один важный критерий - это свежесть и срок реализации. По этим показателя часто сравнивают магазинную и домашнюю продукцию. Магазинная продукция тщательно обрабатывается и часто удивляет длительным сроком хранения. Она может долгое время находится в холодильнике и при этом не меняет свои вкусовые свойства, так как молокопродукты содержат необходимые консерванты, для продления срока годности продукта.

Полезные свойства домашних продуктов значительно выше. Отсутствие консервантов делают домашние продукты быстро портящимися. Домашнее молоко не будет стоять в холодильнике месяц, не изменив вкусовые или физические качества. В этом и есть особенность домашних продуктов: их нужно употреблять сразу и наслаждаться насыщенным и неподдельным вкусом деревенских продуктов.[9]


















2. Практическая часть

2.1 Микроскопическое исследование молока

За цвет молока отвечает одно из веществ, содержащихся в нем - белок казеин. Если посмотреть на каплю молока под микроскопом, то можно увидеть белые шарики. Это и есть казеин. Именно он окрашивает молоко в белый цвет.

Рисунок 1

t1662429250aa.pngt1662429250ab.jpgt1662429250ac.jpg

Рассмотрел под микроскопом молоко, увидел белые шарики.

Результат: в молоке содержится казеин, который окрашивает его в белый цвет.

2.2 Что знают мои одноклассники о молоке? Анкетированное тестирование

На практическом этапе исследования, совместно со своим руководителем, я провёл анкетирование среди моих одноклассников, учащихся 3 «А» класса школы-интернат №23 ОАО «РЖД» с целью выяснить: употребляют ли они молоко, считают ли они его полезным и какие молочные продукты любят мои одноклассники.

В анкетировании приняли участие 21 человек.

t1662429250ad.gif

t1662429250ae.gif

Проанализировав ответы на данные вопросы, можно сделать вывод, что большинство моих одноклассников любят пить молоко (15 человек), 5 человек молоко пить не любят и один человек предпочитает употреблять другое. Также все ребята, за исключением одного, считают молоко полезным продуктом (рисунок 1 и рисунок 2).

t1662429250af.gif

Любимым молочным продуктом нашего класса с отрывом в один голос является творог (16 человек), далее йогурт (15 человек), сметана (14 человек), одинаковое количество голосов 13 набрали сыр и творожные сырки, масло дети любят меньше всего (7 человек).

Проанализировав проведенное анкетирование учащихся 3 «А» класса, можно сделать вывод, что большинство одноклассников любят пить молоко и считают его полезным, а это значит, что они получают все полезные вещества и витамины, находящиеся в молочных продуктах. Я надеюсь, что те ребята кто молоко не пьет, изменят свое мнение, узнав о большой пользе для организма человека, обязательно его попробуют, и оно им понравится.

2.3 Практические опыты с молоком

Для своих опытов я использовал молоко двух видов. В стакане под №1 - молоко из пластиковой бутылки, в стакане под №2 – молоко из картонной коробки (тетрапак).

Опыт №1. Определение наличия крахмала в молоке.

Для придания молоку густоты, недобросовестные производители, могут добавить в него крахмал или муку. Для выявления наличия в молоке «посторонней» примеси нужно добавить в него несколько капель йода. Молоко с примесью должно посинеть, а чистое молоко - пожелтеть.

Материалы и оборудование: стаканы, молоко, раствор йода, пипетка.

Ход работы:

- наливаю молоко в стакан;

- добавляю несколько капель йода;

- оцениваю результат.

t1662429250ag.jpg

Мой результат: молоко разных производителей после добавления йода не посинело, а приняло желтоватый оттенок, следовательно, можно сделать вывод, что молоко не содержит крахмал или муку.

t1662429250ah.jpg


Опыт №2. Выявление в молоке примесей мела и соды.

Чтобы молоко долго не портилось, производители могут добавить в него мел или соду. Выявить эти примеси в молоке можно с помощью уксусной кислоты. Молоко без примесей быстро створожится, а образование пены говорит о наличии мела или соды.

Материалы и оборудование: стаканы, молоко, столовая уксусная кислота, чайная ложка.

Ход работы:

- наливаю молоко в стакан;

- добавляю чайную ложку уксусной кислоты;

- оцениваю результат.

t1662429250ai.png

Мой результат: при добавлении уксусной кислоты, молоко двух образцов створожилось, но молоко под №1 створожилось быстрее, хлопья получились немного выраженнее и густее, чем у молока под №2 из картонной коробки. Вывод – молоко не содержит примесей соды и мела.

t1662429250aj.png

Опыт №3. Фокус « Цветной взрыв в молоке».

Материалы и оборудование: глубокая тарелка, домашнее молоко, концентрированные пищевые красители, средство для мытья посуды (жидкое мыло), ватные палочки, пипетка.

Ход работы:

- развожу пищевые красители в маленькие баночки;

- наливаю в тарелку молоко комнатной температуры слоем 2-3 сантиметра;

- даю немного отстояться, успокоиться;

- с разных сторон в молоко капаю красители, стараясь их не смешивать;

- смачиваю ватную палочку средством для мытья посуды;

- касаюсь данной палочкой молока в центре тарелки;

- наблюдаю результат.

t1662429250ak.png

Мой результат: с восхищением наблюдаю, как волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки в разные стороны.

t1662429250al.jpg

Объяснение опыта:

Молоко состоит из воды и жира. Именно слой жира на поверхности не дает краскам раствориться в молоке. Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.

Так как мыло «толкается» во все стороны сразу, получается белый круг с цветным ободком.


























Заключение

Изучая различные источники, я получил нужные, полезные и интересные сведения обо всем, что касается молока и молочных продуктов. Работа помогла мне узнать много нового об этом полезном продукте. Теперь я знаю, что человек впервые стал употреблять молоко животных в 10 тысячелетии до нашей эры. Во все времена, люди высоко ценили целебные свойства молока, а также данный продукт спасал людей от смерти в голодные годы.

Удивительно, что в молоке содержатся все необходимые вещества, без которых человеческий организм не может нормально развиваться и существовать (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества). Эти вещества содержатся в молоке в сбалансированном количестве, легко усваиваются организмом ребенка, и часто являются уникальными, т.е. не повторяются в других продуктах питания. Молоко обладает бактерицидными свойствами, предотвращает развитие инфекций в организме, укрепляют иммунитет.

Проведённый мной опрос показал, что большинство ребят любят пить молоко, употребляют в пищу молочные продукты и считают его полезным для организма человека!

Я считаю, что цель моей работы достигнута, ребята теперь знают обо всех полезных свойствах молока, и те, кто не любит молоко, обязательно его попробуют, и оно им понравится! Я надеюсь, что проведенные мной опыты заинтересовали моих одноклассников, и у них тоже появится интерес познавать и открывать для себя что-то новое и интересное.









Список литературы

Базанова, А. В. Состав молока — что для чего полезно? / А. В. Базанова, Л. В. Смородинова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 1.1 (4.1). — 8 с.

История развития молочной промышленности: учебное пособие/Сост. Сидоренко И.В. – Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», 2015. – 104 с.

Молоко и молочные продукты: лечебные свойства продуктов/ В.В. Закревский, 2010. – 48 с.

Молочные продукты, полезные всем/М.Я. Бренц,1981. – 130 с.

Г.М. Джасим: статья – «Молоко и молочные продукты», выпуск июль 2015.

Источник:https://fishki.net/3344766-50-interesnyh-faktov-o-moloke-i-molochnyh-produktah.html.

Источник: https://www.nehudlit.ru/articles/moloko-v-istorii-ot-pervykh-upominaniy-do-nachala-xx-veka.html .

Источник: https://www.tavika.ru/2013/11/milk.html .

Источник: https://natalisharagovazm.blogspot.com/2015/12/blog-post.html .

Источник: https://foodandhealth.ru/molochnye-produkty/moloko /






Автор материала: Д. Никитин (4 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.